ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-6504/2021 от 13.05.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-6504/2021

13 мая 2021 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Беспаловой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой Р.А.

 рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 29.12.2012)

к обществу с ограниченной ответственностью «ТехПромАтлант» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 18.11.2013)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ по протоколу об административном правонарушении от 30.03.2021 № 33,

при участии:

от заявителя - представитель

от ответчика: ФИО1, паспорт, доверенность от 28.04.2021 № 09-07, диплом.

установил:

Инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее – заявитель, Инспекция РСН и КДС Приморского края, административный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ТехПромАтлант» (далее – ответчик, общество, ООО «ТехПромАтлант») к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа, по протоколу об административном правонарушении от 30.03.2021 № 33.

Заявитель в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направил, возражений относительно перехода к судебному разбирательству не представил, в связи с чем, предварительное судебное заседание проведено в порядке части 1 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие не явившихся представителей ответчика, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

При отсутствии возражений сторон, в порядке части 4 статьи 137, части 3 статьи 156, статьи 205 АПК РФ, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции в отсутствии не явившихся представителей ответчика.

Административный орган в заявлении о привлечении общества к административной ответственности указал, что собранным административным материалом установлен факт (событие) совершения ответчиком правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку общество,не исполнило в установленный срок требований выданного ему законного предписания. Полагает, что доказательств того, что ответчиком приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено. Также указал, что ранее ответчик не привлекался к административной ответственности за совершение однородного правонарушения.

Ответчик в судебном заседании с требованиями не согласился, указал, что срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения заявления пропущен.

Из материалов дела судом установлено, что на основании извещения о сроках завершения работ от 23.11.2020 № 7 руководителем Инспекции РСН и КДС Приморского края издано распоряжение от 26.11.2020 № 951-и о проведении выездной проверки с целью установления соответствия выполненных работ и применяемых строительных материалов требованиям норм и правил, проектной документации при строительстве объекта капитального строительства ««Строительство физкультурно-спортивного комплекса в пгт. Славянка Хасанского района», расположенного примерно в 197 м по направлению на юго-запад от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентра: Приморский край, Хасанский район, пгт. Славянка, ул. Моложенная, д. 10 (далее – объект).

По результатам проведенной в период с 08.12.2020 по 14.12.2020 проверки этапов работ на объекте должностным лицом Инспекции РСН и КДС Приморского края оформлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 14.12.2020 № 01-951-и.

Из указанного акта следует, что застройщиком (заказчиком) объекта является ООО «ТехПромАтлант», которому выдано Администрацией Хасанского муниципального района разрешение на строительство от 21.12.2018 № 25-517105-155-2018 сроком действия до 25.11.2020.

Проектная документация разработана ООО ПК «Зодчий», имеет положительное заключение негосударственной экспертизы от 21.08.2018 № 25-1-1-3-0078-18 и  выдано КГАУ «Примгосэкспертиза».

Строительный контроль объекта осуществляет ООО «Град-Инвест».

В акте проверки отражено, что на проверку застройщиком представлены следующие работы: устройство стен и лестниц в осях 4-8 по оси У; устройство ферм и проф. настила в осях Б-У/1-7, 8-12/Н-Ф; монтаж противопожарных дверей; устройство кровли и на момент проведения проверки установлено, что представленные на проверку работы по устройству стен и лестниц в осях 4-8 по оси У, устройству ферм и проф. настила в осях Б-У/1-7, 8-12/Н-Ф завершены в полном объеме, ведутся отделочные работы и монтаж внутренних инженерных сетей, вместе с тем, остальные из представленных на проверку работ не завершены, в связи с чем, сделать вывод об их соответствии требованиям нормативных регламентов и проектной документации не представляется возможным.

