АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
г.Владивосток, ул.Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
«16» марта 2007 года Дело №А51–590/07 25-14
г.Владивосток
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.П.Хвалько,
При ведении протокола судебного заседания судьей О.П.Хвалько,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Восточный Международный Контейнерный Сервис»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю
о признании недействительным решения от №531 от 14.12.06г., требования №1713 от 19.12.06г., требования №230 от 19.12.06г.,
при участии в заседании:
от заявителя: адвокат Хлопенюк А.В. по доверенности от 14.12.06г.;
от налогового органа: специалист ФИО1 по доверенности №10/116 от 15.01.07г.;
установил:
Изготовление мотивированного решения в полном объеме откладывалось на основании п.2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Закрытое акционерное общество «Восточный Международный Контейнерный Сервис» (далее по тексту – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (далее по тексту – инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения №531 от 14.12.06г., требования №1713 от 19.12.06г. об уплате НДС в сумме 7.249.315руб. и требования №230 от 19.12.06г. об уплате штрафа в сумме 1.021.470руб.
Заявитель на удовлетворении требований настаивает в полном объеме и пояснил, что он оказывает услуги по организации перевозок грузов в режиме импорта, таможенного режима экспорта, в связи с чем на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ производит налогообложение указанных операций по ставке 0 процентов и на основании пункта 9 статьи 167 НК РФ определяет момент налоговой базы как последний день месяца, в котором собран полный пакет документов по пункту 4 статьи 165 НК РФ.
Налогоплательщик указал, что для подтверждения применения налоговой ставки 0 процентов он не обязан представлять таможенные декларации и не ограничен 180-дневным сроком для представления документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 НК РФ.
Поскольку на дату представления декларации момент определения налоговой базы по оказанию услуг за август 2006 года не наступил, заявитель считает неправомерным доначисление ему налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов от суммы реализации услуг за указанный период, по которым он предполагает применение налоговой ставки 0 процентов.
Так как отсутствуют основания для доначисления налога, требования инспекции об уплате этой суммы налога, и, соответственно, штрафных санкций также являются недействительными.
Налоговый орган заявленные требования не признал, представил в материалы дела отзыв на иск, считает, что налогоплательщики, не обязанные в силу пункта 4 статьи 165 НК РФ представлять таможенные декларации, момент определения налоговой базы должны определять по пункту 1 статьи 167 НК РФ как наиболее раннюю дату: либо день оказания услуги, либо день оплаты.
Учитывая, что на дату представления декларации у заявителя отсутствовали документы, подтверждающие применение налоговой ставки 0 процентов по услугам, оказанным заявителем в августе 2006 года и по которым им предполагается применение налоговой ставки 0 процентов, инспекция считает, что с указанной реализации обществом должен был быть исчислен налог к уплате в бюджет по налоговой ставке 18 процентов, в связи с чем её решение и требования являются законными и обоснованными.
Выслушав пояснения заявителя и налоговой инспекции, исследовав материалы дела, суд установил.
14 сентября 2006 года ЗАО «ВМКС» представило в МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за август 2006 года, по результатам проверки которой МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю принято решение №531 от 14.12.06г. «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».
В решении отмечено, что предприятием не заполнен раздел 3 декларации «Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено», в то время как за август 2006г. им были оказаны услуги по перевалке грузов ввозимых на территорию РФ в таможенном режиме экспорта на сумму 7.869.964,86руб. и вывозимых за пределы территории РФ в таможенном режиме импорта на сумму 3.240.007руб.
Полагая, что для данного налогоплательщика моментом определения налоговой базы является день оказания услуг, то есть август 2006 года, а на дату представления декларации у него отсутствовали документы, подтверждающие применение налоговой ставки 0 процентов по услугам, оказанным в августе 2006 года, налоговый орган пришёл к выводу, что реализация данных услуг подлежит налогообложению по ставке 18 процентов, что составило всего 7.249.315руб.
Инспекция указала, что итоговая сумма НДС должна быть отражена в графе 8 строки 020 раздела 3 налоговой декларации и перенесена в пункт 19 раздела 2.1 декларации по внутренним оборотам.
Решением от 14.12.2006 №531 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» предприятию начислен НДС в сумме 7.249.315руб. и штраф по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1.011.470руб., на уплату которых предъявлены требования №1713 от 19.12.06г. и №230 от 19.21.06г.
Суд, изучив материалы дела, оценив доводы сторон, считает требования ЗАО «ВМКС» обоснованными, а оспариваемые решение и требования налоговой органа не соответствующим законодательству о налогах и сборах, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с организацией, сопровождением, погрузкой и перегрузкой вывозимых за пределы территории Российской Федерации, помещенных под таможенный режим экспорта или свободной таможенной зоны.
