АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-8045/2010
30 августа 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 27.08.2010.
Полный текст решения изготовлен 30.08.2010
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голуб Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карпачевым М.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя ФИО1
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока
3 лица: Департамент градостроительства Приморского края,
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконными действий
при участии: от заявителя – адвокат Чернышова И.П., доверенность от 20.05.2010, от Управления – главный специалист ФИО2, доверенность от 28.12.2009, от Департамента градостроительства – зам.начальника отдела ФИО3, доверенность от 12.03.2010 № 2-8/0876, от Департамента земельных отношений – главный консультант ФИО4, доверенность от 15.12.2009 № 29/03-18-13093
установил: предприниматель ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока по отказу в изготовлении градостроительного плана на земельный участок, расположенный в <...>, выраженных в письме от 12.05.2010 № 8093 сп. Просит обязать Управление изготовить градостроительного плана на земельный участок, расположенный в <...>.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что отказ Управления не соответствует требованиям статьи 44 Градостроительного кодекса РФ, создает препятствия в предпринимательской деятельности, а именно – делает невозможным рассмотрение вопроса о строительстве объекта на территории запретного района в соответствии с Порядком, установленным постановлением администрации Приморского края от 02.04.2007 № 75-па. Пояснил, что в управление был представлен весь необходимый пакет документов, в том числе топосъемка от 30.03.2010 представлена с заявлением от 20.04.2010, полученным Управлением до принятия оспариваемого отказа.
Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока требования заявителя не признало, считает отказ законным и обоснованным. Указывает, что Перечень документов, прилагаемых к заявлению о подготовке и утверждению градостроительного план земельного участка, утвержден Распоряжением УГА администрации г. Владивостока от 03.12.2009 № 1370.Данный перечень действует, никем не отменен и не оспорен. Кроме того, полагает, что заявителем не представлено доказательств направления в УГА администрации г. Владивостока правоустанавливающих документов на земельный участок по ул. Приморская, 10 в г. Владивостоке либо документов, подтверждающих предоставление данного земельного участка заявителю в целях строительства либо эксплуатации недвижимого имущества, а также топографической съемки земельного участка сроком не более года с нанесением градостроительных ограничений.
Наличие схемы расположения земельного участка и кадастрового учета не является бесспорным основанием его дальнейшего предоставления под строительство либо эксплуатацию недвижимого имущества.
Департамент градостроительства Приморского края указал, что отказ Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в подготовке градостроительного плана земельного участка в связи с отсутствием у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок не правомерен, поскольку для заполнения разделов градостроительного плана земельного участка правоустанавливающие документы на землю не требуются, что подтверждается формой градостроительного плана, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 № 840.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края пояснил, что действующее законодательство не содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для изготовления градостроительного плана. Подготовка градостроительного плана возможна без проведения государственного кадастрового учета земельного участка. В данном случае земельный участок прошел государственный кадастровый учет, и управления имеется возможность подготовить градостроительный план.
Из материалов дела судом установлено, что 20.01.2009 индивидуальному предпринимателю ФИО1 был согласован Акт выбора земельного участка под строительство.
Распоряжением № 111 от 13.04.2009 УМИГА администрации г.Владивостока предпринимателю утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка. В соответствии с постановлением суженного заседания при Губернаторе Приморского края от 31.10.2001 № 37-пс установлен запретный район шириной 3 км от объекта в/ч 63948 (м. ФИО5).
Земельный участок, расположенный в районе ул. Приморской, 10 находится в границах запретного района в/ч 63948.
В соответствии с Положением об установлении запретных зон, запретных районов при арсеналах, базах и складах вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 №135, строительство объектов на территории запретных районов в случае особой необходимостиразрешается органом исполнительной власти субъекта РФ в каждом конкретном случае по согласованию с органом военного управления, в ведении которого находятся военные склады.
Порядок рассмотрения заявлений о строительстве объектов недвижимости на территориях запретных районов в Приморском крае утвержден постановлением Администрации Приморского края от 02.04.2007 № 75-па (в редакции от 05.08.2009 № 215-па).
Согласно подпункту 2.2. пункта 2 Порядка, одним из документов, прилагаемых к заявлению о разрешении строительства на территории запретного района, является градостроительный план земельного участка.
Предприниматель ФИО1 18.02.1010 обратился в УГА администрации г.Владивостока о подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства автотехцентра с автостоянкой в районе ул. Приморская, 10 в г. Владивостоке.
