АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-6496/2021
06 сентября 2021 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н.Куприяновой,
При ведении протокола судебного заседания секретарем А.С.Королевой
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению :
общества с ограниченной ответственностью «Лесной терминал» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 19.05.2003, юридический адрес: 692952, <...>)
к Находкинской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 10.12.2002, юридический адрес: 692941, Приморский край, город Находка, улица Внутрипортовая (поселок Врангель мкр.), дом 21)
о признании незаконным и отмене постановления Находкинской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10714000-607/2020 от 30 марта 2021 г.
При участии сторон в судебном заседании :
от Заявителя и от Таможни:: не явились, извещены.
у с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью «Лесной терминал» (далее – Общество, Заявитель, Владелец СВХ , ООО «Лесной терминал») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Находкинской таможне (далее – Таможня, Таможенный орган) о признании незаконным и отмене Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10714000-607/2020 от 30 марта 2021 года.
Надлежаще извещенные участвующие в деле лица не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в нем письменным доказательствам. Общество ходатайствовало о рассмотрении спора без участия ее представителя. Ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
Из текста письменного заявления следует, что Общество считает недоказанным Административным органом наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, а также то, что имеются нарушения в процедуре привлечения его к административной ответственности.
Таможенный орган в отзыве заявление Общества не признал , сослался на то, что постановление от 30.03.2021 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10714000-607/2020 является законным и обоснованным, поскольку вопреки требованиям действующего законодательства ООО «Лесной терминал» в отчетности по форме ДО-2 №0001048 от 27.11.2020 в графе № 18 «Наименование получателя» указало – ООО «ЛЕСРЕГИОН» , вместо фактического получателя ООО «Дельта», тем самым, предоставив отчетность, содержащую недостоверные сведения о наименовании получателя товара.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
26.10.2020 на таможенную территорию Евразийского экономического союза в порт Находка (РФ) из порта Ниигата (Япония) на теплоходе «Racer» по коносаменту № 00010 от 19.10.2020 были ввезены иностранные товары : экскаватор б/у IHI-1шт., общим весом брутто 2510 кг.
27.10.2020 года данный товар был помещен на временное хранение на территорию постоянной зоны таможенного контроля ООО «Лесной Терминал» (далее ПЗТК ООО «Лесной Терминал»), созданную приказом Находкинской таможни от 31.07.2020 № 337 «О создании постоянной зоны таможенного контроля в морском грузопассажирском многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Находка» , что подтверждается отчетом о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 от 27.10.2020 года №0000866.
27.11.2020 года ООО «Лесной терминал» представило в таможенный пост Морской порт Находка Находкинской таможни отчет о выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2 №0001048 от 27.11.2020 , где в графе 18 отчета «Наименование получателя» , указано «ООО ЛЕСРЕГИОН». Данный отчет был заверен электронной цифровой подписью
ФИО1 , действующего по доверенности № б/н от 28.02.2020, выданной генеральным директором ООО «Лесной Терминал» ФИО2 для представления интересов ООО «Лесной Терминал» в Находкинской таможне (таможенном посту Морской порт Находка) , в том числе предоставлять отчетность в установленной Таможенным органом форме.
Согласно ДТ № 10009100/131120/0124227, а также уведомлению о
возможности выдачи товара с СВХ получателем товара, прибывшего 26.10.2020 на т/х «Racer» по коносаменту № 00010 от 19.10.2020 является ООО «Дельта».
Таким образом, ООО «Лесной Терминал» 27.11.2020 представило в
Таможенный орган отчет о выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2 №0001048 от 27.11.2020, содержащий недостоверные сведения в графе 18 «Наименование получателя»: указано ООО «ЛЕСРЕГИОН», вместо фактического получателя ООО «Дельта».
По факту выявленного правонарушения - предоставления отчетности по форме ДО-2, содержащей недостоверные сведения о наименовании получателя, должностным лицом Находкинской таможни составлен протокол об административном правонарушении от 29.01.2021 №10714000-607/2020 , в котором деяние Общества было квалифицировано по статье 16.15 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела , Таможенным органом вынесено Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10714000-607/2020 от 30 марта 2021 года о признании ООО «Лесной терминал» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с вынесенным Постановлением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Лесной терминал» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях , предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле , либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения , влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области таможенного дела, предусматривающие установленный порядок таможенного контроля в части представления отчетности.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в предоставлении отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Статьей 98 ТК ЕАЭС предусмотрено , что под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).
Местами временного хранения товаров, в силу положений пункта 1 статьи 99 ТК ЕАЭС, являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи может осуществляться временное хранение товаров (далее - места временного хранения).
Временное хранение товаров может осуществляться на территории свободного склада, территории СЭЗ, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определенных Кодексом или законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии со статьей 18 ТК ЕАЭС, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся; иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно пункту 5 частью 1 статьи 13 Федерального Закона от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, обязаны представлять отчетность о хранящихся товарах. Отчетность владельцев складов временного хранения и лиц, осуществляющих временное хранение товаров в иных местах временного хранения, представляется в таможенный орган в электронной форме, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного.
В силу части 1 статьи 13 Закона № 289-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности.
За непредставление и (или) несвоевременное представление в установленный срок в таможенный орган отчетности, а равно за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 Приложения № 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 № 444 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций , указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности» владелец складов временного хранения (далее - СВХ) (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам : ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение, ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения), ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него.
