ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-7160/11 от 28.07.2011 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-7160/2011

04 августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2011 года .

Полный текст решения изготовлен 04 августа 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе: судьи Л.П.Нестеренко

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пузановой И.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления лесным хозяйством Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «Чугуевский леспромхоз», ООО Дальнереченсклес», ООО «Таежное», ООО «Кавалеровский леспромхоз»

об оспаривании решения

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1, доверенность от 17.09.2010 № 84, от ответчика – ФИО2, начальник отдела, доверенность от 24.01.2011 № 286/01-23.

Управление лесным хозяйством Приморского края обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 16.02.2011 по делу № 2/08-2011.

ООО «Чугуевский леспромхоз», ООО «Дальнереченсклес», ООО «Таежное», ООО «Кавалеровский леспромхоз» в заседание суда не явились, о времени и месте рассмотрения спора извещены в установленном законом порядке, поэтому в соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в их отсутствие.

Заявитель подержал заявленные требования в полном объеме, сослался на статью 421 Гражданского кодекса РФ, предусматривающую определение условий договора его сторонами, а также статью 51 Лесного кодекса РФ, которой, по его мнению, прямо предусмотрено возложение обязательств по охране лесов на арендатора.

Ответчик в судебном заседании указал, что не оспаривает возможность обязывать арендаторов лесных участков осуществлять отдельные мероприятия по охране, воспроизводству лесов, однако полагает недопустимым наделять их полномочиями государственных органов.

Третьи лица в письменных отзывах требования Управления не признают, считают, что охрана лесов от незаконных рубок относится к государственному лесному контролю и надзору, в связи с чем наделение арендатора этой обязанностью не соответствует лесному законодательству Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 06.-09.12.2010 ООО «Чугуевский леспромхоз», ООО «Таежное»,ООО«Кавалеровский леспромхоз», ООО «Дальнереченсклес» обратились в Приморское УФАС России с заявлениями онарушении Управлением лесным хозяйством Приморского края в части наделения заявителей как арендаторов лесных участков обязанностью по договорам аренды лесных участков, несоответствующей лесному законодательству Российской Федерации, аименно по осуществлению охраны лесов от самовольных рубок со стороныиных лиц.

Решением от 16.02.2011 комиссия УФАС по Приморскому краю признала факт нарушения Управлением лесным хозяйством Приморского края части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выдала заявителю предписание о прекращении этого нарушения.

Управление лесным хозяйством Приморского края, посчитав, что указанное решение нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, проанализировав законность действий ответчика, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны бытьприведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.

Как видно из материалов дела, во исполнение вышеназванных норм права Управлением лесным хозяйством Приморского края были переоформлены договоры аренды лесных участков: от 02.10.2008 № 89/29 с ООО «Таежное»; от 22.10.2008 № 105/29 и № 107/29 с ООО «Кавалеровский леспромхоз»; от 22.10.2008 № 106/29, № 108/29, № 109/29, № 110/29, № 111/29, № 112/29, № 113/29, № 114/29 с ООО «Чугуевский леспромхоз» и от 01.12.2008 № 190/29, № 191/29, № 192/29, № 193/29, № 194/29, № 195/29 с ООО «Дальнереченсклес».

Подпунктом «и» пункта 11 раздела 3 договоров аренды с ООО «Чугуевский леспромхоз», ООО «Кавалеровский леспромхоз», подпунктом «л» пункта 11 раздела 3 договоров аренды с ООО «Дальнереченсклес», ООО «Таежное» установлено, что арендатор обязан осуществлять охрану лесов от самовольных рубок со стороны иных лиц.

Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно статье 19 ЛК РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при условии, что иное не установлено этим Кодексом.

Частью 3 статьи 51, статьей 24 ЛК РФ установлено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Управление лесным хозяйством настаивает на том, законодательством прямо предусмотрено возложение обязанностей по охране лесов именно на арендаторов лесных участков.

Вместе с тем, под охраной лесов понимается охрана от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защита от вредных организмов (статьи 51 ЛК РФ). Пресечение самовольных рубок не относится к мероприятиям по охране лесов.

В силу части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с этим Кодексом и другими федеральными законами.

Пунктом 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394, установлено, что государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10.5 Положения об Управлении лесным хозяйством Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 15.03.2007 №. 66-па, Управление организует и осуществляет на землях лесного фонда государственный лесной контроль и надзор.

Совершение незаконных рубок лесных насаждений является административным правонарушением (ст. 8.28 КоАП РФ), а совершение незаконных рубок в значительном размере - преступлением (ст. 260 УК РФ).

Таким образом, охрана лесов от незаконных рубок относится к государственному лесному контролю и надзору и предполагает осуществление властных полномочий.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Таким образом, возложение Управлением лесным хозяйством Приморского края на арендаторов лесных участков обязанности по охране лесов от самовольных рубок со стороны других лиц является возложением на них функций органов государственной власти в области государственного лесного контроля и надзора, что нарушает часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Защита лесов от незаконных рубок должна осуществляться во взаимодействии управления с арендаторами, а не возлагаться исключительно на них.

При таких обстоятельствах решение Приморского УФАС от 16.02.2011 по делу № 2/08-2011 не противоречат закону и являются обоснованным.

Заявитель указывает на то, что исключение спорных пунктов из договоров аренды лесных участков повлечет неблагоприятные последствия, поскольку у арендаторов отпадет основание для заключения договоров с охранными организациями. Однако сторона договора вправе требовать внесения изменений в договор в порядке главы 29 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать Управлению лесным хозяйством Приморского края в признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 16.02.2011 по делу № 2/08-2011 в связи с его соответствием Федеральному закону «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Нестеренко Л.П.