ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-7374/15 от 26.10.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                                                 Дело № А51-7374/2015

03 ноября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена октября 2015 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2015 года .

            Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.В.Бурова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.К.Атановой,

рассмотрев материалы дела по исковому заявлению  Краевого  Государственного Бюджетного  учреждения здравоохранения  «Пожарская центральная районная больница» (ИНН 2526003992  , ОГРН 1022501148064, дата регистрации: 29.06.1994)

к Муниципальному  казенному учреждению Пожарского муниципального района

«Хозяйственное управление» (ИНН 2526011552, ОГРН 1122506000407, дата регистрации: 02.05.2012)

о взыскании 2052489,61 рублей

при участии:

от истца: Полянская Т.А. (паспорт, доверенность); Шарихина С.П. (паспорт, доверенность)

установил:

Краевое  Государственное Бюджетное  учреждение здравоохранения  «Пожарская центральная районная больница» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Муниципальному  казенному учреждению Пожарского муниципального района «Хозяйственное управление»  о взыскании 1331320,49 рублей убытков, причиненных неисполнением обязательств по погашению кредиторской задолженности, переданной на баланс истца 11.09.2012г., а так же  347249,53 рублей процентов за пользование денежными средствами и 373919,59 рублей процента инфляции.

Определением от 05.08.2015 года для участия в деле в качестве ответчика привлечена Администрация Пожарского Муниципального района.

Истец уточнил размер исковых требований, просит взыскать сумму убытков в размере 971456,76 рублей, 258718,04 рублей процентов за пользование денежными средствами и 276067,13 рублей процента инфляции.

Поскольку заявленное уточнение не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права других лиц, судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение истца принимается во внимание.

Ответчик в материалы дела предоставил отзыв, возражает в отношении исковых требований, поскольку факт причинения убытков не доказан, так же возражает по применению одновременно двух мер гражданско-правовой ответственности в виде процентов за пользование денежными средствами и процента инфляции.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства, касающиеся существа спора.

Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Лучегорская центральная районная больница» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.06.1994г. Администрацией муниципального образования Пожарского района. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Приморскому краю внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1022501148064.

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.11.2010 года №313-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Положением о департаменте имущественных отношений Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 12.02.2007 года № 28-па, на основании решения Думы Пожарского муниципального района Приморского края от 11.10.2011 года № 179 «О проекте решения Думы Пожарского муниципального района «О безвозмездной передаче муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская центральная районная больница» и муниципального имущества,  принадлежащего Муниципальному учреждению здравоохранения «Лучегорская центральная районная больница» на праве оперативного управления, из муниципальной собственности Пожарского муниципального района в собственность Приморского края» и Решения Думы Пожарского муниципального района Приморского края от 11.10.2011 года № 78-НПА «О безвозмездной передаче муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская центральная районная больница» и муниципального имущества, принадлежащего муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Лучегорская центральная районная больница» на праве оперативного управления, из муниципальной собственности Пожарского муниципального района в собственность Приморского края»  с 01.01.2012 Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Лучегорская центральная районная больница» передано в собственность Приморского края. Так же с 01.01.2012г. Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Лучегорская центральная районная больница» переименовано в  Краевое государственное бюджетное учреждение «Пожарская центральная районная больница».

В соответствии с пунктами 1.2- 1.4 Постановления Администрации Пожарского муниципального района от 03.07.2012 №265-па «О мерах по ликвидации кредиторской задолженности муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская ЦРБ», образовавшейся за счет средств районного бюджета по состоянию на 01.01.2012»  кредиторская задолженность  Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская ЦРБ» передана Администрации Пожарского муниципального района, обязанности по ее погашению возложены на Муниципальное казенное учреждение Пожарского муниципального района «Хозяйственное управление».

Между Краевым государственным бюджетным учреждением «Пожарская центральная районная больница» и Администрацией Пожарского муниципального района 11.09.2012г. подписан Акт приема-передачи кредиторской задолженности Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская ЦРБ» от 15.08.2012г., согласно которого  кредиторская задолженность Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская ЦРБ» в размере 3179696,58 рублей передана с баланса  Краевого государственного бюджетного учреждения «Пожарская центральная районная больница» на баланс Муниципального казенного учреждения Пожарского муниципального района «Хозяйственное управление» .

