АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-6490/2021
07 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена августа 2021 года .
Полный текст решения изготовлен сентября 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кирильченко М.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевой Д.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интермекс" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения от 02.02.2021 о классификации товаров по ДТ №10702070/280819/0172766 в части изменения кода товара
при участии в заседании:
от заявителя- не явились
от ответчика- ФИО1 по доверенности от 29.03.2021, удостоверение, диплом
установил: общество с ограниченной ответственностью "Интермекс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни от 02.02.2021 о классификации товаров по ДТ №10702070/280819/0172766 в части изменения кода товара.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, считает, что таможенный орган неверно классифицировал товар, исходя из его состава и Основных правил интерпретации ТН ВЭД, действующих на момент декларирования товара. Следовательно, решение о классификации вынесено таможенным органом в нарушении требований правил классификации, ввиду чего оно является неправомерными, а вынесенное на его основании решение о внесении изменений в таможенную декларацию - недействительным и подлежащим отмене.
Таможенный орган с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве. Таможенный орган считает, что исходя из заключения таможенного эксперта, а также на основании сложившейся судебной практики, товар подлежит классификации в товарной позиции 3 824 99 960 9 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем, Владивостокской таможней правомерно принято решение о классификации товара. Вместе с тем, таможенный орган указывает, что согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.01.2020 №15 «О классификации гигиенического силикагелевого наполнителя для кошачьего туалета в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» гигиенический силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета, состоящий из аморфного диоксида кремния (99 - 100 масс.%) в виде бесцветных гранул и гранул, окрашенных красящими веществами в целях повышения потребительской привлекательности товара (красящие вещества используются не для облегчения идентификации товара или в целях его безопасности), в соответствии с Основным правилом интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1 классифицируется в товарной
позиции 3824 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
При исследовании материалов дела судом установлено, что 28.08.2019 во Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Владивостокской таможни (далее - таможенный пост, ВТП ЦЭД) ООО «Интермекс» ввезен и задекларирован по ДТ№10702070/280819/0172766 товар № 1 «наполнитель для кошачьих туалетов (силикагель), не содержит этиловый спирт, состав: диоксид кремния - 99,8%, вода, магний, кальций, железо, ионы - 0,2%, без добавления солей кобальта. Производитель: ZHAOYUANRONGDAINDUSTRY & TRADECO., LTD., CHINA, товарный знак: CATSTEP, марка: CATSTEP, артикул: CATSTEP 15.2L, модель: отсутствует, количество: 6402 шт».
Товар классифицирован декларантом по коду 2811 22 000 0 ин вэд «Кислоты неорганические прочие и соединения неметаллов с кислородом неорганические прочие: диоксид кремния», согласно которому ставка ввозной таможенной пошлины составляет 2%.
По результатам заключения ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивосток от 25.09.2019 № 12410008/0032747, проведенной в отношении товара № 1 установлено, что исследованные образцы являются гидратированным диоксидом кремния (силикагелем) с незначительным содержанием примесей (содержание каждой отдельной примеси в пересчете на окислы не превышает 0,15%), поставляемым в оригинальной фирменной упаковке в виде бесцветных и окрашенных зерен, содержащих краситель. Краситель синего цвета, входящий в состав представленного образца не относится к примесям в понятиях ТН ВЭД ЕАЭС, изложенных в общих положениях к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС. Образцы товара не являются отдельным химическим элементом. Образцы состоят из индивидуального неорганического соединения определенного химического состава - гидратированного диоксида кремния (силикагеля) с незначительным содержанием примесей, в соответствии с примечанием 1 к 28 группе. Краситель синего цвета, входящий в состав представленных образцов не относится к примесям в понятиях ТН ВЭД ЕАЭС, изложенных в общих положениях к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС. Товар предназначен для использования в качестве наполнителя для кошачьих туалетов.
Исходя из заключения таможенного эксперта, а также на основании сложившейся судебной практики таможенный орган посчитал, что товар подлежит классификации в товарной позиции 3 824 99 960 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
На основании вышеизложенного Владивостокской таможней было принято Решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 02.02.2021 № РКТЧ 0702000-21/000074, согласно которому товар № 1 по ДТ № 10702070/280819/0172766 подлежит классификации в субпозиции 3824 99 960 9 ТН ВЭД ЕАЭС. Ставка таможенной пошлины - 5%, НДС - 20%.
Не согласившись с решением таможенного органа о классификации товара, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемых решений, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД.
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров, в том числе, в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
Неотъемлемой частью ТН ВЭД ЕАЭС являются Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОНИ ТН ВЭД).
