ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-825/2021 от 11.05.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                         Дело № А51-825/2021

17 мая 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена мая 2021 года .

Полный текст решения изготовлен мая 2021 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Тихомировой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Рябининой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Санрайз» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации19.01.2012)

к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 15.04.2005)

о признании незаконным решения

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности,

от  ответчика – ФИО2 по доверенности,

установил:общество с ограниченной ответственностью «Санрайз» (далее -   заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее – ответчик, таможня) о признании незаконным решения от 16.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары №10702070/201020/0257097, о взыскании  расходов на оплату  услуг представителя  в сумме  35 000 рублей.

По тексту заявления, а также в судебном заседании представитель общества указал, что оснований для применения к товару №1, заявленного в ДТ №10702070/201020/0257097, ставки НДС в размере 20% не имеется. По мнению заявителя первоначально указанная декларантом ставка НДС в размере 10% в графе 47 ДТ по отношению к спорному товару полностью соответствует требованиям таможенного законодательства.

Заявитель указал, что целевое назначение ввезенного товара в качестве настольной игры для детей подтверждается товаросопроводительными документами, а также сертификатом соответствия.

Представитель общества полагает, что оспариваемое решение обязывает декларанта произвести дополнительную уплату налогов, чем нарушает законные права общества в сфере экономической деятельности, поскольку последний вынужден нести дополнительные расходы.

Представитель таможенного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, представленном в материалы дела, указал, чтос целью идентификации ввезенного товара была проведена таможенная экспертиза, по результатам которой установлено, что ввезенный  по  спорной ДТ  товар  не  является  товаром исключительно  для  детей, может использоваться   другими группами  людей, кроме детей (лицами старше  14 лет).

Представитель ответчика полагает, что назначение товара (для детей), в отношении которых применяется льготная ставка НДС в размере  10%, декларантом не подтверждено.

При отсутствии возражений сторон суд в порядке части 4 статьи 137, части 3 статьи 156 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции.

Из материалов дела судом установлено, что 20.10.2020 во Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни ООО «Санрайз» подана ДТ №10702070/201020/0257097, в которой заявлен товар № 1: игра настольная  для детей «Айкью Кидс» из полимерных материалов – 15120 наборов, изготовитель  SpringInternationalTradingCo., Limited, товарный знак SpringInternationalTradingCo., Limited, модель не  обозначена (графа  31 спорной ДТ).

В графе 33 спорной ДТ заявителем указан код товара №1 - 9504 90 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС.

По данному товару обществом в графе 47 спорной ДТ заявлена ставка НДС в размере 10% с указанием в графе 36 ДТ «преференции» в 4 элементе кода в соответствии с классификатором льгот по уплате таможенных платежей ЛД (применение ставки НДС в размере 10% в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров для детей).

20.10.2020 таможенным постом проведен таможенный досмотр товаров, задекларированных в ДТ №10702070/201020/0257097, результаты которого отражены в акте таможенного досмотра от 20.10.2020 №10702070/201020/0257097.

23.10.2020 в ходе осуществления таможенного контроля достоверности заявленных сведений о количестве, наименовании и характеристиках товаров в отношении товара №1 таможенным постом принято решение о проведении таможенной экспертизы с отбором проб и образцов.

По результатам проведенной экспертизы было изготовлено экспертное заключение от 03.12.2020 №12410005/0027262, в соответствии с которым представленный образец товара идентифицирован как: настольная игра «Шарики мудрости IQ Кидс». Наименование представленного товара, указанное в графе 31 спорной ДТ в описании товара №1, в части отнесения исключительно к товарам для детей не соответствует фактически установленным характеристикам. Также в экспертном заключении указано, что представленный образец не является товаром исключительно для детей: предназначен как для детей 6+, так и для лиц старше 14 лет. Информация изготовителя в виде маркировки «6+» на образцах является подтверждением минимального возраста пользователя, верхняя граница возрастной нормы производителем не указана.

