ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-6016/20 от 20.07.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, д. 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                           Дело № А51-6016/2020

27 июля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена июля 2020 года .

Полный текст решения изготовлен июля 2020 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи   Краснова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Рябининой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлени ю Агентства газоснабжения и энергетики Приморского края (ИНН 2540187967, ОГРН 1122540012100, дата регистрации 28.12.2012)

к Контрольно-счетной палате Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 06.02.2012)

о признании незаконным представления от 10.01.2020 № 02-01/22;

при участии:

от заявителя – ФИО1, с/у, доверенность № 45-вн.7 от 23.06.2020;

от административного органа – ФИО2, с/у, доверенность № 01-29/19 от 21.08.2019;

установил: Агентство газоснабжения и энергетики Приморского края обратилось в арбитражный суд с заявлением к Контрольно-счетной палате Приморского края о признании незаконным представления от 10.01.2020 № 02-01/22.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на заявленных требованиях.

Представитель административного органа возражал против требований заявителя по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил, что в соответствии со статьей 1 Закона Приморского края от 04.08.2011 № 795-КЗ «О Контрольно-счетной палате Приморского края» Контрольно-счетная палата Приморского края является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием Приморского края (далее - Законодательное Собрание) и ему подотчетным.

Агентство газоснабжения и энергетики Приморского края в силу постановления Администрации Приморского края от 3 октября 2019 г. № 632-па является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере газоснабжения и газификации, энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Приморского края. Агентство является правопреемником департамента энергетики Приморского края в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 20.08.2019 № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края».

В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты Приморского края на 2019 год, распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от 07.11.2019 № 43 проведено контрольное мероприятие «Проверка обоснованности и результативности использования бюджетных средств, направленных на подпрограмму № 1 «Создание и развитие системы газоснабжения Приморского края» на 2013 – 2021 годы государственной программы Приморского края «Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае» на 2013- 2021 годы. Оценка эффективности и результативности деятельности департамента энергетики Приморского края по исполнению государственной программы Приморского края «Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае», а также расходов краевого бюджета на нее за 2016-2018 годы и истекший период 2019 года в департаменте энергетики Приморского края.

По результатам контрольного мероприятия КСП составлен акт от 24.12.2019, в котором указано на нарушение Агентством положений Порядка предоставления из краевого бюджета субсидий газоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления максимального уровня розничных цен на сжиженный газ, реализуемый в период отопительного сезона из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения Приморского края, проживающего в многоквартирных домах, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 27.03.2018 № 127-па (далее - Порядок № 127-па), выраженное в безосновательном получении субсидии за отопительные сезоны 2017-2019 в размере 771289,97 руб., рассчитанной по фактическому потреблению сжиженного газа, реализованного газоснабжающей организацией, без учета превышения нормативов потребления сжиженного газа населением при отсутствии приборов учета на индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений, установленных постановлением Администрации Приморского края от 28.06.2010 № 227-па. (пункты 6.2, 7 и 8 Порядка).

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 №6- ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Согласно пункту 15 Порядка № 127-па Департамент обеспечивает соблюдение газоснабжающими организациями условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидий. В случае нарушения условий, целей, порядка, установленных при предоставлении субсидий, а также недостижения показателей результативности, установленных соглашением о предоставлении субсидий, газоснабжающие организации обязаны осуществить возврат субсидий в краевой бюджет (пункт 16 Порядка).

Требование о возврате субсидии в краевой бюджет направляется газоснабжающей организации Департаментом в течение пяти рабочих дней со дня установления нарушения.

Выявив в ходе проверочных мероприятий нарушения порядка предоставления субсидии, КСП на основании статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 №6- ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 16 Закона Приморского края от 04.08.2011 № 795-КЗ «О Контрольно-счетной палате Приморского края» внесло Агентству газоснабжения и энергетики Приморского края представление от 10.01.2020 № 02-01/22, в котором предложила принять меры, направленные на возврат в краевой бюджет неправомерно предоставленной субсидии на общую сумму 771289,97 руб., а также на  предупреждение и исключение указанных нарушений при предоставлении субсидий.

Не согласившись с преставлением, указывая, что оно нарушает права Агентства в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения участников спора, суд отказывает заявителю в удовлетворении его требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенной нормы во взаимосвязи с частью 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Пропуск срока на подачу заявления и отсутствие уважительных причин для его восстановления, исходя из содержания части 4 статьи 198 АПК РФ и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановления от 26.07.2011 № 18306/10, от 06.11.2007 № 8673/07, от 31.10.2006 № 8837/06, от 10.10.2006 № 7830/06, от 19.04.2006 № 16228/05) являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Возражая против требований Агентства, Контрольно-счетная палата Приморского края сослалась, в том числе, на пропуск срока для обращения в суд с соответствующим заявлением.

