ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-7677/19 от 28.05.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-7677/2019

04 июня 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена мая 2019 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2019 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи Краснова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Рябининой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Владивостокской таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 15.04.2005)

к Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 03.08.2009)

о признании незаконным решения об отказе в приеме задержанных товаров, срок хранения которых истек, формализованные в письмах от 25.03.2019 № 10-2304, № 10-2305, № 10-2306, № 10-2307, № 10-2308, № 10-2309, № 10-2310, № 10-2311, № 10-2317, № 10-2318, № 10-2319, от 02.04.2019 № 10-2537, № 10-2538, обязании осуществить прием задержанных товаров,

при участии в судебном заседании: 

от таможенного органа – ФИО1, с/у, доверенность № 227 от 14.02.2019;

от управления – не явились, извещены;

установил: Владивостокская таможня (далее – заявитель, таможенный орган, таможня) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) в Приморском крае (далее – Территориальное управление, ТУ ФАУГИ) о признании незаконными решений об отказе в приеме задержанных товаров, срок хранения которых истек, формализованные в письмах от 25.03.2019 № 10-2304, № 10-2305, № 10-2306, № 10-2307, № 10-2308, № 10-2309, № 10-2310, № 10-2311, № 10-2317, № 10-2318, № 10-2319, от 02.04.2019 № 10-2537, № 10-2538, обязании осуществить прием задержанных товаров.

Росимущество, надлежащим образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явилось, представителей не направило, через канцелярию суда представило отзыв. Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие извещенного Росимущества.

В обоснование требований таможня указала, что оспариваемые отказы ТУ ФАУГИ в приеме задержанных товаров, срок хранения которых истек, прямо нарушают требования статьи 320 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ), в связи с чем являются незаконными, поскольку действующее законодательство регламентирует согласованные действия таможенного органа и Росимущества по приему-передаче задержанных товаров, срок хранения которых истек.

ТУ ФАУГИ предъявленные к нему требования по тексту отзыва оспорило, указав, что в настоящее время отсутствует законодательно утвержденный порядок распоряжения задержанными товарами, что препятствует фактической реализации задержанного товара или его уничтожению.       

Исследовав доказательства по делу, выслушав пояснения заявителя, суд установил следующее.

1. 14.02.2019 таможенным постом Морской порт Владивосток Владивостокской таможни у ПАО «ВМТП» задержаны товары, получателем которых на основании коносаментов от 13.12.2012 № FSCOPUVV318648, от 21.04.2012 № HDMUYOVV1536649, от 13.12.2012 № FSCOPUVV318647 являлись ООО «Корпорация ФИО2», ФИО3, ФИО4, ФИО5, о чем составлены протоколы задержания товаров и документов 10702030 № 000065, 10702030 № 000063, 10702030 № 000064.

В этот же день ООО «Корпорация ФИО2», ФИО3, ФИО4 и ФИО5 уведомлены о предстоящем истечении сроков задержанных товаров.

18.03.2019 составлен акт об истечении сроков хранения задержанных товаров.

2. 04.02.2019 таможенным постом Первомайский Владивостокской таможни у ПЗТК ООО «Владивостокский морской порт «Первомайский» задержаны товары, о чем составлены протоколы задержания товаров и документов 10702020 № 000005/2019, 10702020 № 000006/2019, 10702020 № 000002/2019, 10702020 № 000003/2019, 10702020 № 000007/2019, 10702020 № 000010/2019, 10702020 № 000004/2019, 10702020 № 000009/2019.

В этот же день ООО «Владивостокский морской порт «Первомайский» уведомлено о предстоящем истечении сроков задержанных товаров.

06.03.2019 составлены акты об истечении сроков хранения задержанных товаров.

3. 11.02.2019 таможенным постом Морской порт Владивосток Владивостокской таможни у ООО «Сенк-ДВ» задержаны товары, получателем которых на основании коносамента от 15.08.2018 № FSCOPUVV359763 являлось ООО «Абфорс Волд», о чем составлен протокол задержания товаров и документов 10702030 № 000062.

В этот же день ООО «Абфорс Волд» уведомлено о предстоящем истечении сроков задержанных товаров.

13.03.2019 составлен акт об истечении сроков хранения задержанных товаров.

4. 15.01.2019 таможенным постом Морской порт Владивосток Владивостокской таможни у ООО «Компания КЕСС» задержаны товары, получателем которых на основании коносамента от 04.08.2014 № APLU069078254 являлось ООО «Трейд Экспресс», о чем составлен протокол задержания товаров и документов 10702030 № 000059.

В этот же день ООО «Трейд Экспресс» уведомлено о предстоящем истечении сроков задержанных товаров.

14.02.2019 составлен акт об истечении сроков хранения задержанных товаров.

В связи с тем, что задержанные таможенным органом товары не были востребованы в установленный срок, во исполнение требований части 9 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ Уведомлениями от 20.03.2019 № 25, от 20.03.2019 № 24, от 20.03.2019 № 26, от 15.03.2019 № 20, от 15.03.2019 № 14, от 15.03.2019 № 21, от 15.03.2019 № 19, от 15.03.2019 № 16, от 15.03.2019 № 15, от 15.03.2019 № 18, от 15.03.2019 № 17, от 14.03.2019 № 12, от 14.03.2019 № 13 таможня известила ТУ ФАУГИ в Приморском крае как орган, уполномоченный Правительством РФ на распоряжение задержанными товарами, о предстоящей передаче вышеуказанных задержанных товаров, срок хранения которых истек.