Руководствуясь заключением эксперта, таможенный орган пришел к выводу о необоснованном применении обществом в отношении товара №1 ставки по НДС в размере 10%, что повлекло занижение размера подлежащих уплате таможенных платежей.

Данное обстоятельство послужило основанием для принятия таможенным органом решения от 16.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ №10702070/201020/0257097 в отношении товара №1. Названным решением были внесены корректировки в графу 47 (исчисление платежей) в части применения ставки НДС в размере 20% вместо 10% и изменения суммы налога. Сумма дополнительно начисленных таможенных платежей составила 87 977,24 руб.

Не согласившись с решением таможенного органа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований ввиду следующего.

В силу положений статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 Кодекса (пункт 1). Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 2). В зависимости от формы таможенного декларирования используется таможенная декларация в виде электронного документа или таможенная декларация в виде документа на бумажном носителе (пункт 6).

В соответствии с пунктом 3 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.

Согласно пункту 3 статьи 105 Кодекса перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств – членов.

Сведения, которые подлежат указанию в декларации на товары, перечислены в пункте 1 статьи 106 ТК ЕАЭС.

Так, в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; тарифные преференции (подпункт 5 пункта 1 статьи 106 Кодекса).

В  соответствии с  подпунктом  3 пункта  1 статьи 46 ТК ЕАЭС налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза, относится к таможенным платежам.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации назван в подпункте 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ в качестве самостоятельной операции, признаваемой объектом обложения НДС.

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 – 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 166 НК РФ).

Пунктом 5 статьи 164 НК РФ установлено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

В пункте 3 статьи 164 НК РФ предусмотрено общее правило, согласно которому налогообложение производится по налоговой ставке 20%.

Одновременно с этим в пункте 2 статьи 164 НК РФ приведен перечень товаров, налогообложение которых НДС производится по налоговой ставке 10%.

Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации товаров для детей - игрушек.

Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, утвержденпостановлением Правительства РФ от 31.12.2004 №908 (далее – Перечень).

В указанном Перечне к игрушкам для детей, облагаемым по ставке НДС 10%, относятся из 9504 90 «Товары для развлечений, настольные или комнатные игры прочие для детей, за исключением товаров для развлечений, настольных или комнатных игр из стекла, фарфора, фаянса, керамики».

Исходя  из изложенного, ставка НДС в размере 10%  применяется в отношении настольных или комнатных игр прочих для детей.

Согласно пункту  1 статьи  19 ТК ЕЭАС Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно – тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов.

Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (далее – Решение № 54) утверждены Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД.

В  целях обеспечения единообразной интерпретации и применения ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 21 «О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС.

В  соответствии с  общими  положениями пояснений к группе 95 «Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности»Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС (Том V. Разделы XVI - XXI. Группы 85 - 97) в данную группу включаются игрушки всех типов, предназначенные для развлечения детей и взрослых.

Согласно заключению эксперта ЭКС ЦЭКТУ от 03.12.2020 №12410005/0027262 образец № 1 - спорный товар, представляет собой настольную игру «Шарики мудрости IQ кидс». В полимерном футляре с откидной крышкой, на дне футляра имеется игровое поле с полусферическими ячейками, расположенными в форме равнобедренного треугольника и разноцветные детали различных форм в виде цветных шариков диаметром 10 мм., соединенных по 3-5 штук в одной плоскости в различной последовательности (конфигурации). Образец товара, представленный на исследование, состоит из следующих компонентов: игровое поле в футляре размерами 162*90*25 мм. из полимерных материалов; 12 деталей в виде цветных шариков из полимерного материала; 1 лист с инструкцией из бумаги. Упаковка картонная коробка.

На образце товара имеются следующие обозначения:

-на картонной коробке наименование и изображение товара («Шарики мудрости IQ кидс», «Тренирует мелкую моторику», «Формирует абстрактное мышление», «Развивает комбинаторные способности»),

-на крышке футляра самоклеящийся бумажный ярлык с информацией на русском языке (сведения о производителе, импортере ООО «Санрайз», дате выпуска, наименовании «Игра настольная IQ Кидс (АйКьюКидс) для детей», материал изготовления «полимерные материалы», предупредительные надписи «Внимание! Только для детей старше 3 лет», пиктограммы с обозначением возрастных ограничений «0-3», рекомендованный возраст «6+»).

