АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-6477/2016
25 мая 2016 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Турсуновой Ю.C.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Публичного акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 24.11.1992)
к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 15.04.2005)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Публичное акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт» (далее – ПАО «ВМТП», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни (далее – таможенный орган, таможня) от 01.03.2016 по делу об административном правонарушении №10702000-178/2016.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно заявлению общества, оно считает незаконным оспариваемое постановление, полагая, в совершении вмененного ему деяния отсутствует состав административного правонарушения, квалифицируемого в соответствии со статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и у таможенного органа не имелось правовых оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
Общество в заявлении пояснило, что при поступлении на временное хранение товара в контейнере № SUDU5085252, ввезенного по коносаменту № FSCOPUW342069 от 11.07.2015, в отчете по форме ДО-1 отражены сведения о количестве упаковок товара – 2324 коробки, в соответствии информацией, содержащейся в данном коносаменте. Указал в заявлении, что заявить сведения о товаре в соответствии с поданной впоследствии его получателем ДТ № 10702030/200715/0044806 не могли быть отражены в данном отчете по объективным причинам в силу поступления товара до даты таможенного декларирования. Также общество в заявлении пояснило, что товар поступил в контейнере, опечатанном сами получателем, и данный товар во время нахождении на хранении фактически из контейнера не выгружался. В этой связи, считает, что сведения о фактическом количестве грузовых мест не содержат признаков недостоверности.
Согласно представленному в материалы дела отзыву, Владивостокская таможня с заявленными требованиями не согласилась, полагая, что собранным административным материалом доказаны событие и состав совершенного обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ. Таможенный орган считает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении и при вынесении оспариваемого постановления нарушений закона не допущено.
Таможенный орган указал, что согласно названному выше коносаменту товар ввезен в 21 грузовом месте в виде паллет, что также соответствует сведениям, заявленным в графе 6 ДТ № 10702030/200715/0044806. Соответственно, полагает, что вне зависимости от фактического количества упаковок товара в отчете по форме ДО-1 подлежали указанию сведения о грузовых местах товара (паллетах).
Из материалов дела судом установлено, что в июле 2015 года на территорию РФ из порта Пуссан (Корея) на теплоходе «Капитан Маслов» по коносаменту № FSCOPUW342069 от 11.07.2015 в контейнере №SUDU5085252 был ввезен товар иностранного производства: мандарины свежие, сорт NOVAS, ботаническое название CITRUS RETICULATA, 23240 кг, изготовитель CAUQUEN ARGENTINA S.A., марки MAITEN, в 21 грузовом месте, 2324 коробках.
Согласно предоставленному 14.07.2015 во Владивостокскую таможню отчету по форме ДО-1 № 4026466 от 14.07.2015 (далее – отчет ДО-1) товар 14.07.2015 был помещен на временное хранение в постоянную зону таможенного контроля ПАО «ВМТП».
В ходе проверки сведений, отраженных в отчете ДО-1, таможней выявлено, что в графе 6 данного отчета количество грузовых мест указано в виде количества коробок, в которых ввезен товар - 2324 коробок, вместо количества паллет – 21.
Посчитав, что владельцем ПЗТК ПАО «ВМТП» таможенному органу представлена отчетность, содержащей недостоверные сведения о количестве грузовых мест, Владивостокская таможня 25.02.2016 составила в отношении общества, в присутствии его защитника, протокол об административном правонарушении по делу № 10702000-178/2016, квалифицировав деяние общества в соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ.
Постановлением от 01.03.2016 общество признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ. Административное наказание было назначено обществу в виде административного штрафа в размере 25000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ПАО «ВМТП» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, частей 6, 7 статьи 210 АПК РФ законность оспариваемого постановления в полном объеме, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности в силу следующего.
Согласно статье 16.15 КоАП РФ непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ) зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.
Порядок создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска определен частями 9 - 12 статьи 163 Федерального закона № 311-ФЗ.
В соответствии со статьей 167 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу части 3 статьи 163 Федерального закона № 311-ФЗ и статьи 168 ТК ТС местами временного хранения являются, в том числе постоянные зоны таможенного контроля.
Порядок помещения товаров на временное хранение, ведения и предоставления отчетности в таможенный орган в Российской Федерации урегулирован приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» (далее – Порядок № 2688).
В соответствии с пунктом 30 названного Порядка № 2688 владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров) отчетность об их хранении по следующим формам: ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение; ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ; ДО-3 - отчетность, представляемая по разовому требованию таможенного органа.