В связи с чем, с 11.09.2012 все права и обязанности по оплате налогов, сборов, пеней, штрафов Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская центральная районная больница», образовавшихся по состоянию на 01.01.2012г. приняло на себя Муниципальное казенное учреждение Пожарского муниципального района «Хозяйственное управление».

Однако, принятые обязательства по Акту приема-передачи кредиторской задолженности Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская ЦРБ» от 15.08.2012г., Муниципальным казенным учреждением Пожарского муниципального района «Хозяйственное управление» не исполнены.

Истец неоднократно обращался с обращениями к Главе Администрации Пожарского муниципального района ( письмо от 01.07.2013 №1753), к директору Департамента здравоохранения Приморского края ( письмо от 09.03.2012г. и письмо от 09.10.2013 №2643), однако содействия в погашении кредиторской задолженности оказано не было.

По вступившим в силу Решению от 30.09.2011 по Делу №А51-8982/2011, Решению от 07.12.2011 по Делу А51-18572/2011, Решению от 24.05.2011 по Делу №А51-4489/2011, Решению от 15.02.2011 по Делу №А51-19362/2010, Решению от 19.10.2010 по Делу №А51-14416/2010, Решению от 30.01.2012 по Делу №А51-2078/2011, Решению от 01.06.2012 по Делу №А51-8293/2012 Краевое государственное бюджетное учреждение «Пожарская центральная районная больница» перечислило денежные средства в размере 971456,76 рублей в счет погашения кредиторской задолженности, переданной по Акту приема-передачи кредиторской задолженности Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская ЦРБ» от 15.08.2012г.

Истец, посчитав, что действиями Муниципального казенного учреждения Пожарского муниципального района «Хозяйственное управление» ему причинены убытки, обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд, рассмотрев предоставленные в материалы дела документы и доказательства, заслушав доводы сторон удовлетворил заявленные требования частично в силу следующего

Актом приема-передачи кредиторской задолженности Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская ЦРБ» от 15.08.2012г., подписанного Краевым государственным бюджетным учреждением «Пожарская центральная районная больница» и Администрацией Пожарского муниципального района 11.09.2012г. кредиторская задолженность Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская ЦРБ» в размере 3179696,58 рублей передана с баланса  Краевого государственного бюджетного учреждения «Пожарская центральная районная больница» на баланс Муниципального казенного учреждения Пожарского муниципального района «Хозяйственное управление».

В связи с чем, обязательства по погашению переданной кредиторской задолженности за счет средств бюджета муниципального образования перешли к ответчику, который должен был предусмотрев лимиты бюджетных ассигнований по соответствующим кодам бюджетной классификации (пункт 5 Постановления Администрации Пожарского муниципального района от 03.07.2012 №265-па «О мерах по ликвидации кредиторской задолженности муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская ЦРБ») погасить образовавшуюся кредиторскую задолженность.

Отношения по безвозмездной передаче имущества из одного уровня собственности в другой урегулированы Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ).

К имущественным комплексам в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации относятся помимо имущества, предназначенного для осуществления определенной деятельности, в том числе имущественные права, права требования, долги (пункт 2 статьи 132 Гражданского кодекса).

При этом, материальные активы, входящие в имущественный комплекс, не могут передаваться отдельно от пассивов (в первую очередь, долгов), выступающих как своего рода обременение активов (имущества).

По смыслу положений части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ безвозмездная передача муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации предполагает согласованность действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший в соответствии с передаточным актом переданные органом местного самоуправления муниципальные учреждения, в случае их передачи как имущественные комплексы, в том числе принял права требования, долги муниципальных учреждений.

Распоряжением от 23.12.2011г. №866-р «О передаче учреждения здравоохранения из муниципальной собственности Пожарского муниципального района Приморского края в собственность Приморского края» утвержден перечень муниципальных учреждений как имущественных комплексов, передаваемых из муниципальной собственности Пожарского муниципального района в собственность Приморского края.

