ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-6571/2007 от 20.07.2007 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                         Дело № А51-6571/2007   -224

20 июля 2007 года

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи Зиньковой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Л.Н.Зиньковой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Департамента градостроительства Администрации Приморского края

к ООО «РосВостокСтрой»

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании: от департамента – главного специалиста-экспертно-правового отдела ФИО1.(доверенность № 1-10/1008 от 02.05.2007, сроком на 1 год); консультанта эксперно-правового отдела ФИО2.(доверенность от  16.04.2007 № 1-10/0857, сроком до 31.12.2007); от ООО  - представителя ФИО3.(доверенность от 14.05.2007, сроком на 1 год, полная)

установил: Департамент градостроительства Администрации Приморского края (далее – Департамент) обратился с заявлением о привлечении ООО «РосВостокСтрой» (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ по протоколу об административном правонарушении от 14.05.2007.

         Кроме данного дела в производстве арбитражного суда находится дело А51-6571/2007 1-335, возбужденное по заявлению Департамента градостроительства Администрации Приморского края о привлечении ООО «РосВостокСтрой»  к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, по протоколу об административном правонарушении от 05.06.2007, поэтому суд, руководствуясь статьей 4.4 КоАП РФ, частью 2 статьи 130 АПК РФ, объединил дела А51-5669/2007 1-224 и А51-6571/2007 1-335 в одно производство и присвоил объединенному делу единый номер А51-6669/2007 1-224.

         В обоснование заявленных требований Департамент указал на то, что общество осуществляет строительные работы без проведения государственной экспертизы проекта, на объекте отсутствует проект производства работ, нарушена целостность ограждения, отсутствуют предупредительные и запретительные знаки, отсутствует щит с противопожарным инвентарем, ящик с песком, не оборудовано место для мытья колес, строительная площадка не оборудована бытовыми помещениями, журнал производства работ не прошнурован и не зарегистрирован в управлении госстройнадзора, не заполнены титульные листы журнала, отсутствует информационный щит, не представлены приказы о назначении ответственных за производство работ и за технический надзор, не представлены копии лицензии на осуществлении строительной деятельности, что является нарушением статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства» и постановления администрации г.Владивостока от 16.05.2000 № 843 «О мерах по организации строительных площадок», и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

         Кроме того, заявитель указал на то, что поскольку обществом не были частично исполнены требования предписания № 53/07 от 07.05.2007, что установлено при повторной проверки от 05.06.2007, то общество подлежит привлечению к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

         Ответчик требования заявителя отклонил, сослался на вину подрядчика – ОАО «Стройтреста № 8» в ненадлежащей организации строительных работ, при этом общество представило проект производства работ и указало на то, что бытовки имеются на территории строительного объекта, что подтверждается фотографиями, сделанными заявителем. При этом, по мнению ответчика, неустановка информационного щита относится к нарушениям правил благоустройства городского округа, и не относится к нарушению правил строительства. Также общество считает, что в соответствии со статьей 751 части 1 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан обеспечить безопасность строительных работ. Кроме того, обязанность по ведению и заполнению журналов строительных работ, по мнению ответчика, лежит на подрядчике, при этом приказ № 7 от 12.01.2007  издан Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору  не зарегистрирован в Минюсте РФ, поэтому применяться не может.

         Из материалов дел судом установлено, что ООО «РосВостокСтрой», зарегистрировано в качестве юридического лица 13.08.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г.Владивостока за ОГРН <***>.

         07.05.2007 в ходе проверки соблюдения организационно-правового порядка строительства объекта «Жилой комплекс по ул.Прапорщика ФИО4,56», заказчиком которого является ООО «РосВостокСтрой», Департаментом градостроительства Администрации Приморского края выявлены следующие нарушения: отсутствует положительное заключение государственной экспертизы проектов, на объекте отсутствует проект производства работ, нарушена целостность ограждения (отсутствуют ворота), отсутствуют предупредительные и запретительные знаки, отсутствует щит с противопожарным инвентарем, ящик с песком, не оборудовано место для мытья колес, строительная площадка не оборудована бытовыми помещениями, журнал производства работ не прошнурован и не зарегистрирован в управлении ГСН, не заполнены титульные листы журнала, отсутствует информация о строящемся объекте – информационный щит, не представлены приказы о назначении ответственных за производство работ и за технический надзор, не представлены копии лицензии на осуществление строительной деятельности, о чем составлен акт проверки от 07.05.2007.

