ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-6480/16 от 08.06.2016 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-6480/2016

10 июня 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена июня 2016 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2016 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Палагеша Г.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куценко О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 24.11.1992)

к  Владивостокской таможне  (ИНН 0015767 , ОГРН 2504398484 , дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 15.04.2005)

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении

при участии в заседании:

от заявителя – ведущий юрисконсульт ФИО1 по доверенности от 01.01.2016 №4 сроком действия до 31.12.2016;

от ответчика – уполномоченный по ОВД отдела административных расследований ФИО2 по доверенности от 13.01.2016 №20 сроком действия до 11.01.2017,

установил: публичное акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт» (далее – ПАО «ВМТП», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни (далее – таможенный орган, таможня) от 01.03.2016 по делу об административном правонарушении №10702000-181/2016 о признании виновным публичного акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» в совершении административного правонарушения по статье 16.15  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа.

В судебном заседании представитель ПАО «ВМТП» заявленное требование поддержал, считает незаконным оспариваемое постановление, полагая,  что в совершении вмененного обществу деянии отсутствует состав административного правонарушения, квалифицируемого в соответствии со статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и у таможенного органа не имелось правовых оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.

Общество пояснило, что при выдаче со склада товара, ввезенного по коносаменту от 25.07.2015 № FSCOPUVV342286, в отчете по форме ДО-2 № 4044817 от 01.08.2015 отражены сведения о количестве упаковок товара – 1520 коробок, в соответствии  информацией, содержащейся в данном коносаменте и декларации на товары № 10702030/290715/0047425 (далее – ДТ, таможенная декларация), в которых указано как количество поддонов, так и находящихся на них коробок. При этом, как пояснил заявитель, указанный отчет сформирован на основе данных о поступлении на временное хранение товара, содержащихся в  отчете по форме ДО-1 № 4028416 от 28.07.2015. В этой связи, считает, что сведения о фактическом количестве грузовых мест не содержат признаков недостоверности.

Считает необоснованной ссылку таможенного органа на пункт 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, полагая данную норму неприменимой к перевозкам морским транспортом.

Представитель Владивостокской таможни с заявленным требованием не согласилась, придерживаясь изложенной в письменном отзыве позиции, полагает, что собранным административным материалом доказаны  событие и состав совершенного обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ. В обоснование доводов о недостоверности заявленных  обществом  в отчете по форме ДО-2 № 4044817 от 01.08.2015 сведений о количестве грузовых мест, считает, что сведения в данном отчете подлежали отражению с учетом сведений, заявленных в таможенной декларации. Считает, что количество грузовых мест в рассматриваемом случае соответствует количеству поддонов (паллет), на которых ввезен товар, с учетом специфики его упаковки при перевозке.

Таможенный орган считает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении и при вынесении оспариваемого постановления нарушений закона не допущено.

Из материалов дела судом установлено, что  в июле 2015 года на территорию РФ из порта Пуссан (Корея) на теплоходе «Капитан Маслов» по коносаменту от 25.07.2015 № FSCOPUVV342286 в контейнере №  HLXU8722090 был ввезен товар иностранного производства: апельсины свежие ботаническое название «CITRUSPARADISI», 19712 кг; и грейпфруты свежие «CITRUSSINENSIS», 3840кг,  изготовитель: EXOTICFRUITCOMPANYPTYLTD, всего в 20 грузовых местах, 1520 картонных коробках.

Согласно предоставленному 28.07.2015 во Владивостокскую таможню  отчету по форме ДО-1 № 4028416 (далее – отчет ДО-1) товар  был помещен на временное хранение в постоянную зону таможенного контроля ПАО «ВМТП» (далее – ПЗТК ПАО «ВМТП», ПЗТК).

Товар был ввезен в адрес ООО «КАННАМ», которым подана во Владивостокскую таможню  ДТ № 10702030/290715/0047425.

01.08.2015 ПАО «ВМТП» предоставило в таможенный пост Морской порт Владивосток отчетность по форме ДО-2 от 01.08.2015 № 4044817 (далее отчет ДО-2) о выдаче  товара с ПЗТК.