Цель игры заключается в размещении деталей (цветных элементов) на игровом поле с ячейками так, чтобы заполнить все свободные ячейки треугольного поля в одной плоскости, либо сложить из деталей трехмерную фигуру заданной конфигурации на игровом поле. Игра содержит 180 логических задач, которые разделены на 5 уровней сложности, рассчитанными на игроков различных возрастных категорий, в том числе:

-задания простого уровня сложности разделены на четыре категории по количеству заранее заданных фигур в блоке (от 10 до 7 фигур), которые рассчитаны для различных игроков: дети, подростки, молодежь, взрослые,

-задания среднего уровня сложности разделены на три категории по количеству заранее заданных фигур в блоке (от 6 до 4 фигур), которые рассчитаны для игроков, прошедших простой и предыдущие уровни, способствуют развитию усидчивости, улучшают визуальную память, повышают аналитические способности,

-задания высокого уровня сложности разделены на две категории по количеству заранее заданных фигур в блоке (от 3 до 2 фигур), которые рассчитаны для игроков с высоким интеллектуальным уровнем (игроки с коэффициентом интеллекта IQ 180 и гении).

Исследуемый образец («Шарики мудрости IQ Кидс»), так называемая логическая игра «головоломка IQ элемент» - развивает умение и усидчивость, улучшает визуальную память, повышает аналитические способности в любом возрасте, помимо развития интеллекта игра поможет отвлечься от рутинных дел и отдохнуть. Игра предназначена как для детей, так и для взрослых: «у детей вызывает интерес, у подростков развивает логическое мышление, взрослые - дает отдых после работы» (согласно информации в инструкции).

Исходя из установленных характеристик, информации в инструкции, информации об имеющимся опыте с конкретной игрушкой на рынке сбыта, указывающий на ее соответствие определенной возрастной группе, таможенный эксперт пришел к выводу о том, что исследуемый образец идентифицирован как игра настольная - головоломка «Шарики мудрости IQ Кидс», предназначенная для решения конкретных задач на сообразительность от простого до высокого уровня сложности, для людей различных возрастных категорий, а именно от шести лет и старше (для детей и лиц старше 14 лет). Исследуемый образец не имеет признаков товара, предназначенного исключительно для игр детей.

Соответственно, поскольку спорный товар предназначен для использования, как детьми, так и взрослыми, то он не является товаром, предназначенным исключительно для детей.

В связи с этим следует признать, что ввезенный товар №1 не попадает в перечень товаров, приведенный в подпункте 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ, и что ставка НДС в размере 10% к данному товару неприменима.

Как было отмечено ранее, при рассмотрении вопроса о применении ставки НДС 10% необходимо руководствоваться одновременно как кодом товара, так и его наименованием. При этом само по себе указание в графе 31 спорной ДТ целевой аудитории товара «для детей» при наличии обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии такого описания, влечет невозможность применения пониженной налоговой ставки.

В свою очередь возможность использования настольной игры как детьми возрастом от 6-ти лет, так и взрослыми, не позволяет рассматривать указанный товар как «детскую игрушку», поскольку по смыслу положений подпункта 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ ставка НДС в размере 10% применяется в отношении товаров, в том числе игрушек, предназначенных исключительно для детей.

Как установлено последним абзацем пункта 2 статьи 164 НК РФ, коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 №33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъяснено, что для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общий классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

Примечанием к Перечню №908 установлено, что для целей настоящего приложения следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.

Исходя из вышеизложенного для применения налоговой ставки НДС в размере 10% при ввозе в РФ товаров для детей необходимо соблюдение следующих обязательных условий:

- детские товары входят в перечень товаров, определенных подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ;

- детские товары по коду и наименованию содержатся в ТН ВЭД ЕАЭС.