Согласно пункту 31 Порядка № 2688 владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) представляет формы отчетности в электронном виде при наличии электронной подписи либо в электронном виде без электронной подписи с обязательным предоставлением информации на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лицом, ими уполномоченным, и печатью.
Владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) представляет таможенному посту отчетность по форме ДО-1 при принятии товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ (ином месте временного хранения товаров).
Согласно пункту 16 Порядка № 2688 исчисление срока временного хранения товаров начинается со дня, следующего за днем регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
Согласно Приложению № 5 к Порядку № 2688 Форма отчета ДО-1 в числе основных сведений о помещаемых на временное хранение товарах предусматривает указание в графе 6 отчета сведений о количестве грузовых мест товара.
Как следует из материалов дела, обстоятельством, послужившим для приведенных в оспариваемом постановлении выводов таможни, послужил факт представления обществом таможенному органу отчета о поступлении на временное хранение товара по форме ДО-1 № 4026466 от 14.07.2015, с содержанием в графе 6 отчета сведений о грузовых местах товара вместо количества паллет – 21, количества коробок - 2324 коробок.
Свою позицию таможенный орган мотивирует содержанием графы 6 ДТ № 10702030/200715/0044806.
Действительно, согласно данной графе таможенной декларации, получатель товара задекларировал количество грузовых мест, соответствующее количеству паллет - 21, в которые упакованы коробки -2324, содержащие ввезенную продукцию.
Таким образом, содержащиеся в протоколе по делу об административном правонарушении и оспариваемом постановлении фактические данные об отражении в отчете по форме ДО-1 сведений относительно количества грузовых мест подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами.
Общество в заявлении настаивает на доводе о том, что указание в отчете ДО-1 фактического количества коробок, соответствующего сведениям о товаре, содержащимся в коносаменте, не свидетельствует о недостоверности заявленной в отчете информации.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП, является порядок соблюдения лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела порядка и сроков помещения товаров, находящихся под таможенным контролем, на временное хранение.
Указанный порядок служит для реализации таможенной политики государства, направленной на обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля в отношении товаров, как ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, так и вывозимых с нее.
Оценивая по правилам статьи 71 АПК РФ, с учетом статьи 26.2 КоАП РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, на основании части 6 статьи 210 АПК РФ суд следует диспозиции статьи 16.15 КоАП РФ и обстоятельства рассматриваемого спора на предмет констатации не только события административного правонарушения, но и наличия всех элементов состава административного правонарушения, квалифицируемого данной указанной нормой Кодекса.
В данном случае для установления объективной и субъективной стороны рассматриваемого административного правонарушения имеет значение установления обстоятельств отражения в отчетности по форме ДО-1 сведений на предмет их соответствия критерию недействительности и влияния таких сведений на содержащуюся в отчете и представленных таможенном органу перевозчиком документов при прибытии товара на таможенную территорию Таможенного союза информацию в целом.
Из оспариваемого постановления следует, что вывод о недействительности заявленных в графе 6 отчета по форме ДО-1 сведений, таможня основывает на сведениях графы 6 поданной получателей товара ДТ № 10702030/200715/0044806.
В силу положений Порядка № 2688 заполнение владельцами СВХ отчета по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3 призвано организации контроля за временным хранением товаров, находящихся под таможенным контролем ввиду исполнения владельцами СВХ возложенных на них статьей 26 ТК ТС обязанностей, в том числе по соблюдению условий и выполнению требований, установленных настоящим Кодексом, при временном хранении товаров (пункт 1); обеспечению сохранности товаров, находящихся на складе временного хранения (пункт 2); учету хранимых товаров и представлению в таможенные органы отчетности о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 3).
В соответствии с разделом II Порядка № 2688 для помещения на временное хранение товара, ввезенного водным транспортом, перевозчиком в течение 3 часов с момента прибытия товара предоставляются таможенному посту, осуществляющему контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения товаров), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения), которые таможенным органом регистрируются (пункты 9, 10).
Помещение товаров на СВХ (иное место временного хранения товаров) производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. В этих целях уполномоченное лицо либо владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) принимает меры по фактическому перемещению товаров и транспортных средств в помещение или на открытую площадку СВХ (иное место временного хранения товаров) (пункт 11 Порядка №2688).
Со дня регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении (пункт 12 Порядка №2688).
