ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-6772/07 от 07.09.2007 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ 

  г. Владивосток, ул. Светланская,54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело № А51- 6772/2007 24-230

«07» сентября 2007 г.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.А. Галочкиной

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.Н. Костенко

рассмотрев в судебном заседании 31.08.2007 дело по заявлению   Открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания»

к   Региональной энергетической комиссии Приморского края

третье лицо:   Общество с ограниченной ответственностью «Энергосбыт»

об   оспаривании постановления в части

при участии  : от заявителя – начальник отдела обеспечения энергосбытовой деятельности ФИО1 (доверенность от 01.02.2007 №ДЭК-20/239Д сроком действия до 31.12.2007)

от ответчика – заведующая отделом правовой экспертизы и нормативно-правового обеспечения ФИО2 (доверенность от 08.02.2007 №69/306 сроком действия 3 года)

от третьего лица – ФИО3 (доверенность от 26.02.2007 сроком действия на 1 год)

установил:   Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным приложения к Постановлению Региональной энергетической комиссии ПК от 21.03.2007 № 5/9 «О присвоении и согласовании зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО «Энергосбыт» п. Славянка» в части фидеров 1,5,6,7,8,9,10 ПС 35/10 кВ Пограничная» и фидера 11 ПТС 35/10 «Б-Оренбургское» (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

Заявитель пояснил, что оспариваемое Постановление РЭК ПК №5/12 от 21.03.2007 «О присвоении и согласовании зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО «Энергосбыт» п. «Славянка» противоречит Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергетики, утвержденным Постановлением Правительства №530 от 31.08.2006 (далее по тексту – Правила) и нарушает права и законные интересы ОАО «ДЭК» в сфере предпринимательской деятельности.

В обоснование доводов, заявитель указал, что в соответствии с Правилами для получения статуса гарантирующего поставщика и установления границ зон деятельности ООО «Энергосбыт» заявитель должен был по состоянию на 08.09.2006 одновременно покупать у производителя или другого гарантирующего поставщика электрическую энергию и продавать ее потребителям на определенной территории. ООО «Энергосбыт», получившее статус гарантирующего поставщика на территории п.Пограничный Приморского края, фактически по состоянию на 08.09.2006 не осуществляло на данной территории функции по энергоснабжению потребителей и не имело договора на покупку электрической энергии, что, по мнению заявителя, противоречит понятию гарантирующего поставщика в соответствии с пунктами 55, 81 Правил.

Заявитель считает, что ООО «Электросбытсервис» могло претендовать на получение статуса гарантирующего поставщика на территории п.Пограничный, однако от ООО «Электросбытсервис» заявление в уполномоченный орган не направляло. В соответствии с письмом ФСТ РФ от 12.10.2006 №4722/13 «О порядке присвоения статуса гарантирующего поставщика» отсутствие заявления от организации, определенной подпунктом «б» п.36 Правил расценивается как отказ от права на осуществление деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в связи с чем зона деятельности ООО «Энергосбыт» п.Пограничный должна быть включена в зону деятельности ОАО «ДЭК».

Заявитель пояснил, что Постановлением РЭК ПК №5/9 от 21.03.2007 ОАО «ДЭК» причинен ущерб в размере 7 265 300 руб. Дополнительно пояснил, что обжалуемое постановление считает ненормативным актом, поскольку данный документ подлежит однократному применению и затрагивает права лиц, указанных в оспариваемом постановлении.

Представитель РЭК ПК доводы заявителя оспорил, в обоснование пояснил, что заявителем нарушен порядок обращения с настоящим заявлением, поскольку оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, так как издано уполномоченным на то органом исполнительной власти субъекта РФ, устанавливает правила поведения для неограниченного круга лиц: бюджетных потребителей и населения, а также действует до проведения внеочередного конкурса по присвоению статуса гарантирующего поставщика. Считает, что принятое Постановление соответствует Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергетики, утвержденным Постановлением Правительства №530 от 31.08.2006.