Письмами от 25.03.2019 № 10-2304, № 10-2305, № 10-2306, № 10-2307, № 10-2308, № 10-2309, № 10-2310, № 10-2311, № 10-2317, № 10-2318, № 10-2319, от 02.04.2019 № 10-2537, № 10-2538 Владивостокская таможня получила отказы Территориального управления в принятии задержанных товаров в связи с отсутствием порядка распоряжения задержанными товарами, осуществляемого уполномоченным органом, в соответствии с частью 3 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ.

Не согласившись с упомянутыми решениями Территориального управления, полагая, что они являются неправомерными, таможенный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. 

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 317 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ) таможенные органы задерживают товары, не являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, и документы на эти товары либо товары, являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятые либо не арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 379 ТК ЕАЭС.

В силу пункта 1 статьи 379 ТК ЕАЭС товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений либо которые являются такими предметами, но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (в ходе ведения административного процесса), в ряде случаев, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 88, пунктом 5 статьи 98 данного Кодекса, задерживаются таможенными органами.

Задержание товаров и документов на них оформляется путем составления протокола о задержании товаров и документов на них, форма которого определяется Комиссией (пункт 2 статьи 379 ТК ЕАЭС).

Согласно пунктам 1, 3 статьи 380 ТК ЕАЭС задержанные товары и документы на них, за исключением товаров, указанных в пункте 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, хранятся таможенными органами в течение 30 календарных дней, а товары, подвергающиеся быстрой порче, – в течение 24 часов; срок хранения задержанных товаров и документов на них исчисляется со дня их задержания.

Товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 ТК ЕАЭС, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, подлежат реализации, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 1 статьи 382 ТК ЕАЭС).

 Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ.

Реализация, использование или уничтожение товаров, указанных в пункте 1 статьи 382 ТК ЕАЭС, в том числе расчет расходов, связанных с перевозкой (транспортировкой), перегрузкой (погрузкой, выгрузкой), хранением, иных расходов, связанных с подготовкой к реализации, и реализацией или уничтожением таких товаров, осуществляются в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого задержаны товары, с учетом особенностей, определенных настоящим Кодексом (пункт 3 статьи 382 ТК ЕАЭС).

Частью 2 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 Федерального закона № 289-ФЗ, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.

В соответствии с Положением о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2017 № 405, органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию, уничтожения или переработки (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности (далее – Росимущество).

В соответствии с пунктом 5.5 (2) Положения Росимущество в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет:

-учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;

-организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;

-организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;

-уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.

          Согласно части 9 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ таможенный орган, осуществивший задержание товаров, уведомляет уполномоченный орган об истечении срока их хранения, о месте нахождения товаров, об их количестве и о других характеристиках, необходимых уполномоченному органу для организации принятия и вывоза товаров.

Об истечении срока хранения задержанных товаров таможенный орган также уведомляет соответственно декларанта товаров, их собственника либо иного законного владельца, если эти лица установлены.

Таможенный орган, осуществивший задержание товаров, передает такие товары по акту приема-передачи уполномоченному органу, который подписывается должностным лицомтаможенного органа, осуществившего задержание товаров, уполномоченным лицом уполномоченного органа, а также лицом, осуществлявшим хранение задержанных товаров (часть 10 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ).

Частью 11 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что уполномоченный орган либо его представитель принимает от таможенного органа и вывозит задержанные товары для учета, оценки и распоряжения не позднее 10 рабочих дней после дня получения уведомления таможенного органа, предусмотренного частью 9 настоящей статьи.

Таможенный орган, задержавший товары, вправе продлить срок принятия и вывоза товаров по мотивированному обращению уполномоченного органа, но не более чем на один месяц.

С момента фактического приема по акту приема-передачи задержанных товаров до момента их реализации, уничтожения либо переработки уполномоченный орган обеспечивает их сохранность (часть 16 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ).

Приведённое нормативное регулирование позволяет прийти к выводу о том, что приём уполномоченным органом задержанных товаров и их вывоз, их учёт, оценка и распоряжение ими (реализация, переработка либо уничтожение) – это различные действия уполномоченного органа. С учётом данного обстоятельства суд отклоняет довод Территориального управления о том, что приёмке и вывозу задержанных спорных товаров препятствует отсутствие порядка распоряжения задержанными товарами, который должен быть определён Правительством РФ согласно пункту 3 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ, поскольку в силу названной нормы Правительство РФ определяет лишь порядок распоряжения задержанными товарами, а не порядок их приёма-передачи и вывоза.

Довод ответчика об отсутствии порядка приема-передачи задержанных товаров суд отклоняет как противоречащий нормам статей 380-382 ТК ЕАЭС, 320 Федерального закона № 289-ФЗ, приведенным выше.

