АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-811/2022
23 мая 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 23 мая 2022 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Беспаловой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Намзырай С.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гора-Сестра» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 20.05.2011)
к Администрации Партизанского муниципального района Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 12.01.1998)
о признании незаконным бездействия
при участии в судебном заседании: от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность от 25.06.2021 № 007);
от ответчика – представители не явились, надлежаще извещены,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Гора-Сестра» (далее – заявитель, общество, ООО «Гора-Сестра») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации Партизанского муниципального района Приморского края (далее – ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении обращения по внесению изменений в правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района в отношении земельного участка с кадастровым № 25:13: 030202:457 и обязании рассмотреть обращение по внесению изменений в правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района в отношении земельного участка с кадастровым №25:13: 030202:457.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда своих представителей не направил. В соответствии с частью 3 статьи 156, статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие не явившихся представителей ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель общества в судебном заседании заявил ходатайство об уточнении заявленных требований и просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не рассмотрении обращения от 22.07.2021 (вх. № 6408 от 29.07.2021)по внесению изменений в Правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района в отношении земельного участка с кадастровым № 25:13:030202:457, в остальной части требований по восстановлению нарушенного права поддерживает заявленные требования.
Судом в порядке статьи 49 АПК РФ рассмотрено ходатайство заявителя и удовлетворено, приняты уточнения требований в заявленной части и размере.
Представитель общества в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что в течение длительного времени (более года) администрация Партизанского муниципального района не предприняла никаких действий для исправления технической ошибки в Правилах землепользования и застройки межселенных территорий относительно участка с кадастровым номером 25:13: 030202:457 по его обращениям, в том числе, полученном 29.07.2021, направив 14.09.2021 ответ, из которого не следует, что в установленные сроки и в предусмотренном статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке, предприняты действия по внесению запрашиваемых изменений. Указал, что оспариваемое бездействие препятствует осуществлению обществом предпринимательской деятельности, чем нарушены права и законные интересы. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Ответчик предоставил в материалы дела письменный отзыв, в котором не согласился с требованиями заявителя. Сославшись на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, указал, что для внесения изменений в правила землепользования и застройки межселенных территорий необходимо внести изменения в схему территориального планирования Партизанского муниципального района в части приведения в соответствие категории земельного участка с кадастровым номером 25:13:030202:457 с документами территориального планирования, о чем в настоящий момент заключен контракт на внесение изменений в Схему, после утверждения которой будет проведена работа по внесению изменений в правила землепользования и застройки межселенных территорий, учитывая, что согласно пункта 3.2. «Дорожной карты», утвержденной заместителем Председателя Правительства РФ ФИО2 от 17.02.2021 № 1502п-П47 сроки внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Партизанского муниципального района установлены по 27.06.2022. Полагает, что приняв на себя права и обязанности по договору аренды от 08.06.2006 № 153-Ю земельного участка с указанным видом разрешенного использования «под подсобное хозяйство», ООО «Гора Сестра» как арендатор, выразило свое согласие на его использование в соответствии с предъявленным видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела судом установлено следующее.
На основании постановления администрации Партизанского муниципального района Приморского края от 04.05.2006 № 150 между Администрацией (арендодатель) и ОАО «Строитель-43» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 08.06.2006 № 153-Ю, согласно пунктам 1.1 и 1.2 которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:13:030202:457 площадью 1 988 028 кв. м под подсобное хозяйство, расположенный Партизанский район, в 700 м по направлению на юго-запад от ориентира (мост через реку Партизанская по автодороге Находка-Врангель) расположенного за пределами земельного участка, адрес ориентира: Приморский край, Партизанский район. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Договор заключен на срок с 31.10.2005 года по 04.05.2055 год.
Согласно соглашению 09.11.2011 о передаче прав и обязанностей по договору от 08.06.2006 № 153-Ю аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, заключенного между ОАО «Строитель-43» и ООО «Гора-Сестра», зарегистрированным в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 19.12.2011 за № 22/0092011-238, арендатором по вышеуказанному договору является ООО «Гора-Сестра».
ООО «Гора-Сестра» обратилось в Администрацию с заявлением 22.10.2019 № 32798 об утверждении схемы расположения земельного участкана кадастровом плане территории площадью 158 360 кв м, предусматривающеераздел земельного участка с кадастровым номером 25:13:030202:457.
