АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-7636/2018
03 сентября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Лошаковой А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леонович М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов "Тигр" с.Красный Яр Пожарского района Приморского края (ИНН <***>; ОГРН <***>, дата регистрации 27.06.2003)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Бикин" (ИНН <***>; ОГРН <***>; дата регистрации 07.10.2016)
третьи лиц: Департамент лесного хозяйства Приморского края, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю, Департамент охотничьего надзора Приморского края
об устранении нарушенного права,
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель ФИО1, доверенность от 21.11.2016, паспорт; представитель ФИО2, удостоверение адвоката, доверенность от 21.04.2017;
от ответчика: представитель ФИО3, доверенность от 07.06.2018, паспорт;
от Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю – представитель ФИО4. служебное удостоверение, доверенность от 14.05.2017 № 41; представитель ФИО5, служебное удостоверение, доверенность от 27.12.2017 № 33;
установил: Территориально-соседская община коренных малочисленных народов "Тигр" с.Красный Яр Пожарского района Приморского края (далее - ТСО КМН «Тигр») обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Бикин" (далее - ФГБУ "Национальный парк "Бикин") об устранении нарушенного права ТСО КМН «Тигр» (в том числе его членов) на пребывание на арендованном лесном участке и его использование по договору аренды лесного участка № 4/34 от 03.065.2009г., о запрете ФГБУ "Национальный парк "Бикин" действий по ограничению прохода и проезда на механизированных транспортных средствах (снегоход, лодка, моторная лодка) через контрольно-пропускной пункт «Тахало» на территорию национального парка «Бикин» с целью сбора дикоросов и использования лесного участка площадью 461154 га местоположение Приморский край, Пожарский район, Верхнее-Перевальненское лесничество, Соболиное участковое лесничество (кв. кв. 68, 107-117), Краснояровское участковое лесничество (кв. кв. 118-308, 326-337, 342-407, 409, 413, 417), Охотничье участковое лесничество (кв. кв. 309-325, 338-341, 408, 410-412, 414-416, 418-523, 525-530, 537-543, 549-563, 571-575, 589, 590, 593, 594, 598-603, 611-620, 626, 627, 632-656, 663-666, 701-713, 715-717, 719), предоставленным в аренду ТСО КМН «Тигр» по договору аренды лесного участка №4/34 от 03.06.2009 г.; о запрете Ответчику использовать Реестр «граждан из числа коренных малочисленных народов, а также граждан другой национальности, ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность на территории ООПТ Федерального значения «Национальный парк «Бикин», принятый протоколом собрания Совета малочисленных народов ФГБУ «Национальный парк «Бикин» № 13 от 03.07.2017 г. и согласованный директором ФГБУ "Национальный парк "Бикин" ФИО6, о запрете ФГБУ "Национальный парк "Бикин" утверждать, согласовывать и использовать аналогичные реестры «граждан из числа коренных малочисленных народов, а также граждан другой национальности, ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность на территории ООПТ Федерального значения «Национальный парк «Бикин» (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Требования истец обосновывает наличием договора аренды лесного участка от 03.06.2009, часть которого вошла в состав образованного 03.11.2015 национального парка «Бикин», возможность свободного доступа на который ограничивается сотрудниками ФГБУ "Национальный парк "Бикин".
В судебном заседании истец поддержал уточненные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнительных пояснениях.
Ответчик иск не признал по доводам, изложенным в отзыве, полагает, в частности, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку не обладает полномочиями на установление запретов и ограничений на спорной территории, оспаривает факты ограничения доступа представителей ТСО КМН «Тигр» на лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 03.06.2009г.
Определением суда от 22.05.2018г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Приморского края, Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края.
Определением суда от 17.07.2018г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю.
Департамент лесного хозяйства Приморского края в отзыве указал, что у Национального парка «Бикин» нет оснований ограничивать деятельность ТСО КМН «Тигр» на лесных участках, переданных по договору аренды от 03.06.2009 № 4/34, часть которого вошла в национальный парк «Бикин».
Департамент охотничьего надзора Приморского края в отзыве указал на невозможность осуществлять деятельность по ведению охотничьего хозяйства на территории охраняемых природных территорий федерального значения, в том числе на территории парка «Бикин», по поводу использования арендованного лесного участка пояснений не дал.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю в отзыве на иске пояснило, что использование лесного участка, расположенного в границах территории парка «Бикин», переданного ТСО КМН «Тигр» по договору аренды лесного участка от 03.06.2009 № 4/34, возможно с учетом установленного режима охраны данной территории.
Департамент лесного хозяйства Приморского края, Департамент охотничьего надзора Приморского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
В настоящем судебном заседании стороны поддержали свои позиции по делу.
