ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-6840/10 от 03.06.2010 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-6840/2010

09 июня 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 03.06.2010 года.

Полный текст решения изготовлен 09 июня 2010 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Скокленёвой В.А., арбитражных заседателей ФИО1, ФИО2

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гречко А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Департамента финансов Приморского края

к главе КФХ ФИО3

о взыскании 19 403 рублей 33 копеек

при участии в заседании:

от истца: ФИО4, доверенность №24 от 21.09.09, удостоверение №4623 от 31.12.2010;

от ответчика: ФИО3, свидетельство о регистрации от 14.12.2006, паспорт 0503 493986;

установил:

Департамент финансов Приморского края обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к главе КФХ ФИО3 о взыскании 19 403 рублей 33 копеек, из которых 14 663 рубля 33 копейки задолженность в краевой бюджет по централизованным кредитам, и 4 740 рублей расходы по проведению почерковедческой экспертизы.

В основание исковых требований истец сослался на положения статей 307, 309 Гражданского кодекса РФ и постановления Администрации Приморского края №390 от 28.07.1995 года «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам, погашенной коммерческими банками без уплаты средств заемщиками-предприятиями агропромышленного комплекса края».

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на недействительность своей подписи в договорах и обязательстве.

Истец предоставил выписку из ЕГРЮЛ в отношении ответчика, а также копии кредитных договоров заключенных с ответчиком.

Ответчиком представлены на обозрение суду сведения по переписке со следственными органами и оригиналы кредитных договоров, он также пояснил, что все договоры и обязательство сфальсифицированы, экспертиза, которая проведена в рамках дела №А51-20287/2009 необъективна; на вопрос суда ответил, что уголовные дела по поводу подделки документов по выдаче кредита ничем не закончились и уничтожены за давностью срока.

Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 46-ФЗ от 24.04.1995 «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности» (далее - Закон № 46-ФЗ от 24.04.95) не имеющая источников возврата задолженность по состоянию на 01.04.1995 по централизованным кредитам, предоставленным в 1992 - 1994 годах, и процентам по ним сельскохозяйственных организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации, а также задолженность по процентам за централизованные кредиты организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности переоформляется в государственный внутренний долг Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона № 46-ФЗ от 24.04.95 задолженность переоформляется в задолженность указанных в статье 1 организаций Министерству финансов РФ и относится на государственный внутренний долг Российской Федерации путем выдачи Министерством финансов РФ Центральному банку РФ векселей со сроками погашения в течение 10 лет, начиная с 1998 года ежегодно равными долями.

Порядок переоформления задолженности по централизованным кредитам установлен Письмом Министерства финансов РФ от 06.05.1995 № 09-02-02 «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам».

В силу положений данного акта переоформление задолженности осуществляется на основании принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений по перечислению конкретных ссудозаемщиков под соответствующую гарантию субъектов Российской Федерации и получения долговых обязательств от каждого конкретного ссудозаемщика.

Соглашением от 31.07.1995, заключенным между Министерством финансов РФ и Администрацией Приморского края на основании Федерального закона №46-ФЗ от 24.04.95, администрация Приморского края переоформила на себя обязательства организаций агропромышленного комплекса и организаций по централизованным кредитам, предоставленным в 1992 - 1994 годах, и процентам по ним.

В свою очередь Администрация Приморского края гарантировала Министерству финансов РФ уплату за счет средств краевого бюджета уплату в течение 8 лет, начиная с 1998 года, средств, необходимых для погашения и обслуживания государственного внутреннего долга, образовавшегося в связи с переоформлением задолженности организаций по централизованным кредитам и процентам по ним (п.п. 1.1, 2.1 соглашений).

Постановлением Администрации Приморского края №390 от 28.07.1995 года «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам, погашенной коммерческими банками без уплаты средств заемщиками-предприятиями агропромышленного комплекса края» утверждены перечни организаций, в отношении которых подлежит переоформлению задолженность, и реестр долговых обязательств, в которых указано Крестьянское хозяйство ФИО3 ответчик с суммой долгового обязательства 21 994 рублей 99 копеек.

Во исполнение указанного постановления переоформление задолженности осуществлялось посредством получения администрацией долговых обязательств заемщиков по безусловной уплате соответствующей суммы долга каждой организацией согласно реестров.

По обязательству от 21.07.1995 года, заключенному между Крестьянским хозяйством ФИО3 в лице руководителя хозяйства ФИО3 и Администрацией Приморского края, ответчик обязался уплатить финансовому органу Администрации Приморского края в течение 8 лет, начиная с 1995 года, 21 994 996 неденоминированных рублей.

