ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-7886/15 от 07.07.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                          Дело № А51-7886/2015

07 июля 2015 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СК ОНИКС» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 21.03.2014)

к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 29.12.2012)

об отмене и признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении № 01-79/2015 от 07.04.2015

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «СК ОНИКС» (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее – инспекция) от 07.04.2015 по делу об административном правонарушении № 01-79/2015.

Как следует из заявления, общество оспариваемым постановлением признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), поскольку со стороны инспекции установлен факт нарушения требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий при возведении объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенной парковкой и нежилыми помещениями социального обеспечения по проспекту Красного Знамени, 114».

Заявитель полагает, что инспекцией нарушены требования административного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. По выявленным инспекцией и отраженным в оспариваемом постановлении нарушениям заявитель указал, что капитальное строительство жилого дома началось после заключения договора генерального подряда с 18.03.2015 ООО «СК Система» (заказчик) передано ООО «СК ОНИКС» (генподрядчик): земельный участок, проектно-сметная документация, порубочный билет. На момент проверки велись земляные работы по устройству котлована. Объем работ был выполнен не более 70%. На момент проверки откос был не сформирован, так как не выполнены земляные работы в полном объеме, поэтому выполнять мероприятия по его укреплению не было смысла. Общество производит земляные работы при участии организации, ведущей постоянный мониторинг состояния грунтов, вследствие сложных геологических условий строительной площадки, и корректируется как способ безопасного производства работ, так и инженерной подготовки основания. В настоящее время по первой захватке котлована (Ось 16) общество вышло на проектную отметку. ЕПЦ проектно-изыскательских работ ООО «ЦПЦ «Геополис» дало заключение о соответствии грунтов тем, что предусмотрены в проекте, то есть откос сформирован. Общество, указало, что заключен договор со специализированной организацией, которая ведет укрепление откоса. Подпорные стенки при производстве земляных работ не предусмотрены. Подпорные стенки, указанные в акте запроектированы для формирования благоустройства жилого дома, укрепления сформированных уже откосов и насыпей.

Заявитель пояснил, что установка для мойки колес при отрицательных температурах нерациональна. В момент проверки скальным грунтом из котлована производилась отсыпка площадки под мойку. В настоящее время мойка колес автомобилей производится.

Также общество указало, что 31.03.2015 г. инспекцией не проверялась комплектация пожарных щитов, поэтому выводы, изложенные в протоколе проверки № 208 от 31.03.2015 г., постановлении № 01-79/2015 г. от 07.04.2015 г. не соответствуют действительности, фотофиксация не производилась. Визуально снаружи отсутствовал ящик с песком. Щит Инспектором ФИО1 не открывался и осмотр ею не производился. Щит укомплектован согласно пункту 482 Приложения № 6 Правил противопожарного режима в РФ от 25.04.2012 г. № 390.

Пояснил, что работы по вертикальной планировке земляного полотна в части устройства проездов, дорог и площадок были выполнены после получения разрешения на производство работ. Указал, что произведено ограждения котлована (ям, траншей, канав не имеется), установлено устройство закрытого входа на строительную площадку (ворота, шлагбаум)

Заявитель также указал, что общество до начала производства работ имело разрешение на строительство № RU25304000-23/2015 от 27.02.2015 г., переданную Заказчиком проектно-сметную документацию, строительную площадку без наличия охранных зон инженерных сетей на пятне застройки. На момент проверки 31.03.2015 г. общество выполняло работы, указанные в акте,  на законном основании, а именно, осуществлена вертикальная планировка земельного полотна, устройство временных проездных дорог, проездов, площадок. Траншей для прокладки подземных коммуникаций не производилось. Инженерные сети, проходившие ранее по пятну застройки, вынесены за ее пределы в 2014 г. Вынесенные сети не имеют отношения к строительству жилого дома, так как это линейные сооружения, наличие которых не давало возможности Заказчику получить градостроительный план, соответственно и разрешения на строительство. Перекладка действующих инженерных сооружений не требует разрешения на строительство, в настоящее время выполнена и сдана эксплуатирующим организациям.