В ходе проверки сведений, отраженных в отчете ДО-2, таможней выявлено, что в графе 6 данного отчета количество  грузовых мест  указано в виде  количества коробок, в которых ввезен товар – 1520 коробок, вместо количества паллет – 20. 

Посчитав, что владельцем ПЗТК ПАО «ВМТП» таможенному органу представлена отчетность, содержащая недостоверные сведения о  количестве грузовых мест, Владивостокская таможня 15.02.2016 составила в отношении общества, в присутствии его защитника,  протокол об административном правонарушении по делу № 10702000-181/2016, квалифицировав деяние общества в соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ.

Постановлением от 01.03.2016 общество признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ. Административное наказание было назначено обществу в виде административного штрафа в размере 25000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ПАО «ВМТП» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, частей 6, 7 статьи 210 АПК РФ законность оспариваемого постановления в полном объеме, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности в силу следующего.

Согласно статье 16.15 КоАП РФ непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ) зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

Порядок создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска определен частями 9 - 12 статьи  163 Федерального закона № 311-ФЗ.

В соответствии со статьей 167 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

В силу части  3 статьи 163 Федерального закона № 311-ФЗ и статьи 168 ТК ТС местами временного хранения  являются, в том числе постоянные зоны таможенного контроля.

Порядок помещения товаров на временное хранение, ведения и предоставления отчетности в таможенный орган в Российской Федерации урегулирован  приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» (далее – Порядок № 2688).

В соответствии с пунктом 30 названного Порядка № 2688 владелец СВХ  (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров) отчетность об их хранении по следующим формам: ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение; ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ; ДО-3 - отчетность, представляемая по разовому требованию таможенного органа.

Согласно пункту 31 Порядка № 2688 владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) представляет формы отчетности в электронном виде при наличии электронной подписи либо в электронном виде без электронной подписи с обязательным предоставлением информации на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лицом, ими уполномоченным, и печатью.

Отчетность, формируемая при выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров) по форме ДО-2, представляется владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) таможенному посту не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения товаров) (пункт 32 Порядка № 2688).

Согласно Приложению № 6 к Порядку № 2688 Форма отчета ДО-2 в числе основных сведений о помещаемых на временное хранение товарах предусматривает указание в графах 8 и 14 отчета сведений о количестве грузовых мест товара.

Как следует из материалов дела, обстоятельством, послужившим для приведенных в оспариваемом постановлении выводов таможни,  послужил факт представления  обществом таможенному органу  отчета о выдаче товаров с СВХ по форме  ДО-2 от 01.08.2015 № 4044817,  с содержанием в графах  8 и 14 отчета  сведений  о грузовых местах  товара вместо количества паллет – 20, количества коробок  - 1520 коробок.

Свою позицию таможенный орган мотивирует содержанием графы 6 ДТ № 10702030/290715/0047425, в которой в качестве сведений о грузовых  местах указано количество паллет.

Действительно, согласно данной графе таможенной декларации, получатель товара задекларировал количество грузовых мест, соответствующее общему  количеству  паллет – 20,в которые упакованы коробки, содержащие ввезенную продукцию (всего 20: по товару № 1- 14, по товару № 2 – 6).

Таким образом, содержащиеся в протоколе по делу об административном правонарушении и оспариваемом постановлении фактические данные об отражении в отчете по форме ДО-2 сведений относительно количества грузовых мест подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами.

Общество считает, что указание в отчете ДО-2 фактического количества коробок, соответствующего сведениям о товаре, содержащимся в коносаменте, не свидетельствует о недостоверности заявленной в отчете информации.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного  статьей 16.15 КоАП, является порядок соблюдения лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела порядка и сроков помещения товаров, находящихся под таможенным контролем, на временное хранение.

Указанный порядок служит для реализации таможенной политики государства, направленной на обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля в отношении товаров, как ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, так и вывозимых с нее.

Следуя диспозиции статьи 16.15 КоАП РФ, суд оценивает  по правилам статьи 71 АПК РФ, с учетом статьи 26.2 КоАП РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства,  на основании части  6 статьи 210 АПК РФ, с целью установления обстоятельств  рассматриваемого  спора  на  предмет констатации не только события административного правонарушения, но и наличия всех элементов состава административного правонарушения, квалифицируемого данной указанной нормой  Кодекса.

