ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-6236/2018 от 06.06.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-6236/2018

08 июня 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена июня 2018 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2018 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Куприяновой Н.Н.,

при ведении протокола судебного разбирательства секретарем Е.С.Кулеш ,   

рассматривает  в  судебном заседании заявление:

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <...>, <...>, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации 13.01.2015)

к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 15.04.2005, юридический адрес 690003, <...>)

о признании незаконным отказа Владивостокской таможни, изложенного в письме № 13642 от 21.12.2017 года; об обязании Владивостокскую таможню в порядке п.5 ст. 201 АПК РФ выдать ПТС на следующие автомобили: TOYOTACALDINA, цвет темно-зеленый, номер кузова ST 195-5016978; SSANGYOUNGISTANAVIN: <***>; SSANGYOUNGISTANAVIN: <***>; SSANGYOUNGISTANAVIN: <***>,

При участии сторон в заседании    :

от   Заявителя – представитель ФИО2 по Дов.нотар. 25АА №2324999 от 23.03.2018

от  Таможенного   органа - старший государственный таможенный  инспектор Д.В.Тополенко по Дов. № 181  от 30.03.2018

у с т а н о в и л :

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее Заявитель, ИП ФИО1) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее Таможенный орган, Таможня) о признании незаконным отказа Владивостокской таможни, изложенного в письме № 13642 от 21.12.2017 года; об обязании Владивостокскую таможню в порядке п.5 ст. 201 АПК РФ выдать ПТС на следующие автомобили: TOYOTACALDINA, цвет темно-зеленый, номер кузова ST 195-5016978; SSANGYOUNGISTANAVIN: <***>; SSANGYOUNGISTANAVIN: <***>; SSANGYOUNGISTANAVIN: <***>.

Заявитель в обоснование предъявленных требований , со ссылками на п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), пунктов 4, 19, 60 Приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств»  (далее – Положение о ПТС) ,  п. 11,12 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, п. 4 примечаний к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1291 указал , что отказ Таможенного органа , выразившийся в невыдаче Предпринимателю  паспортов транспортного средства на автомашины, указанные в запросе, является незаконным и нарушающим права заявителя.

По мнению Заявителя, отказ таможенного органа в праве незаконен, поскольку Предприниматель не  относится к лицам указанным в п.3 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», так как не ввозил спорные транспортные средства в РФ, не производил их  и не приобретал у лица который должен был такой сбор оплатить, а приобрел его у РФ, как безхозное.

Таким образом, Предприниматель  считает отказ  Таможенного органа, выраженный в оспариваемом письме , незаконным и несоответствующим  действительным фактам, что существенно нарушает его права.

Таможенный  орган  предъявленные  требования считает не подлежащими удовлетворению, поскольку на  территории Российской Федерации наличие ПТС, оформленного в порядке, установленном главой II Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (п. 9 Положения).

Согласно пункту 66 Положения, выдача паспортов таможенными органами на транспортные средства в случаях обращения в федеральную собственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке либо при обращении взыскания на ввозимые в Российскую жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы :

а)расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных
транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого
лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального
закона «Об отходах производства и потребления», приведенный в
приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2013 г.
№ 1291;

Пунктом 12 постановления Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291, установлено , что после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо наличия чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора.

То есть , по мнению Таможни, исходя из пунктов 11, 12 постановления Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. №1291 расчет размера утилизационного сбора и применения коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора, осуществляются на момент подачи всех необходимых документов, проверки правильности исчисления утилизационного сбора и оформления ТПО таможенным органом.

Поскольку утилизационный сбор на дату подачи заявления не был уплачен  Предпринимателем, следовательно, отсутствовали  необходимые документы для выдаче ПТС.

Из  материалов дела установлено следующее :

Индивидуальный предприниматель ФИО1 в  результате проведения открытых  аукционов  по реализации  имущества, обращенного в собственность государства, приобрела автомобиль б/у TOYOTACALDINA, цвет темно-зеленый, номер кузова ST 195-5016978  ; 

автобус б/у  SSANGYOUNGISTANAVIN : <***> ; автобус б/у SSANGYOUNGISTANAVIN: <***>SSANGYOUNGISTANAVIN , автобус б/у SSANGYOUNGISTANAVIN : <***>  и   заявлениями (вх. 03494, 09010) обратился к  Владивостокской таможня о выдаче паспортов на указанные транспортные средства.

Таможенный  орган  письмом №04-02-28/842 от 19.03.2018 года сообщил, что для выдачи ПТС Заявителю необходимо оплатить утилизационный сбор на автомашины, указанные в запросе, а также представить расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором п.3 ст.24.1. ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Полагая отказ  Владивостокской таможни  незаконным  Индивидуальный предприниматель ФИО1  обратилась   в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, суд полагает, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.

Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. Из анализа законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений следует, что по своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.

Пунктом 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора -  это лица, которые  :

- осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию ;

-осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ   или у лиц, не уплативших данного сбора в нарушение установленного порядка.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (п. 4 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ).

Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - постановление № 1291).

Этим же постановлением утверждены «Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора» (далее – Правила). В п. 7 Правил установлено, что на бланке паспорта транспортного средства, оформляемого на выпускаемое в обращение транспортное средство, в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.

