АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-6316/2016
18 июля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена июля 2016 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2016 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кирильченко М.С.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем В.С. Каляновой, после перерыва помощником Е.В. Кочерга,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТРАНС-ЭКО" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 04.10.2002)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 20.09.2004)
третье лицо Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Приморскому раю Амурского бассейнового водного управления
об оспаривании решения об отказе в согласовании нормативов допустимого сброса, оформленного письмом №04-14/4585-н от 08.12.2015 «Об отклонении в согласовании НДС»
при участии: от заявителя: ФИО2, протокол собрания №3/03/15 от 18.052015, паспорт; ФИО3 по доверенности от 23.06.2015 на 3 года, удостоверение адвоката № 1546 от 07.06.2008,
от ответчика: ФИО4 по доверенности от 12.01.2016 № 7 до 31.12.2016, удостоверение №6631 от 17.06.2015.
от третьего лица: не явились, извещены.
установил: Общества с ограниченной ответственностью "ТРАНС-ЭКО" обратилось в суд с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю об отказе в согласовании нормативов допустимого сброса, оформленного письмом №04-14/4585-н от 08.12.2015 «Об отклонении в согласовании НДС».
Определением от 16.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Приморскому раю Амурского бассейнового водного управления.
В обоснование требований заявитель указал, что оспариваемый отказ в согласовании НДС противоречит нормам Федерального закона «Об охране окружающей среды», данный отказ препятствует обществу в осуществлении предпринимательской деятельности. Заявитель пояснил, что НДС необходимы на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект – бухту Золотой рог для объекта – несамоходная нефтеналивная баржа ННБ-500-57, которое оснащено соответствующими установками по очистке и обезвреживанию отходов, в том числе нефтепродуктов. Кроме этого, заявитель указал, что у него имеется разрешение о предоставлении водного объекта в пользования с координатами места сброса сточных вод по нахождению стационарного объекта – судна ННБ – 500-57 с приложением утвержденных нормативов допустимого выброса сточных вод в бухту Золотой Рог и ранее обществу выдавались нормативы допустимого сброса веществ со сточными водами, в которых среди допустимых сбросов указаны нефтепродукты.
Ответчик возражает против заявленного требования, указал, что оспариваемый ответ не является самостоятельным мотивированным отказов в утверждении НДС, а также не является безусловным оснований для отказа компетентного органа в утверждении НДС, в связи с чем, заявителем выбран неверный способ защиты, поскольку удовлетворение требований заявителя не приведет к восстановлению его прав. Также ответчик, ссылаясь на положения Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации» (статья 1, пункт 2, пункт 3 статьи 37), указал на установленный данными нормами запрет на любой сброс с судов вредных веществ во внутренние морские воды. Кроме этого, сбросы с несамоходной нефтеналивной баржи ННБ-500-57, предназначенной согласно классификационному свидетельству для приема, хранения и выдачи мазута, дизельного топлива, используемой для накопления и очистки льяльных вод, подпадают под действие Международной конвенции МАРПОЛ, запрещающей любой сброс нефти или нефтесодержащей смеси с судов, поскольку в составе льяльных вод, сбрасываемых с нефтеналивной баржи, имеются нефтепродукты. Несамоходная нефтеналивная баржа ННБ-500-57, с которой обществом осуществляется сброс льяльных вод, не является очистительной станцией, установленное на ней оборудование не проходило проверку на соответствие всем требованиям очистительных станций. Сточные воды, сбрасываемые обществом с нефтеналивной баржи ННБ-500-57, содержат в своем составе вредные вещества, в том числе нефтепродукты.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом. В материалы дела от третьего лица поступил письменный отзыв, из содержания которого следует, что третье лицо не согласно с заявленными обществом требованиями.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 28.06.2016, до 30.06.2016.
После перерывов судебное заседание продолжено в том же составе суда при ведении протокола помощником ФИО1, при участии тех же представителей.
Как следует из материалов дела, ООО «ТРАНС-ЭКО» на основании бессрочной лицензии серии 025 №00077 от 17.06.2014, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании переоформления ранее выданной лицензии от 29.09.2010, осуществляет в порту Владивосток деятельность по обезвреживанию отходов II-IV классов опасности (кислота аккмуляторная серная отработанная – 2 класса опасности; прочие отходы нефтепродуктов, переработки нефти, угля, горючих сланцев и торфа (льяльные воды) – 3 класса опасности; отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки – 4 класса опасности). Перечь отходов указан в приложении к лицензии.