Согласно пункту 7 Распоряжения право собственности на имущество учреждения здравоохранения переходит к Приморскому краю с 01.01.2012г.

Пунктом 2 Распоряжения Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Лучегорская ЦРБ» переименовано в Краевое государственное бюджетное учреждение «Пожарская центральная районная больница».

Согласно Постановления от 03.07.2012 №265-па «О мерах по ликвидации кредиторской задолженности муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская ЦРБ» кредиторская задолженность Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская ЦРБ», образовавшаяся за счет средств районного бюджета по состоянию на 01.01.2012  передана Администрации Пожарского муниципального района, обязанности по ее погашению возложены на Муниципальное казенное учреждение Пожарского муниципального района «Хозяйственное управление».

Между сторонами  Краевым государственным бюджетным учреждением «Пожарская центральная районная больница» и Главой Пожарского  муниципального района 11.09.2012г. подписан Акт приема-передачи кредиторской задолженности Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская ЦРБ», предусматривающий  передачу кредиторской задолженности Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Лучегорская ЦРБ» в размере 3179696,58 рублей с баланса  Краевого государственного бюджетного учреждения «Пожарская центральная районная больница» на баланс Муниципального казенного учреждения Пожарского муниципального района «Хозяйственное управление».

В соответствии с частью 1 статьи 9.2 Федерального  закона от 12.01.1996г.  №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Как предусмотрено частью 3 статьи 9.2 Федерального  закона от 12.01.1996г.  №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Согласно пункту 6 статьи 9.2 Федеральным законом от 08.05.10 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В отношении муниципальных бюджетных учреждений порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в силу пункта 7 той же статьи.

Порядок финансового обеспечения муниципальных бюджетных учреждений для выполнения ими муниципального задания путём предоставления им субсидий из местного бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением муниципального задания, установлен пунктом 6 статьи 33 Закона №83-ФЗ.

На период передачи обязательств - 11.09.2012, установленный пунктом 13 статьи 33 Закона №83-ФЗ, форма финансового обеспечения деятельности муниципальных бюджетных учреждений в силу подпункта 1 пункта 16 статьи 33 Закона устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления путём предоставления субсидий в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или на основании бюджетной сметы с учётом особенностей, установленных частью 19 настоящей статьи.

По смыслу подпункта 1 пункта 19 статьи 33 Закона №83-ФЗ в переходный период муниципальным бюджетным учреждениям из муниципального бюджета предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ) и на иные цели.

На основании перечисленных норм суд приходит к выводу о том, что до передачи учреждения здравоохранения в собственность Приморского края финансирование его деятельности в связи с выполнением им муниципального задания должно было обеспечиваться собственником имущества учреждения.

Подписание Администрацией акта сверки просроченной кредиторской задолженности, образовавшейся за счёт средств бюджета Пожарского муниципального района Приморского края  по состоянию на 1 января 2012 года в размере 3179696,58 рублей свидетельствует о том, что эта обязанность муниципальным собственником не была исполнена.

В связи с чем, исковые требования в размере 971456,76 рублей основного долга подлежат удовлетворению.

Суд удовлетворяет требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 276067,13 рублей в соответствии с нормой статьи 395 Гражданского кодекса российской Федерации, поскольку ответчик пользовался денежными средствами истца.

Процент инфляции взысканию не подлежит, так как такое обязательство не установлено соглашением сторон, а ссылок на нормативные акты устанавливающие его суду не представлены.

Суму долга надлежит взыскать именно с Пожарского муниципального района, так как именно он был обязан обеспечить финансирование.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Взыскать с  ПОЖАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА в лице администрации ПОЖАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА за счет казны ПОЖАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА в пользу  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ПОЖАРСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" 1247520,89 рублей составляющих 971456,76 рублей основного долга и 276067,13 рублей пеней.

Во взыскании остальной суммы иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

            Судья                                                                                                  Буров А.В.