АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-6780/2012
10 июля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2012 года .
Полный текст решения изготовлен 10 июля 2012 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н. Куприяновой ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В.Дьяченко
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению :
Открытого акционерного общества «Горно-металлургический комплекс «Дальполиметалл» (ИНН , ОГРН <***>
к Отделу надзорной Деятельности Дальнегорского городского округа Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Приморскому краю
о признании незаконным предписания №2 /3/2-2 от 28.03.2012 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны
При участии в заседании :
от Заявителя : не явился, извещен.
от Административного органа : заместитель начальника отдела по надзорной деятельности ФИО1 по дов. № 4377-2-4 от 25.05.2012.
у с т а н о в и л :
Открытое акционерное общество «Горно-металлургический комплекс «Дальполиметалл» ( далее по тексту Заявитель, Общество , ОАО «ГМК «Дальполиметалл») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу надзорной Деятельности Дальнегорского городского округа Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Приморскому краю ( далее Административный орган, Государственный орган) о признании незаконным предписания №2 /3/2-2 от 28.03.2012 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны .
Заявитель в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении спора в отсутствие представителя Общества , на удовлетворении предъявленных требований настаивал, пояснив, что Государственный орган не указал , в каком именно объёме должны быть созданы запасы материальных ресурсов, медицинских и иных средств на военное время, в каком объёме данные запасы созданы на предприятии.
Также Заявитель считает , что ОАО «ГМК «Дальполиметалл», располагается на иной территории, чем в пределах границ на территориях и в населенных пунктах, указанных в п. 6, 7 Положения об организации обеспечения накопление средствами индивидуальной защиты , утверждённого Приказом № 993 от 21.12.2005 года . Выдавая предписание в целях устранения выявленных нарушений законодательства, Государственный орган не вправе ограничивать организации в выборе способа накопления СИЗ, в частности, путем только их приобретения, а оспариваемое предписание, обязывающее Общество к определенному сроку приобрести средства индивидуальной защиты, нарушает права и законные интересы ОАО «ГМК «Дальполиметалл».
По мнению Общества , проверка проведена с грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку распоряжение о проведении плановой выездной проверки от 26.02.2012 года №2 получены ОАО «ГМК «Дальполиметалл» 05.03.2012 года , а срок проведения проверки с 01.03.2012 года по 28.03.2012 года, то есть о проведении плановой выездной проверке ОАО «ГМК «Дальполиметалл» должно быть уведомлено не позднее 24.02.2012 года, что является грубым нарушением.
Обжалуемое предписание, а также акт проверки №2/3 оформлены в отношении иного юридического лица - Открытого акционерного общества «Горно - металлургический комбинат «Дальполиметалл», а не открытого акционерного общества «Горно-металлургический комплекс «Дальполиметалл».
Административный орган требования не признал, пояснив, что на территории Дальнегорского городского округа расположено Закрытое акционерное общество «Горно-химическая компания Бор», которое относится к объектам особой важности , а следовательно данное положение распространяется на все предприятия расположенные на ней, и считает, что предписание от 28.03.2012 года № 2/3/2-2 по устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны юридическому лицу - ОАО «ГМК «Дальполиметалл» является обоснованным и законным .
Суд на основании п.1, п. 3 ст. 156 АПК РФ рассматривает спор по имеющимся в деле материалам в отсутствие Заявителя.
Из материалов дела судом установлено следующее :
На основании распоряжения от 26.02.2012 года № 2 Отделом надзорной деятельности Дальнегорского городского округа УНД Главного управления МЧС России по Приморскому краю в период с 26 по 28 марта 2012 года проведена плановая выездная проверка исполнения требований в области гражданской обороны на объектах ОАО «ГМК «Дальполиметалл».
В ходе проверки были выявлены нарушения ряда требований в области гражданской обороны, а именно : не созданы в полном объеме запасы материальных ресурсов, медицинских и иных средств на военное время ( п.1 ст.9 Закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне») и персонал не обеспечен средствами индивидуальной защиты в полном объеме ( глава У1 Приказа МЧС РФ № 993).