В судебном заседании 22.08.2018 объявлялся перерыв до 27.08.2018.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ № 113 от 19.09.2006 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что Некоммерческая организация «Территориально-соседская община коренных малочисленных народов "Тигр" с.Красный Яр Пожарского района Приморского края» создана 27.06.2003.
Предметом деятельности общины согласно п. 4.1. Устава Общины является традиционный образ жизни коренного народа: удегейцев и нанайцев.
Основными целями деятельности Общины являются: защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционного образа жизни; деятельность рационального природопользования, обеспечение традиционного уклада жизни, культуры и языка, а так же сохранения территории расселения и среды обитания местного населения, как главного условия выживания и развития коренных малочисленных народов Севера; содействие созданию благоприятных условий для решения проблем социально-экономического и культурного возрождения и дальнейшего развития коренных малочисленных народов, реализация и защита их гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод.
Пункт 4.3. Устава определяет основные виды хозяйствования Общины, в частности: охота и разведение диких животных, рыболовство и реализация водных биоресурсов, собирательство, заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений; животноводство, переработка продукции животноводства, промысловая охота, переработка и реализация охотничей продукции; заготовка древесины и древесных лесных ресурсов для собственных нужд.
03.06.2009г. между Управлением лесного хозяйства Приморского края и ТСО КМН «Тигр» заключен договор № 4/34 аренды лесного участка, по условиям которого ТСО КМН «Тигр» сроком на 49 лет передается лесной участок площадью 461154 га местоположение Приморский край, Пожарский район, Верхнее-Перевальненское лесничество, Соболиное участковое лесничество (кв. кв. 68, 107-117), Краснояровское участковое лесничество (кв. кв. 118-308, 326-337, 342-407, 409, 413, 417), Охотничье участковое лесничество (кв. кв. 309-325, 338-341, 408, 410-412, 414-416, 418-523, 525-530, 537-543, 549-563, 571-575, 589, 590, 593, 594, 598-603, 611-620, 626, 627, 632-656, 663-666, 701-713, 715-717, 719).
Цель использования лесов на арендуемом лесном участке согласно Приложению № 3 - заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений.
Земельный участок передан арендатору по акту от 03.06.2009г., договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.08.2009г., заключенные впоследствии дополнительные соглашения, изменяющие величину арендной платы, объемы использования лесов на арендуемом лесном участке от 10.09.2010, от 15.11.2011г., от 18.02.2015г. также зарегистрированы установленном законом порядке.
Согласно Выписке из государственного лесного реестра Приморского края от 19.01.2017 № 6 в отношении участка разрешены все виды пользования, разрешенные Лесным кодексом РФ и предусмотренные регламентом Верхне-Перевалинского лесничества, сведения об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов отсутствуют.
Правительство Российской Федерации постановлением от 3 ноября 2015 г. N 1187 "О создании национального парка "Бикин" (далее - Постановление) постановило создать в Пожарском муниципальном районе Приморского края национальный парк "Бикин" общей площадью 1160469 га, включая земли лесного фонда площадью 1159287 га и земли иных пользователей общей площадью 1182 га (без изъятия их из хозяйственной эксплуатации) (пункт 1).
Заключением кадастрового инженера от 08.02.2017 г. установлено частичное наложение лесного участка, переданного в аренду ТСО КМН «Тигр» на территорию Национального парка "Бикин", общая площадь наложения составляет 412789 га, площадь наложения зоны традиционного экстенсивного природопользования, входящей в состав границ функциональных зон национального парк "Бикин" на лесной участок, арендованный ТСО КМН «Тигр» составляет 271868 га.
Наложение земель подтверждено Департаментом лесного хозяйства Приморского края (Письмо от 24.01.2017 за № 38-05-50/289).
На основании Приказа ФГБУ «Национальный парк «Бикин» от 17.10.2016 № 5 создан Совет коренных малочисленных народов по вопросам обеспечения прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в целях обеспечения ведения ими традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на территории Национального парка «Бикин».
Протоколом собрания Совета коренных малочисленных народов ФГБУ «Национальный парк «Бикин» от 03.07.2017 № 13 принят и утвержден Директором ФГБУ «Национальный парк «Бикин» Реестр коренных малочисленных народов, а также граждан другой национальности ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность на территории ОООПТ Федерального значения парк «Бикин» (далее-Реестр).
В целях выполнения задач по охране ФГБУ «Национальный парк «Бикин» установлены контрольно-пропускные пункты, в том числе контрольно-пропускной пункт «Тахало», через который возможен проезд на участок леса, переданный в аренду ТСО КМН «Тигр».
В период с 2016 по 2018 года на контрольно-пропускном пункте «Тахало» имели место случаи не допуска на территорию парка представителей ТСО КМН «Тигр», в частности по причине отсутствия в Реестре. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Реестр был отменен Решением Совета коренных малочисленных народов ФГБУ «Национальный парк «Бикин» от 26.07.2018 № 77.