В данном случае  для установления объективной и субъективной стороны рассматриваемого административного правонарушения имеет значение  установления обстоятельств отражения в отчетности по форме ДО-2  сведений на предмет их соответствия критерию недействительности и  влияния таких сведений на содержащуюся в отчете и представленных таможенном органу перевозчиком документов при прибытии товара на таможенную территорию Таможенного союза и заявленную получателем товара  в таможенной декларации  информацию в целом.

Из оспариваемого постановления следует, что вывод о недействительности заявленных в графе 6 отчета по форме ДО-2 сведений, таможня основывает на сведениях  графы 6 поданной  получателей товара ДТ № 10702030/290715/0047425.

В силу положений  Порядка № 2688 заполнение владельцами СВХ отчета по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3 призвано организации контроля за временным хранением товаров, находящихся под таможенным контролем ввиду исполнения владельцами СВХ  возложенных на них  статьей 26 ТК ТС обязанностей, в том числе по соблюдению условий и выполнению  требований, установленных настоящим Кодексом, при временном хранении товаров (пункт 1); обеспечению сохранности товаров, находящихся на складе временного хранения (пункт 2); учету хранимых товаров и представлению в таможенные органы отчетности о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 3).

В соответствии с разделом II Порядка № 2688 для  помещения на временное хранение товара, ввезенного водным транспортом,  перевозчиком в течение 3 часов с момента прибытия товара предоставляются таможенному посту, осуществляющему контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения товаров), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения), которые таможенным органом регистрируются (пункты 9, 10).

Помещение товаров на СВХ (иное место временного хранения товаров) производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. В этих целях уполномоченное лицо либо владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) принимает меры по фактическому перемещению товаров и транспортных средств в помещение или на открытую площадку СВХ (иное место временного хранения товаров) (пункт 11 Порядка № 2688).

Со дня регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении (пункт 12 Порядка № 2688).

Порядок декларирования товаров для таможенных целей урегулирован главой 27 ТК ТС и Инструкцией по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной  Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (далее – Инструкция № 252).

В силу вышеназванных норм и правил порядок помещения товара на временное хранение и  процедура декларирования товара  различны по своему содержанию, субъектному составу, временному периоду их осуществления.

В материалы дела не представлены доказательства наличия несоответствия сведений в представленных перевозчиком таможенному органу, содержащихся в коммерческих и транспортных документах о параметрах ввезенного товара, фактическим характеристикам ввезенного товара по коносаменту от 25.07.2015 № FSCOPUVV342286 в контейнере №  HLXU8722090.

Оценивая доводы сторон в части применения понятия грузового места, закрепленного Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, суд, учитывая специфику спорных правоотношений и перевозку товара морским транспортом, исходит из области применения понятия грузового места для таможенных целей.

Действительно, в соответствии с пунктом  5  указанных Правил  «грузовое место» - материальный объект, принятый для перевозки.

Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 13 настоящих Правил (пункт 6 названных Правил).

В то же время понятие грузового места с расшифровкой его комплектации законодательно не закреплено и в силу пункта 15 Инструкции № 252 определяется декларантом исходя из формирования прибывшей в его адрес получателя товарной партии.

Согласно названной норме в графе 6 «Всего мест» таможенной декларации  подлежит указанию цифровыми символами общее количество грузовых мест декларируемых товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами.

В графе 31 таможенной декларации в числе сведений о товаре  под номером  2 также подлежат отражению для товара, имеющего упаковку, через запятую  сведения об  общем количестве грузовых мест, занятых товаром, коды видов упаковки товара в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире «-» количества упаковок по каждому виду. При этом под упаковкой понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п.), перевозимых навалом.

В силу рассматриваемой нормы под поддоном понимается устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров с тем, чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки (выгрузки) или штабелирования с помощью механических аппаратов. Это устройство состоит из двух настилов, соединенных между собой распорками либо из одного настила, опирающегося на ножки. Устройство должно иметь как можно меньшую общую высоту, допускающую его погрузку (выгрузку) с помощью вилочных погрузчиков или тележек по перевозке поддонов, а также может иметь или не иметь надстройку

В соответствии с коносаментом № FSCOPUVV342286 спорный товар ввезен  в  количестве 1520 картонных коробок  на  20 паллетах.