Пояснил также, что акт осмотра котлована под фундамент жилого дома будет предоставлен после его 100% готовности. На момент проверки процент готовности составлял около 70%.

В письменном отзыве инспекция по заявленным требованиям возразила, указала на то, что в действия заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Инспекция указала, что при проведении проверки 27.03.2015, результаты которой зафиксированы в акте проверки № 01-197, выявлены следующие нарушения требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства:

1. В результате выемки грунта, разработке откоса и скалы (которая подвергается воздействию неблагоприятных природных явлений) для стилобатной и фундаментной части здания на земельном участке, выделенном под строительство, который граничит с территорией жилого дома по адресу: <...>, и с территорией детского сада №104 по адресу: <...>, застройщиком для недопущения обрушения откоса и обрушения части строительной площадки не приняты меры по укреплению откоса, а именно устройство подпорных стенок высотой до 6 м для насыпи и высотой до 3,5 м для выемки, что является нарушением требований пункта 5.2.7 и пункта 5.2.8 СНиП 12-01-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», проектной документации (раздел 2Е, шифр 28-20-2013-ПЗУ), получившей положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий №6-1-1-0008-15, статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ);

2. На объекте «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенной парковкой и нежилыми помещениями социального обеспечения по проспекту Красного Знамени, 114» не произведены меры по предотвращению выноса грунта и грязи с колесами автотранспорта на городскую территорию, то есть не произведен монтаж установок для мойки колес автотранспорта на выезде со строительной площадки, что является нарушение требований части 6.2.7 статьи 6 СП 48.13330.2011 «Организация строительства», пункта 7.1 раздела 7 проектной документации «Проект организации (шифр 28-20-2013-ПОС)», получившей положительное заключение негосударственной экспертизы №6-1-1-0009-15; статьи 52 ГрК РФ;

3. На объекте «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенной парковкой и нежилыми помещениями социального обеспечения по проспекту Красного Знамени, 114» не должным образом укомплектованы пожарные щиты, а именно пожарные щиты необходимо укомплектовать следующим немеханизированным инструментом и инвентарем: порошковыми огнетушителями (5/4) – 2 единицы; лом-1 единица; багор-1 единица; ведро-2ед.; лопата штыковая-1ед.; лопата совковая-1ед.; ящик с песком- 1 единица в соответствии с пунктом 482 приложения № 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390;

4. На объекте «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенной парковкой и нежилыми помещениями социального обеспечения по проспекту Красного Знамени, 114» при производстве земляных работ котлованы, ямы, траншеи и канавы в местах, где проходит движение людей и транспорта, не имеют ограждения в соответствии с требованием пункта 6.2.2 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

5. На объекте «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенной парковкой и нежилыми помещениями социального обеспечения по проспекту Красного Знамени, 114» земельные работы, работы по устройству вертикальной планировки земельного участка, земельные работы под постоянные дороги, проезды и площадки, разработка грунта в котловане под подземную часть, рытье траншей для прокладки подземных коммуникаций, в том числе для переноса существующих сетей выполнены не в соответствии с пунктом 1.2 СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства» (работы производились в отсутствии действующего разрешения на выполнение строительно- монтажных работ), что является нарушением требований проектной документации (Проект производства работ на земляные работы объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенной парковкой и нежилыми помещениями социального обеспечения по проспекту Красного Знамени,114») , статьи 52 ГрК РФ.

Инспекция указала, на момент проведения проверки было установлено, что выполнены следующие работы:

-устройство ограждения строительной площадки;

-организация городка строителей;

-срезка, перемещение, штабелирование и вывозка со стройплощадки растительного грунта;

-обеспечение строительной площадки энерго- и водоснабжением;

-вырубка отдельно стоящих деревьев;

-вынос электрических сетей;

-перекладка сетей водоснабжения, водоотведения, канализации, теплосети;

-выемка вертикальной планировки, перекладка ливневой канализации;

-устройство ограждения строительной площадки, устройство транзитной лестницы для прохода людей, установка двух пожарных ворот; -разработка котлована под жилой дом;

-устройство крутого подъезда соединяющего верхнюю и нижнюю площадку строительства;

-разработка скалы, рядом с жилым домом.

