ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-7975/2006 от 14.06.2007 АС Приморского края

                           АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

                                        Именем Российской Федерации                                                                                              

                                                       Р Е Ш Е Н И Е

г.Владивосток

14 июня 2007                                                         Дело №А51-7975/2006 7-160

Арбитражный суд Приморского края  в составе:

Судьи                             А.Б.Бухбиндер

при ведении протокола судебного заседания секретарем О.Б.Евсеевой

рассмотрев в судебном заседании дело по иску КГУП «Примтеплоэнерго» в лице филиала «Артемовский»

к МУ «Центр культуры и досуга», Администрации МО Надеждинский район, Департаменту  финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК РФ,

о взыскании  177 667 рублей 13 копеек,

при участии

от истца - представитель Пазиева Е.А., доверенность №70/07 от 26.12.2006, удостоверение №66,

от МУ «Центр культуры и досуга» и Администрации МО Надеждинский район - не явились,

от Департамента финансов Администрации ПК – консультант правового отдела Козлова О.А., доверенность №24/01-06 от 05.08.2005, удостоверение №164,

от МФ РФ в лице УФК -  специалист-эксперт юридического отдела  Задоренко Е.В., доверенность №11-27/18 от 15.01.2007, удостоверение №593 от 22.02.2006,

установил:

Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэенрго» в лице филиала «Артемовский» обратилось в суд  с иском о  взыскании с Муниципального учреждения «Центр культуры и досуга», Администрации МО Надеждинский район, Департамента финансов администрации ПК, Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю задолженности по компенсации расходов в размере 177 677 рублей 13 копеек, связанных с предоставлением льгот при оплате ЖКУ работникам МУ «Центр культуры и досуга»  в соответствии с Законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» за период январь-декабрь 2004 года на основании договора №3 от 01.01.2004.         

Представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в заявлении. По сумме задолженности пояснил, что она сложилась без НДС (НДС включен в тариф). Кроме этого указал, что осуществляя расчеты с населением в спорном периоде, пользовался тарифом, установленным Постановлением Главы Надеждинского района.

          Департамент финансов администрации Приморского края, ссылаясь  на   выполнение  субъектом РФ  своих обязательств  по реализации  законодательства  в области  предоставления льгот  по оплате работникам культуры жилищно-коммунальных услуг в виде энергоснабжения в горячей воде в 2004 году, указал  на  перераспределение  поступивших  в 2004 году  средств федерального бюджета   в размере  39 699 тыс. руб. муниципальным образованиям края в полном объеме, в том числе  МО Надеждинский район передано 1 560 тыс. рублей.

          Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по ПК иск не признал, в отзыве на иск сослался на осуществление финансового обеспечения учреждениям культуры по ведомственной принадлежности; пояснил, что выделение денежных средств из федерального бюджета на погашение предоставленных льгот осуществляется по фактически понесенным затратам. С учетом установления в 2004 году для Приморского края уровня дотаций в размере 20%, исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъекта, соотношения расходов на ЖКУ и доходов населения, Департаментом финансов получена дотация в сумме 39698,8 тыс. руб.

          Администрация МО Надеждинский район в судебное заседание не явилось, в ранее представленном отзыве требования истца оспорила сославшись на ст.9 ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации №119-ФЗ от 24.06.1999, постановления Правительства РФ №862 от 30.07.1998, №584 от 15.08.2001 и №337 от 27.06.2003. Также сообщила, что за счет средств местного бюджета на покрытие затрат жилищно-коммунальных организаций, связанных с предоставлением льгот гражданам, перечислено 3338218 рублей, из средств федерального бюджета возмещено 1560000 рублей, которые поступили на расчетный счет МУ «ЦКиД». Нецелевого использования денежных средств, выделенных на нижестоящие бюджеты, не подтверждено, тогда как имеет место недостаточное финансирование.

         МУ «ЦКиД» в судебное заседание представителя не направило, в отзыве на иск указало на перечисление денежных средств, предназначенных для компенсации вышеуказанных льгот и поступивших из местного бюджета в 2004 году на расчетные счета жилищно-коммунальных организаций.                     

          Заслушав доводы и пояснения представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд установил следующее:

          01.01.2004 между КГУП «Примтеплоэнерго», именуемым в дальнейшем «предприятие» и МУ «Центр культуры и досуга», именуемым «абонент», заключен  договор №3 о компенсации расходов за предоставление  льгот при  оплате коммунальных услуг  в виде  энергоснабжения в горячей воде  работникам МУ «ЦКиД Надеждинского района», согласно  которому  «предприятие»  осуществляет  энергоснабжение в горячей воде (теплоснабжение)  работников  «абонента», а  последний оплачивает  данную услугу по установленным тарифам за своих работников в пределах средств, поступающих на эти цели из краевого и федерального бюджетов.