Судом установлено, что согласно положениям Инструкции по делопроизводству в Правительстве Приморского края, органах исполнительной власти Приморского края, аппарате Губернатора Приморского края и Правительства Приморского края, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2019 № 941-па (далее – Инструкция по делопроизводству) доставка документов в государственные органы, подразделения осуществляется средствами почтовой, фельдъегерской и электрической связи, а также посредством использования ГИС «Региональная система межведомственного электронного документооборота» (далее - ГИС «РСМЭД»), государственные органы, подразделения получают свою корреспонденцию в отделении связи либо посредством РСМЭД и регистрируют ее самостоятельно в системе электронного документооборота.

В государственных органах Приморского края создаются и используются, в том числе, электронные документы, создаваемые в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе. При применении электронного документооборота в Правительстве Приморского края и государственных органах, подразделениях отделом СК ведутся базы данных служебной корреспонденции Правительства Приморского края.

Согласно подпункту 3.3.20 Инструкции по делопроизводству рассмотрение документов должно производиться руководителями государственных органов, подразделений в день их поступления. Указание по исполнению документа дается в форме резолюции должностного лица в системе электронного документооборота.

Как следует из пункта 5.19 Инструкции по делопроизводству, при создании в ГИС «РСМЭД» документа, включающего в себя информацию о ходе исполнения контролируемых документов, в регистрационно-контрольной карточке данного документа делается ссылка на регистрационный номер документа, на который дается ответ. Информация о ходе исполнения контролируемых документов и поручений также вносится государственными органами, подразделениями, ответственными за их исполнение, в виде отчетов об исполнении в РСМЭД.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 Закона № 63-ФЗ (пункт 2 статьи 6 Закона № 63-ФЗ).

Оспариваемой представление № 02-01/22 датировано 10.01.2020 и создано в форме электронного документа, бумажный носитель которого в адрес Агентства газоснабжения и энергетики Приморского края не высылался.

Согласно карточке регистрации документа представление зарегистрировано Агентством в ГИС «РСМЭД» 13.01.2020 входящий номер № 45-54. Согласно карточке регистрации документа (входящий номер № 45-54), в разделе «Исполнение документа» указана резолюция руководителя ФИО3 «ФИО4 – в работу». В разделе «Исполнение документа» карточки регистрации документа сформирован отчет: «ИСП: ФИО4 (10.02.2020); документы во исполнение: 01-27/226» (где 01-27/226 – входящий номер Контрольно-счетной палаты, регистрирующий письмо Агентства о мерах, принимаемых во исполнение представления Контрольно-счетной палаты – от 10.02.2020 № 45/349).

Таким образом, оспариваемое представление направлено Агентству и получено им 13.01.2020 посредством «РСМЭД». Факт получения заявителем электронного документа 13.01.2020 подтверждается карточкой регистрации документа и не оспаривается Агентством, возможность электронного документооборота в отношениях, связанных с осуществлением Контрольно-счетной палатой Приморского края и Агентством газоснабжения и энергетики Приморского края своих функций предусмотрена Инструкцией по делопроизводству в Правительстве Приморского края, органах исполнительной власти Приморского края, аппарате Губернатора Приморского края и Правительства Приморского края, реквизиты электронного документа удовлетворяют требованиям статьи 6 Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», досылка подлинного документа в данном случае не требуется.

С рассматриваемым заявлением Агентство обратилось в арбитражный суд 14.04.2020 посредством системы электронного документооборота «Мой Арбитр», то есть с пропуском трехмесячного срока для оспаривания ненормативного правового акта на один день. Ходатайство о восстановлении срока Агентством не заявлено.

Доводы заявителя о прохождении процедур урегулирования разногласий с Законодательным Собранием Приморского края, внутреннего согласования в данном случае не имеют правового значения, поскольку заявитель не ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока.

Таким образом, установив пропуск заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока, суд, не входя в оценку доводов и возражений сторон спора по существу, отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны в соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ.

Поскольку заявитель и административный орган в силу своего статуса освобождены от уплаты государственной пошлины, ее распределение судом не производится.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Агентства газоснабжения и энергетики Приморского края о признании незаконным представления Контрольно-счетной палаты Приморского края об устранении нарушений обязательных требований от 10.01.2020 № 02-01/22, вынесенного в отношении Агентства газоснабжения и энергетики Приморского края, отказать в виду его соответствия Федеральному закону от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Закону Приморского края от 04.08.2011 N 795-КЗ «О Контрольно-счетной палате Приморского края», Постановлению администрации Приморского края от 27.03.2018 N 127-па.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                          В.В. Краснов