Данный факт подтверждается договорами подряда, представленными обществом на момент проведения проверки, датированными 2014 годом, что свидетельствует о ведении строительных работ: а именно земельных работ, работ по устройству вертикальной планировки земельного участка, земельных работ под постоянные дороги, проезды и площадки, разработка грунта в котловане под подземную часть, рытье траншей для прокладки подземных коммуникаций, в том числе для переноса существующих сетей, в отсутствие разрешения на строительство.

6. Не был представлен акт осмотра открытых котлованов под фундаменты, что является требованием проектной документации (пункт 8.1 раздела 8 Проекта организации (28-20-2013-ПОС.ПЗ), получившей положительное заключение негосударственной экспертизы №6-1-1-0009-15, статьи 52 ГрК РФ.

Инспекция указала, что указанные нарушения подтверждены материалами проверки, в том числе актом проверки, приложенными к нему фотоматериалами, проектной документацией.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ООО «СК Оникс» является лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенной парковкой и нежилыми помещениями социального обеспечения по проспекту Красного Знамени, 114» (далее - объект капитального строительства) на основании разрешения на строительство № RU25304000-23/2015 от 27.02.2015; заказчиком строительства объекта капитального строительства выступает ООО «СК Система».

На основании разрешения на извещения от 09.03.2015 № 1 о начале строительства 27.03.2015 инспекцией проведена проверка организационно-правового порядка объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенной парковкой и нежилыми помещениями социального обеспечения по проспекту Красного Знамени, 114» с выездом на место строительства.

По результатам проведенной 27.03.2015 проверки строительства объекта капитального строительства инспекцией были выявлены следующие нарушения:

1. В результате выемки грунта, разработке откоса и скалы (которая подвергается воздействию неблагоприятных природных явлений) для стилобатной и фундаментной части здания на земельном участке, выделенном под строительство, который граничит с территорией жилого дома по адресу: <...> и с территорией детского сада №104 по адресу: <...>, застройщиком, для недопущения обрушения откоса и обрушения части строительной площадки, не приняты меры по укреплению откоса, а именно устройство подпорных стенок высотой до 6 м для насыпи и высотой до 3,5 м для выемки, что является нарушением требований пункта 5.2.7 и пункта 5.2.8 СНиП 12-01-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», проектной документации (раздел 2Е, шифр 28-20-2013-ПЗУ), получившей положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий №6-1-1-0008-15, статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ);

2. На объекте «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенной парковкой и нежилыми помещениями социального обеспечения по проспекту Красного Знамени, 114» не произведены меры по предотвращению выноса грунта и грязи с колесами автотранспорта на городскую территорию, то есть не произведен монтаж установок для мойки колес автотранспорта на выезде со строительной площадки, что является нарушение требований части 6.2.7, статьи 6 СП 48.13330.2011 «Организация строительства», пункта 7.1, раздела 7 проектной документации «Проект организации (шифр 28-20-2013-ПОС)», получившей положительное заключение негосударственной экспертизы №6-1-1-0009-15; статьи 52 ГрК РФ;

3. На объекте «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенной парковкой и нежилыми помещениями социального обеспечения по проспекту Красного Знамени, 114» не должным образом укомплектованы пожарные щиты, а именно пожарные щиты необходимо укомплектовать следующим немеханизированным инструментом и инвентарем: порошковыми огнетушителями (5/4) – 2 единицы; лом-1 единица; багор-1 единица; ведро-2ед.; лопата штыковая-1ед.; лопата совковая-1ед.; ящик с песком- 1единица в соответствии с пунктом 482 приложения № 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390;

4. На объекте «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенной парковкой и нежилыми помещениями социального обеспечения по проспекту Красного Знамени, 114» при производстве земляных работ котлованы, ямы, траншеи и канавы в местах, где проходит движение людей и транспорта, не имеют ограждения в соответствии с требованием пункта 6.2.2 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

