АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-6627/2021
24 ноября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Олесик Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.09.2003)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.12.2004)
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление муниципальной собственности г. Владивостока
об оспаривании уведомления от 28.01.2021 № 27/074/600/2020-2094/1
о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав, уведомления от 28.01.2021 № 27/074/600/2020-2094/2 об отказе в государственной регистрации прав, об обязании возобновить государственную регистрацию прав,
при участии: от заявителя (онлайн) - ФИО1, доверенность от 22.04.2020, от ответчика - ФИО2, доверенность от 25.12.20 № 03-124, от УМС – ФИО3, доверенность от 25.12.2020№28/5-11119,
установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 28.01.2021 № 27/074/600/2020-2094/1 о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав и от 28.01.2021 № 27/074/600/2020-2094/2 об отказе в государственной регистрации прав, об обязании ответчика возобновить государственную регистрацию прав.
Территориальное управление Росимущества, извещенное надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, в заседание не явилось. В силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
В ходе судебного разбирательства общество поддержало заявленные требования, указав, что с уведомлениями Управления Росреестра по Приморскому краю не согласно, считает их незаконными, необоснованными и нарушающими права заявителя.
По утверждению заявителя, в срок, установленный Законом о регистрации, им были представлены все необходимые документы для осуществления регистрационных действий в отношении спорных тепловых сетей. Полагает, что по основаниям, изложенным в оспариваемых уведомлениях, отказ в государственной регистрации является незаконным, а наличие иных оснований должно быть проверено при возобновлении государственной регистрации прав, а не при рассмотрении дела в суде.
Представитель Управления Росреестра по Приморскому краю с требованиями заявителя не согласился, полагает, что оспариваемые уведомления являются законными и обоснованными, принятыми в соответствии с требованиями законодательства, поскольку обществом не были устранены причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета к (или) государственной регистрации прав, ввиду того, что представленный технический план объекта, удовлетворяющий требованиям действующего законодательства в части установления функции принадлежности объекта как вспомогательного к зданию с кадастровым номером 25:28:040009:6824 либо правоустанавливающий документ, предусмотренный ч.2 ст. 14 Закона о регистрации, обществом представлен не был.
Представитель УМС поддержал позицию Управления Росреестра по Приморскому краю, пояснив, что спорный объект располагается в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:040009:6436, находящегося в собственности муниципального образования, на котором расположен находящийся в муниципальной собственности объект – проезд с кадастровым номером 25:28:000000:22184. При этом от ОАО «РЖД» не поступало заявлений о предоставлении земельного участка для целей строительства тепловых сетей.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в письменном отзыве поддержало по существу позицию заявителя, просит удовлетворить заявленные требования. Указало, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:040009:261, в границах которого располагается спорный объект, сдан в аренду ОАО «Российские железные дороги» по договору аренды земельного участка сроком до 31.12.2059.
При рассмотрении дела суд установил, что 16.07.2020 Открытое акционерное общество «РЖД» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением № 27/074/600/2020-2094 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества условный № 25-25/001-27/074/600/2020-2094 (объект вспомогательного использования) «Канализационная сеть» протяженностью 241 кв.м, расположенный по адресу: <...>. Одновременно обществом подано заявление о государственном кадастровом учёте этого объекта недвижимого имущества от 16.07.2020 года № 27-0-1-74/3600/2020-655
29.07.2020 по результатам рассмотрения указанного заявления органом регистрации прав принято решение № 27/074/600/2020-2094 о приостановлении государственной регистрации до 29.10.2020 со ссылкой на пункты 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку содержание документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Заявителю было рекомендовано представить в регистрирующий орган технический план объекта, удовлетворяющий требованиям действующего законодательства в части установления функции принадлежности объекта как вспомогательного к зданию с кадастровым номером 25:28:040009:6824, либо предоставить правоустанавливающий документ, предусмотренный части 2 статьи 14 Закона о регистрации.
В целях выполнения указаний Управления Росреестра, данных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 29.07.2020, ОАО «РЖД» 19.10.2020 представило дополнительные документы (вх. № КУВД-001/2020-19998410): заявление от 19.10.2020 № PVD-0025/2020-37199-1; технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 19.10.2020.
