АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-6906/2021
28 октября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена октября 2021 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Калягина А.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Винокуровой Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» к Обществу с ограниченной ответственностью «НИКО» о взыскании 837 881 рубля 39 копеек,
при участии в судебном заседании:
от истца (онлайн): представитель ФИО1 по доверенности от 25.06.2021, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт;
от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 12.02.2020, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт;
установил: истец – Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» обратился с исковыми требованиями к ответчику – Обществу с ограниченной ответственностью «НИКО» о взыскании 837 881 рубля 39 копеек убытков, возникших в результате утраты 36,457 тонн нефтепродуктов в результате осуществления ответчиком перевозки согласно заключенному сторонами договору № 11-10/16 по морской перевозке нефтепродуктов от 01.10.2019 (далее договор) по коносаменту от 11.04.2020 № 000000246.
Ответчик иск оспорил, ссылаясь на то обстоятельство, что недостача спорного груза произошла в результате естественной убыли нефтепродуктов, а также в рамках нормативно допустимой погрешности измерения массы нефтепродуктов, в связи с чем на ответчика, как перевозчика, не может быть возложена обязанность по возмещению спорных убытков.
Также ответчик указал, что разница в количестве погруженного для перевозки топлива и фактически доставленного топлива могла возникнуть в результате применения различных средств измерения топливных резервуаров, о чем капитаном суда «Персей» был заявлен протест от 11.04.2020.
Из пояснений сторон, материалов дела следует, что истцом, как фрахтователем, и ответчиком, как перевозчиком, был заключен договор № 11-10/16 по морской перевозке нефтепродуктов от 01.10.2019 (договор), в соответствии с условиями которого перевозчик обеспечивает по заявкам фрахтователя морскую перевозку топочного мазута для нужд фрахтователя по маршруту: порт Находка - порт Петропавловск-Камчатский в период с декабря 2019 года по июнь 2020 года в соответствии с графиком морской перевозки (приложение № 1). Общий объем морской перевозки мазута - 129 864 (+/- 5 %) тонн. Перевозка мазута осуществляется танкерными партиями с оформлением танкерных рейсовых чартеров на каждую партию отдельно.
Согласно п. 4.1.5 договора перевозчик обязан осуществить количественный контроль принимаемого груза в качестве представителя фрахтователя.
На основании п. 4.1.8 договора предусмотрена обязанность перевозчика по доставке груза в порт выгрузки в том же состоянии и в таком же количестве, что и в момент приемки, с учетом погрешности измерений и выдать его фрахтователю, соблюдая температурный режим выгрузки мазута не менее 40 градусов по Цельсию.
В п. 4.1.9 договора сторонами предусмотрена обязанность перевозчика обеспечить доступ сюрвейера, назначенного фрахтователем, ко всем помещениям судна, в которых возможно нахождение груза и бункера.
Перевозчик обязан по факту разгрузки танкера предоставить фрахтователю документы, оформляемые при погрузке и разгрузке (акты учета стояночного времени, нотис капитана о готовности судна, письма-протесты (при их наличии), оригинал коносамента с распиской грузополучателя в приеме груза и иные необходимые документы) (п. 4.1.11 договора).
В силу п. 4.2.3 договора фрахтователь обязан обеспечить сюрвейерское обслуживание судна в портах отправления и назначения.
В соответствии с п. 5.2 договора во избежание разногласий во время погрузки-выгрузки судна, перевозчик должен предъявить для замеров емкости судовых запасов, а также любые ёмкости по требованию фрахтователя либо сюрвейера, назначенного фрахтователем; все проведенные замеры должны быть оформлены соответствующим актом.
Согласно п. 6.1 договора капитан судна обязан подписать коносаменты на весь погруженный груз в заявленном фрахтователем количестве экземпляров, при этом один экземпляр остается на судне, остальные передаются по указанию фрахтователя.