Разрешая заявленные требования по существу, оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Правовая природа общин коренных малочисленных народов определяется специфическим сочетанием гражданско-правового статуса юридического лица и публично-правовых мер поддержки хозяйственной сферы деятельности общин, а также наличием особых прав общин во взаимодействии с органами государственной (муниципальной) власти.
Правовое положение ТСО КМН «Тигр» определяется статьями 50, 123.1, 123.16 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Федеральным законом от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
В соответствие со ст. 12 Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов. Особенности организации и деятельности общин малочисленных народов и иных объединений малочисленных народов регулируются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (ст. 123.16 ГК РФ). Общины относятся к некоммерческим корпоративным организациям (ст. 123.1 ГК РФ). Согласно части 4 статье 50 ГК РФ (п. 4 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Территориально-соседские общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территориях традиционного расселения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами (статья 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации").
Правовой основой гарантии прав общин коренных малочисленных народов РФ является ст. 69 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири Дальнего Востока Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р, в их состав включены, в том числе удэгейцы и нанайцы.
Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631-р, в их число включен, в том числе Пожарский муниципальный район Приморского края.
К традиционным видам деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации отнесены согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р: рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов; промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции; земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений; заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений); добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд и др.
ТСО КМН «Тигр», таким образом, являясь некоммерческой организацией с особым правовым статусом, предметом деятельности которой является традиционный образ жизни коренного народа: удегейцев и нанайцев, в силу статьи 14 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" имеет право на судебную защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
Правительство Российской Федерации постановлением от 3 ноября 2015 г. N 1187 "О создании национального парка "Бикин" (далее - Постановление) постановило создать в Пожарском муниципальном районе Приморского края национальный парк "Бикин" общей площадью 1160469 га, включая земли лесного фонда площадью 1159287 га и земли иных пользователей общей площадью 1182 га (без изъятия их из хозяйственной эксплуатации) (пункт 1).
Распоряжением Правительства РФ от 30.03.2016 N 546-р создано ФГБУ "Национальный парк "Бикин". Целями деятельности бюджетного учреждения являются сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, историко-культурных объектов, расположенных на территории национального парка "Бикин", экологическое просвещение населения и создание условий для регулируемого туризма и отдыха, разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения, осуществление государственного экологического мониторинга (пункт 2 Распоряжения).
Приказом Минприроды России от 12.08.2016 N 429 утверждено «Положения о национальном парке "Бикин"» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2016 N 43605) (далее - Положение).
Общие ограничения деятельности на территории национального парка предусмотрены пунктом 10 Положения, в частности запрещены: заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), промышленное рыболовство, а также проведение сплошных рубок леса (за исключением сплошных санитарных рубок, рубок, связанных с тушением лесных пожаров).
Пунктом 11 Положения на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей.
Выделены следующие зоны – заповедная, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности; - особо охраняемая зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий и посещение такой зоны в целях познавательного туризма; - рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристической индустрии, музеев и информационных центров; - зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка; - зона традиционного экстенсивного природопользования, предназначенная для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования (в том числе: охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов; рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов; заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений.
В силу пункта 12 Положения на территории национального парка (за исключением заповедной и особо охраняемой зон) без соответствующего разрешения разрешается пребывание граждан, проживающих в поселке Охотничий и селах Красный Яр, Олон, Соболиное, Ясеневое, и их близких родственников (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, опекуны, попечители, подопечные). В силу этого члены ТСО КМН «Тигр», проживающие в указанных поселениях, вправе без ограничений пребывать в указанных зонах Национального парка "Бикин".
В пункте 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В соответствие с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях": «В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования».
Пунктом 1 статьи 15 Закона об особо охраняемых природных территориях определено, что в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением: заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны хозяйственного назначения, а также зоны традиционного экстенсивного природопользования, предназначенной для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.
Частичное наложение лесного участка, переданного в аренду ТСО КМН «Тигр» на территорию Национального парка "Бикин" было предметом судебного разбирательства. Решением Верховного Суда РФ от 06.09.2017 N АКПИ17-521 (оставленным без изменения Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 12.12.2017 N АПЛ17-443) создание в Пожарском муниципальном районе Приморского края национального парка "Бикин" и наличие в его границах части лесного участка, предоставленного по договору аренды ТСО КМН «Тигр», признано не противоречащим требованиям лесного и земельного законодательства.
Доказательств ведения деятельности и осуществления действий, оказывающих негативное воздействие на земли национального парка и нарушающих режим использования земель национальных парков в материалы дела не представлено.