         На основании акта проверки от 07.05.2007 Департаментом в отношении ООО «РосВостокСтрой»  14.05.2007 составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксированы следующие нарушения обязательных для исполнения нормативных актов в области строительства:

-  строительство объекта осуществляется по проектной документации, не прошедшей государственную экспертизу проекта (статья 49 Градостроительного кодекса РФ);

- на объекте нарушена целостность ограждения (отсутствуют ворота), отсутствуют предупредительные и запретительные знаки, отсутствует щит с противопожарным инвентарем, ящик с песком; строительная площадка не оборудована бытовыми помещениями; журнал производства работ не прошнурован и не зарегистрирован в управлении ГСН, не заполнены титульные листы журнала, отсутствует информация о строящемся объекте – информационный щит, не представлены приказы о назначении ответственных за производство работ и за технический надзор, не представлены копии лицензии на осуществление строительной деятельности (СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства».

Допущенные нарушения квалифицированы Департаментом по пункту 1 статье 9.4 КоАП РФ, в связи с чем, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «РосВостокСтрой» к административной ответственности.

         При этом по результатам проверки от 07.05.2007 Департаментом было выдано предписание № 57/07 от 07.05.2007, устанавливающее срок до 14.05.2007 для устранения допущенных нарушений.

         При повторной проверке 05.06.2007 Департаментом установлено, что допущенные нарушения не были устранены обществом, на основании чего в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ,  в связи с чем, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «РосВостокСтрой» к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

         Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает требование заявителя о привлечении ООО «РосВостокСтрой» к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ  подлежащим удовлетворению, и не подлежащими удовлетворению требования Департамента о привлечении ООО «РосВостокСтрой» по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в силу следующего.

  Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

Привлечение к административной ответственности по данной норме КоАП РФ подлежит как заказчик строительства, так и подрядчик, непосредственно осуществляющий строительные работы.

Согласно пункту 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.

Статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1008 утверждено Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации (далее - Положение), которое определяет порядок проведения государственной экспертизы.

В соответствии с пунктом 2 Положения по объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, решение о проведении государственной экспертизы предпроектной документации принимает заказчик (инвестор).

Таким образом, обязанность по проведению государственной экспертизы проектной документации возложена именно на заказчика.

Как установлено судом, на момент составления протокола об административном правонарушении от 14.05.2007 ООО «РосВостокСтрой»  предприняло меры по проведению государственной экспертизы проектной документации, так как с 20.03.2007 года данная проектная документация находилась на согласовании в Отделе государственной экспертизы проектов Администрации Приморского края. 28.05.2007 ООО «РосВостокСтрой» было получено положительное  заключение № 69/07 по проекту на строительство многоквартирного жилого дома в районе ул.Прапорщика ФИО4, 56, в г.Владивостоке.

Таким образом, судом отклоняется довод Департамента об неисполнении обществом обязанности по проведению государственной экспертизы проекта строительства.

         В соответствии с частью 4  статьи 4 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-фз "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют строительные работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

         Градостроительным кодексом РФ установлены нормы, регламентирующие обязанности подрядчика, которые выполняются им в ходе выполнения строительных работ.

В частности, в соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления указанных действий на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Данное лицо обязано также проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации и контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Таким образом, в процессе строительства подрядчиком должны соблюдаться как требования природоохранного законодательства, так и нормы и требования, предусматривающие обеспечение безопасности строительных работ, в частности, в соответствии с СНиП 3.01.01-85 «Организация строительных работ» предусмотрено ограждение строительной площадки, установка предупредительных и запретительных знаков, оборудование строительной площадки бытовыми помещениями, ведение журнала производства работ, назначение ответственных за безопасность производства работ и за технический надзор.

         Таким образом, судом отклоняется довод заявителя о том, что данные обязанности возложены на заказчика строительства, а не на подрядчика, вследствие чего, суд, отклоняет довод Департамента о нарушении ООО «РосВостокСтрой» строительных требований, установленных СНиП 3.01.01-85 «Организация строительных работ».

