ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-6122/20 от 25.11.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-6122/2020

02 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2020 года .

Полный текст решения изготовлен декабря 2020 года .

          Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи Зайцевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем  Какаулиной В.А., после перерыва секретарем Ковалевой С.А., рассмотрев в судебном заседании дело по искуобщества с ограниченной ответственностью «Независимая УК» (ИНН 2543054362, ОГРН 1142543015691)

 к администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955)

об обязании организовать проведение капитального ремонта

третье лицо: фонд Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» (ИНН 2540975823, ОГРН 1132500003195)

при участии от истца (до перерыва) Колесников Д.Ю., , доверенность от 23.09.2019 сроком на один год, диплом КЕ 74307, (после перерыва) - не явился, извещен; от ответчика (до и после перерыва) – Букатова О.А., служебное удостоверение №5839, доверенность №1-3/3191  от 12.11.2019 сроком до 31.12.2020, диплом КЕ 74307; от третьего лица (до и после перерыва) - Легрова А.В., доверенность №273 от 23.12.2019 сроком до 31.12.2020, диплом ВСГ 2600149.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Независимая УК» (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к администрации города Владивостока (далее – ответчик) об обязании организовать проведение капитального ремонта.

В ходе рассмотрения дела в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании 18.11.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 25.11.2020 до 15 часов 10 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены под расписку в судебном заседании и в соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путём размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

          После перерыва в порядке статей 156, 163 АПК РФ судебное заседание продолжено и дело рассмотрено в отсутствие извещенного истца.

Истец в судебном заседании до перерыва на заявленных требованиях, настаивал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик по требованиям возразил, по доводам, изложенным в письменном отзыве. В обоснование своих доводов, указал, что согласно Перечню МКД № 15 по ул. Кирова в г. Владивостоке включен в Программу капитального ремонта на 2014-2043 г.г.. В план капитального ремонта жилищного фонда города Владивостока на 2020 год работы по капитальному ремонту МКД № 15 по ул. Кирова не включены. Вместе с тем, заявление от управляющей организации о переносе сроков проведения капитального ремонта на более ранние в связи с неудовлетворительным техническим состоянием дома, равно как и акты осмотра в управление содержания жилищного фонда не поступали, документов, подтверждающих факт проведения общего собрания собственников по вопросу проведения капитального ремонта дома № 15 по ул. Кирова, не представлено. Администрация города не наделена полномочиями по принятию решений о переносе сроков капитального ремонта и внесению изменений в Программу капитального ремонта, а только направляет свои предложения, основанные на результатах мониторинга технического состояния МКД. Утверждение и актуализация Программы капитального ремонта в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Краевого закона относятся к полномочиям Правительства Приморского края.

Таким образом, ответчик полагает, что истцом не соблюден установленный жилищным законодательством и предусмотренный Постановлением Администрации Приморского края Порядок предоставления сведений и решения вопросов о необходимости проведения капитального ремонта. Проведение капитального ремонта дома № 15 по ул. Кирова за счет средств городского бюджета не предусмотрен, поскольку данный дом включен в перечень Программы капитального ремонта многоквартирных домов, в связи с чем просит в удовлетворении требований отказать.

Третье лицо поддержало доводы, изложенные в письменном отзыве, указало, что Фонд как региональный оператор не уполномочен самостоятельно изменять сроки проведения капитального ремонта, установленные региональной программой капитального ремонта. Определение очередности проведения капитального ремонта для целей актуализации региональной программы капитального ремонта должно  осуществляться  органами  местного  самоуправления

10.03.2020 администрацией города Владивостока в адрес Фонда был направлен реестр актов осмотра МКД за 2020 год, согласно которому фасад МКД № 15 по ул. Кирова в г.Владивостоке находится в неудовлетворительном состоянии, при этом, предложений по переносу сроков проведения капитального ремонта данного вида работ на более ранние не поступало.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

01.05.2015 между собственником многоквартирного дома, расположенного по адресу: 690039  г. Владивосток, ул. Кирова, д. 15 и ООО «Независимая УК» заключен договор управления многоквартирным домом.