Однако 28.01.2021 Управление направило в адрес общества уведомление № 27/074/600/2020-2094/1, в котором указало на не устранение причин приостановления осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении сооружения, с кадастровым номером 25-25/001-27/074/600/2020-2094, расположенного по адресу: <...>.
В связи с неустранением заявителем причин приостановления государственного кадастрового учета к (или) государственной регистрации прав, в этот же день регистрирующим органом в адрес общества направлено уведомление, которым заявителю было отказано в осуществлении регистрационных действий в отношении спорного объекта недвижимости в связи с истечением срока приостановления, а также в связи с тем, что содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Полагая, что указанные уведомления Управления не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав на соответствие закону оспариваемые решения ответчика, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По правилам статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 1 Закона № 218-ФЗ, в силу которых государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Законом № 218-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 названного Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Закон № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Частью 2 статьи 7 данного закона предусмотрено, что Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
Как установлено частью 1 статьи 14 этого же Закона, государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных этим законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в части 2 той же статьи.
Согласно подпункту 7.3 части 2 данной нормы основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно части 3 статьи 14 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).
В статьях 18, 21 Закона № 218-ФЗ определены требования к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ).
В силу пункта 2 части 4 статьи 29 Закона № 218-ФЗ, установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, а также основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав регламентированы положениями статей 26, 27 Закона № 218-ФЗ.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона № 218-ФЗ неустранение причины, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанных в статье 26 этого закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, 16.07.2020 ОАО «Российские железные дороги» обратилось с заявлением № 27/074/600/2020-2094 о государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества условный № 25-25/001-27/074/600/2020-2094 (объект вспомогательного использования) «Канализационная сеть» протяженностью 241 кв.м, расположенного по адресу: <...>.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, являющиеся в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности объектами вспомогательного использования по отношению к объектам капитального строительства производственного назначения или непроизводственного назначения - зданиям, сооружениям жилищного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, могут быть осуществлены в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 40 Закона о регистрации, при условии, что такой объект вспомогательного использования отвечает требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к недвижимому имуществу, а также у него отсутствуют признаки самовольной постройки (статья 222 ГК РФ).
Согласно части 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В качестве основания для государственной регистрации прав и проведения государственного кадастрового учета общество представило технический план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием сооружения, расположенного по местоположению: <...>.
Из заключения кадастрового инженера следует, что данное сооружение «Канализационная сеть» построено как вспомогательный объект к зданию «Пристройка цеха с 3-х этажным административным зданием» с кадастровым номером 25:28:040009:6824.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.05.2014 указанное здание, расположенное по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД».
Из пояснений заявителя, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что спорный вспомогательный объект относится к указанному зданию «Пристройка цеха с 3-х этажным административным зданием», как это указано кадастровым инженером (фактически используемой как котельная), участвует в обеспечении теплоснабжения иных объектов, относящихся к комплексу зданий, расположенных по адресу <...>.
По информации, приведенной в разделе «Характеристики объекта недвижимости», сооружение «Канализационная сеть» имеет год завершения строительства - 1958, тогда как по данным Государственного кадастра недвижимости год завершения строительства основного здания (кадастровый номер 25:28:040009:6824) - 1979.
Статья 24 Закона № 218-ФЗ в пункте 1 определяет технический план как документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Закона о регистрации в техническом планена основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости указываются сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки.
Согласно части 11 статьи 24 Закона о регистрации, если законодательством Российской Федерации в отношении объекта недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Так, представленный обществом технический план спорного сооружения «Канализационная сеть» подготовлен на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем земельного участка, на котором находится объект недвижимости.
Как следует из части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемых в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 данной статьи.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. В состав проектной документации в качестве обязательной части включается схема планировочной организации земельного участка, которая выполнена в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка (часть 2, пункт 2 части 12 названной статьи).
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому (часть 3 статьи 48 ГрК РФ).