Действительно, согласно данным графы 31 поданной получателем товара ДТ № 10702030/290715/0047425 грузовые места обозначены декларантом под номером 2 в количестве 20 с применением кода 20/PX, что согласно Классификатору видов груза, упаковки и упаковочных материалов, утвержденному в Приложении № 12 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378, соответствует обозначению поддонов  (наименование на английском языке pallet).

Также, исходя из формы отчета ДО-2 при выдаче товара со скала в данном отчете в графах 13-18 (расход) подлежат отражению сведения о документах, на основании которых разрешена выдача товара со склада, в том числе  сведения о таможенной декларации.

 В тоже время Порядок № 2688 не ставит в зависимость отражение сведений о товаре при помещении на временное хранение в отчете ДО-1  от сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, возлагая на владельца склада временного хранения обязанность по отражению в отчетности информации, соответствующей сведениям, содержащимся в транспортных и коммерческих документах, предоставленных перевозчиком.

Также  согласно утвержденной  форме отчета ДО-2 в части отражения сведения о поступлении товара на приход в графах 2-12 подлежат отражению сведения о поступившем товаре на временное хранение на основании данных отчета ДО-1.

В силу изложенного, по смыслу формы отчета ДО-2 при надлежащем исполнении СВХ своих обязанностей по хранению поступившего к нему товара  информация, в том числе о количественных характеристиках товара, выданного со склада, не должна противоречить сведениям о таких характеристиках, заявленных в отчете ДО-1 о  поступившем на временное хранение товаре. 

При этом форма отчета ДО-2 содержит графы 8,15,20. в которых  отражаются сведения о весе товара брутто (в кг) или  объем товара (в куб. м) (либо в дополнительных единицах измерения), позволяющие проконтролировать правильность отражения сведений в отчете о фактическом  количестве товара.

При этом в силу пункта 15 Инструкции № 252 отражение при декларировании товара информации о видах грузовых мест отнесено на декларанта.

Представленные в материалы дела  доказательства суд оценивает в их совокупности.

Из представленных в материалы дела доказательств видно, что  заявленные в отчете по форме ДО-2 от 01.08.2015 № 4044817 сведения о наименовании товара, об общем количестве  картонных коробок в которых товар ввезен, весе брутто (25072кг), соответствуют  информации, содержащейся в коносаменте от 25.07.2015 № FSCOPUVV342286.

Данные сведения корреспондируют со сведениями отчета по форме ДО-1 от 28.07.2015 № 4028416 о поступившем товаре на склад и подтверждены сведениями графы 31 ДТ № 10702030/290715/0047425.

Следовательно, отраженная ПАО «ВМТП» в графах 8, 14 отчета ДО-2 информация о товаре в рассматриваемом случае не соответствует критерию недействительности сведений, как этого требует диспозиция статьи 16.15 КоАП РФ.

Иных доказательств недостоверного отражения в указанном отчете сведений о товаре, помимо ссылки на данные таможенной декларации, таможенный орган вопреки части 4 статьи 210 АПК РФ, в материалы дела не представил.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ПАО «ВМТП»  по заполнению и предоставлению в таможенный орган отчета по форме ДО-2 объективной  и субъективной сторон рассматриваемого правонарушения, а, соответственно, и его состава, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает  производство по делу об административном правонарушении и основания для привлечения общества к административной ответственности. 

Отсутствие оснований для привлечения лица к административной ответственности на основании части 2 статьи 211 АПК РФ влечет признание незаконным оспариваемого постановления административного органа и его отмену.

В силу изложенного суд удовлетворяет требование заявителя.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (часть  4 статьи 208  АПК РФ).

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

          Признать незаконным и отменить постановление Владивостокской таможни от 01.03.2016 по делу об административном правонарушении №10702000-181/2016 о признании виновным публичного акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» в совершении административного правонарушения по статье 16.15  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Приморского края.

Судья                                                                                        Г.Н. Палагеша