В обоснование доводов пояснила, что РЭК ПК согласовала границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО «Энергосбыт» в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 Правил согласно поданному заявлению организации о приобретении статуса гарантирующего поставщика. Указала, что в соответствии с пунктом 55 Правил границы зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 Правил устанавливаются по границам балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации, к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком. ОАО «ДЭК» поставку электрической энергии на спорной территории не осуществляло, а представленный третьим лицом агентский договор свидетельствует о том, что поставку электрической энергии на момент вступления в силу Правил осуществляло ООО «Энергосбыт».

В части суммы причиненных ОАО «ДЭК» убытков считает требования несостоятельными, поскольку в тариф для конечного потребителя включены затраты всех организаций, участвующих в электроснабжении, в том числе затраты на содержание электрических сетей и нормативные потери в сетях. В расчете ОАО «ДЭК» потери в сетях в размере 11 507 100 руб. при реализации электрической энергии непосредственно потребителям заявитель относит к доходам. Вместе с тем данная сумма является расходами заявителя, поскольку, собрав денежные средства с потребителя ОАО «ДЭК» обязан их уплатить сетевым организациям по тарифам, установленным РЭК ПК постановлениями от 28.03.2007 №6/26, 6/24.

Представитель ООО «Энергосбыт» поддержал доводы ответчика, считает, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом. Указал, что Постановление РЭК ПК №5/9 от 21.03.2007 соответствует Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергетики, утвержденным Постановлением Правительства №530 от 31.08.2006. Пояснил, что ООО «Энергосбыт» было подано заявление о присвоении статуса гарантирующего поставщика. ОАО «ДЭК» на период рассмотрения заявления о присвоении статуса гарантирующего поставщика реализацию электрической энергии на территории п.Пограничный не осуществляло, а представленный агентский договор подтверждает, что на момент вступления вышеназванных Правил в силу поставку электрической энергии на территории п.Пограничный осуществляло ООО «Электросбытсервис».

Из материалов дела судом установлено, что открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска 01.02.2007 г., о чем внесена запись за номером 1072721001660 в Единый государственный реестр юридических лиц и выдано свидетельство серия 27 № 001409388.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Приморского края от 21.03.2007 №5/9 «О присвоении и согласования зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО «Энергосбыт» п.Славянка» согласована граница зоны деятельности для ООО «Энергосбыт», в том числе по поселку Пограничный, тем самым зона поселка Пограничный Приморского края исключена из зоны деятельности ОАО «ДЭК» как гарантирующего поставщика, действующего на территории Приморского края. Постановление было опубликовано в издании «Информационный Бюллетень РЭК ПК» №3 от 22.03.2007.

Посчитав, что названное постановление в части присвоения ООО «Энергосбыт» статуса Гарантирующего поставщика противоречит Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергетики, утвержденным Постановлением Правительства №530 от 31.08.2006, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного требования в силу следующего.

Региональная энергетическая комиссия Приморского края является уполномоченным органом исполнительной власти по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 17.01.2007 №4-па «Об уполномоченном органе по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков и о внесении изменения в постановление Администрации Приморского края от 07.12.2005 №276-па «Об образовании отдела электроэнергетики Администрации Приморского края».

В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике от 26.03.2003 №35-ФЗ порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Как указано в подпункте «б» пункта 38 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта РФ с даты вступления в силу настоящих Правил являются энергоснабжающие организации, которые на дату вступления в силу настоящих Правил осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт∙ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобретают (приобрели) права и обязанности таких энергосберегающих организаций по договорам энергоснабжения.

Довод заявителя о том, что ООО «Энергосбыт» по состоянию на 08.09.2006 не осуществляло на данной территории функции по энергоснабжению потребителей и не имело договора на осуществление на данной территории функций по энергоснабжению потребителей и не имело договора на покупку электрической энергии, необоснован в силу следующего.