Письмом от 17.03.2010 № 3828сп заявление было снято с рассмотрения в связи с отсутствием в пакете документов правоустанавливающих документов на земельный участок либо документов, подтверждающих предоставление данного земельного участка заявителю в целях строительства либо эксплуатации недвижимого имущества; топографической съемки земельного участка сроком не более года с нанесением градостроительных ограничений.
02.04.2010 предприниматель ФИО1 повторно обратился в УГА администрации г. Владивостока с аналогичным заявлением. 20.04.2010 предприниматель в дополнение к ранее поданному заявлению направил письмо вход. № 8093 сп.
Письмом УГА администрации г. Владивостока от 12.05.2010 № 8093сп предпринимателю было сообщено о невозможности изготовления градостроительного плана в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок и отсутствием топосъемки земельного участка сроком не более одного года.
Не согласившись с действиями Управление, полагая, что они не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности ФИО1 обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд, исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в в деле, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Законодательством в области градостроительной деятельности предусматривается осуществление подготовки градостроительного плана земельного участка в двух случаях: в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Как следует из ч. 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ в виде отдельного документа градостроительный план земельного участка подготавливается органом местного самоуправления по обращению физического или юридического лица в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения.
Форма градостроительного плана земельного участка установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 № 840 и заполняется в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Минрегиона России от 11.08. 2006 № 93.
Согласно Инструкции в строке «Кадастровый номер земельного участка» указываются:
- кадастровый номер земельного участка при его наличии, дата постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
При отсутствии кадастрового номера земельного участка в строке пишется «Кадастровый номер отсутствует».
Кроме того, в ч. 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ дан исчерпывающий перечень сведений, указываемых в градостроительном плане земельного участка, согласно которому информация о наличии у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок не предусмотрена. Следовательно, для заполнения разделов градостроительного плана земельного участка правоустанавливающие документы на землю не требуются. Ссылка Управления в письме от 12.05.2010 о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на землю противоречит выше изложенным нормам права.
Вторым основанием для отказа в изготовлении градостроительного плана Управление указало на непредоставление топографической съемки земельного участка в масштабе 1:500, выполненной лицензированной организацией, сроком не более года, с нанесенными градостроительными ограничениями.
Данный довод суд считает несостоятельным, поскольку срок действия топосъемки законодательно не определен. Кроме того, как следует из материалов дела, заявитель первоначально с заявлением от 18.02.2010 представил в Управлением топосъемку 2009 года, затем, учитывая разъяснения Управления, содержащиеся в письме от 17.03.2010 № 3828сп, заказал у лицензированной организации ООО «Форпост-АВ» новую топосъемку и с письмом от 20.04.2010 вход. № 8093сп представил топосъемку от 30.03.2010, выполненную указанной организацией. Письмо получено Управлением до издания отказа от 12.05.2010. Управление не подтвердило надлежащими доказательствами факт того, что данная топосъемка не была представлено с письмом от 20.04.2010. Более того, из содержания ответа от 12.05.2010 следует, что дополнительно представленные предпринимателем документы вообще не рассматривались ответчиком.
В соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (ч. 2 статьи 13).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о подготовке и утверждению градостроительного план земельного участка, утвержденный Распоряжением УГА администрации г. Владивостока от 03.12.2009 № 1370, не соответствует требованиям Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств его официальной публикации. В силу требований ч. 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В связи с чем указанный правовой акт не может быть применен в спорных правоотношениях.
В соответствии с р. 4 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, утвержденного решением Думы города Владивостока от 03.04.2009 № 259, подготовка градостроительного плана земельного участка отнесена к компетенции Управлении градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока.
Действия Управления, выразившееся в неисполнении законодательно установленной обязанности изготавливать градостроительные планы, противоречит закону и создает предпринимателю препятствия в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконным действий Управления обоснованны и подлежат удовлетворению.
Статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает соответствующий орган совершить определенные действия, направленные на устранение допущенных нарушений и законных интересов заявителя в установленный судом срок. При определении срока совершение действий суд учитывает положения ч.17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, а также тот факт, что пакет документов, необходимый для подготовки градостроительного плана, возвращен управлением предпринимателю и находится на настоящий момент у последнего.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Управления в пользу предпринимателя в силу статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока по отказу в изготовлении градостроительного плана на земельный участок, расположенный в <...>, выраженные в письме от 12.05.2010 № 8093 сп, в связи с их несоответствием Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока изготовить градостроительный план на земельный участок, расположенный в <...> в течение 30 дней с момента получения от предпринимателя ФИО1 документов, возвращенных письмом от 12.05.2010.
Выдать исполнительный лист.
Взыскать с Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока в пользу предпринимателя ФИО1 200 (двести) рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края.
Судья Е.И.Голуб