         Кроме того, довод заявителя о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, так как на строительном объекте ООО «РосВостокСтрой»  отсутствовал информационный щит, суд считает необоснованным, поскольку требование о наличии информационного щита, относится к благоустройству городского округа, а также обеспечивает информирование население о цели и  исполнителях строительства и не относится к соблюдению строительных норм и правил.

         Суд отклоняет ссылку заявителя на Постановление Администрации г.Владивостока от 16.05.2000 № 843 «О мерах по организации строительных площадок», поскольку органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению норм в области организации строительной деятельности.

  Кроме того, в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения; при длящемся административном правонарушении такой срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к длящимся, а днем его обнаружения следует считать 07.05.2007, когда была проведена проверка Департаментом градостроительства.

Поскольку Департаментом не было представлено достаточных документов для принятия решения о привлечении общества к административной ответственности, судебное разбирательство, назначенное судом на 14.06.2007, откладывалось судом (определение от 14.06.2007, определение от 04.07.2007) и  на момент рассмотрения настоящего дела  - 18.07.2007, двухмесячный срок привлечения ООО «РосВостокСтрой» к административной ответственности истек.

  Согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Причем одного этого обстоятельства достаточно для того, чтобы начатое производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению.

         Исходя из вышеизложенного, суд отказывает Департаменту в удовлетворении требования о привлечении общества к административной ответственности.

         При этом судом установлено, что по результатам проверки от 07.05.2007 Департаментом в отношении ООО «РосВостокСтрой»  выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 14.05.2007, которые не было исполнено обществом в установленный Департаментом срок, что зафиксировано актом проверки от 05.06.2007 и протоколом об административном правонарушении от 05.06.2007.

  Часть 6 статьи 19.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Актом проверки от 05.06.2007 Департаментом установлен факт невыполнения обществом требования по организации ведения журнала производства работ в соответствии с Порядком ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7, так как указанный журнал  не прошнурован и не заполнены титульные листы и не зарегистрирован в управлении ГСН.

Судом отклоняется довод ответчика о том, что данная обязанность лежит на подрядчике, а не на заказчике, поскольку пункт 4 Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, предусматривает, что именно заказчик строительства до начала строительства обязан передать журналы работ в орган государственного строительного надзора, при этом журналы работ  должны быть предварительно сброшюрованы и пронумерованы застройщиком или заказчиком, титульные листы указанных журналов должны быть заполнены. Заполненные журналы подлежат хранению у застройщика или заказчика до проведения органом государственного строительного надзора итоговой проверки (п.6).

Также судом отклоняется довод ответчика  о недействительности приказа № 7 от 12.01.2007, поскольку приказ от 12 января 2007 г. N 7 «Об утверждении и введении в действие порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» зарегистрирован в Минюсте РФ 6 марта 2007 г. N 9051 и на момент проверки от 05.06.2007 действовал.

         Таким образом, поскольку ООО «РосВостокСтрой» не устранил допущенное нарушение по журналу производства работ в срок, установленный в предписании Департамента градостроительства Администрации Приморского края, то в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

            Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на  юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

         Таким образом, суд привлекает ООО «РосВостокСтрой» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать департаменту градостроительства Администрации Приморского края в удовлетворении требования о привлечении ООО «РосВостокСтрой» к административной ответственности по статье 9.4 часть 1 КоАП РФ по протоколу от 14.05.2007.

         Привлечь ООО «РосВостокСтрой», зарегистрированное в качестве юридического лица 13.08.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г.Владивостока за ОГРН <***>, расположенное по адресу: <...>, к административной ответственности по статье 19.5 часть 6 КоАП РФ в виде уплаты штрафа в сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

         Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

    Административный штраф должен быть не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу уплачен в банк или иную кредитную организацию на расчетный счет № <***>, наименование получателя платежа – УФК МФ РФ по Приморскому краю (Администрация Приморского края, департамент градостроительства), БИК 040507001, КПП 251101001, ОКАТО 05 401 000 000, ИНН <***>, наименование банка получателя - ГРКЦ Банка России по Приморскому краю г. Владивосток, код бюджетной классификации 775 116 900 400 400 00 140, назначение платежа - административный штраф.


Квитанцию об оплате штрафа в 3-дневный срок представить арбитражному суду, вынесшему решение.


В случае неисполнения обязанности по добровольной уплате штрафа в указанный срок и непредставления суду доказательств уплаты выдать исполнительный лист.

Судья                                                                            Зинькова Л.Н.