ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-6990/08 от 23.07.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-6990/2008 20-224

23 июля 2008 года

Арбитражный суд Приморского края в составе:

судьи Н.Н.Куприяновой

при ведении протокола судебного заседания:

секретарем судебного заседания К.В. Фирсовой

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению:

Администрации Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района Приморского края

к   Отделу государственного пожарного надзора Кавалеровского муниципального района УГПН ГУ МЧС России по Приморскому краю

о    признании незаконным и отмене постановления № 157 от 29.04.2008 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу

при участии в заседании:

от Заявителя  - глава поселения ФИО1, паспорт <...> от 04.07.2007(отдел УФМС России по Приморскому каю в Кавалеровском районе);

от Административного органа   – старший дознаватель отдела административной практики и дознания ФИО2 по доверенности № 136-12 от 14.01.2008.

Администрация Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района Приморского края (далее по тексту - Заявитель, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 157 от 29.04.2008 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу, вынесенного отделом государственного пожарного надзора Кавалеровского муниципального района УГПН ГУ МЧС России по Приморскому краю (далее по тексту – Административный орган, Орган пожарного надзора).

Заявитель в судебном заседании предъявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив следующее.

Администрация Кавалеровского городского поселения в течение длительного времени, изыскивая необходимые финансовые и организационные ресурсы, проводит ряд комплексных мер, в том числе нормативного характера, направленных на проведение противопожарных профилактических мероприятий на территории Кавалеровского городского поселения, способствуя предотвращению возгорания пожаров в п.Кавалерово.

По факту нарушения п. 112 ППБ 01-03 Заявитель пояснил, что минерализованная полоса, проходящая с северо-западной стороны поселения, была показана в натуре. Кроме того, п. Кавалерово не расположен в однородном лесном массиве. Вдоль границ поселения расположены исключительно лиственные леса, которые сами по себе являются преградой для распространения пожаров, посадка лиственных лесов предусмотрена п. 112 ППБ, как заменяющих устройство минполос.

В 2007 году администрацией поселка проведена работа по обустройству противопожарных разрывов по ул. Таежной, Взлетной, Первомайской. Силами добровольной пожарной дружины Кавалеровского городского поселения ликвидировано 4 пожара, ведется работа по очистке поселка от горючего мусора, сухой травы, веток и т.д., выписано 203 предписаний гражданам по уборке сухой травы и мусора.

Муниципальным комитетом Кавалеровского городского поселения принято положение «О правилах благоустройства и санитарного содержания на территории Кавалеровского городского поселения» № 06 от 02.03.2006 г. с изменениями № 163 от от15.02.2007 г. и № 192 от 21.06.2007 г., в котором прописаны обязательства собственников и нанимателей помещений, зданий по очистке от бытового мусора, выкашиванию травы и т.д. На основании вышеуказанного положения, главой администрации Кавалеровского городского поселения принято 23 постановления о закреплении территорий по благоустройству и санитарной очистке за учреждениями и предприятиями всех форм собственности, расположенных на территории Кавалеровского городского поселения. Вся территория поселения закреплена за предприятиями, учреждениями, домовладениями, места общего пользования - за администрацией

Заявитель не согласен с выводом Органа пожарного надзора об отсутствии противопожарной пропаганды.

По мнению Заявителя, на него, как на орган местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ от 21.12.2004 «О пожарной безопасности» (ст. 19) возложено оказание содействия органам государственной власти субъекта РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. За содействием по данному вопросу в Кавалеровское городское поселение органы государственной власти субъекта РФ не обращались. Однако Администрацией принимались меры по информированию населения путем опубликования нормативных актов касающихся мер пожарной безопасности (Решение № 37 от 11.05.006 г. о Положении «О добровольных пожарных дружинах в Кавалеровском городском поселении», Решение № 38 от 11.05.2006 г. о Положении «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности Кавалеровского городского поселения», Постановление № 34 от 08.08.2007 г. О создании Добровольной пожарной дружины при администрации Кавалеровского городского поселения, памятка по противопожарной тематике), памятка распространяется среди населения поселка

Заявитель считает, что он не совершал вменяемое ему нарушение пункта 27 ППБ 01-03 и считает, что проезды к пирсам достаточно освещены. В летний период 2007 года администрацией Кавалеровского городского поселения оборудовано и обозначено 3 пожарных пирса. Территория поселка Кавалерово имеет наружное освещение. Администрация поселения ежегодно на освещение выделяет 550 тыс. руб.