Также по результатам проверки выявлены следующие нарушения:

1. На проверку, согласно распоряжению от 26.11.2020 № 951-и не представлена (отсутствует) исполнительная документация (акты освидетельствования выполненные работы по устройству стен и лестниц, а на представленных на проверку исполнительных Схемах отсутствуют подписи исполнителя и ответственного лица, что является нарушением требований пунктов 8.2.1, 9.5, 8.2.3 «СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004», пункта 5 Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введений в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения», проектной документации, статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2. В соответствии с пунктом 6.2.16 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, должны быть ограждены защитными или страховочными ограждениями, а при расстоянии более 2-м сигнальными ограждениями, соответствующими требованиям государственных стандартов.

Вместе с тем, лестничные клетки здания не имеют ограждений по всей высоте, что нарушает требование пункта 6.2.16 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», проектной документации, имеющей положительное заключение экспертизы ПОС, статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Данные обстоятельства явились основанием для выдачи должностным лицом Инспекции РСН и КДС Приморского края предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 14.12.2020 № 01/158/20, которым на ООО «ТехПромАтлант» возлагалась обязанность в срок до 29.01.2021 устранить выявленные в ходе проведенной проверки нарушения требований статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:

1. Оборудовать лестничные клетки ограждениями в соответствии с требованиями проектной документации и пункта 6.2.16 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

2. Оформить и представить оформленную в соответствии с требованиями РД-11-02-2006 «требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требованиям, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» исполнительную документацию на устройство стен и лестниц в осях 4-8 по оси У, ферм и проф настила в осях Б-У/1-7, 8-12/Н-Ф.

На основании распоряжения от 04.02.2021 № 34-п руководителя Инспекции РСН и КДС Приморского края уполномоченным должностными лицами была проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания от 14.12.2020 № 01/158/20, в результате которой было установлено, что обществом в установленный срок пункт 1 предписания исполнен и пункт 2 предписания не исполнен.

Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 15.02.2021 № 01-34-п.

В связи с выявленным неисполнением всех требований, перечисленных в предписании от 14.12.2020 № 01/158/20, в установленный до 29.01.2021 срок, Инспекцией РСН и КДС Приморского края в отношении общества 30.03.2021 составлен протокол об административном правонарушении № 33, в котором его действия квалифицированы в соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Заявление и материалы административного дела в порядке абзаца 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения вопроса о привлечении ответчика к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Исследовав представленные доказательства, суд счел заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.

Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Целью выдачи предписания является устранение выявленного нарушения и предупреждение его последствий.

При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на проверяемое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Таким образом, законность соответствующего правоприменительного акта выступает важным квалифицирующим признаком административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируется законодательством о градостроительной деятельности, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 3 и часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ)).

На основании статьи 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии со статьей 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов (часть 6 статьи 52 ГрК РФ).

На основании статьи 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При строительстве объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор (пункт 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ).

Согласно пункту 1 части 2 указанной статьи предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.

Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (часть 4 статьи 54 ГрК РФ).

Частью 5 статьи 54 ГрК РФ в число оснований для проведения проверки включены, в том числе: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (подпункт «б» пункта 3).

Пунктами 1.1, 1.1.1 и 1.1.2 Положения об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 № 356-па, установлено, что Инспекция РСН и КДС Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 2.2.11 указанного Положения Инспекция РСН и КДС Приморского края вправе выдавать лицам, осуществляющим строительство, по результатам проведенных проверок предписания об устранении выявленных нарушений в области строительства.

В силу части 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений.

Аналогичное положение предусмотрено и подпунктом «г» пункта 24 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, согласно которому должностные лица органов государственного строительного надзора по результатам проведенных проверок составляют акты, на основании которых выдают предписания об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, право органа государственного строительного надзора осуществлять в рамках своих полномочий надзор за объектами, подпадающими под действие государственного строительного надзора, предусмотрено действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, Инспекция РСН и КДС Приморского края уполномочена осуществлять проверку соблюдения организационно-правового порядка строительства, выносить предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе такой проверки, требовать исполнения этого предписания, а в случае его невыполнения составить протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела ООО «ТехПромАтлант» является застройщиком объекта капитального строительства ««Строительство физкультурно-спортивного комплекса в пгт. Славянка Хасанского района», расположенного примерно в 197 м по направлению на юго-запад от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентра: Приморский край, Хасанский район, пгт. Славянка, ул. Моложенная, д. 10.

