АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-7512/2021
02 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена августа 2021 года .
Полный текст решения изготовлен сентября 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Саломая В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Рябко, рассмотрев в судебном заседании дело по иску федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (ИНН 2502025612, ОГРН 1022500535155, дата государственной регистрации 30.11.2002, место нахождения 692778, Приморский край, г. Артем, ул. Стрельникова, д. 48)
кпубличному акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 01.02.2007, адрес: 690091, <...>)
об обязании применить тариф и взыскании 205 478 руб. 65 коп.,
при участии в заседании: от истца ФИО1 по доверенности, служебное удостоверение, ФИО2 по доверенности, служебное удостоверение, от ответчика ФИО3 по доверенности, служебное удостоверение,
у с т а н о в и л:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением кпубличному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» об обязании публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» применить тариф «население» вместо примененного тарифа «Прочие потребители» при расчете платежей за электрическую энергию в помещениях «столовая», «банно-прачечный комбинат» и «штрафной изолятор» ФКУ ИК -20 ГУФСИН России по Приморскому краю за период с сентября 2018 года по август 2019 года включительно, и взыскании с ответчика 205 478 руб. 65 коп. - разницу сумм за оплату электрической энергии по завышенным тарифам.
В предварительном судебном заседании представитель истца заявил ходатайство об уточнении искового заявления, просил считать ошибочным утверждение о том, что в период с 01.09.2018 по 31.08.2019 на объектах «столовая», «банно-прачечный комбинат» и «штрафной изолятор» не были установлены приборы учёта потреблённой электроэнергии, а учёт потреблённой электроэнергии осуществлялся расчётным методом. В указанный период времени учёт потреблённой электроэнергии осуществлялся путём снятия показаний со счётчиков электрической энергии, установленных для внутреннего пользования: ШИЗО - приложение №1, банно-прачечный комбинат - приложение № 2, столовая - приложения № 3,4,5. Данные счетчики в эксплуатацию введены не были и в государственные контракты не вносились.
Представитель ответчика заявила ходатайство об объявлении перерыва в предварительном судебном заседании в связи с уточнением заявителя.
Суд, руководствуясь статьей 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявил перерыв в предварительном судебном заседании.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с пунктом 13 Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
В предварительном судебном заседании, продолженном после перерыва, представитель истца поддержал заявленные исковые требования с учетом уточнений в полном объеме.
Представитель ответчика возражал по заявленным истцом требованиям, пояснил, что истцу не может быть произведен расчет за электроснабжение по тарифу, установленному для населения.
Признав дело подготовленным к судебному разбирательству с согласия сторон, руководствуясь статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство в суде первой инстанции.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.
Согласно акту документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Приморскому краю, проведенной в период с 02.10.2019 по 23.10.2019 ГКРИ УД ФСИН России, установлено, что в нарушение п.3 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» в ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Приморскому краю электрическая энергии, потребляемая в помещениях для содержания осужденных: столовая, банно-прачечный комбинат, штрафной изолятор оплачивалась по нерегулируемому тарифу. В результате, по мнению ревизии, допущена оплата по завышенным тарифам за электрическую энергию в проверяемом периоде: сентябрь 2018 по август 2019 (12 месяцев).
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» в силу п.1.1 Устава, утвержденного приказом ФСИН России от 03.02.2011 № 57, является учреждением уголовно-исполнительной системы исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целя деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
В соответствии с п.2.1. Устава предметом и целью деятельности учреждения являются: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение правопорядка и законности в Учреждении, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, а также работников уголовно- исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории Учреждения; охрана и конвоирование осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; оказание деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; организация оказания медицинской помощи осужденным, содержащимся в учреждении.
Жилая зона исправительных колоний, в том числе и ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Приморскому краю разделена на ряд «локальных участков», где расположены общежития для осужденных. Кроме того, на территории жилой зоны имеется столовая, клуб, библиотека, школа, амбулатория (медчасть), банно-прачечный комбинат, административное здание для работников, здание с запираемыми помещениями камерного типа, куда входит штрафной изолятор, непосредственно само помещение камерного типа и отряд строгих условий содержания.
Истцом были заключены государственные контракты № А0032 от 12.03.2018, №А0032-2 от 13.08.2018 и №А0032-2-2019-1 от 11.03.2019 с ПАО «ДЭК» на приобретение электрической энергии.
В силу п.5.2 государственных контрактов стоимость фактически потребленной электрической энергии (мощности) потребителем определяется исходя из фактического объема потребления электрической энергии (мощности) и регулируемой цены на электрическую энергию (мощность), установленной органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.
Приложением № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 определен Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
В соответствии с п.3 Перечня, юридические лица, приобретающие энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений приравнены к категории потребителей «НАСЕЛЕНИЕ» и оплачивают электрическую энергию (мощность) по соответствующим тарифам.