5. На объекте «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенной парковкой и нежилыми помещениями социального обеспечения по проспекту Красного Знамени, 114» земельные работы, работы по устройству вертикальной планировки земельного участка, земельные работы под постоянные дороги, проезды и площадки, разработка грунта в котловане под подземную часть, рытье траншей для прокладки подземных коммуникаций, в том числе для переноса существующих сетей выполнены не в соответствии с п. 1.2 СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства» (работы производились в отсутствии действующего разрешения на выполнение строительно-монтажных работ), что является нарушением требований проектной документации (Проект производства работ на земляные работы объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенной парковкой и нежилыми помещениями социального обеспечения по проспекту Красного Знамени,114») , статьи 52 ГрК РФ.

6. Застройщик ООО «СК Система» объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенной парковкой и нежилыми помещениями социального обеспечения по проспекту Красного Знамени,114» не известил орган государственного строительного надзора заблаговременно, не позднее, чем за семь дней до начала строительства. Фактически на момент проверки выполнено: вынос электрических сетей; перекладка сетей водоснабжения, водоотведения, канализации, теплосети; выемка вертикальной планировки, перекладка ливневой канализации; разработка скалы, рядом с жилым домом; разработка скалы, рядом с жилым домом. Данные работы предусмотрены проектной документацией (шифр 28-20-2013-ПЗУ, 28-20-2013-ИОС1.3, 28-20-2013-ИОС2.2, 28-20-2013ИОС3.2, 28-20-2013-ИОС4.3), получившей положительное заключение негосударственной экспертизы №6-1-1-0009-15, и подлежат государственному строительному надзору, в связи с чем нарушены требования статьи 52 ГрК РФ, РД-11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключения о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации», утвержденный приказом Ростехнадзора от 26.1.2006 № 1129.

7. Застройщику (подрядчику) необходимо представить акт осмотра открытых котлованов под фундаменты, что является требованием проектной документации (пункт 8.1 раздела 8 Проекта организации (28-20-2013-ПОС.ПЗ), получившей положительное заключение негосударственной экспертизы №6-1-1-0009-15, статьи 52 ГрК РФ.

Результаты проверки отражены в акте проверки № 01-197 от 31.03.3015 с приложением фотоматериалов.

31.03.2015 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 208, в соответствии с которым действия общества квалифицированы по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

07.04.2015 по результатам рассмотрения материалов административного дела, инспекцией вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 01-79/2015, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Также по результатам проверки выдано предписание от 31.03.2015 № 01/116/15.

Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав его незаконным и подлежащим отмене, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав в порядке части 7 статьи 210 АПК РФ законность оспариваемого постановления в полном объеме, суд считает, что оспариваемое постановление инспекции является законным, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 1 статьи 23.56 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный строительный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4, 9.5, статьей 9.5.1 (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства), частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 4 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

На основании Положения об инспекции РСН и КДС Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 № 356-па (далее - Положение об инспекции), инспекция осуществляет региональный государственный строительный надзор на территории Приморского края.

Объект капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенной парковкой и нежилыми помещениями социального обеспечения по проспекту Красного Знамени, 114» в силу требований части 4 статьи 54 ГрК РФ, Положения об инспекции относится к объектам, государственный надзор за которыми осуществляет инспекция РСН и КДС Приморского края.

В соответствии со статьей 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Согласно пункта 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта;

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Таким образом, в рассматриваемом случае ООО «СК ОНИКС» как застройщик правомерно определен инспекцией как субъект административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Как следует из пунктов 5.2.7, 5.2.8 СНиП 12-01-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», Крутизна откосов выемок глубиной более 5 м во всех случаях и глубиной менее 5 м при гидрологических условиях и видах грунтов, не предусмотренных 5.2.12, а также откосов, подвергающихся увлажнению, должна устанавливаться проектом. Конструкция крепления вертикальных стенок выемок глубиной до 3 м в грунтах естественной влажности должна быть, как правило, выполнена по типовым проектам. При большей глубине, а также сложных гидрогеологических условиях крепление должно быть выполнено по индивидуальному проекту.

