АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690600, г. Владивосток, ул. Светланская, д.54
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владивосток Дело № А51-74/2008 36-7
30 сентября 2008 г.
Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 29.09.2008
Решение в полном объеме изготовлено 30.09.2008
Арбитражный суд Приморского края
в составе судьи В. В.Овчинникова,
при ведении протокола судебного заседания судьей В.В.Овчинниковым
рассмотрев в судебном заседаниидело по иску Краевого государственного унитарного предприятия «Приморский водоканал»
к Администрации МО Надеждинский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю
о взыскании 186539 рублей 40 копеек
при участии в заседании: от истца – представитель ФИО1, доверенность от 15.04.2008 со специальными полномочиями, постоянная (удостоверение служебное от 24.08.2007); от МФ РФ – представитель ФИО2, доверенность от 12.08.2008 № 20-11-29/31 со специальными полномочиями, постоянная (удостоверение служебное № 0223);
Администрация МО Надеждинский район, Департамент финансов Администрации Приморского края не явились, извещены надлежаще.
Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2008 года. Полный текст решения в соответствии с п.2 ст.176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовлен 30 сентября 2008 года.
установил: Краевое государственное унитарное предприятие «Приморский водоканал обратилось с иском к Администрации муниципального образования Надеждинский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю о взыскании 186539 руб. 40 расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Федерального Закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.12.1995.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.02.2008 с министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу КГУП «Приморский Водоканал» взыскано 186539 рублей 40 копеек компенсации льгот и в доход федерального бюджета 5230 (рублей 79 копеек государственной пошлины. В иске к Департаменту финансов администрации Приморского края, администрации МО Надеждинский район отказано.
Постановлением ФАС ДВО от 04.07.08 № ФОЗ-А51/08-1/1632 решение суда от 18.02.08 отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда Приморского края, в связи с тем, что при рассмотрении дела судом применен закон, не подлежащий применению.
Представители Администрации муниципального образования Надеждинский район, Департамента финансов Администрации Приморского края в заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается по существу в их отсутствие по имеющимся материалам дела.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, просит взыскать сумму убытков, возникших в связи с предоставлением льгот. Также представитель считает, что в задолженность необоснованно включен НДС, и заявил о пропуске срока исковой давности.
Ответчик - Министерство финансов РФ иск не признало, указав, что истец документально не доказал факт предоставления льгот в заявленной сумме.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между краевым государственным унитарным предприятие «Приморский водоканал и Администрацией муниципального образования Надеждинский район 1 июня 2004 года заключен договор на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральными Законами «О ветеранах», предметом которого является возмещение муниципальному предприятию выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот гражданам.
Истец в период с июня по декабрь 2004 года предоставлял услуги по водоснабжения и водоотведения гражданам.
КГУП «Приморский водоканал» в соответствии с условиями договора с июня по декабрь 2004 года предоставляло за счет собственных средств льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на 50 % скидку по оплате соответствующих услуг на основании Федерального закона «О ветеранах».
Из представленных в материалы дела отчетов, списков граждан льготников, сведений предоставленных ООО «Аргумент Плюс» (подписаны в том числе работниками УСЗН), счетов-фактур, подлинники которых обозревались в судебном заседании, сведений Администрации МО Надеждинский район, платежных документов, судом установлено, что сумма предоставленных льгот на основании Федерального закона «О ветеранах», по всем категориям ветеранов согласно ст.1 закона - ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, инвалиды ВОВ, за спорный период составила 186539 рублей 40 копеек. Согласно сведениям Администрации МО Надеждинский район расходы по предоставленным льготам на основании Федерального закона «О ветеранах» истцу не возмещены.
Таким образом, в результате предоставления указанной льготы истцу причинены убытки в указанной сумме, некомпенсированные ему государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов.
Согласно пункту 2 #M12293 0 9033179 0 0 0 0 0 0 0 1740267997статьи 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95 № 154#S органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 № 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с #M12293 0 9010197 2851210947 2005303019 1390661583 436776661 4294967274 3744845613 4294967294 3777048164ФЗ «О ветеранах»#S, который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.
