$!90H6FD-agjaae!
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-7763/2019
12 мая 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена мая 2019 года .
Полный текст решения изготовлен мая 2019 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Беспаловой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатовой К.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 20.09.2004)
к Муниципальному казенному учреждению "Обслуживающее учреждение" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 27.01.1999)
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен;
от ответчика – не явился, извещен.
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (далее - заявитель, административный орган, Росприроднадзор) обратилось в арбитражный суд с заявлениемо привлечении Муниципального казенного учреждения "Обслуживающее учреждение" (далее – ответчик, учреждение, лицо, привлекаемое к административной ответственности, МКУ "Обслуживающее учреждение") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Отводов нет. Руководствуясь ст. 136 АПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле документам.
При отсутствии возражений сторон суд в порядке части 4 статьи 137, части 3 статьи 156 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.
В обоснование заявленных требований Управление указывает на отсутствие лицензии у МКУ "Обслуживающее учреждение" на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, в связи с чем, полагает, что в действиях учреждения имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Ответчик письменный мотивированный отзыв на заявление не представил, заявленные требования не оспорил.
Из материалов дела следует, что 01.10.2018 в адрес Управления Росприроднадзора по Приморскому краю поступило обращение директора ООО «ЭКО ДВ» ФИО1 и генерального директора ООО «Добрый двор» ФИО2 по вопросу нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации в результате деятельности МКУ "Обслуживающее учреждение" по размещению, захоронению, утилизации твердых коммунальных отходов без соответствующего разрешения (лицензии). Согласно указанному обращению ИП ФИО3 заключила договор с МКУ "Обслуживающее учреждение" на захоронение мусора, образующегося от коммерческой деятельности в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IVклассов опасности.
По данному факту 25.01.2019 в отношении МКУ "Обслуживающее учреждение" Управлением Росприроднадзора вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 03-003/2019 по статье 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
В ходе административного расследования установлено, что постановлением администрации Дальнегорского городского округа от 30.12.2015 № 814-па «О передаче муниципального имущества на праве оперативного управления МКУ «Обслуживающее учреждение» учреждению передано в оперативное управление муниципальное имущество:
- сооружение – полигон твердых бытовых отходов общей площадью 28 005 кв.м., расположенное по адресу: г. Дальнегорск, в 1 125 м по направлению на юго-восток от ориентира: 372 км + 500 м автодороги «Осиновка-Рудная пристань»;
- здание – гараж общей площадью 41,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Дальнегорск, в 1 125 м по направлению на юго-восток от ориентира: 372 км + 500 м автодороги «Осиновка-Рудная пристань».
Основным видом деятельности учреждения является обеспечение хозяйственной деятельности муниципальных учреждений администрации Дальнегорского городского округа, организация и текущее содержание и эксплуатация зданий и сооружений, закрепленных за администрацией Дальнегорского городского округа, учреждениями Дальнегорского городского округа, в рамках которых учреждение оказывает услуги, в том числе: деятельность по сбору, использованию, обезвоживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Для осуществления деятельности МКУ "Обслуживающее учреждение" заключены договоры: № 6 от 01.10.2016 с ООО «Алан», № 5 от 01.01.2016 с ЗАО «Коммунэлектросервис», № 33 от 23.04.2018 с ООО «Ремонт-ДВ», № 11 от 01.04.2016 с ИП ФИО4, № 37 от 01.10.2018 с ИП ФИО3, № 31 от 01.03.2018 с ООО «Глобус ДВ», № 26 от 20.04.2017 с ИП ФИО5, № 35 от 27.08.2018 с ИП ФИО6, № 39 от 14.12.2018 с ИП ФИО7, № 38 от 01.12.2018 с ООО «Невшупа» на оказание услуг по захоронению твердых бытовых отходов (далее по тексту – ТБО).
В рамках административного расследования, для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения установлена необходимость проведения отбора проб отходов для определения класса опасности с привлечением специалистов «ЦЛАТИ по Приморскому краю» - филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО».
Инспектором Управления совместно со специалистом ЦЛАТИ по Приморскому краю 13.02.2019 проведены рейдовые мероприятия для обследования территории земельного участка с кадастровым номером 25:03:020104:31, расположенного в Дальнегорском городском округе, в 1125 м по направлению на юго-восток от ориентира: 372 км+500м автодороги «Осиновка-Рудная Пристань» и отбора проб отходов.
По факту отбора проб отходов составлен протокол отбора проб от 13.02.2019 №01-Д. Кроме того, согласно представленному экспертному заключению от 22.02.2019 № 11, на основании критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (Приказ Минприроды России № 536 от 04.12.2014) отобранная проба соответствует 4 классу опасности.
В ходе обследования вышеуказанной территории обнаружено большое скопление отходов производства и потребления, отходы размещены навалом в хаотивном порядке. Гидроизоляционное покрытие, обваловка и обособленная сеть ливнестоков, а также защита от атмосферных осадков отсутствует. Территория по периметру не огорожена, отходы разносятся по прилегающей территории ветром. Отходы состоят преимущественно из твёрдых коммунальных отходов, строительных отходов, в том числе: полиэтиленовых мешков, пластиковых и стеклянных бутылок, картона, строительных материалов, автомобильных покрышек. Общая площадь несанкционированной свалки составляет 28 005 кв.м.
Кроме того, при рассмотрении формы федерального статистического наблюдения «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2018 год» по форме 2-ТП (отходы) установлено, что в процессе хозяйственной деятельности у юридического лица за 2018 год образовалось 5 видов отходов IV класса опасности: «отходы мебели из разнородных материалов»; «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный»; «мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный»; «смет с территории гаража, автостоянки малоопасный»; «смет с территории предприятия малоопасный», согласно пояснений директора МКУ "Обслуживающее учреждение" образованные отходы сторонним организациям не передавались. Соответственно образованные отходы хранятся на предприятии сроком более 11 месяцев.