26.05.2014 Федеральным агентством водных ресурсов Амурского бассейнового водного управления обществу выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование №00-20.04.00.003-М-РСБК-Т-2014-01458/00 – с целью сброса сточных вод в бухту Золотой Рог Японского моря, г.Владивосток с приложением нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (НДС), утвержденных 08.07.2010 (приложение 5.4 к решению).
03.11.2015 общество обратилось в Отдел водных ресурсов Амурского бассейнового водного управления с заявлением об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
29.12.2015 Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Приморскому раю Амурского бассейнового водного управления вынесло мотивированный отказ в утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, указав в качестве основания п. 12.2 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ - отказ Управления Росприроднадзор по Приморскому краю в согласовании проекта НДС от 08.12.2015 №04-14/4585-н
В качестве оснований для отказа в согласовании проекта НДС, Управление Росприроднадзора по Приморскому краю указало на то, что объект - нефтеналивная баржа ННБ-500-57, оборудованный для очистки нефтесодержащих льяльных сточных вод, сбрасываемых по выпуску №1 в бухту Золотой Рог, относится к судам, эксплуатирующимся в морских районах и внутренних водных путях Российской Федерации, к которым применяются положения Правила 9 «Ограничения сброса нефти» приложения I «Правила предотвращения загрязнения нефтью» главы II «Требования по ограничению загрязнения при эксплуатации» Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ 73/78), то есть на них распространяется запрет на любой сброс с судов вредных веществ во внутренние морские воды.
Не согласившись с основанием для отказа в согласовании проекта НДС, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (частью 4 статьи 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 19 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (далее - Постановление N 469) такие нормативы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Пунктом 6 Административного регламента, в частности, предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является утверждение НДС приказом территориального органа Росводресурсов и выдача заверенной копии приказа территориального органа Росводресурсов об утверждении НДС заявителю либо предоставление заявителю мотивированного отказа в утверждении НДС.
Из содержания пункта 12.1. Административного регламента следует, что основанием для отказа в рассмотрении документов заявителя является представление документов заявителя, указанных в пункте 9 Административного регламента, не в полном объеме. Основанием для отказа в утверждении НДС является несоответствие проекта НДС положениям Методики и (или) мотивированный отказ в согласовании проекта НДС от одного или нескольких согласующих уполномоченных органов исполнительной власти.
Пунктом 12.2 Административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении НДС является несоответствие проекта НДС положениям Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.07.2014 N 333 (далее - Методика), и (или) мотивированный отказ в согласовании проекта НДС от одного или нескольких согласующих уполномоченных органов исполнительной власти.
Таким образом, поскольку Административным регламентом предусмотрено, что государственная услуга по утверждению представленных обществом НДС предоставляется территориальными органами Росводресурсов (Федерального агентства водных ресурсов) и отказ в утверждении нормативов принимается указанным органом, обществу надлежало обратиться в суд с заявлением к уполномоченному органу, принявшем мотивированный отказ в утверждении нормативов от 29.12.2015 №252/3462.
Обращение в суд с требованием об оспаривании решения уполномоченного органа в согласовании НДС (Управление Росприроднадзор по Приморскому краю), противоречат требованиям Административного регламента, а также не приведут к восстановлению нарушенных прав заявителя, в связи с чем, суд соглашается с доводом ответчика о том, что обществом неверно выбран способ защиты нарушенного права.
Вместе с тем, исследован по существу оспариваемый отказ в согласовании проекта НДС, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, заявитель является хозяйствующим субъектом, который на основании лицензии серии 025 №00077 от 17.06.2014 в соответствии с приложением к данной лицензии в порту Владивосток осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов (кислота аккмуляторная серная отработанная – 2 класса опасности; прочие отходы нефтепродуктов, переработки нефти, угля, горючих сланцев и торфа (льяльные воды) – 3 класса опасности; отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки – 4 класса опасности).
На основании решения Федерального агентства водных ресурсов Амурского бассейного водного управления от 26.05.2014 №00-20.04.00.003-М-РСБК-Т-2014-01458/00, заявитель является пользователем водного объекта – бухты Золотой Рог Японского моря порта Владивосток с целью сброса сточных льяльных вод, образуемых в результате деятельности по обезвреживанию опасных отходов 2-4 класса опасности, осуществляемой на основании лицензии, в соответствии с координатами, указанными в пункте 7 решения.
