ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-7443/19 от 21.06.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-7443/2019

28 июня 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена июня 2019 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2019 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Баланец А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 04.03.1994, дата присвоения ОГРН 04.11.2002)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.12.2004)

об оспаривании постановления,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 20.04.2018 №114/2018), после перерыва ФИО2 (доверенность от 28.12.2017 № 382/2017);

от ответчика – ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения ФИО3 (доверенность от 25.12.2018 № 03-192).

установил: Публичное акционерное общество Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 04.03.2019 № 25/001/002/2019-2427 о приостановлении государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Через канцелярию суда от заявителя поступило ходатайство об изменении предмета спора, согласно которому, заявитель просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Приморскому краю от 04.06.2019 № 25/001/002/2019-2427 в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и обязать Управление Росреестра по Приморскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество.

Ответчик против принятия уточнения требований не возразил.

Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение заявленных требований.

В ходе рассмотрения дела заявитель уточненное требование поддержал. Полагает, что у Управления Росреестра по Приморскому краю не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации, утверждая, что государственному регистратору были представлены все необходимые документы для регистрации права собственности на нежилое помещение (гаражный бокс), расположенное по адресу: Приморский край, Кавалеровский район, пгт. Кавалерово, ул. Чехова, д. 47а.

 По мнению заявителя, ввиду утраты заключенного между ОАО АКБ «Эвробанк» (Продавец) и ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» (Покупатель) договора купли-продажи гаражного бокса от 05.01.1998 № 1, представленный для государственной регистрации права акт приема-передачи основных средств от 15.01.1998 был достаточен для подтверждения прав на  спорный объект недвижимости. Как пояснил Банк,  оригинал акта приема-передачи от 15.01.1998  гаражного бокса к договору № 1 от 05.01.1998 г. находится в Управлении Росреестра по Приморскому краю. Заявитель сослался и на то обстоятельство, что все правоустанавливающие документы на земельный участок под гаражным боксом у Банка имеются.

В связи с этим заявитель полагает, что сам по себе факт утраты договора купли-продажи на указанное имущество не должен порождать правовую неопределенность в правовом статусе данного объекта для фактического его собственника – Банка.

Заявитель не согласился с доводами ответчика относительно различий проданного Банку по указанному договору объекта в части его  площади, пояснив, что АКБ «Эвробанк» первоначально приобретал в таком же объеме площади недвижимое имущество в равных долях с Кавалеровским районным центром занятости. В связи с чем, доля в праве собственности на здание гаража фактически составляет не 81,8 кв., а 40,9 кв. м, что, по мнению Общества, с учетом технической погрешности в 0,1 соотносится с площадью объекта 41 кв. м, указанной в техническом паспорте от 15.01.2013,  равной содержащейся также в техническом плане помещения от 13.02.2013. Как пояснил заявитель, указанное обстоятельство привело к отражению ошибочных сведений о площади переданного Банку объекта недвижимости в акте приемки-передачи от 15.01.1998, однако, счел, что данное обстоятельство на идентификацию объекта прав Общества на спорный объект не оказало влияние, поскольку ответчик не доказал, что у Общества имеются иные помещения по указанному адресу места нахождения спорного объекта недвижимости и их площадь не соответствует названным техническому плану и техническому паспорту.

Управление Росреестра с требованием Банка не согласилось, утверждая, что для принятия оспариваемого решения законные основания у государственного регистратора имелись. Ответчик указал, что Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) отсутствуют сведения о государственном кадастровом учете объекта недвижимости: нежилого помещения общей площадью 49,4 кв. м, этаж 1, номер на поэтажном плане 4, расположенного по адресу: Приморский край, Кавалеровский район, шт. Кавалерово, ул. Чехова, д. 47а, помещение 4, с заявлением о государственном кадастровом учете данного объекта недвижимости Банк не обращался в Управление Россреестра.

Ответчик указал, что оспариваемое решение принято также в связи с тем, что Банк не устранил причины приостановления государственной регистрации права на спорный объект и не представил документы, подтверждающие возникновения прав на спорный объект недвижимости.

