*!9I8J1H-agaaaj!
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-6241/2011
09 июня 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 09 июня 2011 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Л. Бибик,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.В. Григоренко,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ориентир» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Находкинской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10714000-048/2011 от 15.04.2011
при участии
от заявителя – ФИО1 (ордер № 57 от 24.05.2011),
от таможенного органа – ФИО2 (доверенность от 21.03.2011 № 11-31/05853),
установил: общество с ограниченной ответственностью «Ориентир» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Находкинской таможне (далее – административный орган, таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 15.04.2011 по делу № 10714000-048/2011 об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
В судебном заседании 24.05.2011 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 26.05.2011 и до 02.06.2011.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявление, пояснив, что при заполнении декларации допущена неточность, приведшая к противоречиям в количественных характеристиках товара. По мнению заявителя, в декларации на товары верно указан общий вес брутто и нетто товара, верно указаны общая цена товара в долларах США и таможенная стоимость товара, которая принята таможенным органом, верно указано количество грузовых мест, но не совсем корректно количество единиц товара в отношении фильтров топливных – 1036 штук (вместо 3036 штук). В то время как фактически имелось в виду количество комплектов – 1036 комплектов: фильтры топливные арт. PL270 (в комплекте с чашей) – 536, фильтры топливные арт. PL270 (в комплекте по 5 штук) – 500. В дополнении к контракту, инвойсе и упаковочном листе цена товара установлена применительно к числу комплектов, а не штук. Указал также, что обращался в таможенный орган с соответствующим заявлением об исправлении технической ошибки в декларации на товары – вместо слов «1036 шт.» указать «1036 комплектов». Полагает, что поскольку количество грузовых мест товара, его вес и цена, установленная применительно к количеству мест и комплектов товара, указаны правильно, то товар по количественным характеристикам задекларирован полностью. Заявителем указано также, что противоречия в количественных характеристиках не привели к каким либо вредным последствиям, в том числе и к уклонению от таможенных платежей или их занижению, в связи с чем, по мнению заявителя, в его действиях отсутствует противоправность деяния.
Таможенный орган с заявлением не согласен, поддерживает доводы, изложенные в отзыве, считает, что заявитель правомерно привлечен к ответственности, так как им не выполнены требования по декларированию и таможенному оформлению товара – фильтры топливные арт. PL270 в количестве 2000 штук, поскольку в декларации на товары фильтры топливные указаны в количестве 1036 шт. – без указания комплектности. Таможенным органом указано также, что данный товар (фильтры топливные) должен указываться в штуках, а не в комплектах. В судебном заседании на вопрос суда представитель таможенного органа пояснил, что наличие вредных последствий таможенным органом не устанавливалось, так как данная статья не предполагает обязательное наличие вредных последствий, в том числе в виде материального ущерба в результате совершенного правонарушения, а лишь формальный признак состава правонарушения. По мнению административного органа, факт административного правонарушения подтвержден материалами дела, процедура привлечения к ответственности не нарушена.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В январе 2011 года заявителем на основании внешнеэкономического контракта на таможенную территорию России ввезен товар, задекларированный по декларации на товары № 10714040/200111/0001373, в том числе товар под № 3 – новые запасные части для грузовых автомобилей: фильтры топливные, арт. PL270 – 1036 шт., 253 грузовых места.
В ходе таможенного досмотра таможенным органом установлено, что товар № 3 – фильтры топливные арт. PL270 находится в 253 грузовых местах в количестве 3036 штук, каждая из которых упакована в индивидуальную упаковку по 12 штук в грузовом месте, что отражено в акте таможенного досмотра № 10714040/270111/000160 от 27.01.2011.
Установив факт не декларирования по установленной форме товаров, а именно - фильтры топливные, арт. PL270 в количестве 2000 штук, подлежащих декларированию, таможенным органом 01.02.2011 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Товар – фильтры топливные, арт. PL270 в количестве 2000 штук, изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от 01.02.2011, хранятся на территории ПЗТК ООО «ВСК».
28.02.2011 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по делу № 10714000-048/2011.
Постановлением от 15.04.2011 по делу об административном правонарушении № 10714000-048/2011 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере однократной стоимости товаров, что составило 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого постановления, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (часть 1 статьи 181 ТК ТС).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются, в том числе сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (часть 7 статьи 190 ТК ТС).
Как следует из материалов дела, заявитель, являясь в силу пункта 6 части 1 статьи 4, пункта 1 статьи 186 ТК ТС декларантом, подал в таможенный орган декларацию на товары, в которой товар под № 3 указан как новые запасные части для грузовых автомобилей: фильтры топливные, арт. PL270 – 1036 шт., 253 грузовых места.
