ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-7941/09 от 26.08.2009 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело № А51–7941/2009

26 августа 2009 г.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Л.П. Нестеренко

при ведении протокола судебного заседания судьей Л.П. Нестеренко

рассмотрел в судебном заседании 19.08.2009 дело по заявлению ООО «Статус-Кво»

к Администрации Находкинского городского округа Приморского края

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «Роял-Дент», ООО «Домострой», ООО «Компания «Вита-Прим»

об оспаривании решения

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 10.07.2009 №3); ФИО2 (доверенность от 10.07.2009); от ответчика – главный специалист 1 разряда правового управления ФИО3 (доверенность от 18.05.2009 №1.31-1084); от ООО «Роял-Дент» - ФИО2 (доверенность от 27.07.2009 №5), ФИО1 (доверенность от 27.07.2009 №6); от ООО «Домострой» - ФИО1 (доверенность от 27.07.2009 №14), ФИО2 (доверенность от 27.07.2009 №13)

Общество с ограниченной ответственностью «Статус-Кво» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Находкинского городского округа от 17.03.09 № 13/394 о невозможности дать заключение об изменении вида разрешенного использования земельного участка и об обязании ответчика предоставить заявителю заключение о возможности изменения соответствующего вида разрешенного использования земельного участка – под эксплуатацию нежилого здания с подвалом (спортивного, социального назначения) на следующий вид разрешенного использования земельного участка: под эксплуатацию нежилого двухэтажного здания с подвалом (назначение: здравоохранение, торговое, административное) (с учетом уточнения заявленных требований).

ООО «Компания «Вита-Прим» в заседание суда не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ заседание проводится в отсутствие представителя третьего лица.

Обосновывая заявленные требования, представитель заявителя пояснил, что согласно пункту 9 части 1 статьи 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением в орган кадастрового учета должна быть предоставлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением сведений о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.

Дополнительно представитель заявителя указал, что ответчик своим решением об отказе в подготовке заключения о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка ограничивает право выбора заявителя как собственника по изменению вида разрешенного использования земельного участка и в полном объеме не исполняет полномочия, предоставленные ему действующим законодательством.

Представитель ответчика заявленные требования оспорил, пояснил, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Учитывая то обстоятельство, что на территории Находкинского городского округа в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке были приняты Правила землепользования и застройки и земельный участок заявителя не отнесен к земельным участкам, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, акт органа местного самоуправления об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка не требуется.

Представитель третьего лица ООО «Домострой» пояснил, что в настоящее время не является собственником нежилых помещений, расположенных на спорном земельном участке, поскольку нежилые помещения общей площадью 439 кв.м., расположенные по адресу <...> переданы ООО «Роял-Дент» на основании договора купли-продажи от 22.08.2008.

Представитель третьего лица ООО «Роял-Дент» требования заявителя поддержал, считает решение Администрации незаконным, поскольку Администрацией не исполнены полномочия, предоставленные действующим законодательством, чем препятствует ООО «Статус-Кво» внести изменения в сведения кадастрового учета о разрешенном использовании земельного участка и получить новый кадастровый паспорт земельного участка с соответствующим изменениями.

При рассмотрении дела суд установил, что общество с ограниченной ответственностью «Статус-Кво» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по г. Находке 09.11.2006, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1062508047139, выдано свидетельство серии 25 №002899644.

04.03.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю зарегистрировано право собственности ООО «Статус-Кво» на следующие объекты недвижимого имущества:

- нежилые помещения общей площадью 128 кв.м. в здании (лит.1); назначение: здравоохранение;

- нежилые помещения общей площадью 439 кв.м. в здании (лит.1); назначение: здравоохранение;

- нежилые помещения общей площадью 892, 20 кв.м. в здании (лит.1); назначение: торговое;

- нежилые помещения общей площадью 183, 70 кв.м. в здании (лит.1); назначение: административное.

18.07.2008 нежилые помещения общей площадью 128 кв.м. в здании (лит.1), номера на поэтажном плане: 1-12 (лит.III); этаж 1; назначение здравоохранение, условный номер: 25-25-18/043/2007-298, находящиеся по адресу: <...> переданы по договору купли-продажи обществу с ограниченной ответственностью «Компания «Вита-Прим».

Тем же числом между ООО «Статус-Кво» и ООО «Домострой» заключен договор купли-продажи нежилых помещений общей площадью 439 кв.м. в здании (лит.1), номера на поэтажном плане: 1-2, 1-23 (лит.II); этажи 1, 2; назначение здравоохранение, условный номер: 25-25-18/067/2007-089, находящиеся по адресу: <...>.

22.08.2008 нежилые помещения общей площадью 439 кв.м. обществом с ограниченной ответственностью «Домострой» реализованы по договору купли-продажи обществу с ограниченной ответственностью «Роял-Дент».

24.11.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю обществу с ограниченной ответственностью «Статус-Кво» выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером: 25:31:010406:555 из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: под эксплуатацию нежилого здания с подвалом (спортивного, социального назначения) общей площадью 804,6 кв.м., расположенный: ориентир: здание, адрес ориентира: <...>, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись №25-25-18/062/2008-196.

23.01.2009 общество с ограниченной ответственностью «Статус-Кво» обратилось в Администрацию Находкинского городского округа с заявлением о выдаче заключения о возможности изменения разрешенного использования данного земельного участка на следующий вид использования: под эксплуатацию нежилого здания с подвалом (назначение: здравоохранение, торговое, административное).