Согласно пункту 8 решения общество может производить использование части бухты Золотой Рог для осуществления сброса сточных вод с использованием нефтеналивной баржи ННБ-500-57, оборудованной сооружениями физико-химической очистки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие) относятся к поверхностным водным объектам.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований производится на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с целью охраны окружающей среды установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
Частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Из смысла приведенных нормативных положений следует, что данными нормами регулируется порядок осуществления деятельности по сбросу сточных вод в водные объекты, предусматривающий возможность использования водных объектов для целей сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, в пределах установленных нормативов допустимых сбросов, при условии получения разрешения органов, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
Вместе с тем, частью 4 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Таким образом, в части 4 сформулирована отсылочная норма о возможности запрета иными федеральными законами сброса сточных вод в водные объекты, не указанные в части 2 и 3 статьи 44 Водного кодекса РФ.
Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1998 года №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" относит воды портов Российской Федерации, заливов, бухт, морей, проливов, к внутренним морским водам. Их статус и правовой режим использования определяется данным ФЗ от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Указанным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с захоронением отходов и сброса вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море.
В частности, частью 2 статьи 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее – ФЗ №155) установлен запрет на захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море. При этом под захоронением отходов понимается любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также удаление отходов, транспортируемых судами, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, а также те которые являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах.
Таким образом, указанными положениями федерального закона №155-ФЗ установлен запрет на захоронение отходов, к которым отнесены указанными положениями закона, в том числе отходы, которые являются результатом обработки таких отходов на судах, а также установлен запрет на сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества, с судов, независимо, какими причинами он вызвался. включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение
Соблюдение запрета сброса любых сточных вод с судов в районах водопользования и в пределах 1 и 2 поясов зоны их санитарной охраны, в том числе акватории портов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, предусмотрено статьями 89 и 144 Водного кодекса РФ. Сточные воды относятся к категории коммунально-бытовых отходов, содержащих в своем составе вредные вещества (приказы Министерства природных ресурсов РФ от 12.07.1999 и от 02.12.2002 N 786).
На основании ст. 1 Закона №155-ФЗ бухта Золотой Рог относится к внутренним морским водам Российской Федерации, а также входит в границы «Морского порта Владивосток» (п. 5 раздела II «Описание морского порта» приказа Минтранс России от 02.07.2013 №229 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Владивосток»).
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что общество осуществляет деятельность по сбору и транспортировки льяльных вод с судов, расположенных в акватории порта Владивосток, сбор и транспортировку хозяйственно-фекальных вод с судов, расположенных в акватории порта Владивосток, сбор и транспортировку отходов с судов, расположенных в акватории порта Владивосток.
На основании лицензии серии 025 №00077 общество осуществляет деятельность в порту Владивосток по обезвреживанию опасных отходов 2,3,4 класса опасности), к которым отнесены: кислота аккумуляторная отработанная серная, прочие нефтепродукты, продукты переработки нефти, газа, горючих сланцев и торфа (льяльные воды), отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки.
Обезвреживание отходов заключается в частичной очистке методом двухступенчатого отстаивания в танках специализированного судна нефтесборщика - судно нефтеналивное ННБ-500-57, 29.06.1954 года постройки (классификационное свидетельство от 03.08.2015 №15.01248.170).
Указанное подтверждается заключением экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы по материалам, обосновывающим получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов для ООО «Транс-Эко» от 08.06.2007 №219-7.
В соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользовании от 26.05.2014 №00-20.04.00.003-М-РСБК-Т-2014-01458/00, обществу предоставлено право осуществления сброса льяльных сточных вод в бухту Золотой Рог Японского моря, в соответствии с географическими координатами, указанными в пункте 7 решения.
В соответствии с пунктом 2.3 указанного решения Федерального агентства водных ресурсов Амурского бассейного водного управления от 26.05.2014 №00-20.04.00.003-М-РСБК-Т-2014-01458/00 о предоставлении водного объекта в пользование, установлены условия использования водного объекта.
Согласно подпункту 8 пункта 2.3 решения от 26.05.2014, осуществление сброса сточных вод должно осуществляться с использованием водоотводящих, очистных сооружений: сооружения физико-химической очистки (фильтрующая ионообменная установка с загрузкой анионитом) производительностью 4 куб.м/час, 96 куб.м/сутки, 3504 тыс.куб.м/год в составе:
- отстойные танки 1-ой ступени очистки – 2 штуки,
-отстойные танки 2-ой ступени очистки – 2 штуки,
- насос марки 2ВВ4/16 – 1 шт.