По результатам рассмотрения обращения в письме от 05.11.2019 № 3416/8 обществу отказано в утверждении вышеуказанной схемы по тем основаниям, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует документам территориального планирования.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества 25.08.2020 в Администрацию с заявлением (вх. № 3508) о необходимости внесения изменений в правила землепользования и застройки в виде устранения технической ошибки, относящей земельный участок с кадастровым номером 25:13:030202:457 к территориальной зоне Р1 (рекреация).
Письмом от 11.11.2020 № 4508 Администрация сообщила, что земельный участок с кадастровым номером 25:13: 030202:457 будет учтен при внесении изменений в правила землепользования и застройки межселенных территорий.
В Администрацию 29.07.2021 поступило заявление от 22.07.2021 (вх. № 6409), в котором общество просило внести изменения в Правила землепользования и застройки межселенных территорий относительно участка с кадастровым номером 25:13: 030202:457, рассмотрев которое, письмом от 14.09.2021 № 2846 сообщено, что согласно Схеме территориального планирования территории Партизанского муниципального района, утвержденной решением Думы от 27.12.2010 № 207 (в редакции решения от 27.03.2015 № 162), земельный участок с кадастровым номером 25:13:030202:457 расположен на категории земель особо охраняемых территорий и объектов и при внесении изменений в Схему территориального планирования территории Партизанского муниципального района, информация по земельному участку с кадастровым номером 25:13:030202:457 будет передана проектной организации для уточнения.
Общество, считая незаконным бездействие Администрации по не рассмотрению его обращений в установленном статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке и в нарушение его прав и законных интересов, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, с учетом уточнения требований, принятых судом.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В части 1 статьи 3 ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 30 ГрК РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно статьям 1, 36 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков определяется градостроительными регламентами соответствующих территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки.
Виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте, являющемся частью правил землепользования и застройки (пункты 2, 6 статьи 30 ГрК РФ).
Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН и это дополнительная характеристика участка (пункт 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
В силу пункта 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для использования всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Статья 37 ГрК РФ устанавливает виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу пункта 2 части 1 ГрК РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
На основании части 3 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ Думой Партизанского муниципального района принято решение от 07.08.2015 № 202 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района, утвержденные решением Думы Партизанского муниципального района от 11.06.2013 № 410».
Судом установлено, что в пользовании общества находится земельный участок с кадастровым номером 25:13:030202:457, предоставленный под подсобное хозяйство на основании заключенного с Администрацией договора аренды земельного участка № 153-Ю от 08.06.2006из земель сельскохозяйственного назначения и соглашения 09.11.2011 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, сроком до 04.05.2055 года.
Согласно выписке из ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером 25:13:030202:457 вид разрешенного использования - «под подсобное хозяйство», категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения».
В Правилах землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района, утвержденных Решением Думы Партизанского муниципального района Приморского края от 07.08.2015 № 202, земельный участок с кадастровым номером 25:13:030202:457 относится к территориальной зоне Р1 (рекреация).
На основании пункта 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
В порядке части 2 статьи 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ).
Из части 4 статьи 33 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент рассматриваемых событий) следует, что комиссия в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
В силу части 5 статьи 33 ГрК РФ (в редакции, действующей на момент рассматриваемых событий) глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение двадцати пяти дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Таким образом, решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила должно быть принято администрацией не позднее 50 дней с момента поступления заявления.
Из приведенных выше норм следует, что возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур.
Под бездействием, обжалуемым в порядке статьи 198 АПК РФ, следует понимать неисполнение органом власти, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Подача заявления порождает обязанность государственного органа рассмотреть обозначенный в заявлении вопрос и дать по нему мотивированный ответ.
Судом установлено, что предложение общества, изложенное в заявлении от 22.07.2021 (вх. № 6409) и полученное 29.07.2021 было рассмотрено Администрацией с нарушением вышеизложенного порядка (частей 4, 5 статьи 33 ГрК РФ), поскольку исходя из содержания решения от 14.09.2021 № 2846, принятого по результатам рассмотрения обращения, комиссией не было подготовлено и направлено главе Администрации заключение с рекомендациями о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в Правила землепользования и застройки или об отклонении предложения, учитывая, что ранее Администрацией было рассмотрено аналогичное предложение общества о внесении изменения в связи с допущенной ошибкой при разработке Правила землепользования и застройки территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером 25:13:030202:457 и письмом от 11.11.2020 № 4508 сообщено, что земельный участок будет учтен при внесении изменений Правила землепользования и застройки межселенных территорий.