Как указал истец, в настоящее время нуждается в капитальном ремонте. В обоснование своей позиции истец представил техническое заключение № 18/06-03-160, выполненное ООО «Грифон», согласно которому для восстановления эксплуатационных качеств дома № 15 по ул. Кирова г. Владивостока, необходимо проведение капитального ремонта с заменой: трубопроводов сетей центрального отопления (вентиля, задвижки, сбросные вентиля), трубопроводы канализации, холодного и горячею водоснабжения (вентиля, задвижки), оборудования водомерного узла с заменой труб, вентилей и задвижек в подвальных помещениях: капитальный ремонт кровли с полной заменой цементно-песчаной; внутридомовой системы электроснабжения, включая сети освещения, электрощитовую и распределительные устройства в подвале; асфальтового покрытия отмостки по периметру дома; капитальный ремонт межпанельных швов фасада дома.

31.10.2019 истцом в адрес Администрации г. Владивостока направлен запрос о предоставлении информации о включении многоквартирного дома в планы капитального ремонта жилищного фонда (за исключением лифтового оборудования).

 Ответ на указанный запрос не получен.

При этом по сообщению Администрации города Владивостока от 30.11.2018 № 24343-ог многоквартирный дом № 15 по ул. Кирова был включен в ведомственную целевую программу «Проведение капитального ремонта МКД города Владивостока в рамках регионального проекта «Дом, в котором мы живем» на 2011 год» (утверждена постановлением администрации города Владивостока от 17.06.2011 № 1575) по капитальному ремонту лифтового оборудования. Сумма выполненных работ составила 3 612 391 рублей.

Вместе с тем, как указал истец, информация о включении (не включении) многоквартирного дома № 15 по ул. Кирова в перспективный и (или) годовой планы капитального ремонта жилищного фонта в период 1994 - 2014 годов (за исключением лифтового оборудования) предоставлена не была.

19.12.2019 истцом в адрес Администрации г. Владивостока направлена претензия (требование) о проведении капитального ремонта.

Указанная претензия также осталась без ответа, что явилось основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в суд.

Исследовав и оценив в соответствии со статьями 65, 71 АПК РФ представленные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона Приморского края от 07.08.2013 № 227-КЗ «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае» (далее - Закон Приморского края, Закон №227-ФЗ) региональная программа капитального ремонта включает в себя перечень всех многоквартирных домов в Приморском крае с указанием технических и эксплуатационных характеристик данных домов (адрес, этажность, площадь, материал конструктивных элементов, количество жителей и т.п.), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, а также домов, имеющих менее пяти квартир.

Многоквартирный дом № 15 по ул. Кирова был включен в ведомственную целевую программу «Проведение капитального ремонта МКД города Владивостока в рамках регионального проекта «Дом, в котором мы живем» на 2011 год» (утверждена постановлением администрации города Владивостока от 17.06.2011 № 1575) по капитальному ремонту лифтового оборудования.

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 № 513-па утверждена краевая программа «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годы» (далее – Программа капитального ремонта).

Заказчиком работ Программы является Фонд Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» (далее – региональный оператор).

Перечень МКД, включенных в Программу капитального ремонта, опубликован на сайте регионального оператора http://fkr25.ru/.

В соответствии со статьей 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В силу статьи 2 Закона  № 227-ФЗ к полномочиям Правительства Приморского края относятся, в том числе утверждение порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта); определение порядка установления необходимости актуализации программы региональному оператору, региональный оператор на основании     данных  предложений,  формирует  сводную  информацию техническом   состоянии  домов   и   направляет  в  уполномоченный   орган министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края.

В соответствии со статьей 13 Закона Приморского края региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений. Региональная программа включает в себя перечень всех многоквартирных домов в Приморском крае с указанием технических и эксплуатационных характеристик данных  домов. Техническое  состояние дома характеризуется совокупностью свойств многоквартирного дома и их элементов.

Статья 15 Закона  № 227-ФЗ определяет порядок разработки и утверждения региональной программы капитального ремонта. Так для формирования программы, лица осуществляющие управление многоквартирными домами предоставляют в орган местного самоуправления сведения о технических и эксплуатационных характеристиках дома для последующего обобщения информации, формирования предложений и занесения в электронную базу данных.