Управление Росреестра указало, что в рамках правовой экспертизы представленных заявителем на государственную регистрацию прав на указанный объект также выявлены несоответствия содержащихся в представленном на государственную регистрацию права в акте приемки-передачи от 15.01.1998 сведений о площади, таким сведениям, указанным в  техническом паспорте от 15.01.2013, в техническом плане помещения от 13.02.2013.

При рассмотрении дела суд установил, что  19.02.2019 ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» обратилось  через КГАУ МФЦ «Приморского края» в Управление Россреестра по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации прав на помещение, расположенное по адресу: Приморский край, р-н Кавалеровский, пгт. Кавалерово, ул. Чехова, д. 47А, помещение № 4. Заявлению присвоен регистрационный номер 25/001/002/2019-2427. 

К заявлению Банком были приложены следующие документы: доверенность, выданная лицу, подавшему заявление; технический паспорт  от 15.01.2013 на нежилые помещения; технический план помещения от 13.02.2013; акт приема-передачи основных средств от 15.01.1998; государственный акт от 14.04.1998 № 25-04-01-003776 на право бессрочного (постоянного) пользования землей; письмо отделения № 5 ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»  от 29.06.2015 № Ф-25-К-18-66; отсвет на запрос от 29.06.2015 № Ф-25-К-18-66; решение Арбитражного суда Приморского края от 15.01.2019 по делу № А51-18188/2018; определение Арбитражного суда Приморского края от 16.08.2018 по делу № А51-12569/2018; платежное поручение на уплату государственной пошлины от 18.02.2019 № 41.

В ходе правовой экспертизы государственный регистратор счел, что в представленном Банком пакете документов отсутствуют правоустанавливающие документы  на указанный объект недвижимости, а также в ЕГРН отсутствуют сведения об этом объекте недвижимости, что послужило основанием для приостановления государственной регистрации права до 04.06.2019, о чем Обществу сообщено в уведомлении от 04.03.2019 № 25/001/002/2019-2427.

Впоследствии уведомлением от 04.06.2019 № 25/001/002/2019-2427 Управление Росреестра сообщило Банку об отказе в государственной регистрации права в связи с не устранением названных причин.

ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» с изложенным в уведомлении Управления Росреестра от 04.06.2019 № 25/001/002/2019-2427 решением  не согласилось, сочтя его незаконным и нарушающим права и законные интересы Банка, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав по правилам глав 7, 24 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в дела,  проанализировав законность оспариваемого решения, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ, пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»  (далее – Закона № 218-ФЗ) государственной регистрации подлежат права  собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за  исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Согласно  части 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрацией прав на недвижимое имущество представляет собой  юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, который осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в данный реестр (часть 4 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии со статьей 7 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости состоит из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).

Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 данного Порядка ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) осуществляют:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, ведения ЕГРН, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН;

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (пункт 2 статьи 8 № 218-ФЗ).

Статьей 14 Закона № 218-ФЗ установлены основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации. Из положений части 2 названной статьи следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества (пункт 2); вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7).

В силу статьи 16 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В статье 29 Закона № 218-ФЗ регламентирован порядок  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, который помимо прочего включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона № 218-ФЗ).

Оспариваемое решение Управление Росреестра в рассматриваемой  в настоящем споре ситуации мотивировано истечением срока для приостановления государственной регистрации по предусмотренному статьей 27 Закона № 218-ФЗ основанию.

Данное решение мотивировано доводом Управления Росреестра об отсутствии в представленном Банком с заявлением от 19.02.2019 25/001/002/2019-2427 пакете документов правоустанавливающих документов на объект недвижимости, соответствующего определенным в представленных в техническом паспорте от 15.01.2013 и в техническом плане помещения от 13.02.2013 характеристикам.

Как следует из указанных документов, в поданном 19.02.2019 в Управление Росреестра заявлении ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» просило  зарегистрировать право на нежилое помещение общей площадью 49,40 кв.м, расположенное по адресу: Приморский край, Кавалеровский р-, <...>.