Данные обстоятельства свидетельствуют о бездействии ответчика, поскольку обязанность рассмотрения главой Администрации вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки предусмотрена нормами действующего законодательства, следовательно, действия комиссии, выразившиеся в формальном рассмотрении полученного от общества предложения, направив информацию, изложенную в письме от 14.09.2021 № 2846 о том, что согласно ЕГРН земельный участок расположен за пределами населенного пункта и имеет вид разрешенного использования «под подсобное хозяйство» и при внесении изменений в Схему территориального планирования территории Партизанского муниципального района, утвержденной решением Думы от 27.12.2010 и согласно которой, земельный участок с кадастровым номером 25:13: 030202:457 расположен на категории земель особо охраняемых территорий и объектов и информация о данном земельном участке для уточнения будет передана проектной организации, являются неправомерными.
Судом не принимается указание Администрации, изложенное в письменном отзыве о том, что проводятся необходимые процедуры и действия, установленные законодательством Российской Федерации, для выполнения своих обязанностей по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, указав, что в настоящий момент заключен контракт на внесение изменений в Схему территориального планирования, которая находится на корректировке в связи со строительством объекта федерального значения «Газопровод-отвод и ГРС Врангель Приморского края (2 этап. Строительство газопровода - отвода на ГРС Врангель от точки подключения газопровода отвода на ГРС Большой Камень до ГРС Врангель Приморского края)», поскольку исходя из предмета рассматриваемого спора, судом устанавливается выполнение требований Администрацией, установленных частями 4, 5 статьи 33 ГрК, в связи с обращением о внесении необходимых изменений в указанный нормативно - правовой документ, по изложенным основаниям обществом.
Судом также отмечается, что в период рассмотрения дела судом Администрацией не предприняты действия, направленные на исполнение требований частей 4, 5 статьи 33 ГрК РФ по предложению общества от 22.07.2021 № 6409 с целью устранении нарушений законных прав и интересов ООО Гора-Сестра».
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в течение длительного времени (более года) Администрация не предприняла никаких действий для исправления технической ошибки в Правилах землепользования и застройки межселенных территорий относительно участка с кадастровым номером 25:13: 030202:457 в установленном законом порядке по обращениям общества, что является основанием для признания незаконным данного бездействия.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, установление судом несоответствие оспариваемого бездействия упомянутым нормам градостроительного законодательства, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, имеющего право на полное и своевременное совершение Администрацией возложенных на нее обязанностей по рассмотрению в порядке статьи 33 ГрК РФ предложения общества о внесении изменений в Правила землепользования и застройки межселенных территорий относительно участка с кадастровым номером 25:13:030202:457, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующих статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Таким образом, возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
При выборе способа восстановления нарушенного права арбитражный суд самостоятельно определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
При этом суд должен учитывать, что избранный способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
При изложенных обстоятельствах суд удовлетворяет требования заявителя о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в не рассмотрении обращения от 22.07.2021 (вх. № 6408 от 29.07.2021)по внесению изменений в правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района в отношении земельного участка с кадастровым № 25:13:030202:457 и на основании подпункта 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ указывает на обязанность ответчика рассмотреть обращение по внесению изменений в правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района в отношении земельного участка с кадастровым № 25:13: 030202:457.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие Администрации Партизанского муниципального района Приморского края выразившееся в не рассмотрении обращения общества с ограниченной ответственностью «Гора-Сестра» от 22.07.2021 (вх. № 6408 от 29.07.2021) по внесению изменений в правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района в отношении земельного участка с кадастровым № 25:13:030202:457 как не соответствующее Градостроительному кодексу РФ.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Обязать Администрацию Партизанского муниципального района Приморского края в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу рассмотреть обращение общества с ограниченной ответственностью «Гора-Сестра» от 22.07.2021 (вх. № 6408 от 29.07.2021) по внесению изменений в правила землепользования и застройки межселенных территорий Партизанского муниципального района в отношении земельного участка с кадастровым № 25:13:030202:457.
Взыскать с Администрации Партизанского муниципального района Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Гора-Сестра» судебные расходы по оплате государственной пошлины 3000 (три тысячи) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Гора-Сестра» из федерального бюджета 3 000 (три тысячи) руб. излишне перечисленной по платежному поручению от 29.12.2021 № 93 государственной пошлины по делу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Беспалова Н.А.