Противопожарная безопасность в Кавалеровском городском поселении обеспечивается пожарными гидрантами, расположенными в поселке. Схема расположения гидрантов в администрации поселения имеется, в мае 2008 года была проведена ревизия пожарных гидрантов. Принято решение о приобретении двух пожарных гидрантов, замене и ремонте семи гидрантов.

По поводу нарушения п. 21 ППБ 01-03 Администрация указала на отсутствие конкретных адресов участков, прилегающих к жилым домам не очищенных от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы.

Муниципальным комитетом Кавалеровского городского поселения принято положение «О правилах благоустройства и санитарного содержания на территории Кавалеровского городского поселения» № 06 от 02.03.2006 г. с изменениями № 163 от от15.02.2007 г. и № 192 от 21.06.2007 г., в котором прописаны обязательства собственников и нанимателей помещений, зданий по очистке от бытового мусора, выкашиванию травы и т.д.

С выводом о нарушении п. 23 ППБ 01-03 Заявитель также не согласен. Предписание № 266-3-6-4 от 03.03.2008 выполнено в срок, других адресов в предписании указано не было.

По нарушению п. 26 ППБ 01-03 Заявитель пояснил, что протоколе и постановлении не указано, где, когда и кем разводились костры ближе 50 метров от зданий и сооружений.

Административный орган не согласился с заявленными требованиями, указав, что постановление № 157 является законным и обоснованным.

Орган пожарного надзора указал на то, что администрация Кавалеровского городского поселения не упоминает о каких-либо процессуальных нарушениях допущенных инспектором ГПН при вынесении Постановления №157, а только оспаривает факты существования нарушений, предусмот­ренных тем или иным пунктом Правил пожарной безопасности.

В жалобе на постановление указано, что при проведении проверки инспектору была показана в натуре минерализованная полоса, проходящая с северо-западной стороны посе­ления. Данное утверждение не соответствует действительности, так как эта «минерализо­ванная полоса» фактически представляла собой лишь колею от автомашин, сильно зарос­шую растительностью, так как сухая растительность, которая может способствовать пере­бросу огня на здания и сооружения от лесного пожара с нее удалена не была. Кроме того, Правила пожарной безопасности в РФ не предусматривают возможности замены минера­лизованных полос какими-либо линиями электросвязи.

Администрация Кавалеровского городского поселения обжалует законность приме­нения п. 11 ППБ, ссылаясь на ст. 19 Федерального закона №69-ФЗ «О пожарной безо­пасности». Между тем, в Приморском крае действует Постановление Администрации Приморского края от 14.08.2006г. №182-па «Об организации обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Приморского края», в соответствии с п. 6.2. которо­го обязанность проводить противопожарную пропаганду населения мерам пожарной безо­пасности возложена на органы местного самоуправления.

В своей жалобе по факту нарушения п. 27 ППБ администрация Кавалеровского поселения ссылается на наличие освещения на частных домах, торговых павильонов и магазинов. Но освещение этих объектов не заменяет освещения именно проезда к по­жарным водоемам.

Орган пожарного надзора считает, что предпринимаемых администрацией Кавалеровского городского посе­ления мероприятий по очистки поселения от горючего мусора и сухой травы недостаточно для полного выполнения требований п. 21 ППБ, так как в п. Кавалерово остаются террито­рии не очищенные от горючих отходов.

Факт невыполнения администрацией Кавалеровского городского поселения требо­ваний п. 23 и 26 ППБ зафиксирован и подтверждается протоколом №157 от 24.04.2008, при составлении которого присутствовал глава администрации п. Кавалерово.

Из материалов дела, пояснений сторон, судом установлено следующее.

Отделом государственного пожарного надзора Кавалеровского муниципального района 23 апреля 2008 года была проведена проверка с целью надзора за выполнением требований пожарной безопасности органом местного самоуправления – Администрацией Кавалеровского городского поселения.