Согласно части 2 статьи 53 ГрК РФ в случае осуществления строительства на основании договора, строительный контроль проводиться также застройщиком (техническим заказчиком).

В соответствии со статьей 7 СП 48.13330.2011 «Организация строительства» участники строительства - лицо, осуществляющее строительство, застройщик (технический заказчик) должно осуществлять строительный контроль, предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, с целью оценки соответствия строительно-монтажных работ, возводимых конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации.

В силу статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщиком,техническим заказчиком должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

На основании пункта 4.4 СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004, базовыми функциями застройщика, технического заказчика является обеспечение строительного контроля застройщиком (техническим заказчиком).

Состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения установлены Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» (РД-11-02-2006).

Пунктом 3 РД-11-02-2006 установлено, что исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.

Согласно пункту 4 РД-11-02-2006 исполнительная документация ведется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относится к документам постоянного хранения, необходима для проведения оценки соответствия выполненных работ и примененных строительных материалов требованиям технических регламентов, в том числе надежности и безопасности указанных объектов.

Как установлено подпунктом «б» пункта 13 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 24 указанного Положения № 54 должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов.

В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

По смыслу приведенных норм права лицо, осуществляющее строительные работы на объекте капитального строительства должно позаботиться о подтверждении надзорному органу всех произведенных на объекте работ установленным требованиям, учитывая правовые последствия в виде возникновения у органа государственного строительного надзора оснований, как для проведения на объекте проверок в последующем, так и выдачи застройщику соответствующих предписаний.

Следовательно, в силу вышеуказанных норм на ООО «ТехПромАтлант» как заказчика строительных работ на объекте возложена обязанность по осуществлению строительного контроля и обеспечение ведение исполнительной документации, наличие которой является обязательным условием осуществления приемки законченного строительством объекта и введения объекта в эксплуатацию.

Судом установлено, что в ходе проверок в рамках предоставленных полномочий Инспекцией РСН и КДС Приморского края установлено, что в нарушение требований градостроительного законодательства, исполнительной документации, со стороны общества не осуществляется или отсутствует осуществление надлежащего строительного контроля на спорном объекте капитального строительства.

Таким образом, у Инспекцией РСН и КДС Приморского края имелись основания для выдачи обществу предписания от 14.12.2020 № 01/158/20, содержащего требование об устранении в срок до 29.01.2021 указанных в нем нарушений.

Тем не менее, как следует из материалов дела и не опровергается ответчиком, указанное предписание не было исполнено в установленные сроки и в полном объеме (пункт 2 не исполнен), а именно не оформлена в соответствии с требованиями РД-11-02-2006 и не представлена в Инспекцию РСН и КДС Приморского края исполнительная документация на устройство стен и лестниц в осях 4-8 по оси У, ферм и проф настила в осях Б-У/1-7, 8-12/Н-Ф на спорном объекте капитального строительства.

Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций управления, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Факт неисполнения в установленный срок предписания административного органа образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5. КоАП РФ.

При этом, учитывая, что выявленные нарушения связаны с осуществлением строительства объекта капитального строительства, в отношении которого именно ООО «ТехПромАтлант» как заказчику выдано разрешение на строительство, то орган строительного надзора обоснованно посчитал, что субъектом вмененного административного правонарушения является ответчик.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, субъектом данного административного правонарушения обоснованно признано административным органом ООО «ТехПромАтлант», поскольку оно осуществляло строительство (являлось застройщиком) проверяемого объекта капитального строительства и в силу статьи 52 ГрК РФ было обязано обеспечивать ведение исполнительной документации и проводить строительный контроль.