Согласно проектной документации (шифр 28-20-2013-ПОС.ПЗ, листы 16, 17) котлован разрабатывается в насыпных грунтах с устройством бермы шириной 1 м на кровле скального грунта и с заложением откосов 1:1.25 (СНиП 12-03.2001 часть 1, таблица 1, пункт 5.26). Скальный грунт разрабатывается с крутизной откосов 80° (пункт 6.1.10 СП 45.13330.2012). Также проектной документацией предусмотрено выполнение отрывки траншей с вертикальными стенками без крепления глубиной до 1,5 м в соответствии с пунктом 5.2.4 СНиП 12-01-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», крутизна откосов котлованов и траншей глубиной более 1,5 м без креплений принимать в соответствии с пунктом 5.2.4 СНиП 12-01-2002, засыпка пазух траншеи производится послойно толщиной 10 см с уплотнением ручными пневмотрамбовками или миникатком.

Согласно части 6.2.7 статьи 6 СП 48.13330.2011 «Организация строительства» в случае необходимости по требованию органа местного самоуправления лицо, осуществляющее строительство, должно оборудовать строительную площадку, выходящую на городскую территорию, пунктами очистки или мойки колес транспортных средств на выездах, а также устройствами или бункерами для сбора мусора, а на линейных объектах - в местах, указанных органом местного самоуправления.

Как следует из пункта 7.1 раздела 7 проектной документации «Проект организации (шифр 28-20-2013-ПОС) (лист 11), до начала работ основного периода должен быть выполнен максимальный объем работ по подготовке строительной площадки, в том числе монтаж установок для мойки колес автотранспорта на выезде со строительной площадки. Кроме того, пункт 17 (лист 36) проектной документации «Проект организации (шифр 28-20-2013-ПОС), предусматривает запрет мойки машин и механизмов вне специально оборудованных мест.

Пункт 482 приложения № 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 предусматривает, что пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению № 6, а именно пожарные щиты необходимо укомплектовать следующим немеханизированным инструментом и инвентарем: порошковыми огнетушителями (5/4) – 2 единицы; лом-1 единица; багор-1 единица; ведро-2ед.; лопата штыковая-1ед.; лопата совковая-1ед.; ящик с песком- 1 единица

Согласно пункту 6.2.2 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.

Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям:

высота ограждения производственных территорий должна быть не менее 1,6 м, а участков работ - не менее 1,2;

ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и быть оборудованы сплошным защитным козырьком;

козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов;

ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.

Более того, пунктом 15 проектной документации «Проект организации (шифр 28-20-2013-ПОС) (лист 30) предусмотрено, что организация строительной площадки, участков работ и рабочих мест должна обеспечивать безопасность и охрану труда работающих на всех этапах выполнения работ в соответствии со СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СНиП 12-03-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» и СанПиН 2.2.3-1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ», в том числе путем ограждения территории и опасных зон  при проведении строительных работ сплошным ограждением согласно ГОСТ 23407-78.

В силу пункта  1.2 СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства» До начала выполнения строительно-монтажных, в том числе подготовительных, работ на объекте заказчик обязан получить в установленном порядке разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без указанного разрешения запрещается, тогда как, как следует из материалов дела, до получения разрешения на строительство RU25304000-23/2015 от 27.02.2015 общество с соответствии с договорами подряда от 26.11.2014 № 04/03, № 03/03 осуществляло строительные работы, в том числе по выносу водопровода, канализации, по договору от 27.10.2015 работы по вертикальной планировке, по договору № 01/04-2014 от 21.04.2014 работы по выносу электрических сетей. Производство работ также подтверждено общим журналом работ.

В нарушении пункта 8.1 раздела 8 Проекта организации (28-20-2013-ПОС.ПЗ) не представлен акт осмотра открытых котлованов.

Вина общества в совершении вменяемого правонарушения выразилась в осуществлении строительства с нарушением требований технических регламентов и с нарушением безопасности работ для третьих лиц и окружающей среды, требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия, что подтверждено материалами проверки.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ. Надлежащих доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Суд отклоняет доводы заявителя о том, что принятие мер по укреплению откоса при производстве земляных работ, не предусмотрены, в силу следующего.