Оснований для ограничения доступа ТСО КМН «Тигр» на лесной участок, переданный по договору аренды от 03.06.2009 № 4/34, часть которого вошла в национальный парк «Бикин», не выявлено.
При этом факт исполнения надлежащим образом Договора аренды от 03.06.2009 № 4/34 подтвержден арендодателем - Департаментом лесного хозяйства Приморского края.
Суд не принимает довод Ответчика о том, что согласно ст. 34 Лесного кодекса РФ заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса, и таким образом, деятельность ТСО КМН «Тигр» по договору аренды лесного участка № 3/34 от 03.06.2009 на территории национального парка «Бикин» противоречит установленному режиму особо охраняемой территории в силу следующего.
Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений) является согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р традиционной хозяйственной деятельностью коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 34 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков, аналогичное правило предусмотрено пунктом 4 Приказа Рослесхоза от 05.12.2011 N 511 "Об утверждении Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2012 N 23849).
Цель использования лесов на арендуемом лесном участке согласно Приложению № 3 к договору аренды лесного участка № 3/34 от 03.06.2009 является заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений.
Применительно к договору аренды № 3/34 от 03.06.2009 заготовка, переработка и реализация дикоросов составляет предмет традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов - нанайцев и удыгейцев, входящих в территориально-соседскую общину коренных малочисленных народов «Тигр». Более того, для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации предусмотрены зоны традиционного экстенсивного природопользования национального парка, в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности.
Проведенная в 2010 году Институтом этнологии и антропологии Российской академии наук, ООО «Этноконсалтинг» этнологическая экспертиза показала, что заключение договора аренды на данный участок леса общиной «Тигр» и осуществление планируемой деятельности по заготовке пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений не нанесет ущерба окружающей среде и будет способствовать сохранению традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Приморского края и их устойчивому развитию» (страница 129 Заключения).
Ведение традиционного образа жизни и хозяйствования коренными малочисленными народами не означает доскональное копирование образа жизни своих предков и не исключает внедрения новых технологий, облегчающих жизнь человека. Соответственно передвижение членов общины к арендованному участку леса на транспортных средствах не противоречит существу традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Более того, подпунктом 24 пункта 10 Положения о национальном парке "Бикин" разрешено использование транспортных средств коренными малочисленными народами Российской Федерации при осуществлении ведения традиционной хозяйственной деятельности и традиционного образа жизни в границах национального парка.
В силу статей 304 и 305 ГК РФ собственник, а также лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом по предусмотренному законом или договором основанию, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Условием удовлетворения иска об устранении препятствий является совокупность юридических фактов, свидетельствующих о том, что собственник или иной титульный владелец претерпевает нарушения своего права.
ТСО КМН «Тигр», являясь владельцем лесного участка по договору аренды лесного участка № 4/34 от 03.06.2009 г., вправе в силу статей 304, 305 ГК РФ требовать устранения препятствий пользования от любого лица.
Наличие фактов препятствования в доступе на арендованный земельный участок суд считает установленными совокупностью материалов дела, в том числе актами не пропуска на территорию национального парка "Бикин", материалами административных производств, с учетом пояснений директора ФГБУ "Национальный парк "Бикин" данных в предварительном судебном заседании.
Требования о запрете Ответчику использовать Реестр «граждан из числа коренных малочисленных народов, а также граждан другой национальности, ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность на территории ООПТ Федерального значения «Национальный парк «Бикин» подлежат отклонению в связи с его отменой Решением Совета коренных малочисленных народов ФГБУ «Национальный парк «Бикин» от 26.07.2018 № 77.
Суд так же не находит оснований для удовлетворения требований о запрете ФГБУ "Национальный парк "Бикин" утверждать, согласовывать и использовать реестры «граждан из числа коренных малочисленных народов, а также граждан другой национальности, ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность на территории ООПТ Федерального значения «Национальный парк «Бикин», поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие намерения ответчика по подготовке и использованию подобных реестров. Кроме того, в системе действующего правового регулирования отношений с участием коренных малочисленных народов, а также граждан другой национальности, ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность составление, ведение и применение каких либо реестров не предусмотрено, подобные действия не влекут правовых последствий.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
запретить Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Бикин» осуществлять действия по ограничению прохода и проезда на механизированных транспортных средствах (снегоход, лодка, моторная лодка) Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов "Тигр" с.Красный Яр Пожарского района Приморского края (в том числе её членов) через контрольно-пропускной пункт «Тахало» на территорию национального парка «Бикин» с целью сбора дикоросов и использования лесного участка, предоставленного в аренду Территориально-соседской общине коренных малочисленных народов "Тигр" с.Красный Яр Пожарского района Приморского края по договору аренды лесного участка №4/34 от 06.06.2009.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Бикин» в пользу Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов "Тигр" расходы по госпошлине в сумме 6000руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Лошакова А.А.