#M12291 901795045Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года»#S предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативно-правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
В #M12291 901737360Федеральном законе «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ» от 24.06.99 № 119-ФЗ#S предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Таким образом, компенсация расходов, понесенных истцом при предоставлении льготы по оплате водоснабжения и водоотведения ветеранам, должна производиться из федерального бюджета.
#M12293 0 9010197 0 0 0 0 0 0 0 4057548474Статьей 10 ФЗ «О ветеранах»#S в редакции #M12291 901751149от 02.01.2000 № 40-ФЗ#S в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Пунктом 4 #M12293 0 901714433 0 0 0 0 0 0 0 2535015178статьи 130#S, #M12293 1 901714433 0 0 0 0 0 0 0 1279860399статьями 133#S, #M12293 2 901714433 0 0 0 0 0 0 0 749101292136 Бюджетного кодекса РФ #Sпредусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в #M12293 3 901792969 0 0 0 0 0 0 0 3211504932пункте 2 Порядка#S, утвержденного #M12291 901792969постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 № 536#S, определено Министерство финансов РФ.
#G0Как установлено судом, в спорный период средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных #M12293 0 9010197 2851210947 2005303019 1390661583 436776661 4294967274 3744845613 4294967294 3777048164ФЗ «О ветеранах»#S, из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались, как не предусмотренные законами о федеральном бюджете на 2004 год.
Тем не менее, Законом Приморского края от 29.12.2003 № 91-КЗ «О краевом бюджете на 2004 год» в составе расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ «О ветеранах» в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет собственных доходов краевого бюджета в размере 506 223 тыс. руб. на 2004 год.
Согласно Закону Приморского края от 08.06.2004 №115-КЗ «Об исполнении краевого бюджета за 2004 год названные средства доведены до муниципального образования Надеждинский район в 2004 году в размере 2562тыс. руб., которые распределены между предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
Доказательств нецелевого использования выделенных субъекту и муниципальному образованию средств в материалы дела не представлено.
Таким образом, Приморский край, как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ «О ветеранах», влекущего дополнительные расходы бюджета, предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного ФЗ, но в пределах своих финансовых возможностей.
Вместе с тем объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребности в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Так как необходимые финансовые средства не были переданы Министерством Финансов РФ Администрации Приморского края, и она в свою очередь не имела средств для удовлетворения потребности Администрации МО Надеждинский район по компенсации расходов истца на предоставление льгот. В связи с чем, отсутствуют основания для возложения ответственности на субъект федерации и муниципальное образование.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2002-2004 годы без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ на основании ст.#M12293 0 9027690 0 0 0 0 0 0 0 3727853102ст.125#S, #M12293 1 9027703 0 0 0 0 0 0 0 10563378451069#S, #M12293 2 9027703 0 0 0 0 0 0 0 27033107351071 Гражданского кодекса РФ#S.
Судом отклоняются доводы представителя МФ РФ о начислении на сумму льгот налога на добавочную стоимость, так как объем взыскиваемых средств установлен государственным предприятием как разница между тарифами, утвержденными муниципальным образованием и пятидесяти процентной скидкой при оплате населением за жилищно-коммунальные услуги. Обязанность компенсации данных расходов установлена законом. В тоже время при выставлении квитанций населению налог на добавочную стоимость не выделялся, так как физические лица (населения) не являются плательщиками НДС.
Также необоснованно заявление о пропуске срока исковой двавности в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. В случае истечения срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку к требованиям о взыскании задолженности компенсационных расходов не предусмотрены специальные сроки исковой давности, в сложившихся отношениях подлежит применению общий срок, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу указанной выше статьи кодекса срок исковой давности по подобным требованиям составляет 3 года.
В силу части 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 12 Бюджетного кодекса РФ срок начинает течь по окончании финансового года, то есть 1 января следующего года. Истец обратился в суд 24.12.2007 (согласно почтовому штемпелю на конверте), то есть в пределами срока исковой давности взыскания убытков, возникших в 2004 году.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу краевого государственного унитарного предприятия «Приморский водоканал» 186539 (сто восемьдесят шесть тысяч пятьсот тридцать девять) рублей 40 копеек убытков; в доход федерального бюджета 5230 (пять тысяч двести тридцать) рублей государственной пошлины.
В иске к Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации муниципального образования Надеждинский район отказать.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный арбитражный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья В.В. Овчинников