Таким образом, принимая во внимание, что спорный объект вспомогательного использования не относится к объектам, перечисленным в пункте 3 статьи 48 ГрК РФ, суд соглашается с доводом регистрирующего органа о том, что, что в отношении спорного объекта учета требуется подготовка проектной документации, следовательно, использование декларации при подготовке представленного технического плана, не соответствует требованиям положениям в статьи 24 Закона о регистрации.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 утверждена Форма технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений.
Согласно пункту 2 Требований технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Из подпункта 4 пункта 43 Приказа следует, что в раздел «Характеристики объекта недвижимости» включаются следующие сведения о соответствующих объектах недвижимости: кадастровый номер земельного участка (земельных участков), на котором (которых, под которым, которыми) расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
В случае подготовки технического плана линейного сооружения указываются сведения в отношении всего линейного сооружения и в отношении каждой условной части линейного сооружения (номер кадастрового округа, кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположена условная часть линейного сооружения). Указанное правило также применяется в отношении линейного сооружения, строительство которого не завершено;
Если здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс расположены на нескольких земельных участках и при этом сведения о некоторых земельных участках отсутствуют в ЕГРН, то в графе «3» строки «4» раздела «Характеристики объекта недвижимости» указываются через запятую кадастровые номера земельных участков, а в графе «3» строки «5» раздела «Характеристики объекта недвижимости» номера кадастровых кварталов, в границах которых расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
При проведении пространственного анализа выявлено, что в техническом плане образуемого объекта недвижимости, а именно в строке «4» графы «3» указаны не все кадастровые номера земельных участков, на которых расположен объект учета.
Согласно подпункту 7 пункта 43 Приказа в раздел «Характеристики объекта недвижимости» включаются следующие сведения об адресе объекта недвижимости в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра.
В случае отсутствия в государственном адресном реестре адреса здания, сооружения, помещения, объекта не завершенного строительства, присвоенного в порядке, установленном до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221, адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства вносится в технический план на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости.
Копия документа, подтверждающего присвоение адреса, включается в состав Приложения.
При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, а также в отношении машино-места, заполняется строка «Местоположение объекта недвижимости», в которой в структурированном в соответствии с ФИАС виде указывается местоположение здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства с указанием: слов «Российская Федерация», наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар) - при наличии, номера здания (сооружения), номера помещения, в том числе с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 20 Требований.
В приложении к техническому плану копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных присваивать адреса объектам недвижимости отсутствует, в то время как в разделе «Характеристики объекта недвижимости» содержатся сведения о точном адрес.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что представленный технический план на объект недвижимости не соответствует по форме и содержанию требованиям не соответствовал требованиям Закона № 218-ФЗ, Требованиям к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утвержденных Приказом № 953, следовательно, вывод регистрирующего органа является правомерным.
Судом отклоняется довод Администрации о необходимости представления правоустанавливающих документов на земельные участки, в границах которых расположено спорное сооружение, поскольку из технического паспорта сооружения, а также проектной документации на наружные сети канализации следует, что оно выполнено посредством подземной прокладки.
Таким образом, в силу положений Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» от 03.12.2014 № 1300 представление правоустанавливающих документов на земельные участки, занятые сооружением, не требуется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что представленный ОАО «РЖД» регистратору комплект документов не подтвердил наличие оснований для государственной регистрации прав и осуществления кадастрового учета спорного объекта вспомогательного использования, поскольку не устранял сомнения регистратора в том, что у заявителя отношении спорных канализационных сетей протяженностью 241 кв.м., возникли права, подлежащие регистрации, следовательно, отсутствует возможность зарегистрировать их в установленном административном порядке. Избранный заявителем способ защиты прав –признание незаконными решений, принятых регистрирующим органом – не может быть применен в рассматриваемом случае, поскольку заявителю следует либо сформировать надлежащий пакет документов, в полной мере отвечающий требованиям Закона № 218-ФЗ и позволяющий осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, либо в исковом порядке разрешить вопрос о наличии соответствующего права.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа имелись законные и фактические основания для принятия оспариваемых уведомлений, они не нарушили права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.