В целях недопущения обрушение горной породы (грунтов), а также падения предметов (кусков породы) в соответствии с п.5.1.1 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» при выполнении земляных и других работ, связанных с размещением рабочих мест в выемках и траншеях, застройщиком (подрядчиком) необходимо предпринимать меры и мероприятия по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных факторов (обрушение горной породы (грунтов)), связанных с характером работы.

Также в соответствии с п. 5.1.2 при наличии опасных факторов, безопасность земляных работ должна быть обеспечена на основе выполнения содержащихся в организационно-технологической документации (ПОС, ППР) следующих решений по охране труда, а именно определена безопасная крутизна незакрепленных откосов котлована, а также застройщиком (подрядчиком) должны быть разработаны мероприятия по определению конструкций стенок котлованов.

В соответствии с ППР «Земляные работы» рытье котлованов в непосредственной близости от существующих зданий и сооружений должно производится лишь при условии принятия мер против осадки этих сооружений. Мероприятия обеспечивающие сохранность существующих зданий и сооружений, должны быть разработаны в составе Проекта производства работ (п.2.3 ППР «Земляные работы»).

В соответствии с разделом 9 проектной документацией 28-20-2013-ПОС (Проект организации строительства) котлован разрабатывается в насыпных грунтах с заложением откосов 1:1,25, также в соответствии разделом 9 проектной документацией 28-20-2013- ПОС (Проект организации строительства) крутизну откосов котлованов и траншей глубиной более 1,5 м без креплений принимать в соответствии с п. 5.2.6 СНиП 12-04-2002. Так как во время проверки было установлено, что крутизна откоса не соблюдается (заложением откосов 1:1,25 (не более 45 градусов), то производство работ, связанных с нахождением работников в выемках с откосами конструкция крепления вертикальных стенок выемок должна быть выполнена по типовым проектам в соответствии с требованиями 5.2.8 СНиП 12-01-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство».

Суд критически расценивает довод заявителя о нерациональности мойки колес автотранспорта при отрицательных температурах, так как положения СП 48.13330.2011 «Организация строительства» и проектной документации не содержит каких-либо температурных ограничений.

Иные выявленные нарушения подтверждаются приложенными к акту от 31.03.2015 № 01-197 фотоматериалами.

Представленные заявителем фотоматериалы выполнены после проведения 27.03.2015 проверки и датированы самим заявителем 28.03.2015, 02.04.2015, 05.05.2015, 18.05.2015, следовательно, не могут служить доказательствами, опровергающими выявленные инспекцией факты нарушений.

Таким образом, действия общества послужили основанием для несоблюдения установленных законодательством требований при проведении капитального строительства, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 23.56 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный строительный надзор, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный строительный надзор, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный строительный надзор, их заместители;

4) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный строительный надзор, их заместители;

Постановление по делу об административном правонарушении от 07.04.2015 № 01-79/2015 вынесено исполняющим обязанности руководителя инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, то есть уполномоченным лицом, в присутствии представителя общества.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании изложенного, у суда отсутствуют основания для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.

Проверив соблюдение со стороны инспекции процедуры привлечения общества к административной ответственности, нарушений судом не установлено.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

Суд исходит из того, что в рассматриваемом случае административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, отвечает принципам соразмерности и справедливости административного наказания, соответствует характеру совершенного административного правонарушения и имущественному положению юридического лица.

Проверив наличие нарушений процессуальных норм, допущенных со стороны инспекции в ходе производства по делу об административном правонарушении и препятствующих принятию законного и обоснованного решения по делу, суд не установил таковых.

Срок привлечения к административной ответственности соблюден.

При назначении наказания административном органом выяснены и учтены все обстоятельства дела. Судом дополнительно не установлено обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Размер наказания применен в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ и соответствует тяжести допущенного нарушения, с учетом повторности совершения однородного административного правонарушения, срок давности по которому не истек.

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 07.04.2015 № 01-79/2015.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 10 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                              Чугаева И.С.