Письмом от 17.03.2009 № 13/394 Администрация Находкинского городского округа отказала в выдаче заключения, указав на нецелесообразность подготовки такого заключения, поскольку испрашиваемое назначение объекта уже согласовано главой Находкинского городского округа постановлением от 15.05.2007 № 976, а также в связи с тем, что заявителем получены свидетельства на объекты недвижимого имущества с запрашиваемым назначением. Ответчик предложил обществу внести изменения в кадастровый паспорт земельного участка и получить свидетельство о регистрации права на земельный участок с новым назначением в Находкинском отделе УФРС по Приморскому краю.

По результатам рассмотрения представленных на государственный кадастровый учет документов, поданных обществом 31.03.2009 в Территориальный отдел № 2 Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, теротделом принято решение № Ф2531/09-0559 о приостановлении учета изменений объекта недвижимости в связи с отсутствием документов, а именно документа-основания, акта органа местного самоуправления (постановление, заключение, схема размещения границ участка).

Посчитав, что решение Администрации Находкинского городского округа об отказе в выдаче заключения о возможности изменения разрешенного использования земельного участка не соответствует законодательству и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, ООО «Статус-Кво» оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом по правилам пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 34 названного закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 кодекса, в их числе названы земли населенных пунктов.

Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса РФ является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель населенных пунктов.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли населенных пунктов, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Часть 3 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны, который определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что Правила землепользования и застройки должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Решением Думы Находкинского городского округа от 27.07.2007 № 60-Р (в редакции от 24.09.2008) утверждены Правила землепользования и застройки Находкинского городского округа. Данные Правила доведены до всеобщего сведения в издании «Находкинский рабочий» 01.08.2007.

В соответствии с частью 8 статьи 5 этих Правил собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, иных объектов недвижимости имеют право по своему усмотрению выбирать и менять вид (виды) использования недвижимости, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих территориальных зон, при условии обязательного соблюдения требований законодательства в отношении обеспечения безопасности.

Порядок действий по реализации указанного права устанавливается действующим законодательством, данными Правилами, иными нормативными правовыми актами Находкинского городского округа.

Указанный порядок устанавливается применительно к случаям, когда:

1) при изменении одного вида разрешенного использования недвижимости на другой разрешенный вид использования затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объектов недвижимости. В этих случаях необходимо разрешение на строительство;

2) при изменении одного вида на другой вид разрешенного использования недвижимости не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объектов недвижимости;

3) собственник, пользователь, владелец, арендатор недвижимости запрашивает изменение основного разрешенного вида использования на условно разрешенный вид использования.

Как следует из части 2 статьи 9 Правил основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются в соответствии с частью 8 статьи 5.

Таким образом, ООО «Статус-Кво» как собственник земельного участка по ул. Фрунзе, 20 в г. Находке вправе по своему усмотрению выбрать вид его разрешенного использования из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, в которой находится данный земельный участок. При этом ни законодательство, ни Устав Находкинского городского округа, принятый Думой г. Находка 28.07.1999, не предусматривает выдачу органами местного самоуправления заключений о возможности изменения вида разрешенного использования.

Если же выбранный заявителем вид использования земельного участка предусмотрен градостроительным регламентом как условно разрешенный, необходимо получение разрешения на изменение вида разрешенного использования в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса РФ с применением процедуры проведения публичных слушаний. Выдача местной администрацией заключения в этом случае также не предусмотрена.

Кроме того, согласно абзацу 2 пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 № 35, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 01.09.2006 № АМ/1085 «О внесении в ЕГРЗ информации о категории и разрешенном использовании земельных участков» были даны разъяснения и определен перечень документов-оснований для внесения в ГРЗ КР сведений о разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с данными разъяснениями, сведения о разрешенном использовании земельного участка должны вноситься в ГРЗ КР на основании:

1) градостроительного регламента в зависимости от отнесения земельного участка к той или иной территориальной зоне (при наличии утвержденных представительным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки территории (поселения, городского округа, межселенной территории));

2) актов органов государственной власти или местного самоуправления в отношении земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются;

3) актов органов местного самоуправления, принятых в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие ГрК РФ.

Согласно прилагаемому к указанному письму перечню, сведения о разрешенном использовании земельного участка в ГРЗ КР могут быть внесены, в том числе, на основании правил землепользования и застройки территории, принятых в соответствии с ГрК РФ (пункт 10 Перечня), акта органа государственной власти или местного самоуправления об установлении разрешенного использования земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется (пункт 11 Перечня).

На основании изложенного и учитывая то, что на территории Находкинского городского округа действуют принятые в установленном порядке Правила землепользования и застройки, орган местного самоуправления не имеет ни полномочий, ни правовых оснований для выдачи заключения о возможности изменения основного вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку требования заявителя не подлежат удовлетворению, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанностей по восстановлению нарушенных прав в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Статус-Кво» в удовлетворении требования о признании незаконным решения Администрации Находкинского городского округа от 17.03.2009 № 13/394 о невозможности дать заключение об изменении вида разрешенного использования земельного участка и в обязании ответчика предоставить такое заключение, в связи с соответствием оспариваемого решения Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

Судья Нестеренко Л.П.