Основаниями для актуализации сведений региональной программы капитального ремонта могут являться увеличение перечня услуг или работ по капитальному ремонту общего имущества; результаты мониторинга технического состояния многоквартирных домов; проведение капитального ремонта в  объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Постановлением Администрации Приморского края от 20.08.2013 №324-па утвержден Порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (далее - Порядок), в соответствии с которым уполномоченное лицо, ответственное за управление многоквартирным домом (управляющая организация, ТСЖ) обязано проводить мониторинг технического состояния многоквартирных домов не менее двух раз в год.

Результаты осмотров оформляются актами осмотров МКД, в которых отмечаются выявленные недостатки, влияющие на эксплуатационные качества и долговечность конструкций.

На основании актов осмотров делается заключение (вывод) технических осмотров о необходимых мероприятиях по устранению выявленных недостатков с указания сроков их возможного устранения, в том числе в части необходимости проведения капитального ремонта МКД.

Акты осмотра МКД составленные в соответствии с соблюдением требований настоящего Порядка предоставляются уполномоченным лицом в орган местного самоуправления в срок до 15 января года, предшествующего планируемому году (пункт 22.1).

После чего орган местного самоуправления обобщает результаты осмотров МКД, поступившие в соответствии с пунктом 22.1 Порядка по всем МКД, расположенным на территории муниципального образования Приморского края, составляет соответствующий реестр актов осмотра МКД и определяет очередность проведения капитального ремонта.

Орган местного самоуправления после обобщения сведений и составления реестров направляет полученную информацию и предложения по актуализации программы региональному оператору, региональный оператор на основании данных предложений, формирует сводную  информацию техническом состоянии домов и направляет в уполномоченный орган министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края.

Как следует из пояснений сторон и материалов дела истцом акты осмотра МКД № 15 по ул. Кирова в период с 2015 по 2020 год в управление содержания жилищного фонда администрации г.Владивостока не поступали.

Предложений, заявлений о переносе сроков проведения капитального ремонта в отношении спорного жилого дома, установленных в программе, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 № 513-па, не поступало.

Как указал ответчик, согласно сведениям сайта ГИС ЖКХ многоквартирный дом № 15 по ул. Кирова в г. Владивостока построен в 1985 году, введен в эксплуатацию в 1987 году. На сегодняшний день многоквартирный дом находится в эксплуатации 33 года, он не признан аварийным либо непригодным для проживания граждан, работы по капитальному ремонту лифтового оборудования были произведены в марте 2012 года, исполнительное производство по капитальному ремонту дома отсутствует.

Многоквартирный дом № 15 по ул. Кирова в г. Владивостоке включен в региональную программу капитального ремонта (в редакции от 20.10.2020 № 908-па) по следующим видам и срокам (периодам) и срокам (периодам) их выполнения: ремонт систем отопления и теплоснабжения, электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, канализации и водоотведения, крыши, подвальных помещений, фасада, фундамента - 2035-2037 гг., ремонт, замена, модернизация лифтов-2038-2040гг.

В рамках программы капитальный ремонт многоквартирного дома будет проводиться Региональным оператором.

Согласно части 2 статьи 158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Согласно статьям 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации выбор средств защиты в судебном порядке принадлежит лицу, чье право нарушено. Обладатель нарушенного гражданского права может воспользоваться не любым, а конкретным гражданско-правовым способом защиты своего права, выбор которого определяется природой нарушенного субъективного права, характером нарушения, правовым статусом нарушителя и последствиями гражданского правонарушения.

Способы защиты гражданских прав определены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Эта статья указывает, в том числе на иные способы, предусмотренные законом. Исходя из смысла данной нормы, определенное нарушенное право может быть защищено только тем способом, который предусмотрен в законе. При этом под способами защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных или оспоренных прав. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

С учетом установленного выше порядка проведения ремонта многоквартирных жилых домов, оснований и обстоятельств заявления рассматриваемого иска суд приходит к выводу, что в данном случае истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что истцом при подаче искового заявления в арбитражный суд выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. В связи с изложенным, суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных требований.

          Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

          В иске отказать.

          Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

          Судья                                                                   Зайцева Л.В.