На основании п. 6.2 договора капитан судна обязан подписать коносаменты на весь погруженный груз в заявленном фрахтователем количестве экземпляров, при этом один экземпляр остается на судне, остальные передаются по указанию фрахтователя.
В п. 7.1 договора сторонами согласовано условием о том, что количество груза (мазута), принятого к морской перевозке в порту отправления, и количество груза (мазута), выгруженного в порту назначения, определяется по замерам независимого сюрвейера в береговых резервуарах с учетом относительной погрешности замеров +/- 0,5 % в соответствии с ГОСТ Р 8.595-2004.
В случае если по сюрвейерским замерам в береговых резервуарах обнаружено, что количество принятого груза меньше количества, указанного в коносаменте, более чем на 0,5%, а после выгрузки груза на борту судна не обнаружено его остатков, груз считается поставленным в количестве, указанном в коносаменте за вычетом выявленной недостачи. Под недостачей стороны понимают разницу между количеством груза, указанном в коносаменте, и количеством груза, принятого в береговые резервуары по данным сюрвейерских замеров. При расчете недостачи относительная погрешность сюрвейерских замеров не применяется (п. 7.2 договора).
В силу п. 12.4 договора вопросы, не оговоренные в настоящем договоре, регулируются в соответствии со стандартной проформой чартера «Асбатэнквой» и Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее КТМ РФ) и решаются в соответствии с действующим законодательством.
Ответчик во исполнение договора 10.04.2020 ошвартовал морское судно - танкер «Персей» к причалу морского терминала ООО «РНМорской Терминал Находка» порта Находка для погрузки нефтепродуктов.
На основании погрузочного ордера № 00000246 от 11.04.2020 капитаном танкера «Персей» был оформлен коносамент от 11.04.2020 № 000000246 на перевозку груза (мазут топочный М100) в количестве 6 711,367 кг в порт Петропавловск-Камчатский для грузополучателя ПАО «Камчатскнерго».
После погрузки груза на судно был составлен акт замеров груза после погрузки от 11.04.2020, подписанный старшим помощником капитана судна, представителем нефтебазы и сюрвейером - инспектором Sayboll, согласно которого танкер «Персей» фактически принял к перевозке 6 678,614 кг мазута М100.
Капитаном судна «Персей» было составлено письмо-протест от 11.04.2020 на разницу в количестве груза на борту судна и указанном в коносаменте, составившую 32,753 кг, адресованное всем заинтересованным лицам, в том числе оператору морского терминала ООО «РН-Морской Терминал Находка», перевозчику и судовладельцу (ответчик), грузоотправителю (истец), сюрвейеру ООО «Морской Бриз».
По прибытии судна в порт выгрузки Петропавловск-Камчатский, перед началом выгрузки при участии независимого сюрвейера, старшего помощника капитана танкера «Персей», представителя нефтебазы был составлен акт замеров груза судна перед выгрузкой от 17.04.2020, согласно которому масса груза составила 6 719,804 тонн.
В период с 15 часов 10 минут 17.04.2020 года до 21 часа 18.04.2020 года (владивостокское время) из грузовых танков танкера «Персей» был осуществлен слив топочного мазута в резервуар МБ-1 Камчатской ТЭЦ-1.
Актом замеров судовых замеров после выгрузки №15/4-20 от 19.04.2020 представители судовладельца и грузополучателя с привлечением сюрвейера, подтвердили завершение выгрузки и отсутствие остатков груза в грузовых танках.
Актом замеров бункера судна «Персей» №15/5-20 от 19.04.2020 представители судовладельца с привлечением сюрвейера произвели замер бункерного топлива, попадание груза в бункерное топливо не установлено.
Согласно акту приемки жидкого топлива, поступившего по трубопроводу или водным транспортом №11-1/20 от 19.04.2020, составленным грузополучателем и сюрвейером, количество топочного мазута, поступившего в резервуар Камчатской ТЭЦ-1 с танкера «Персей», составило 6 674,910 тонн.