Как указывает истец, он, являясь юридическим лицом, в данных правоотношениях приобретает электрическую энергию не для своих нужд, а для нужд осужденных.
Лица, находящиеся в местах лишения свободы, самостоятельно не могут заключать договора на приобретение электрической энергии, в их интересах, для обеспечения их коммунально-бытовых нужд государственный контракт заключает истец.
В связи с тем, что объекты жилой зоны, на которых осужденные могут воспользоваться коммунально бытовыми услугами, такими как: стирка белья, помывка, приготовление и прием пищи производится в специализированных для этого помещениях: БПК (банно-прачечный комбинат), столовой, а не в общежитии для проживания осужденных, то данные помещения необходимо рассматривать как помещение для содержания осужденных, так как воспользоваться коммунально-бытовыми услугами в другом месте, отдельном от этих помещений осужденные не могут.
Данные помещения находятся на территории жилой зоны учреждения, подключены из-под одного прибора учета, следовательно, учет для данных помещений является раздельным.
Здание ШИЗО, так же является помещением для содержания осужденных, содержащиеся в нем осужденные, проживают в данном помещении, пользуются коммунально-бытовыми услугами, принимают пищу, не имеют возможности самостоятельного выхода за пределы помещения.
При оплате электроэнергии по указанным выше контрактам, учет расхода электроэнергии в помещениях столовая, банно-прачечный комбинат, штрафной изолятор учреждением производился по нерегулируемому тарифу (прочие потребители), в связи с чем, истец обратился к ПАО «ДЭК» с претензией, в которой просил поменять тариф «население» вместо применяемого тарифа «прочие потребители» при расчете платежей на электрическую энергию в помещениях столовая, БПК, ШИЗО ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Приморскому краю.
Претензионным письмом от 17.01.2021 истец предложил ответчику применить вышеназванные тарифы, а также возместить разницу сумм по оплате энергии.
Оставление претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства сторон должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованием закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По условиям абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Цены (тарифы) в электроэнергетике - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (далее - цены (тарифы)). При этом государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (статьи 3, 23Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Приложением № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1178 от 29.12.2011 определен исчерпывающий перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В соответствии с пунктом 3 указанного перечня, к данной категории потребителей относятся юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.
ФСТ России письмом от 10.09.2008 № НБ -5157/12 определило, что к жилым зонам при исправительно-трудовых учреждениях уголовно-исполнительной системы необходимо относить все виды жилых помещений, в которых проживают граждане, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления. Поскольку исправительно-трудовые учреждения, входящие в уголовно-исправительную систему, финансируются за счет бюджетных средств, то оплата электроэнергии, потребляемой не жилыми помещениями, а другими объектами, связанными с проживанием спецконтингента (столовые, банно-прачечные комплексы, медсанчасти, больницы, штрафные изоляторы, гаражи, котельные и другие административные здания, расположенные внутри запретной зоны), производится по тарифам, установленным для бюджетных потребителей, входящих в группу «Прочие потребители». Кроме того, положениями Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что в зависимости от вида исправительного учреждения осужденные проживают (содержатся) в помещениях камерного типа и общежитиях.
Данная позиция также подтверждается письмами ФСТ России от 14.02.2012 № ЕП-1103/13, от 05.07.2013 № ЕП-6649/12, судебными решениями по делам Л51-14326/2011, № ФОЗ-742/2014, № ВАС -8760/14, в которых указано: по тарифам для категории «население» оплачиваются объемы электрической энергии (мощности) потребляемой осужденными на коммунально-бытовые нужды исключительно в помещениях для их содержания (при условии раздельного учета для указанных помещений), а остальной объем электричеекой энергии (мощности) по тарифу для «прочих потребителей»; для жилых зон при исправительно-трудовых учреждениях, а также для общежитий спецконтингента может быть применен тариф, установленный для группы «население», при условии установления раздельного учета на указанные объекты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса питание осужденных не относится к коммунально-бытовым нуждам, в связи с чем, стоимость потребления столовых, овощехранилищ и т.д. также не может быть рассчитана по тарифу для категорий, приравненных к населению.
Учитывая отсутствие на объектах ответчика, указанных в договорах энергоснабжения раздельного учета электрической энергии, поступающей в административные здания и жилые зоны, обозначенные в Приложениях к договорам, суд приходит к выводу о том, что ответчиком обоснованно произведен расчет стоимости отпущенной в период с сентября 2018 года по август 2019 года включительно ответчику электроэнергии по тарифу, установленному для группы «прочие потребители», в связи с чем, требования истца удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина подлежит взысканию с истца, который в силу статьи 333.37 Налогового кодекса освобожден от ее уплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Саломай В.В.