В разделе II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты (п.п. 11 - 14).

Согласно п. 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган в том числе и расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и ее поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора (п. 12 Правил).

Пунктом 5 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ установлено, что при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства (шасси), его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств.

В соответствии с п. 7 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств оформляются и выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 №477 «О введении паспортов транспортных средств» на таможенные органы возложена обязанность по выдаче паспортов транспортных средств в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, а также для усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте. Указанная обязанность является дополнительной функцией таможенных органов, при реализации которой они осуществляют контроль за полнотой уплаты утилизационного сбора.

При этом утилизационный сбор,  в силу положений пп. 18 и 25 п. 1 ст. 4 ТК ТС не является ни налогом, ни таможенной пошлиной (уплата которых - это обязательное условие для выпуска товаров таможенными органами).

Следовательно, неуплата подлежащего уплате утилизационного сбора не является основанием для не выпуска товара в свободное обращение, а является основанием для невыдачи таможенным органом паспорта транспортного средства.

Паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами в соответствии с «Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утвержденным совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 № 496/192/134 (далее - Положение о ПТС).

Согласно Положению о ПТС документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 57 Положения о ПТС паспорта выдаются таможенными органами :

- после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны ,

- отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Кроме того, в «Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора», утвержденный постановлением № 1291, включены только те транспортные средства, которые выпущены в обращение на территории Российской Федерации.

Из анализа вышеприведенных нормативных актов следует, что под значением «ввозимого транспортного средства в Российскую Федерацию», приведенного в ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ, следует понимать не фактическое пересечение транспортных средств Государственной границы Российской Федерации, а выпуск данных транспортных средств в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации ,  согласно заявленному таможенному режиму (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений), иное противоречило бы требованиям Закона № 89-ФЗ и целям, преследуемым законодателем для обеспечения экологической безопасности и уменьшения экологического ущерба от эксплуатации автомобиля в зависимости от его года выпуска и объема двигателя.

Как следует из материалов дела, указанные в обращении Предпринимателя транспортные средства признаны бесхозяйными и обращены в федеральную собственность решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока 15 декабря 2015 по делу № 2-7028/15, то есть в данном конкретном  случае у Таможенного органа  возникла обязанность выдачи ПТС  только  после вступления  решения суда в законную силу .

При  этом  суд учитывает, что с 01.09.2012 вступили в силу изменения, внесенные в Закон №89-ФЗ Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ, в соответствии с которыми указанный Закон дополнен статьей 24.1, предусматривающей необходимость уплаты за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, утилизационного сбора в целях обеспечения экологической безопасности. В силу части 7 этой нормы, паспорта транспортных средств выдаются только на транспортные средства, в отношении которых уплачен утилизационный сбор.

Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств». В соответствии с пунктом 10 указанных Правил, отметка об уплате утилизационного сбора (или об основании неуплаты утилизационного сбора) проставляется в бланке паспорта транспортного средства и в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Согласно пункту 66 Положения о ПТС, выдача паспортов таможенными органами на транспортные средства в случаях обращения в федеральную собственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке либо при обращении взыскания на ввозимые в Российскую Федерацию транспортные средства по обязательствам их собственников производится после их реализации новому собственнику транспортного средства с заполнением паспортов в соответствии с пунктом 60,  то есть  факт ввоза спорных транспортных средств в 2006 году не освобождает нового собственника уплачивать утилизационный сбор по обязательствам  бывших собственников данных транспортных средств, что прямо предусмотрено пунктом 66 Положения о ПТС.

В рассматриваемом случае , бывшие собственники транспортных средств в таможенный орган за выдачей ПТС не обращались, ПТС не выдавался, следовательно, правоотношения по выдаче ПТС и уплате утилизационного сбора возникли только в 2017 году, а дата выпуска спорного транспортного средства  будет влиять на размер уплаты утилизационного сбора, в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Таким  образом, как установлено  материалами  дела платежные документы и расчет об уплате утилизационного сбора ИП ФИО1 при обращении в Таможню  не были  представлены, в связи с чем, Таможенный орган правомерно отказал в выдаче индивидуальному предпринимателю паспорта транспортного средства на автомобиль б/у TOYOTACALDINA, цвет темно-зеленый, номер кузова ST 195-5016978  ; 

автобус б/у  SSANGYOUNGISTANAVIN : <***> ; автобус б/у SSANGYOUNGISTANAVIN: <***>SSANGYOUNGISTANAVIN , автобус б/у SSANGYOUNGISTANAVIN : <***>.

В силу п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Судом установлено, что оспариваемое письмо Владивостокской таможни от 21.12.2017 №13642 не нарушает права и законные интересы Заявителя, поскольку не содержит прямого указания на запрет в выдаче паспортов транспортных средств, а лишь содержит разъяснения в отношении  порядка их получения.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 112,167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л :

Отказать  индивидуальному  предпринимателю ФИО1 в признании незаконным отказа Владивостокской таможни, изложенного в письме № 13642 от 21.12.2017 года.

Решение подлежит немедленному исполнению  и  может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                   Н.Н. Куприянова