 В качестве правоустанавливающего документа заявитель представил акт приема-передачи основных средств от 15.01.1998, согласно которому  ФАКБ Приморья «Примсоцбанк»  принял от  ФАКБ «Эвробанк»  на баланс   на основании заключенного между ними 05.01.1998 договора купли-продажи объект основных средств – нежилое здание гаража полезной площадью 81,8 кв.м., расположенное по адресу: <...> (далее – объект «здание гаража»).

 Согласно представленному заявителем техническому паспорту от 15.01.2013, изготовленному Отделением № 5 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Приморскому краю, расположенное по адресу: Приморский край, Кавалеровский р-, <...>  с инвентарным номером 05:210:002:000005270:0001:20002 имеет площадь 41 кв.м. (далее – объект «нежилое помещение № 4»), что соответствует данным поэтажного плана объекта.

Аналогичные параметры этого же объекта недвижимости  приведены в представленном на государственную регистрацию техническому плану помещения от 13.02.2013, подготовленному в результате выполненения кадастровых работ также Отделением № 5 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Приморскому краю.

Как пояснил в ходе рассмотрения дела ответчик, ввиду указанных разночтений между сведениями указанных документов по характеру объекта (здание гаража или нежилое помещение № 4), его площади (81,8 кв.м. или 41 кв.м.) и его местоположения (адрес: <...> или  адрес: <...>) в рамках правовой экспертизы представленных Банком документов для регистрации права идентифицировать объект прав заявителя не представилось возможным, учитывая, что на государственный кадастровый учет указанный в поданном Банком заявлении объект не поставлен, а иная информация о соотношении основных сведений об объекте недвижимости, фактически проданном ФАКБ «Эвробанк» ФАКБ Приморья «Примсоцбанк», и об объекте, указанном в поданном в Управление Росреестра заявлении, приложенные к этому заявлению не содержали.  Данные основания, согласно пояснениям ответчика, послужили мотивом для приостановления государственной регистрации права с предоставлением заявителю возможности подтвердить право именно на тот объект, который указан в поданном 19.02.2019 заявлении с рег. № 25/001/002/2019-2427).

Принимая во внимание изложенную по спору позицию заявителя относительно приобретению здания гаража согласно заключенному между ним и  ФАКБ «Эвробанк» договора купли-продажи от 05.01.1998,  суд  учитывает следующее.

В силу пункта 1 статьи 6 действующего до 31.12.2016  Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» возникшие до момента вступления в силу данного Закона права на недвижимое имущество, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их правообладателей.

Согласно части 1 статьи 69 Закона № 218-ФЗ 1. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Как пояснил заявитель, заключенный между ФАКБ Приморья «Примсоцбанк» и  ФАКБ «Эвробанк» договор купли-продажи нежилого здания гаража от 05.01.1998 был утрачен, что было установлено актом об обнаружении факта отсутствия правоустанавливающих документов от 17.05.2018, составленным по результатам проведения ревизии правоустанавливающих документов, хранящихся в головном офисе ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» (г. Владивосток. Партизанский проспект, 44) на нежилое помещение № 4, расположенное по адресу: Приморский край, р-н Кавалеровский, пгт. Кавалерово, ул. Чехова, д. 47А.

В связи с этим, Банк указал, что не мог представить иные правоустанавливающие документы на объект  «нежилое помещение № 4», помимо акта приема-передачи основных средств от 15.01.1998.

В то же время, по утверждению заявителя,  при заключении договора купли-продажи нежилого здания гаража от 05.01.1998 им фактически приобретена у ФАКБ «Эвробанк» доля в праве на помещения в указанном здании, поскольку указанная организация приобрела здание у Акционерного строительного общества закрытого типа № 1 (далее – АСО-1) наравне с другим покупателем – Кавалеровским районным Центром занятости населения по одному договору купли продажи  от 09.04.1996.

В связи с этим СКБ Приморья «Примсоцбанк» полагает, что приобрел фактически право на спорный объект «нежилое помещение № 4» при заключении договора купли-продажи нежилого здания гаража от 05.01.1998 вне зависимости от определения в данном договоре предмета договора, и представленные на государственную регистрацию права на указанный объект недвижимости позволяли определить его основные характеристики.