Нарушения ответчиком градостроительных норм и правил при строительстве указанного выше объекта капитального строительства, выявленные в ходе осуществления государственного строительного надзора с соблюдением требований Федерального закона Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» подтверждаются материалами дела и зафиксированы административным органом надлежащим образом с учетом требований статьи 54 ГрК РФ.

При этом, обществом не представило в материалы дела доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить в установленные сроки и в полном объеме  предписание по объективным причинам либо вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, также общество не доказало, что Инспекция РСН и КДС Приморского края предоставила неразумный срок для выполнения требований указанного предписания.

Принимая во внимание изложенное, суд находит правильным вывод Инспекции РСН и КДС Приморского края о том, что действия общества по неисполнению законного предписания органа государственного строительного надзора образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Кроме того, компетенция Инспекции РСН и КДС Приморского края на составление протокола об административном правонарушении, установлена статьей 54 ГрК РФ, Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, Положением Инспекции РСН и КДС Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 26.11.2012 № 365-па, частью 2 статьи 28.3 КоАП.

Вместе с тем, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

Правонарушения, предусмотренные главой 19 КоАП РФ, не являются исключением из общего правила о двухмесячном (трехмесячном) сроке давности привлечения к административной ответственности. Соответствующая правовая позиция сформулирована в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 № 823-О.

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил в пункте 18, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.

В ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ наказуемо невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объектом посягательства указанного административного правонарушения является установленный законом порядок управления в части соблюдения сроков выполнения предписаний органа, уполномоченного на осуществление государственного надзора, а не требований градостроительного законодательства об осуществлении строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями технических регламентов, и т.д.

На необходимость учета объекта конкретного административного правонарушения при определении срока давности привлечения к административной ответственности указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 15.01.2019 № 3-П.

Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вышеуказанного административного правонарушения в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет три месяца.

Изложенное согласуется с правовыми позициями, выраженными Верховным Судом Российской Федерации в ряде постановлений, вынесенных по конкретным делам об административных правонарушениях, в том числе в постановлениях от 07.03.2018 № 8-АД18-2, от 18.07.2017 № 9-АД17-12.

В пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В рассматриваемом случае ответчику вменяется нарушение, выразившееся в неисполнении пункта 2 предписания от 14.12.2020 № 01/158/2020, срок исполнения которого установлен до 29.01.2021.

Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения ответчика к административной ответственности следует исчислять с момента истечения срока исполнения предписания, то есть с 30.01.2021.

Таким образом, срок давности привлечения ответчика к административной ответственности по рассматриваемым обстоятельствам по делу, истек 29.04.2021 и не подлежит восстановлению.

При этом суд отмечает, что рассматриваемое заявление и собранные материалы по административному делу административный орган 15.04.2021 направил в арбитражный суд посредством системы подачи документов «Мой арбитр» в электронном виде, которое зарегистрировано канцелярией суда 19.04.2021 и определением от 20.04.2021 судом принято к производству, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству назначено предварительное судебное заседание на 06 мая 2020 года в 13 час. 20 мин., с учетом времени для извещения лиц, участвующих в деле о начавшемся процессе в арбитражном суде.

Данные обстоятельства, а также принимая во внимание издание Президентом Российской Федерации Указа от 23.04.2021 № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» привели к тому, что на момент рассмотрения заявления судом, истек трехмесячный срок привлечения ответчика к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ и учитывая, что данный срок является пресекательным и не подлежит восстановлению.

Установленное обстоятельство в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении ООО «ТехПромАтлант» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ по протоколу об административном правонарушении от 30.03.2021 № 33.

Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд приходит к  итоговому выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления административного органа о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Отказать Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в привлечении общества с ограниченной ответственностью «ТехПромАтлант» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по протоколу об административном правонарушении от30.03.2021 № 33.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия.

          Судья                                                                            Н.А. Беспалова