Таким образом, как следует из положений Порядка № 2688, при приеме товара на временное хранение отчет по форме ДО-1 заполняется на основании сведений о товаре, предоставленных перевозчиком.
Порядок декларирования товаров для таможенных целей урегулирован главой 27 ТК ТС и Инструкцией по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (далее – Инструкция № 252).
В силу вышеназванных норм и правил порядок помещения товара на временное хранение и процедура декларирования товара различны по своему содержанию, субъектному составу, временному периоду их осуществления.
В материалы дела не представлены доказательства наличия несоответствия сведений в представленных перевозчиком таможенному органу, содержащихся в коммерческих и транспортных документах о параметрах ввезенного товара, фактическим характеристикам ввезенного товара по коносаменту № FSCOPUW342069 от 11.07.2015 в контейнере № SUDU5085252.
Понятие грузового места законодательно не закреплено и в силу пункта 15 Инструкции № 252 определяется декларантом исходя из формирования прибывшей в его адрес получателя товарной партии.
Согласно названной норме в графе 6 «Всего мест» таможенной декларации подлежит указанию цифровыми символами общее количество грузовых мест декларируемых товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами.
В графе 31 таможенной декларации в числе сведений о товаре под номером 2 также подлежат отражению для товара, имеющего упаковку, через запятую сведения об общем количестве грузовых мест, занятых товаром, коды видов упаковки товара в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире «-» количества упаковок по каждому виду. При этом под упаковкой понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п.), перевозимых навалом.
В силу рассматриваемой нормы под поддоном понимается устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров с тем, чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки (выгрузки) или штабелирования с помощью механических аппаратов. Это устройство состоит из двух настилов, соединенных между собой распорками либо из одного настила, опирающегося на ножки. Устройство должно иметь как можно меньшую общую высоту, допускающую его погрузку (выгрузку) с помощью вилочных погрузчиков или тележек по перевозке поддонов, а также может иметь или не иметь надстройку
В соответствии с коносаментом № FSCOPUW342069 спорный товар ввезен в количестве 2324 коробок в 21 паллетах.
Действительно, согласно данным графы 31 поданной получателем товара ДТ № 10702030/200715/0044806 грузовые места обозначены декларантом под номером 2 в количестве 21 с применением кода 21/PX, что согласно Классификатору видов груза, упаковки и упаковочных материалов, утвержденному в Приложении № 12 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378, соответствует обозначению поддонов (наименование на английском языке pallet).
В тоже время Порядок № 2688 не ставит в зависимость отражение сведений о товаре при помещении на временное хранение в отчете ДО-1 от сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, возлагая на владельца склада временного хранения обязанность по отражению в отчетности информации, соответствующей сведениям, содержащимся в транспортных и коммерческих документах, предоставленных перевозчиком.
При этом в силу пункта 15 Инструкции № 252 отражение при декларировании товара информации о видах грузовых мест отнесено на декларанта.
Представленные в материалы дела доказательства суд оценивает в их совокупности.
Из представленных в материалы дела доказательств видно, что сведения о количестве коробок, в которых товар ввезен, соответствуют информации, содержащейся в коносаменте. Данные сведения корреспондируют со сведениями отчета по форме ДО-2 от 23.07.2015 о выданном товаре со склада и подтверждены задекларированными сведениями о товаре в графе 31 ДТ № 10702030/200715/0044806.
Следовательно, отраженная ПАО «ВМТП» в графе 6 отчета ДО-1 информация о товаре в рассматриваемом случае не соответствует критерию недействительности сведений, как этого требует диспозиция статьи 16.15 КоАП РФ.
Иных доказательств недостоверного отражения в указанном отчете сведений о товаре, помимо ссылки на данные таможенной декларации, таможенный орган вопреки части 4 статьи 210 АПК РФ, в материалы дела не представил.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ПАО «ВМТП» по заполнению и предоставлению в таможенный орган отчета по форме ДО-1 объективной и субъективной сторон рассматриваемого правонарушения, а, соответственно, и его состава, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении и основания для привлечения общества к административной ответственности.
Отсутствие оснований для привлечения лица к административной ответственности на основании части 2 статьи 211 АПК РФ влечет признание незаконным оспариваемого постановления административного органа и его отмену.
В силу изложенного суд удовлетворяет требование заявителя.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (часть 4 статьи 208 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
Признать незаконным и отменить постановление Владивостокской таможни от 01.03.2016 по делу об административном правонарушении № 10702000-178/2016.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 10 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Турсунова Ю.С.