Истец, полагая, что ответчик в результате перевозки спорного груза допустил утрату части груза при перевозке, направил в адрес последнего претензию с требованием возместить стоимость такого груза. Данная претензия оставлена без удовлетворения.
На момент рассмотрения настоящего дела арбитражному суду не представлены доказательства возмещения ответчиком спорных убытков.
В силу п.п. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами; условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если этим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
П. 1 ст. 796 ГК РФ установлено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В соответствии с п. 1 ст. 115 КТМ РФ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Согласно п. 1 ст. 142 КТМ РФ после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который должен содержать данные, указанные в подп. 3 - 8 п. 1 ст. 144 КТМ РФ.
Коносамент оформляется перевозчиком на основании данных, указанных в документах, представленных грузоотправителем (погрузочный ордер или погрузочное поручение), которые гарантируют перевозчику достоверность этих данных (п. 2 ст. 142 КТМ РФ).
В коносаменте, в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 144 КТМ РФ должно быть указано, в числе прочих, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем.
В силу п. 1 ст. 145 КТМ РФ в случае, если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза и в отношении которых перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу или погруженному грузу при выдаче бортового коносамента либо у перевозчика или другого такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных.
Согласно п. 4 ст. 166 КТМ РФ перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи.
В соответствии с п. 1 ст. 150 КТМ РФ перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его. Соглашение сторон, противоречащее пункту 1 статьи 150 КТМ РФ, ничтожно (п. 3 ст. 150 КТМ РФ).
В ст. 161 КТМ РФ определено, что при фактической или предполагаемой утрате либо повреждении груза получатель и перевозчик обязаны предоставлять друг другу возможность проводить осмотр груза или проверку его состояния до выдачи груза получателю.
Согласно положениям подп. 8 п. 1 ст. 166 КТМ РФ перевозчик не несет ответственность за утрату принятого для перевозки груза, если докажет, что утрата произошла вследствие скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли.
В п. 5.16 Рекомендаций по межгосударственной стандартизации 29-2013 «Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения», введенных в действие приказом Росстандарта от 05.12.2013 № 2166-ст, дано определение погрешности (результата измерения), как разности между измеренным значением величины и опорным значением величины.
П. 4.5 Рекомендаций по межгосударственной стандартизации 91 2019 «Государственная система обеспечения единства измерений. Использование понятий «погрешность измерения» и «неопределенность измерений». Общие принципы», введенных в действие приказом Росстандарта от 30.10.2019 № 1058-ст взамен РМГ 91-2009, разъяснено, что понятие «погрешность измерения» относится только к конкретному результату измерения, полученному с использованием конкретного экземпляра средства измерений. Погрешность измерения - это положительное или отрицательное число, которое является результатом сложения в ходе эксперимента со своими положительными или отрицательными знаками систематической погрешности и реализованной случайной погрешности.
П. 1.8 Методических рекомендаций по применению норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов при хранении и перевозке железнодорожным, автомобильным, водными видами транспорта и в смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденных Минэнерго России 01.08.2019, определено: недостача нефти (нефтепродуктов) - превышение отрицательного расхождения между результатами измерений массы нефти (нефтепродукта) при приеме (проведении инвентаризации) и данными товаросопроводительных документов над абсолютной погрешностью измерения массы нефти (нефтепродукта) при приеме (проведении инвентаризации).
Согласно п. 6 приказа Минэнерго России № 1035 и приказа Минтранса России № 412 от 15.11.2018 нормы естественной убыли нефтепродуктов при перевозке судами морского и внутреннего водного транспорта на каждый рейс для водного бассейна Дальнего Востока (за исключением Берингова моря) в весенне-летний период для 6 группы нефтепродуктов (мазута) определена 1,450 кг/тн (0,145 %).
