АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-7543/2012
28 июня 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2012 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе: судьи Куделинской Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пак А.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Йес-Принт» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным уведомления от 23.01.2012 № 04-19/00759 о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на заседание Комиссии по работе с убыточными организациями,
при участии: от заявителя – Долинная В.А. по доверенности от 10.04.2012, от налогового органа – ФИО1 по доверенности от 31.10.2011 № 10-12/975,
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Йес-Принт» (далее «заявитель», «общество», «налогоплательщик») обратилось в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее «инспекция», «налоговый орган») с заявлением о признании недействительным уведомления от 23.01.2012 № 19/00759 о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на заседание Комиссии по работе с убыточными организациями.
В обоснование заявленного требования общество указало на то, что оспариваемое уведомление выставлено с нарушением требований статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее «НК РФ»), поскольку законодательством не предусмотрена указанная в нём цель вызова налогоплательщика, а в силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее «Закон РФ № 943-1») налоговым органам не предоставлено право требовать явки на заседание Комиссии по убыткам.
Кроме того, заявитель сослался на то, что форма оспариваемого уведомления не соответствует форме, установленной приказом ФНС России № ММ-03-06/338 от 31.05.2007 «Об утверждении форм документов, используемых налоговым органом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (далее «Приказ № ММ-03-06/338).
Заявитель полагает, что оспариваемое уведомление нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, возлагая на него дополнительные обязанности, которые не предусмотрены налоговым законодательством.
Налоговый орган представил отзыв на заявление, из которого следует, что требования заявителя инспекция не признаёт, оспариваемое уведомление считает законным и обоснованным.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
у с т а н о в и л:
В адрес налогоплательщика инспекцией было направлено уведомление от 23.01.2012 № 04-19/00759 о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на заседание Комиссии по работе с убыточными организациями, в соответствии с которым общество приглашено на заседание Комиссии по работе с убыточными организациями для дачи пояснений по поводу полученных убытков и представления налоговых регистров по статьям доходов и расходов, влияющих на формирование отрицательной налоговой базы по налогу на прибыль за 9 месяцев 2011 года, а также по вопросу расхождения между данными бухгалтерской отчётности (отчёт о прибылях и убытках) и налоговой отчётности (декларация по налогу на прибыль) за 9 месяцев 2011 года.
Посчитав, что данное уведомление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доказательства и доводы, приведённые лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что заявление общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 21, пунктом 1 статьи 23, статьёй 24 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) и плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учёта и отчетности, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 18 от 24.10.2006 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не её обязательным результатом. Организация может работать с убытком, но для этого должны быть объективные причины. Тот факт, что многие организации в состоянии убыточности работают продолжительное время, ставит под сомнение достоверность декларируемых ими убытков, является признаком искажения показателей деятельности.
Подпунктом 6.7 раздела II Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» установлено право налоговых органов создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
Общие принципы организации работы налоговых органов с убыточными организациями установлены в Письме ФНС России № ММ-14-02/220дсп@ от 18.05.2007 «О работе налоговых органов с убыточными организациями», доведённых Письмом ФНС России № СК-14-02/343дсп@ от 30.08.2007.
Налоговые органы в силу пунктов 1, 4 статьи 31 НК РФ вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, а также требовать от налогоплательщиков или налоговых агентов документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержание и перечисление) налогов, сборов.
Аналогичные права предоставлены должностным лицам налоговых органов статьёй 7 Закона РФ № 943-1.
Приказом № ММ-3-06/338 утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в которой предусмотрено, что налоговый орган обязан подробно описать цели такого вызова.
Из приведённых норм права следует, что налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой им налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, а также требовать от налогоплательщиков или налоговых агентов документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержание и перечисление) налогов, сборов.
С учётом изложенного, суд считает, что приглашение налогоплательщика для дачи пояснений по поводу полученных убытков и представления налоговых регистров по статьям доходов и расходов, влияющих на формирование отрицательной налоговой базы по налогу на прибыль за 9 месяцев 2011 года, а также по вопросу расхождения между данными бухгалтерской отчётности (отчёт о прибылях и убытках) и налоговой отчётности (декларация по налогу на прибыль) за 9 месяцев 2011 года предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как установлено судом, факт приглашения заявителя для дачи пояснений по поводу полученных убытков и представления документов не нарушает права и законные интересы налогоплательщика, поскольку такие действия предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий, так как целью работы с убыточными организациями является обеспечение своевременного и полного контроля за соблюдением указанной категорией налогоплательщиков действующего законодательства о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах, суд считает, что основания для признания недействительным уведомления от 23.01.2012 № 04-19/00759 о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на заседание Комиссии по работе с убыточными организациями отсутствуют.
При этом суд принимал во внимание и то обстоятельство, что налоговым органом по результатом камеральной налоговой проверки налоговой декларации налогоплательщика по налогу на прибыль за девять месяцев 2011 принято решение от 23 апреля 2012 № 17541 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Из указанного решения следует, что основания для вызова заявителя на заседание Комиссии по работе с убыточными организациями имелись, учитывая, что в его налоговой отчетности сумма доходов от реализации была занижена и только по результатам мероприятий налогового контроля, включая дополнительные мероприятия, было установлено, что в действиях налогоплательщика отсутствует состав налогового правонарушения.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Куделинская Л.А.