          Срок действия договора определен сторонами с 01.01.2004 по 31.12.2004.

За исполненные  в период с января по декабрь 2004 года обязательства в виде предоставления льгот по оплате  коммунальных услуг (электро/теплоснабжение) работникам МУ «ЦКиД» Надеждинского района истец предъявил учреждению к оплате счета-фактуры на сумму 177 667 рублей 13 копеек, по которым расчеты ответчиком до настоящего времени не произведены.         

          Невозмещение истцу образовавшихся в связи с этим расходов послужило основанием  для предъявления настоящего иска.

          Оценив доводы  лиц, участвующих в деле, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме за счет  Казны Российской Федерации  в лице Министерства Финансов РФ  по следующим основаниям:

В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательств не допускаются.

          Некомпенсированные, предоставленные за счет собственных средств  льготы, составляют убытки предприятия  (ч.2 ст.15 ГК РФ), которые будучи причиненными  противоправным бездействием  государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению  за счет, соответственно, казны РФ, субъекта федерации или муниципального образования (ст.16, ст.1069 ГК РФ). 

          В соответствии  со ст.55 Закона РФ от 09.10.1992 №3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» специалистам  организаций  культуры, расположенных в сельской местности, рабочих  поселках, поселках  городского типа, предоставляются льготы,  предусмотренные  для работников  агропромышленного  комплекса.

          В силу ст.8, ст. 24   Закона РСФСР  от 21.12.1990 №438-1 «О социальном развитии села» на все категории работников образования, культуры, здравоохранения и правоохранительных органов в сельской местности распространяются  льготы,  предусмотренные  для работников  агропромышленного  комплекса, в том числе  по первоочередному  обеспечению  жильем, продуктами питания.    

         Согласно ст.59 Жилищного кодекса РСФСР   Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930  «О льготах  квалифицированным работникам  в сельской местности и рабочих поселках» специалисты, работающие и  проживающие  в сельской  местности вне населенных пунктов, пользуются  бесплатно  жилым помещением  с отоплением  и освещением.  

       Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем  2 ст.8 Закона РСФСР «Основы законодательства РФ о культуре», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

        Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 №377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).

        Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

        Согласно пункту 3 Правил Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами РФ отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели.

        Субсидии  предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, объема финансирования расходов на эти цели, утверждаемых  в установленном порядке и учитываются  в доходах бюджетов субъектов РФ по коду  классификации доходов бюджетов субъектов РФ и расходуются органами  власти субъектов РФ самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.

Как следует из пояснений сторон и представленных в материалы дела доказательств  субъект РФ  представлял в Министерство финансов РФ  отчеты о расходах, фактически произведенных на указанные цели. Всего из федерального бюджета в 2004 году поступило 39 698, 8 тыс. рублей. Распоряжениями Губернатора Приморского края поступившие  средства были  распределены  муниципальным образованиям Приморского края, в том числе МО Надеждинский район  было выделено 1 560 тыс. рублей, которые пропорционально  распределены  Администрацией муниципального образования  между предприятиями, предоставляющими данные льготы.     

  С учетом того, что объем переданных из федерального бюджета денежных средств не покрыл фактическую потребность в них на местах, и поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Надеждинского района, поэтому суд считает правомерной ответственность за  понесенные истцом убытки в сумме 177 667 рублей 13 копеек за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

         Факт  предоставления  льгот на вышеуказанную сумму  подтвержден  списками и документами, свидетельствующими о наличии у указанного в них лица права на данную льготу, отчетами по предоставленным льготам с приложениями,  актами сверки взаиморасчетов и иными документами.     

         Возражения Министерства финансов РФ о неправомерном включении в размер заявленных требований суммы налога на добавленную стоимость судом не приняты во внимание, так как представленные в материалы дела истцом счета-фактуры не содержат в составе начисленных по ним сумм налоговую ставку.

 Поскольку истцу при подаче иска была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины и его требования удовлетворены в полном объеме, данные расходы подлежат отнесению на Министерство Финансов РФ, но  в силу положений действующего законодательства взыскание государственной пошлины с данного ответчика не производится.

         Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171 АП РФ, п.5 ст.333.40 НК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л :

        Взыскать с Казны Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ в пользу Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» 177 667 (сто семьдесят семь тысяч шестьсот шестьдесят семь) рублей 13  копеек убытков.

        В искек МУ «Центр культуры и досуга», Администрации муниципального образования Надеждинский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерство финансов РФ отказать.

        Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

        Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

   Судья                                                                                  А.Б.Бухбиндер