Вместе с тем в рассматриваемом случае товар №1, заявленный в спорной ДТ, не обладает такими характеристиками, которые позволяли бы говорить о том, что он предназначен исключительно для детей и является именно детским.

В связи с этим он не относится к товарам для детей и не подпадает в перечень товаров, приведенный в подпункте 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ.

Соответственно сам по себе факт того, что товар задекларирован по коду 9504 90 800 9 ТН ВЭД ЕЭАС, что относится к товарной позиции 9504 90 ТН ВЭД ЕАЭС, и что заявленное обществом наименование спорного товара «игра настольная  для детей «Айкью Кидс» из полимерных материалов» соотносится с наименованием товара по Перечню №908 из позиции 9504 90 «Товары для развлечений, настольные или комнатные игры прочие для детей, за исключением товаров для развлечений, настольных или комнатных игр из стекла, фарфора, фаянса, керамики», не свидетельствует о том, что спорный товар облагается НДС в размере 10%, поскольку Перечень №908 распространяется исключительно на товары для детей, которым спорный товар не является, так как может использоваться людьми разной возрастной категории – как детьми, так и взрослыми.

В свою очередь имеющийся в материалах дела сертификат соответствия №ЕАЭС RU C-CN.НА75.В.00344/19 свидетельствует лишь о том, что данные товары безопасны при использовании детьми и не подтверждает то обстоятельство, что спорные настольные игры являются исключительно детской игрушкой.

Так, в статье 2 Технического регламента «О безопасности игрушек» дано определение термина «игрушка», под которой понимается изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет.

Согласно пункту 3 статьи 1 ТР ТС 008/2011 указанный технический регламент устанавливает требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) игрушек относительно их назначения и безопасности.

Из указанного положения следует вывод, что, если товар не соответствует требованиям данного Технического регламента (его обязательным требованиям безопасности), то существует недопустимый риск, связанный с причинением вреда здоровью или угрозой жизни пользователю, и, следовательно, товар представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан (детей и подростков).

В этой связи, в отличие от гражданского законодательства, в том числе семейного, устанавливающего возраст детей – до достижения 18 лет, установление в техническом регламенте пониженного возрастного ценза – до 14 лет, очевидно направлено на формирование правовых основ обеспечения безопасности товаров и продукции для детей.

Учитывая, что в предмет доказывания в рамках рассмотрения настоящего спора относятся обстоятельства, характеризующие спорную настольную игру как «игрушку для детей» для целей применения льготного режима налогообложения, соответствие данного товара требованиям технического регламента не влияет на порядок налогообложения, строго регламентированный нормами налогового и таможенного законодательства.

Что касается несогласия заявителя с заключением таможенного эксперта, то суд его отклоняет исходя из того, что одно лишь несогласие декларанта с выводами эксперта и наличие у него возражений относительно правильности таких выводов не является основанием для исключения заключения таможенного эксперта из числа доказательств по делу, которое оценено судом наряду с другими доказательствами, представленными в материалы дела.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что ставка НДС в размере 10% не может применяться к товарам, не предназначенным исключительно для детей, суд приходит к выводу о том, что заявленный в спорной ДТ товар №1 не может быть отнесен к льготируемому.

По правилам пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.

Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).

Подпунктом «а» пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289 предусмотрено, что сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в порядке пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, если результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.

Принимая во внимание, что общество не доказало правомерность исчисления НДС в отношении товара №1 по ставке 10%, а таможенный орган обоснованно посчитал, что в отношении спорного товара подлежит применению ставка по НДС в размере 20%, суд приходит к выводу о том, что решение от 16.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ №10702070/201020/0257097, принято таможенным органом при наличии к тому правовых оснований и с правильным применением таможенного законодательства.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Соответственно заявленные обществом требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

В связи с отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению, а также на оплату услуг представителя на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на общество.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

          Судья                                                                   Тихомирова Н.А.