Каждая из форм отчетности носит самостоятельный характер и направлена на получение Таможенным органом актуальной информации о товарах.
В пункте 6 Приложения № 5 к Приказу № 444 установлено , что заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения.
В соответствии со статьей 414 ТК ЕАЭС, владелец склада временного хранения обязан : соблюдать условия и выполнять требования, установленные Кодексом в отношении хранения товаров и совершения операций на складах временного хранения; обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения; обеспечивать возможность проведения таможенного контроля; вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно пункту 8 приложения № 5 Приказа ФТС от 18.03.2019 № 444, таможенный пост проверяет полноту и достоверность сведений, указанных в принятых отчетах, и регистрирует их в журнале регистрации документов отчета.
Пунктом 12 приложения № 1 Приказа ФТС России от 18.03.2019 № 444 установлено, что таможенный пост, осуществляющий контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения), на котором размещены подлежащие выдаче и вывозу товары, в течение 1 часа с момента оформления документов в соответствии с целями, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, направляет владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) уведомление , являющееся разрешением на выдачу товаров (части товаров) с СВХ (иного места временного хранения) и имеющее регистрационный номер и содержащее информацию о факте оформления, реквизитах указанных документов, а также сведения о товарах, подлежащих выдаче (наименование товаров, код товара, количество грузовых мест, вес брутто/нетто, стоимость товаров, буквенный код валюты, номер транспортного (коммерческого) документа, порядковые номера декларируемых товаров) (далее - уведомление).
В соответствии с вышеизложенным , обязанность владельца СВХ выдать товар грузополучателю наступает только после получения соответствующего уведомления Таможенного органа при наличии в нем сведений, предусмотренных законом.
В рассматриваемом случае, 23.11.2020 Таможенным органом было сформировано уведомление №10714060/231120/0001719 о разрешении выдачи товаров, помещенных на СВХ.
Согласно пункту 12 приложения № 1 Приказа ФТС России от 18.03.2019 № 444 уведомление, являющееся разрешением на выдачу товаров (части товаров) с СВХ должно иметь регистрационный номер и содержать информацию о факте оформления, реквизитах указанных документов, а также сведения о товарах, подлежащих выдаче (наименование товаров, код товара, количество грузовых мест, вес брутто/нетто, стоимость товаров, буквенный код валюты, номер транспортного (коммерческого) документа, порядковые номера декларируемых товаров).
Согласно пункту 13 приложения № 1 Приказа ФТС России от 18.03.2019 № 444 таможенный пост, осуществляющий контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения), на основании полученных документов формирует уведомление, предусмотренное пунктом 12 настоящего Порядка, и направляет его владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров). Владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) осуществляет выдачу товаров (части товаров) в соответствии с информацией, содержащейся в уведомлении, предусмотренном пунктом 12 Порядка.
Таким образом , Общество имело возможность отразить корректно наименование грузополучателя товара содержащееся в уведомлении о выпуске товара по ДТ, однако указанные меры предприняты не были.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения , если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ , и вина ООО «Лесной терминал», в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, являются доказанными.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств , послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд полагает, что Административный орган представил достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что Общество совершило административное правонарушение , ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые препятствовали бы всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении, и возможность устранения которых отсутствует, судом не установлено. Форма и содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения спора не истек.
Ссылку Общества на необходимость применения норм Гражданского кодекса РФ , Федерального Закона от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в РФ», Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту №182 от 09.07.2014 суд считает не состоятельной, поскольку Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров. Полномочия и обязанности оператора морского терминала по обеспечению безопасности в морских портах установлены частью 1 статьи 16 Закона о морских портах в том числе: обеспечить равный доступ к услугам в морских портах, открытость сведений о таких услугах; - не допускать действий (бездействия), признанных в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией.
В рассматриваемом же случае, Общество являясь , согласно п. 1 ст. 410 ТК ЕАЭС владельцем склада временного хранения , осуществляет хранение на складе временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые предусмотрены ТК ЕАЭС.
В соответствии со ст. 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан соблюдать условия и выполнять требования , установленные ТК ЕАЭС в отношении хранения товаров и совершения операций на складах временного хранения, обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения, обеспечивать возможность проведения таможенного контроля, вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологии, в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос целесообразности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10) указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
В соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ не исключена возможность применения данной нормы к какой-либо категории правонарушений, предусмотренной КоАП РФ, в зависимости от предмета посягательства.
При этом только оценка конкретных обстоятельств дела позволяет сделать вывод, оправдано ли применение административного наказания в каждом конкретном случае.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статьей 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Анализ диспозиции статьи 16.15 КоАП РФ показывает, что рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок представления отчетности, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника таможенных правоотношений.
С учетом изложенного , оценив в порядке статьи 71 АПК РФ характер и степень общественной опасности допущенных Обществом правонарушений, суд установил, что совершенные правонарушения посягают на установленный законодательством порядок публичных общественных отношений, возникающих в процессе таможенного законодательства, а охранительные нормы статьи 16.15 КоАП РФ защищают интересы государства, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным .
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ суд также не находит.
Иных доводов, свидетельствующих о неправомерном привлечении Заявителя к административной ответственности, Общество не заявляло.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования Заявителя.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое Постановление является законным и обоснованным, в связи с чем, требования Заявителя удовлетворению не подлежат.
Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Лесной терминал» в удовлетворении предъявленных требований.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд .
Судья Н.Н. Куприянова