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров" определено, что ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Участники внешнеэкономической деятельности вправе ожидать, что осуществляемая в соответствии с ТН ВЭД классификация товаров, имеющая значение, в том числе для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер и не будет зависеть от усмотрения таможенных органов.
В связи с этим, в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" указано, что обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться ОПИ, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Таможенного кодекса решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
Согласно ОПИ ТН ВЭД N 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ЕАЭС, классификация товаров для юридических целей осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям ТН ВЭД ЕАЭС. При этом классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей ОПИ ТН ВЭД N 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Согласно ОПИ 2(б) любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами.
В случае если по каким-либо причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием (Правило 3а).
Согласно ОПИ 3(б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3(а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3(а) или 3(б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров (Правило 3(в)).
Классифицируя спорный товар в группе 3824, таможенный орган указал, что ввиду наличия в составе красящего вещества спорный товар не может быть отнесен к группе 2811, поскольку в нее включаются химические соединения с добавлением красящих веществ только, если это опасные или ядовитые вещества и красящие вещества добавляются для облегчения идентификации или в целях безопасности.
В соответствии с примечанием 1(а) к группе 28 ТН ВЭД (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54), если в контексте не оговорено иное, в товарные позиции этой группы включаются отдельные химические элементы и отдельные соединения определенного химического состава, содержащие или не содержащие примеси.
В примечании 1(д) к группе 28 ТН ВЭД определено, что в позиции этой группы включаются продукты, указанные выше в пункте (а), (б), (в) или (г), с добавлением противопылевого средства или красящего вещества для облегчения их идентификации или в целях безопасности с сохранением свойств данных продуктов, что не допускает их использование в иных целях, отличных от традиционных.
Согласно Общим положениям к группе 28 ТН ВЭД ТС, если в контексте не оговорено иное, в группу 28 включаются только отдельные химические элементы и отдельные соединения определенного химического состава. Отдельное соединение определенного химического состава - это соединение, содержащее молекулы одного вида (например, с ковалентной или ионной связью), состав которых определен постоянным соотношением элементов и может быть представлен определенной структурной формулой. В кристаллической решетке молекулы соответствуют повторяющимся единицам ячейки. Отдельные химические элементы и отдельные соединения определенного химического состава, содержащие примеси или растворенные в воде, включаются в группу 28. Термин "примеси" означает только вещества, присутствие которых в отдельном химическом соединении объясняется исключительно и непосредственно процессом производства (включая очистку). Отдельные элементы и соединения определенного химического состава, указанные выше, с добавлением стабилизирующего вещества, необходимого для их сохранения или транспортировки, включаются в данную группу.
Продукты, добавляемые к некоторым химическим веществам для их сохранения в исходном физическом состоянии, также рассматриваются как стабилизирующие вещества при условии, что количество введенного вещества не превышает количество, необходимое для достижения нужного результата, и добавление этого вещества не изменяет свойств основного продукта и не допускает его использования в иных целях, отличных от традиционных.
При соблюдении того же условия, а именно: если внесение добавок не придает продукту свойств, позволяющих использовать его в иных целях, отличных от традиционных, продукты данной группы могут также содержать: (а) противопылевые средства (например, минеральное масло, добавляемое к некоторым ядовитым веществам для предотвращения распыления при их использовании); (б) красящие вещества, добавляемые для облегчения идентификации или в целях безопасности в опасные или ядовитые вещества (например, арсенат свинца товарной позиции 2842) в качестве "маркера" или для предупреждения тех, кто использует эти вещества. Продукты, к которым красящие вещества добавляются в других целях (например, силикагель с добавлением солей кобальта для индикации влажности (товарная позиция 3824), не включаются в данную группу
Довод таможни о том, что для классификации товара в группе 28 добавление красящих веществ допустимо только в опасные или ядовитые вещества в целях облечения идентификации или безопасности является несостоятельным.
В целях классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС используются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, которые содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Необходимость применять Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС следует из действующей в исследуемом периоде Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре Внешнеэкономической деятельности Таможенного союза"
С учетом пояснений, данных в примечании к группе 28, основным условием для классификации продукта в группе 28 с добавлением в него красящих веществ, является то, что внесение таких добавок не повлияет на традиционные свойства такого продукта, не придаст товару специфических свойств.
Одновременно в пояснениях к позиции 3824 выделено, что в нее включаются среди прочего гидратированный силикагель, окрашенный солями кобальта, используемый как осушитель, при изменении его цвета свидетельствующий об исчерпании его рабочего ресурса.