При этом суд также поддерживает довод таможенного органа о том, что действующее законодательство не предусматривает возможности отказа уполномоченным органом от принятия таких товаров, а лишь предоставляет возможность по мотивированному обращению уполномоченного органа продлить срок принятия и вывоза товаров, но не более чем на один месяц.

Между тем, такого мотивированного обращения ТУ ФАУГИ в таможню в спорных случаях не направляло.

Материалами дела подтверждается и Территориальным управлением не опровергнуто, что в нарушение части 11 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ уполномоченный орган либо его представитель после получения Уведомлений Владивостокской таможни, не приняли от таможенного органа и не вывезли задержанные товары, срок хранения которых истек, для учета, оценки и распоряжения ими.

Бездействием Территориального управления нарушаются права и законные интересы Владивостокской таможни, действующей в интересах бюджета, в целях обеспечения своевременности и полноты перечисления в федеральный бюджет причитающихся денежных средств от реализация задержанных товаров для уплаты таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на день их задержания.

 Кроме того, хранение задержанных товаров, срок хранения которых истек, на протяжении длительного периода времени вынуждена обеспечивать Владивостокская таможня, что исключает возможность размещать в помещении или на открытых площадках склада, предоставляемых хранителям для ответственного хранения задержанных товаров, вновь обретающих такой статус товаров.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

По изложенному, решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае от 25.03.2019 № 10-2304, № 10-2305, № 10-2306, № 10-2307, № 10-2308, № 10-2309, № 10-2310, № 10-2311, № 10-2317, № 10-2318, № 10-2319, от 02.04.2019 № 10-2537, № 10-2538 об отказе в приеме задержанных товаров, срок хранения которых истек, сведения о которых направлены уведомлениями от 20.03.2019 № 25, от 20.03.2019 № 24, от 20.03.2019 № 26, от 15.03.2019 № 20, от 15.03.2019 № 14, от 15.03.2019 № 21, от 15.03.2019 № 19, от 15.03.2019 № 16, от 15.03.2019 № 15, от 15.03.2019 № 18, от 15.03.2019 № 17, от 14.03.2019 № 12, от 14.03.2019 № 13, суд признаёт незаконными.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

С учётом данного положения процессуального закона, удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд полагает необходимым указать на обязанность ТУ ФАУГИ осуществить приём от Владивостокской таможни задержанных товаров, сведения о которых направлены уведомлениями от 20.03.2019 № 25, от 20.03.2019 № 24, от 20.03.2019 № 26, от 15.03.2019 № 20, от 15.03.2019 № 14, от 15.03.2019 № 21, от 15.03.2019 № 19, от 15.03.2019 № 16, от 15.03.2019 № 15, от 15.03.2019 № 18, от 15.03.2019 № 17, от 14.03.2019 № 12, от 14.03.2019 № 13, и вывезти задержанные товары не позднее десяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу, поскольку такие действия будут направлены на восстановление прав и законных интересов заявителя.

Заявитель и ТУ ФАУГИ как органы государственной власти освобождены от оплаты государственной пошлины на основании статей 333.38 НК РФ, 105 АПК РФ, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов в данной части судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконными решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, выраженные в письмах от 25.03.2019 № 10-2304, № 10-2305, № 10-2306, № 10-2307, № 10-2308, № 10-2309, № 10-2310, № 10-2311, № 10-2317, № 10-2318, № 10-2319, от 02.04.2019 № 10-2537, № 10-2538, об отказе в приеме задержанных товаров, срок хранения которых истек, сведения о которых направлены уведомлениями №№ 12-21, 24-26 исходящими письмами Владивостокской таможни от 14.03.2019 №№ 35-13/10445, 35-13/10446, от 15.03.2019 №№ 35-13/10724, 35-13/10723, 35-13/10722, 35-13/10721, 35-13/10720, 35-13/10719, 35-13/10718, 35-13/10717, от 20.03.2019 №№ 35-13/11326, 35-13/11325, 35-13/11348, как несоответствующие Федеральному закону от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В данной части решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае осуществить приём от таможенного органа товаров,задержанных на основании протоколов задержания товаров и документов на них от 15.01.2019 10702030 № 000059, от 11.02.2019 10702030 № 000062, от 04.02.2019 №№ 10702020 № 000005/2019, 10702020 № 000006/2019, 10702020 № 000002/2019, 10702020 № 000003/2019, 10702020 № 000007/2019, 10702020 № 000010/2019, 10702020 № 000004/2019, 10702020 № 000009/2019, от 14.02.2019 №№ 10702030 № 000065, 10702030 № 000063, 10702030 № 000064, сведения о которых направлены уведомлениями №№ 12-21, 24-26 исходящими письмами Владивостокской таможни от 14.03.2019 №№ 35-13/10445, 35-13/10446, от 15.03.2019 №№ 35-13/10724, 35-13/10723, 35-13/10722, 35-13/10721, 35-13/10720, 35-13/10719, 35-13/10718, 35-13/10717, от 20.03.2019 №№ 35-13/11326, 35-13/11325, 35-13/11348, и вывезти задержанные товары не позднее десяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                   Краснов В.В.