Указанные нарушения были отражены в акте проверки № 2/3 от 28 марта 2012 года, составленном с участием законного представителя Общества , присутствовавшего при проведении проверки и согласившегося с выявленными нарушениями, о чём свидетельствует его подпись в акте проверки.
На основании установленных нарушений Административным органом было выдано предписание от 28.03.2012 № 2/3/2-2 по устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, которое Общество посчитало незаконным и не соответствующим действующему законодательству и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, доводы Заявителя, возражения Административного органа, суд считает, что заявленные требования ОАО «ГМК «Дальполиметалл» не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На организации в рамках мероприятий по гражданской обороне возлагаются обязанности по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (ст. 9 Закона). На предприятиях осуществляют управление гражданской обороны структурные подразделения (работники) организации, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые в порядке, утвержденном Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы запасов (в том числе - продовольственных средств) исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; создают и содержат запасы; осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
В данном случае в целях гражданской обороны для выполнения задач, установленных ст.2 вышеназванного Закона, организация обязана была создать и содержать запасы материально-технических средств, однако, как установлено в ходе проверки , Обществом не согласованы и не созданы такие запасы.
Факт наличия медикаментов и медицинского оборудования , имеющегося в медпунктах Общества , не может быть расценено судом, как исполнение положений п.1 ст.9 Федерального закона № 28-ФЗ, поскольку их наличие связано с осуществлением требований по охране труда , но не гражданской обороны.
Как следует из пункта 2 оспариваемого предписания Обществу вменено в обязанность обеспечить организацию средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
В силу п. 3 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.12.2005 № 993 (далее - Положение об организации обеспечения) накопление средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических , продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Обеспечение населения СИЗ осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения (п. 4 Положения об организации обеспечения).
Пунктом 8 Положения об организации обеспечения предусмотрено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в п. 6, 7 названного Положения.
Пунктом 7 Положения об организации обеспечения установлено, что обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
В соответствии с п. 6 Положения об организации обеспечения обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).
Ссылка Общество на то, что ОАО «ГМК «Дальполиметалл», располагается на иной территории, чем в пределах границ на территориях и в населенных пунктах, указанных в п. 6, 7 Положения об организации обеспечения накопление средствами индивидуальной защиты, является несостоятельной , поскольку , из представленных Административным органом документов следует, что эксплуатируемый Обществом производственный объект находится на территории Дальнегорского городского округа на которой расположено Закрытое акционерное общество «Горно-химическая компания Бор», относящееся к объектам особой важности и которому присвоена вторая категория по гражданской обороне.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ (в части срока уведомления о проведении проверки) относится к грубым нарушениям (пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ).
Как установлено материалами дела Общество о проведении плановой проверки было извещено 05 марта 2012 года, о чем свидетельствует входящий штамп Общества на Распоряжении № 2/3,4 от 26.02.2012.
Проверка фактически начата 26 марта 2012 года, то есть более поздние сроки чем установлено Законом № 294-ФЗ после ознакомления с распоряжением о ее проведении, и окончена 29 марта 2012 года , то есть в сроки, установленные Распоряжением № 2/3,4 от 26.02.2012.
Таким образом , доводы Заявителя о нарушении положений части 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ , не нашли подтверждения материалами дела.
Указание в акте проверки №2/3 и в оспариваемом Предписании вместо Открытого акционерного общества «Горно-металлургический комплекс «Дальполиметалл» Открытое акционерное общество «Горно - металлургический комбинат «Дальполиметалл» является технической опиской , не влияющей на законность оспариваемого Предписания.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, если установит, что оспариваемый ненормативный акт государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Поскольку в данном случае по заявленным требованиям суд не установил , что Административный орган нарушил нормы действующего законодательства и Заявитель не доказал, что при принятии оспариваемого Предписания нарушены его права , то у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 102, 110 АПК РФ в связи с неудовлетворением требований Общества в полном объёме судебные расходы по уплате госпошлины относятся судом на Заявителя .
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 , 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ , суд
р е ш и л :
В удовлетворении требования Открытого акционерного общества «Горно-металлургический комплекс «Дальполиметалл» о признании недействительным предписания Отдела надзорной Деятельности Дальнегорского городского округа Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Приморскому краю №2 /3/2-2 от 28.03.2012 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны отказать .
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Н.Н. Куприянова