Суд отмечает, что в пояснениях к позиции 3824 не говорится о включении в нее любого силикагеля с добавлениями красителя, а только поименован особый продукт - силикагель, окрашенный солями кобальта.
В группе 28 имеется товарная подсубпозиция 2811 22 000 0, наименование которой сформулировано как "диоксид кремния".
В разъяснениях к пояснениям к ТН ВЭД отсутствует указание на исключение из подсубпозиции 2811 22 000 0 всех видов силикагеля с добавлением красителей, а только приведено частное исключение - добавление солей кобальта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ввезенный обществом товар является "наполнитель для кошачьих туалетов (силикагель), не содержит этиловый спирт, состав: диоксид кремния - 99,8%, вода, магний, кальций, железо, ионы - 0,2%, без добавления солей кобальта ".
Принятие таможней оспариваемого решения обосновано экспертным заключением, согласно которому спорный товар является гидратированным диоксидом кремния (силикагелем) с незначительным содержанием примесей (содержание каждой отдельной примеси в пересчете на окислы не превышает 0,15%), поставляемым в оригинальной фирменной упаковке в виде бесцветных и окрашенных зерен, содержащих краситель. Краситель синего цвета, входящий в состав представленного образца не относится к примесям в понятиях ТН ВЭД ЕАЭС, изложенных в общих положениях к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС. Образцы товара не являются отдельным химическим элементом. Образцы состоят из индивидуального неорганического соединения определенного химического состава - гидратированного диоксида кремния (силикагеля) с незначительным содержанием примесей, в соответствии с примечанием 1 к 28 группе. Краситель синего цвета, входящий в состав представленных образцов не относится к примесям в понятиях ТН ВЭД ЕАЭС, изложенных в общих положениях к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС.
Результаты таможенной экспертизы свидетельствуют о том, что ввезенный обществом товар представляет собой соединение определенного химического состава - силикагель (аморфная форма диоксида кремния) с добавлением красителя синего цвета, не изменяющего основных свойств продукта; краситель не является солью кобальта; красящиеся вещества в составе гранул не являются индикаторами влажности/кислотности среды.
С учетом ОПИ 1, 2(б), 3(а), а также примечаний к группе 28 соединения, для которых товарные позиции (подсубпозиции) этой группы предусматривают более конкретное описание, должны классифицироваться в группе 28, а не в иных группах ТН ВЭД. При этом допускается наличие в таких веществах присадок (веществ, сознательно добавленных в них), если они не изменяют свойств продукта и не позволяют его использование в иных целях, отличных от традиционных. Одними из таких добавок являются красящие вещества, которые добавляются в целях идентификации или в целях безопасности.
Поскольку окрашивание гранул используется в целях повышения эстетического вида, для увеличения потребительского спроса, то есть в коммерческих целях, не изменяет свойств продукта и не позволяет его использование в иных целях, отличных от традиционных, то общество правомерно отнесло спорный товар к товарной подсубпозиции 2811 22 000 0 "Кислоты неорганические прочие и соединения неметаллов с кислородом неорганические прочие: соединения неметаллов с кислородом неорганические прочие; диоксид кремния" с применением ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД.
Обоснованность изложенных выводов подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 304-КГ18-17102.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу о правомерной классификации Обществом спорного товара по коду 2811 22 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Ссылки таможенного органа на решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.01.2020 № 15 суд отклоняет, поскольку данный акт не был принят на момент декларирования спорного товара, и вступил в силу по истечению 30 календарных дней с момента его опубликования. Данному решению не придана обратная силу, в связи с чем его применение к ранее возникшим правоотношениям не допустимо
Таким образом, оспариваемое решение Таможни №РКТ-10702000 от 02.02.2021 о классификации товаров по ДТ №10702070/280819/0172766 в части изменения кода товара следует признать несоответствующим требованиям законодательства, необоснованным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконным.
С учетом изложенного, решение таможни №РКТ-10702000 от 02.02.2021 о классификации товаров по ДТ №10702070/280819/0172766 является незаконным и подлежит признанию недействительным.
В соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины по делу суд относит на таможенный орган, поскольку требование заявителя удовлетворено судом в полном объеме, а положениями главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, и судебный акт вынесен судом не в их пользу.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение Владивостокской таможни №РКТ-10702000 от 02.02.2021 о классификации товара по ДТ№ 10702070/280819/0172766.
Взыскать с Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Интермекс" 3000 (три тысячи) рублей расходов на оплату государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд
Судья Кирильченко М.С.