В ходе проверки было установлено, что Заявителем были нарушены требования пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности, Федеральным законом «О пожарной безопасности», в том числе следующие: органом местного самоуправления не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения -обустройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности (п. 112 ППБ 01-03), не организовано проведения противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности (п. 11 ППБ 01-03), отсутствует наружное освещение в темное время суток к пирсам пожарных водоёмов (п. 27 ППБ 01-03), территория населенного пункта в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам, не очищены от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы (п. 21 ППБ 01-03), проезды и подъезды к зданиям и сооружениям не свободны для проезда для пожарной техники (п. 23 ППБ 01-03), на территории населенного пункта разводятся костры ближе пятидесяти метров от зданий и сооружений (п. 26 ППБ 01-03).

По факту совершения административного правонарушения был составлен протокол № 157 от 24 апреля 2008 года, с которым был ознакомлен законный представитель администрации Кавалеровского городского поселения ФИО3, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 17.7, 17.9, 25.1, 25.3, 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он был предупрежден о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, о чем свидетельствуют его подписи в соответствующих разделах протокола № 157.

Рассмотрев материалы административного дела, протокол № 157, заместитель главного государственного инспектора Кавалеровского района по пожарному надзору ФИО4 на основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ признал Администрацию виновной в нарушении требований пожарной безопасности, установленных «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденными Приказом МЧС России № 313 от 18 июня 2003 года, и на основании части 1 ст. 20.4 КоАП РФ привлек к административной ответственности в виде штрафа в размере 10.000 руб., о чем вынес постановление № 157 от 29 апреля 2008 года.

Не согласившись с указанным постановлением Администрация Кавалеровского городского поселения обратилась в Арбитражный суд Приморского края за защитой нарушенного права.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 14 «Вопросы местного значения поселения» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нарушение требований пожарной безопасности квалифицируется как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии с Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 (далее по тексту – Правила) организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 112 указанных выше правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Что касается довода Заявителя о наличии линий «Дальсвязи» и электрических линий, суд признает обоснованным довод Органа пожарного надзора о том, что Правила пожарной безопасности в РФ не предусматривают возможности замены минера­лизованных полос какими-либо линиями электросвязи.

Пункт 11 Правил предусматривает необходимость организации проведения проти­вопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности.

Согласно пункту 6.2 Положения об организации обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Приморского края, разработанного в целях реализации Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Закона Приморского края от 13 июля 1998 года N 14-КЗ «О пожарной безопасности в Приморском крае», в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденного постановлением Администрации Приморского края № 182-ПА от 14.08.2006, противопожарная пропаганда проводится органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления, организациями, подразделениями всех видов пожарной охраны.

Поэтому суд отклоняет довод Администрации о том, что органы местного самоуправления только оказывают содействие в проведении противопожарной пропаганды администрации Приморского края.

На основании пункта 21 Правил пожарной безопасности территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

Пунктом 23 названных Правил установлено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

Согласно п. 26 разведение костров, сжигание отходов и тары не разрешается в пределах установленных нормами проектирования противопожарных расстояний, но не ближе 50 м до зданий и сооружений. Сжигание отходов и тары в специально отведенных для этих целей местах должно производиться под контролем обслуживающего персонала.

Пункт 27 Правил, предусматривает, что территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, что предусмотрено частью 1 статьи 38 вышеназванного Федерального закона № 69-ФЗ.

В соответствии со статьей 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.4 КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данного правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем.

Факт совершения заявителем административного правонарушения судом установлен и подтверждается материалами дела, поэтому у административного органа имелись правовые основания для привлечения его к административной ответственности по п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, но к меньшей мере наказания - предупреждению.

Как смягчающие вину обстоятельства суд учитывает, что согласно протоколу № 157 от 24.04.2008 Администрация ранее к административной ответственности не привлекалась, а также финансовое положение Администрации, социально значимый характер деятельности и считает возможным в силу пункта 2 ст. 211 АПК РФ изменить оспариваемое постановление в части, касающейся назначенного наказания, избрав в качестве нового наказания предупреждение.

В соответствии с вышеизложенным суд, руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить требования Администрации Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района.

Признать незаконным и отменить Постановление № 157 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 29.04.2008, принятого заместителем Главного государственного инспектора Кавалеровского района по пожарному надзору ФИО4 в отношении Администрации Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района в виде наложения на Администрацию Кавалеровского городского поселения штрафа в сумме 10.000 руб., назначить Администрации Кавалеровского городского поселения административное наказание в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.Н. Куприянова