Пунктом 4 статьи 165 НК РФ предусмотрено, что при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов представляются следующие документы:
1) контракт налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.
3) таможенная декларация с отметками российского таможенного органа и пограничного таможенного органа. Указанная декларация представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ.
Согласно пункту 9 статьи 165 НК РФ указанные документы представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
В случае непредставления документов в течение указанного срока налогообложение операций по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) производится по ставкам 10 или 18 процентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Пунктом 9 указанной статьи предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Из изложенного следует, что налогоплательщики, осуществляющие оказание услуг по организации, сопровождению, погрузке или перегрузке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов не представляют таможенные декларации, не ограничены 180-дневным сроком для сбора подтверждающих документов и определяют налоговую базу на последний день месяца, в котором собран полный пакет документов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявитель в августе 2006 года производил услуги по перевалке грузов в режиме импорта и таможенного режима экспорта за пределы РФ.
В августе 2006 года обществом оказаны услуги на общую сумму 40.273.971 руб.
Учитывая, что общество не осуществляет перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи и не оказывает услуги, непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, суд считает, что на основании пункта 4 статьи 165 НК РФ налогоплательщик в подтверждение правомерности применения налоговой ставки 0 процентов не обязан представлять таможенные декларации и на основании пункта 9 этой же статьи сбор документов, подтверждающих право применения ставки 0 процентов, может осуществлять в течение неограниченного срока.
При этом в силу пункта 9 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы для него является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов.
Поскольку на дату подачи декларации заявителем не был собран пакет документов, предусмотренный пунктом 4 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по оказанию услуг за август 2006 года, суд считает, что момент определения налоговой базы по этой реализации у общества ещё не наступил.
Таким образом, суд считает не соответствующим ст.ст. 164,165,167 Налогового кодекса Российской Федерации вывод налогового органа о необходимости отражения налогоплательщиком в разделе 3 налоговой декларации по НДС по ставке 0 процентов за август 2006г. « Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров ( работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено», исчисления с этой суммы 7.249.315руб. НДС, и перенесения суммы исчисленного налога в пункт 19 раздела 2.1 налоговой декларации по НДС.
Довод налогового органа об обязанности предприятия исчислить НДС с учетом момента определения налоговой базы в порядке п.1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации, судом отклоняется.
Суд исходит из буквального содержания пунктов 1,9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пункт 1 применяется только в том случае, если иное не установлено пунктом 9.
Учитывая, что пунктом 9 статьи 167 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих налоговую ставку 0 процентов, предусмотрен особый порядок определения налоговой базы, суд считает, что пункт 1 этой статьи в спорной ситуации применению не подлежит.
Из изложенного следует, что в августе 2006 года у общества отсутствовала налоговая база по оказанию услуг по перевалке грузов на сумму 40273971руб., в связи с чем отсутствовали основания для налогообложения указанных операций.
Суд также находит ошибочным вывод инспекции о том, что отсутствие на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих применение налоговой ставки 0 процентов, влечет налогообложение операций по оказанию услуг перевалки грузов по ставке 18 процентов.
Согласно пункту 9 статьи 165 НК РФ такой порядок налогообложения предусмотрен только в отношении налогоплательщиков, не представивших в течение 180 дней с даты выпуска товаров таможенными органами документов, подтверждающих применение налоговой ставки 0 процентов.
Учитывая, что заявитель не ограничен каким-либо сроком в сборе документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 НК РФ, а налоговая база определяется у него по месяцу, в котором собран пакет документов, суд полагает, что ситуация, при которой момент определения налоговой базы уже наступил, а пакет документов ещё не собран, у общества исключена, в связи с чем основания для применения налоговой ставки 18 процентов отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что требования заявителя о признании недействительным решения №531 от 14.12.06г., подлежат удовлетворению в полном объёме.
Поскольку на основании указанного решения в адрес налогоплательщика выставлено требование об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 7249315 руб., 1.021.470руб. штрафа, суд также находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании недействительными требований инспекции №1713, №230 от 19.12.2006г.
В связи с удовлетворением требований заявителя в полном объёме государственная пошлина в размере 6000 руб., уплаченная им при подаче заявления, на основании ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от 27.07.06г. №137-ФЗ «О внесении изменений в ч.1,2 Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» подлежит возврату.
Учитывая изложенное, и, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
Признать недействительным решение №531 от 14.12.06г. «О привлечении ЗАО «Восточный Международный Контейнерный Сервис» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», требования №1713 и №230 от 19.12.06г. об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 7249315руб. и налоговых санкций в сумме 1021470руб.
Возвратить ЗАО «ВМКС» из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную платежным поручением №741 от 28.12.06г. в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей через филиала ОАО «Внешторгбанк» в г.Владивостоке.
Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья О.П.Хвалько.