Из представленных таможенному органу коммерческих документов на товар, а именно дополнения к контракту, инвойса, упаковочного листа следует, что заявителем под товаром № 3, указанным в декларации на товары, на территорию России ввезены фактически фильтры топливные арт. PL270 (в комплекте с чашей) – 536 комплектов, и фильтры топливные арт. PL270 (в комплекте по 5 штук) – 500 комплектов, то есть и те и другие фильтры указаны в комплектах. Общее количество комплектов составило 1036 комплектов, а общее количество фильтров топливных в комплектах составило 3036 штук (536+500х5).
Следовательно, в декларации на товары общество должно было указать фильтры топливные в количестве 1036 комплектов или 3036 штук, поскольку в 1036 комплектах общее количество фильтров составило 3036 штук. Данный вывод также подтверждается и количеством грузовых мест – 253 грузовых места, в которых фильтры упакованы по 12 штук в каждом.
При этом, в случае указания «1036 комплектов» вместо «1036 штук», количество грузовых мест остается прежним – 253 грузовых места. Не изменяются и таможенная стоимость и вес ввезенных фильтров, которые указаны в коммерческих документах на товар и отражены заявителем в декларации на товары, поскольку данные сведения указаны в отношении комплектов фильтров.
Достоверность сведений в отношении веса, количества грузовых мест, таможенной стоимости товара не оспаривается таможенным органом, что также подтверждено и представителем таможенного органа в судебном заседании. Заявленная декларантом таможенная стоимость товара принята таможенным органом. Доказательств наличия вредных последствий таможенным органом не представлено.
В то же время, имевшее место неверное указание обществом в декларации на товары противоречивых сведений о товарах в отношении их количественных характеристик «1036 штук топливных фильтров», расценено таможенным органом как недекларирование по установленной форме оставшихся 2000 штук топливных фильтров, подлежащих декларированию.
То, что рассматривается заявителем как техническая ошибка, с точки зрения административного законодательства, в данной ситуации, является событием административного правонарушения.
Недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ, образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Материалами дела факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившегося в недекларировании по установленной форме 2000 штук топливных фильтров, подлежащих декларированию, в результате неверного указания обществом сведений о количественных характеристиках товара, подтверждается.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих заявителю соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также не найдено доказательств принятия им всех зависящих от него мер по их соблюдению. В связи с этим суд полагает, что вина заявителя выражена в форме неосторожности (статьи 2.1 и 2.2 КоАП РФ).
Обращение заявителя в таможенный орган о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары, в котором считает необходимым вместо слов «1036 шт.» указать «1036 комплектов» по причине технической опечатки, административным органом в силу части 1 статьи 191 ТК ТС правомерно отклонено, поскольку с данным заявлением общество обратилось после проведения таможенного досмотра и возбуждения дела об административном правонарушении.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд признаёт, что административным органом процессуальные требования КоАП РФ не нарушены. Заявитель надлежащим образом был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, что прямо подтверждается представленными суду доказательствами.
Вместе с тем, статьей 3.1 КоАП РФ установлены цели, на которые направлены административные наказания. В соответствии с частью 1 данной статьи административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, при применении меры ответственности необходимо руководствоваться всеми обстоятельствами дела, с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий.
Руководствуясь позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 2 определения от 21.04.2005 № 122-О, пунктами 17, 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд считает, что при оценке совершенного заявителем правонарушения необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения.
Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, оценив обстоятельства совершенного правонарушения, судом установлено отсутствие в действиях заявителя большой общественной опасности, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, ущерба государственным интересам и каких-либо вредных последствий, При этом наличия таких доказательств таможенным органом не представлено и в ходе судебного разбирательства.
В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Установив малозначительность правонарушения при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10).
Таким образом, на основании анализа приведенных норм права, всех обстоятельств дела, характера правонарушения и представленных сторонами доказательств, принимая во внимание, что вопрос о малозначительности правонарушения должен решаться в каждом конкретном случае отдельно, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного правонарушения, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление – признанию незаконным и отмене.
Принимая во внимание, что оспариваемое постановление признано судом незаконным и отменено, то товар – фильтры топливные, арт. PL270 в количестве 2000 штук, изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от 01.02.2011, и хранящиеся на территории ПЗТК ООО «ВСК», подлежат возврату обществу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела, судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Признать незаконным и отменить постановление Находкинской таможни № 10714000-048/2011 от 15.04.2011 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ориентир» к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от 01.02.2011 товар – фильтры топливные, арт. PL270 в количестве 2000 штук, находящийся на территории ПЗТК ООО «ВСК», возвратить владельцу – обществу с ограниченной ответственностью «Ориентир».
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Л. Бибик