Действительно, согласно представленным заявителем в материалы дела акту приема-передачи основных средств от 22.04.1996  Кавалеровский районный Центр занятости населения принял от АСО-1 здание гаража полезной площадью 81,8 кв.м. на основании  указанного договора.

В соответствии с представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права 29.08.2006 серии 25-АВ 13097 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним  сделана запись государственной регистрации права оперативного управления КГБУ «Центр занятости населения Кавалеровского района» на объект недвижимого имущества: нежилые помещения в здании (лит. А), назначение: нежилое, общей площадью 39,1 кв.м, этаж 1, номера на поэтажном плане  1-3, адрес (местонахождение) объекта: <...>.  При этом указанный объект поставлен на  государственный кадастровый учет  и ему присвоен кадастровый номер 25:04:010000:637.

В письме  от 26.06.2015 № Ф-25-К-18-66 отделение № 5 ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» указало на то обстоятельство, что на момент обследования 15.01.2013 здания гаража, расположенного по адресу: <...>, помещения №№ 1-3 в данном здании числились за Государственным учреждением Центра занятости населения Кавалеровского района, помещение № 4 – за СКБ Приморья «Примсоцбанк».

В то же время, суд учитывает, что ни  объект «здание гаража», ни объект «нежилое помещение № 4» не были поставлены на государственный кадастровый учет, на что сослался ответчик. Это обстоятельство не оспаривает заявитель.

В силу ранее действующей части 3 статьи 1 Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закона № 221-ФЗ) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.

Частью 1  статьи 7 Закона № 221-ФЗ (в редакции до 01.01.2017)  было предусмотрено, что в ГКН вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

На основании пунктов 1, 3 статьи 45 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке со дня вступления в силу указанного Закона или в переходный период его применения, а именно до 01 января 2013 года, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с указанным Законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Порядок кадастрового учета объектов недвижимого имущества и регистрации прав на недвижимое имущество с 01.01.2017 Законом № 218-ФЗ, часть 7 статьи 1 которого определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом № 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.

Согласно пункту 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости, среди прочего, вносятся: описание местоположения объекта недвижимости; ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место (подпункты 3, 4, 9).

В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Сведения о государственном кадастровом учете  объекта «нежилое помещение № 4» либо объекта «здание гаража» с определенными площадью и местоположением в ЕГРН отсутствовали, что на этапе рассмотрения вопроса о государственной регистрации права в рамках правовой экспертизы документов не позволяло государственному регистратору возможности идентифицировать объект, указанный в  поданном Банком заявлении от 19.02.2019.

В рассматриваемых обстоятельствах суд принимает во внимание, что Банк обратился в Управление Росреестра только с заявлением о государственной регистрации права на спорный объект «помещение №4», с заявлением о государственном кадастровом учете данного объекта недвижимости Общество не обращалось.

Акт приема-передачи основных средств от 15.01.1998, составленный ФАКБ Приморья «Примсоцбанк»  и ФАКБ «Эвробанк», со сведениями о приеме  Банком на баланс нежилого здания гаража полезной площадью 81,8 кв.м., расположенное по адресу: <...> сам по себе не является правоустанавливающим документом, наличие которого является необходимым условием для государственной регистрации права. 

Иных документов, идентифицирующих объект «нежилое помещение № 4» с долей в праве на здание указанного гаража заявитель государственному регистратору до вынесения оспариваемого решения не представил.

Ссылку Банка на представленные им с заявлением от 19.02.2019  технический паспорт от 15.01.2013 и технический план помещения от 13.02.2013 суд отклоняет  в силу следующего.

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ, ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:  1) реестра объектов недвижимости; 2) реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества; 3) реестра сведений о границах; 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.

Согласно статье  14 Закона № 218-ФЗ технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, является одним из  оснований для государственного кадастрового учета  сведений об объекте недвижимости (пункт 7 части 2 указанной статьи).

В соответствии с частью 5 статьи 72 Закона № 218-ФЗ указанный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ, указанный Федеральный закон применяется к тем правам и обязательствам, которые возникают после дня его вступления в силу.