В соответствии с положением п. 14 приказа Минэнерго России №1035 и приказа Минтранса России № 412 от 15.11.2018, в случаях, когда в соответствии с технологией перевозки нефть и нефтепродукты 5 и 6 групп должны подогреваться, то независимо от периода года применяется норма естественной убыли весенне-летнего периода, увеличенная в зависимости от температуры подогрева от 31 до 50 °C в 2 раза.
П. 6.6.2 РД 31.11.81.38-82 «Общие правила морской перевозки наливных грузов на судах ММФ» (являющиеся действующими ведомственными нормативными актами согласно п. 19 приложение 5 к приказу Минтранса России от 07.09.1998 № 115) предусмотрено, что конечным моментом ответственности ответчика, как морского перевозчика, за спорное топливо является момент перехода этого топлива из судовых шлангов судна в береговые шланги грузополучателя.
Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон о морских портах) оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.
В соответствии с п. 3 ст. 21 Закона о морских портах прием грузов для перевозки морским перевозчиком от грузоотправителя (отправителя) и сдача грузов морским перевозчиком грузополучателю (получателю) в морском порту осуществляются в трюме или у борта судна либо на палубе судна.
В силу положений п. 5 ст. 21 Закона о морских портах в случае, если договором перевалки груза на оператора морского терминала возложена обязанность принять груз от перевозчика и (или) сдать груз перевозчику для продолжения перевозки груза, перевозчик при наличии договора перевозки груза обеспечивает сдачу груза оператору морского терминала и (или) прием груза от оператора морского терминала с проверкой его состояния посредством внешнего осмотра, а также с проверкой массы груза и количества его мест.
Из анализа приведенных норм права, обстоятельств дела, арбитражный суд, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что поскольку условиями п. 4.1.8 договора и технологией перевозки мазута предусмотрен его подогрев не менее 40 градусов Цельсия, то норма естественной убыли при перевозке мазута составляет 2,9 кг/тн (0,29 %).
Следовательно, естественная убыль принятого к перевозке по указанному коносаменту количества мазута в размере 6 711,367 тонн может достигать до 19,463 тонн, исходя из правил выполнения расчета на основании п.п. 1.8, 12 Методических рекомендаций, утв. Минэнерго России 01.08.2019.
Таким образом, ответчик, приняв к перевозке груз в количестве 6 711,367 тонн, осуществил недостачу спорного груза в количестве 3,082 тонн (6 677,810 (нижний предел в размере 0,5 % погрешности измерения от принятого к перевозке по коносаменту груза в количестве 6 711,367) за вычетом 6 674,910 (количество поступившего в резервуар мазута)), что соответствует приведенным нормам естественной убыли нефтепродуктов до 19,463 тонн.
Кроме того, достоверный вывод об утрате части груза возможно сделать только при применении аналогичных методов определения количества погруженного и выгруженного топлива, тогда как истец доказательства применения таких методов при погрузке и выгрузке спорного топлива в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ не представил, о чем свидетельствует, в том числе, протест капитана судна «Персей» от 11.04.2020 в связи с разницей в количестве груза на борту судна и указанном в коносаменте.
При таких условиях на ответчика, как перевозчика, в силу подп. 8 п. 1 ст. 166 КТМ РФ не может быть возложена обязанность по возмещению убытков в виде стоимости груза, в отношении которого, по мнению истца, возникла недостача, в связи с чем арбитражный суд расценивает предъявленные исковые требования как незаконные, необоснованные и не подлежащие удовлетворению.
Расходы по оплате госпошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ в полном объеме относятся на истца. Излишне уплаченная истцом государственная пошлина по настоящему делу в силу ст. 104 АПК РФ подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 104, 110, 167 - 170 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Возвратить Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» из федерального бюджета 27 (двадцать семь) рублей госпошлины, уплаченной платежным поручением № 26128 от 21.08.2020 на сумму 8 206 рублей 19 копеек.
Решение может быть обжаловано через арбитражный суд Приморского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, в Пятый арбитражный апелляционный суд и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, в Арбитражный суд Дальневосточного округа, при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья Калягин А.К.