18.09.2006 в Региональную Энергетическую комиссию Приморского края Обществом с ограниченной ответственностью «Энергосбыт» направлено заявление о приобретении статуса гарантирующего поставщика. К заявлению приложен расчет объема отпуска электрической энергии и мощности на 2006 год, согласно которому за 2006 год заявителем отпущено 94 774 000 кВт.

Дополнительно к заявлению ООО «Энергосбыт» представлен агентский договор №1 от 23.08.2006, заключенный между ОАО «Элекросбытсервис» и ООО «Энергосбыт». Согласно пункту 1.1. настоящего договора Агент (ООО «Энергосбыт») от своего имени, по поручению и за счет Принципала (ОАО «Электробытсервис») заключает договора купли-продажи электроэнергии, осуществляет выписку и разноску квитанций и счетов-фактур, оказывает комплекс услуг по расчетам (сбору денежных средств) за потребленную электрическую энергию.

В соответствии с пунктом 1.2 агентского договора, указанные в пункте 1.1 действия осуществляются агентом на территории п.Пограничный, Пограничного района, Приморского края, Российской Федерации.

Поскольку ОАО «ДЭК» поставку электрической энергии на спорной территории никогда не осуществляло, а представленный агентский договор свидетельствует о том, что поставку электрической энергии на момент вступления в силу Правил осуществляло ООО «Энергосбыт», РЭК ПК включила в границу зоны деятельности ООО «Энергосбыт» пос. Пограничный и правомерно присвоила ООО «Энергосбыт» статус гарантирующего поставщика на указанной территории.

Как указано в пункте 55 Правил границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 настоящих Правил и не являющегося участником оптового рынка, являются границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком.

Представление гарантирующим поставщиком документов, подтверждающих границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующих энергоснабжающих организаций Правилами не предусмотрено.

Третье лицо представило в материалы дела приказ Федеральной службы по тарифам России от 04.07.2007, свидетельствующий о включении в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Энергосбыт».

Утверждение заявителя о ненаправлении ООО «Энергосбыт» заявления о присвоении статуса гарантирующего поставщика в РЭК ПК в материалах дела подтверждения не получило.

Довод заявителя о причинении принятым постановлением убытков в размере 7 265 300 руб. судом отклоняется, поскольку не доказан надлежащим образом истцом. При расчете финансового результата, представленного в материалы дела, заявителем потери в сетях при реализации электрической энергии непосредственно потребителям в размере 11 507 100 руб. отнесены к доходам. Однако, данная сумма является расходами заявителя, поскольку, после расчетов с потребителями за поставленную электрическую энергию по тарифам, установленным РЭК ПК, остаток подлежит уплате сетевой организации.

Суд считает необоснованным доводы РЭК ПК и третьего лица о том, что оспариваемый акт является нормативным актом в силу следующего.

Постановление РЭК ПК №5/9 от 21.03.2007 вынесено в отношении конкретного юридического лица ООО «Энергосбыт», которому присвоен статус гарантирующего поставщика и ему согласованы зоны деятельности. Таким образом, оспариваемое постановление персонифицировано, устанавливает права и обязанности одного субъекта гражданских правоотношений – общества с ограниченной ответственностью «Энергосбыт», рассчитано на строго определенный вид общественных отношений.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное, суд считает, что РЭК ПК обоснованно присвоила статус гарантирующего поставщика ООО «Энергосбыт» и согласовала зоны деятельности в п.Пограничный, в связи с чем у суда нет оснований для удовлетворения заявленных ОАО «ДЭК» требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о признании недействительным приложения постановления Региональной энергетической комиссии ПК от 21.03.2007 №5/9 «О присвоении и согласовании зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО «Энергосбыт» п. «Славянка» в части фидеров 1,5,6,7,8,9,10 ПС 35/10кВ «Пограничная» и фидера 11 ПТС 35/10 кВ «Б-Оренбургское» поселка Пограничный отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья Н.А. Галочкина