фильтрующая ионообменная установка с загрузкой анионитом в составе:
- сепаратор калесцирующий СК 4М нефтесодержащих вод -1 шт,
- фильтр ионообменной с загрузкой анионитом – 1 шт.,
- фильтр доочистки с загрузкой гидрофобизированный керамзитом- 1 шт.
Доказательств того, что нефтеналивная баржа ННБ-500-57, 29.06.1954 года постройки, оборудована очистными сооружениями в указанном составе, в материалы дела со стороны заявителя не представлены.
Имеющееся в материалах дела заключение экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы по материалам, обосновывающим получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов для ООО «Транс-Эко» от 08.06.2007 №219-7, не свидетельствует, что на нефтеналивной барже ННБ-500-57 имеются очистные сооружения, в соответствии с требуемыми стандартами. В данном заключении процесс обезвреживания отходов описан, как частичная очистка методом двухступенчатого отстаивания в танках судна нефтесборщика - судно нефтеналивное ННБ-500-57 (стр.8 заключения).
Как следует из представленного в материалы дела ответчиком протокола №361 от 24.10.2014 результатов анализа сточных вод, отобранных на месте стоянки судна ННБ-500-57, в составе сточных вод, сбрасываемых с несамоходной баржи ННБ 500-57, содержатся нефтепродукты.
В соответствии с требованиями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973/1978 (МАРПОЛ 73/78) к морским судам применяются положения Правила 9 «Ограничение сброса нефти» приложения I «Правил предотвращения загрязнения нефтью» главы II «Требования по ограничению загрязнения при эксплуатации», где указано, что запрещается любой сброс в море нефти и нефтесодержащей смеси с судов, к которым применяется настоящее Приложение, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Конвенции, в частности: судно находится вне пределов особого района, судно находится в пути, содержание нефти в стоке без его разбавления не превышает 15 частей на миллион; на судне находится в действии Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти и оборудование для фильтрации нефти.
Пунктом 2 статьи 2 Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 определено понятие «судно», на которое распространяются требования данной конвенции.
В частности, понятие «судно» означает эксплуатируемое в морской среде судно любого типа и включает суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, подводные суда, плавучие суда, а также стационарные или плавучие платформы.
В рассматриваемом случае несамоходная нефтеналивная баржа «ННБ-500-57», соответствует понятию «судно», приведенном положениями конвенции МАРПОЛ. Аналогичную позицию выразило Минприроды России в письме от 01.07.2015 №05-12-44/15398.
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что деятельность общества подпадает под понятие сброса вредных веществ с судов, сформулированное в пункте 2 статьи 37 ФЗ №155, а также под требования указанной конвенции.
Таким образом, поскольку в силу пункта 2 статьи 37 ФЗ №155 установлен императивный запрет на сброс вредных веществ во внутренние морские воды, то в силу части 4 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, ответчик правомерно отказал в согласовании проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект – бухту Золотой Рог.
Довод общества о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, поскольку заявитель фактически вынужден остановить свою деятельность, что приведет к банкротству предприятия, судом отклоняются.
Как установлено судом у общества имеется лицензия серии 025 №00077 от 17.06.2014 на осуществление деятельность по обезвреживанию опасных отходов, дающее право на сбор, использование и обезврежение, транспортировку опасных отходов.
Отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в бухту Золотой Рог, не препятствует осуществлению указанной деятельности, поскольку в соответствии с пунктом 140 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2009 №140 «Об утверждении общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним», нефтесодержащие воды, нефтяные остатки, сточные воды и иные загрязненные воды подлежат сдаче с судна на специализированные береговые приемные средства.
В подтверждение возможности сдачи сточных вод на специализированные береговые приемные средства Управлением представлено письмо ЗАО «Востокбункер» от 14.09.2015 №729 о наличии специализированных береговых приемных средств для хранения нефтесодержащих вод с судов, а также возможности их очистки на основании лицензии серии 025 №00050 от 30.05.2012.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку судом не установлено нарушение оспариваемым решением Росприроднадзора действующего законодательства, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении требований о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю об отклонении в согласовании нормативов допустимых сбросов, оформленного письмом №04-14/4585-н от 08.12.2015.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Кирильченко М.С.