Оценив в совокупности, в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные истцом доказательства суд приходит к выводу о том, что данные доказательства являются достаточными для подтверждения факта переоформления долга ответчика по централизованному кредиту и переходу права требования долга к истцу в силу следующего.

Статья 259 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ "О крестьянском фермерском хозяйстве" крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 №348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010.

Статья 7 Федерального закона от 30.11.94 №52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" обязывает крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве юридических лиц, привести свой правовой статус в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Исходя из правового анализа норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ гражданским законодательством не предусмотрена особая процедура приведения правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что ФИО3, являясь руководителем крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 воспользовался своим правом о приведении статуса КФХ "ФИО3" в соответствие с действующим законодательством и зарегистрировался в качестве главы хозяйства 14.12.2006 года.

Судом не принимается во внимание довод ответчика о том, что все договоры и обязательство сфальсифицированы и подпись на указанных документах является недействительной, поскольку доказательств, свидетельствующих о поддельности подписи ответчиком в суд не представлено.

Кроме того, судом установлено, что в рамках рассмотрения арбитражным судом Приморского края дела №А51-20287/2009 Государственному Учреждению Приморская лаборатория судебных экспертиз Министерства юстиции РФ поручалось выполнение почерковедческой экспертизы подлинности подписи ФИО3 на обязательстве от 21.07.1995 года, согласно заключению которой подлинность подпись подтвердилась.

Поскольку заключение обязательства от 21.07.1995 года не нарушает процедуру переоформления задолженности предприятий, расположенных на территории Приморского края, по централизованным кредитам в государственный внутренний долг, довод ответчика в указанной части подлежит отклонению.

Федеральными законами № 42-ФЗ от 26.03.98 «О федеральном бюджете на 1998 год» (ст. 71), № 150-ФЗ от 27.12.2000 «О федеральном бюджете на 2001 год» (ст. 66) сельскохозяйственным и иным организациям имевшим задолженность по централизованным кредитам и переоформившим ее в соответствии с Федеральным законом № 46-ФЗ от 24.04.95, предоставлено 2 отсрочки по погашению задолженности.

Срок погашения задолженности установлен Федеральным законом № 42-ФЗ от 26.03.98 с 1 января 2000 года до 1 декабря 2005 года ежегодно равными долями, Федеральным законом № 150-ФЗ от 27.12.2000 - с 1 января 2005 года до 1 декабря 2010.

Дополнительным соглашением №2 от 08.11.2001 к соглашению от 06.09.95 Министерство финансов РФ и Администрация Приморского края сроки уплаты спорной задолженности перенесли на аналогичный период.

Таким образом, в соответствии с указанными федеральными законами ответчик должен вернуть истцу переоформленную сумму долга в размере 21 994 рублей 99 копеек с учетом частичного исполнения в течение 2005-2010 равными долями, то есть в течение 6 лет по 3 665 рублей 83 копейки в год.

Согласно положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Поскольку у ответчика перед истцом сложилась задолженность за период 2005-2008 в сумме 14 663 рублей 33 копеек, исковые требования Департамента финансов Приморского края в части взыскания 14 663 рублей 33 копеек задолженности подлежат удовлетворению.

Истцом также заявлено о взыскании с ответчика 4 740 рублей расходов по проведению почерковедческой экспертизы.

Согласно ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам относятся расходы, подлежащие выплате экспертам понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Поскольку истцом заявлено и взыскании судебных издержек, связанных с проведением почерковедческой экспертизы в рамках другого дела №А51-20287/2009, рассмотренного арбитражным судом, требование истца о взыскании указанных расходов в сумме 4 740 рублей с ответчика в рамках настоящего дела удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч.3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина от уплаты, которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Взыскать с главы Крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г. Чита, зарегистрирован по адресу: <...>, ИНН <***>, ОГРНИП <***>) в пользу Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края 14 663 (четырнадцать тысяч шестьсот шестьдесят три) рубля основного долга.

В части взыскания расходов на проведение экспертизы в сумме 4 470 рублей отказать.

Взыскать с главы Крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г. Чита, зарегистрирован по адресу: <...>, ИНН <***>, ОГРНИП <***>) в доход федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины за рассмотрение иска.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия.

Судья В.А. Скокленёва

Арбитражные заседатели: ФИО1

ФИО2