Согласно информации, представленной начальником отдела государственной экологической экспертизы, разрешительной деятельности и информационно-аналитического обеспечения Управления, юридическому лицу МКУ "Обслуживающее учреждение" лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности не выдалась. Юридическое лицо с целью получения лицензии на обращение с отходами в Управление не обращалось.
На основании изложенного, поскольку ответчик не имеет лицензии на вид деятельности по размещению и захоронению отходов I-IV класса опасности Управление Росприроднадзора по Приморскому краю пришло к выводу о том, что МКУ "Обслуживающее учреждение" осуществляет деятельность в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В связи с этим 05.12.2016 заявитель составил в отношении МКУ "Обслуживающее учреждение" в присутствии законного представителя юридического лица ФИО8 протокол об административном правонарушении № 03-087/2019, квалифицировав деяние ответчика в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ как осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии.
Заявление и материалы дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении МКУ "Обслуживающее учреждение" к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, суд считает факт совершения административного правонарушения и вину ответчика доказанными, а требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление.
В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность в отсутствие лицензии.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в осуществлении подлежащей лицензированию деятельности по обращению с отходами производства и потребления без лицензии на ее осуществление.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о возможности привлечения лица к административной ответственности за предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ административное правонарушение подлежит установлению в первую очередь факт осуществления лицом, которому вменяется совершение данного правонарушения, конкретной подлежащей лицензированию деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Однако по правилам статьи 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности установлены Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона № 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно требованию пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
То есть, если для осуществления какого-либо вида предпринимательской деятельности требуется получение специального разрешения (лицензии), то осуществление данной деятельности в отсутствие этого разрешения (лицензии) образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Как установлено пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности требует обязательного наличия соответствующей лицензии.
Классы опасности отходов установлены в статье 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), а именно в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В свою очередь в пункте 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ указано, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно статье 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 (далее – Приказ № 242) утвержден федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). Согласно пункту 6 разделу 2 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.09.2011 № 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (далее – Приказ № 792) ФККО представляет из себя перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме (пункт 6 раздела 2 Приказа № 792).
В силу пунктов 7 и 9 раздела 2 Приказа № 792 наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы, конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.
Приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541 утвержден Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (далее – Порядок), которым устанавливается процедура подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В соответствии с пунктом 3 Порядка класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:
- на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792;
- при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно настоящему Порядку для их включения в ФККО.
Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности документы и материалы, перечень которых определен пунктом 6 Порядка.
Материалами дела подтверждается факт осуществления деятельности МКУ "Обслуживающее учреждение" по размещению и захоронению отходов IV класса опасности на земельном участке с кадастровым номером 25:03:020104:31, расположенном в Дальнегорском городском округе, в 1125 м по направлению на юго-восток от ориентира: 372 км+500 м автодороги «Осиновка-Рудная Пристань», который передан учреждению в оперативное управление на основании постановления администрации Дальнегорского городского округа от 30.12.2015 № 814-па по акту приема-передачи от 30.12.2015, и фактически не оспаривается ответчиком.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Сведения о внесения в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) сооружение - полигон земельный участок с кадастровым номером 25:03:020104:31, находящийся в Дальнегорском городском округе Приморского края, отсутствуют.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное вывод заявителя о наличии в действиях (бездействии) учреждения события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является обоснованным.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих МКУ "Обслуживающее учреждение" соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также не найдено доказательств принятия названным лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии вины юридического лица в совершении вменяемого ему правонарушения (статьи 2.1 и 2.2 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренныйчастью 1 статьи 4.5КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не пропущен.
Правонарушение выявлено 22.02.2019, а именно - с даты выдачи экспертного заключения, следовательно, на момент рассмотрения настоящего дела установленный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Суд проверил соблюдение административным органом порядка составления процессуальных документов и не установил каких-либо нарушений, влекущих отказ в привлечении ответчика к административной ответственности.
Судом не установлено обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное ответчиком деяние как малозначительное в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъясняется, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного имеет место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы при рассмотрении вопроса о привлечении лица к административной ответственности обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возлагаемых на него законом в связи с осуществлением деятельности по строительству объекта капитального строительства.
Исследовав в совокупности все обстоятельства совершенного правонарушения, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации совершенного правонарушения как малозначительного судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах заявленное требование Управления Росприроднадзора о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наказание за осуществление юридическим лицом предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Сведений о совершении учреждением однородных правонарушений не представлено, что расценивается судом как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
При изложенных обстоятельствах, исходя из общих принципов права, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание, степень вины нарушителя, характер совершенного ответчиком административного правонарушения, отсутствие последствий, отягчающих ответственность обстоятельств, суд считает необходимым и достаточным применение к ответчику наказания в виде административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере 40 000 рублей.
При этом суд исходит из того, что наказание в виде штрафа в минимальном размере с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Привлечь Муниципальное казенное учреждение "Обслуживающее учреждение" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 27.01.1999, местонахождение 692441, <...>) к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) руб.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию по указанным реквизитам: получатель – Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (Управление Росприроднадзора по Приморскому краю), ИНН <***>, КПП 254001001, банк получателя – Дальневосточное ГУ Банка России, счет 40101810900000010002, БИК 040507001, ОКТМО 05701000, КБК 04811607000016000140, назначение платежа – административный штраф по делу № А51-7763/2019.
Платежный документ об уплате штрафа в 10-дневный срок с момента уплаты представить Арбитражному суду Приморского края.
В случае неуплаты штрафа и непредставления суду доказательств уплаты направить решение на принудительное исполнение.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Беспалова Н.А.