Письмом Минэкономразвития России от 09.08.2017 № 22270-ВА/Д23До разъяснено, что до 1 июля 2017 года для осуществления государственного кадастрового учета могли быть представлены технические планы, подготовленные в соответствии с требованиями к подготовке технического плана, действовавшими до 1 января 2017 года, и определены случаи предоставления таких технических планов после 1 июля 2017 года:

- если заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости и технический план, подготовленный до 1 января 2017 г., были представлены в орган регистрации прав до 1 июля 2017 г. и осуществление такого государственного кадастрового учета было приостановлено по решению государственного регистратора прав и (или) по заявлению заявителя;

- если технический план не был представлен в орган регистрации прав до 1 июля 2017 г. в связи с отказом в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по причинам, не связанным с подготовкой технического плана.

Таким образом, технический паспорт от 15.01.2013 и технический план помещения от 13.02.2013 к документам, подтверждающим основные характеристики объекта недвижимости, на дату подачи Банком  в Управление Росреестра заявления от 19.02.2019 для государственной регистрации права и государственного кадастрового учета не могли быть применены.

Указанные документы содержат сведения о площади объекта «нежилого помещения № 4» (41 кв.м), что не соотносится с площадью объекта, право на который просил зарегистрировать Банк в своем заявлении от 19.02.2019 (49,40 кв.м).

При этом предоставленный акт приема-передачи основных средств от 15.01.1998 не мог подтверждать переход права именно на данный объект с указанными в заявлении Банка от 19.02.2019 характеристиками.

Следовательно, акт приема-передачи основных средств от 15.01.1998  в качестве документа, подтверждающего приобретение права на объект недвижимости, на этапе проведения ответчиком правовой экспертизы поданных заявителем документов для государственной регистрации прав не мог рассматриваться, поскольку содержал сведения об ином объекте (здание гаража), с иной площадью (81 кв.м.), с иным местоположением (<...>) без адресной привязки, соответствующей спорному объекту «нежилому помещения № 4».

Кроме того, согласно статье 14 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в перечисленных в части 4 этой статьи случаях.

Однако в данном случае сведения об объекте «нежилом помещении № 4» (41 кв.м), в частности о  его государственном кадастровом учете, в ЕГРН отсутствовали, вопрос об одновременном государственном кадастровом учете указанного объекта ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» в заявлении не ставился, следовательно, у государственного регистратора отсутствовали основания для государственной регистрации права на основании поданного 19.02.2019 Банком заявления № 25/001/002/2019-2427 отсутствовали в силу закона.

Согласно части 1 статьи 26 осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе в случае если:

-  лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости (пункт 1);

- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).

Поскольку представленные ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» с заявлением от 19.02.2019 № 25/001/002/2019-2427 документы право на объект «нежилого помещения № 4» с указанными в заявлении характеристиками не подтверждали, основные характеристики объекта документально не были подтверждены Банком, данные документы не могли являться основанием для внесения сведений в ЕГРН о праве заявителя на данный объект, государственный регистратор правомерно приостановил государственную регистрацию права согласно уведомлению от 04.03.2019.

Ввиду того, что в предоставленный срок ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» не устранило причины для приостановления  государственной регистрации права по правилам статьи 27 Закона № 218-ФЗ  решение государственного регистратора об отказе в государственной регистрации права на спорный объект недвижимости является правомерным.

При этом отсутствие в ЕГРН  сведений об объекте недвижимости: общей площадью 41 кв. м, этаж 1, номер на поэтажном плане 4, расположенном по адресу: Приморский край, Кавалеровский район, шт. Кавалерово, ул. Чехова, д. 47а, исключало  государственную регистрацию права на такой объект без одновременного государственного кадастрового учета в силу части  4 статьи 14 Закона № 218-ФЗ.

Поскольку оспариваемое решение суд признал соответствующим закону, в силу части 3 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.

Согласно статьи 110 АПК РФ суд относит расходы по уплате государственной пошлины на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Отказать в признании незаконным отказа           Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 04.06.2019 № 25/001/002/2019-2427 в государственной регистрации права - проверенного на соответствие Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости», и в обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

          Судья                                                                   Нестеренко Л.П.