ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-8424/16 от 17.08.2016 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-8424/2016

24 августа 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2016 года .

Полный текст решения изготовлен 24 августа 2016 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Тихомировой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Каляновой В.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 21.06.2007), соистцы: Администрация Находкинского городского округа, Администрация Шкотовского муниципального района Приморского края, Администрация городского округа ЗАТО город Фокино, Администрация города Владивостока

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 03.12.2002)

третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Администрация Партизанского муниципального района Приморского края, ООО «Морской порт «Суходол», Администрация Ольгинского муниципального района Приморского края, Министерство обороны Российской Федерации

о признании незаконными действий по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений; обязании исключить указанные сведения,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 30.12.2015 №20/45409;

от Администрации Находкинского городского округа: ФИО2, доверенность от 30.1.02015 №р-31-2546;

от Администрации Шкотовского муниципального района Приморского края: ФИО3, доверенность от 11.08.2016 №8-1965, ФИО4, доверенность от 06.02.2015 №12-399;

от Администрации города Владивостока: ФИО5, доверенность от 01.10.2015 №1-3/3406;

от ответчика: ФИО6, доверенность от 21.09.2015 №25/2015-99;

от ООО «Морской порт «Суходол» - ФИО7, доверенность от 12.18.2016 №14;

от Министерства обороны - Дю У.В., доверенность от 13.05.2016 №212/1/101; ФИО8, доверенность от 21.01.20115 №212/2/50;

от Администрации городского округа ЗАТО г.Фокино, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю, Администрации Партизанского муниципального района Приморского края, Администрации Ольгинского муниципального района Приморского края: не явились, извещены;

установил: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Приморскому краю (далее – ответчик, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю) о признании незаконными действий по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о запретных зонах Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации; обязании исключить указанные сведения.

Представитель соистца - Администрации городского округа ЗАТО г.Фокино, а также представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю, Администрации Партизанского муниципального Приморского края, Администрации Ольгинского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие представителей указанных по имеющимся в деле доказательствам.

От Министерства обороны Российской Федерации в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании. В настоящем судебном заседании представители заявленное ходатайство поддержали, в обоснование которого представитель пояснил, что в ходе судебного разбирательства возможно представление в дело в качестве доказательств документов, содержащих сведения, не подлежащие разглашению.

Представители заявителя, администрации г.Владивостока, Администрации Шкотовского муниципального района, по ходатайству возразили.

Представители иных лиц, участвующих в деле, оставили рассмотрение ходатайства на усмотрение суда.

Частью 2 статьи 11 АПК РФ установлено, что разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

Поскольку заявителем ходатайства не представлено доказательств, свидетельствующих о возможности разглашения государственной тайны при рассмотрении настоящего дела, в материалах дела отсутствуют документы, составляющие коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, заявленное ходатайство удовлетворению не подлежит.

Обосновывая заявленные требования, представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края указал, что поскольку Владивостокское и Партизанское лесничества Министерства обороны Российской Федерации не подпадают под понятие военного объекта, указанного в пункте 2 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405, а также не в ходят в перечень объектов, в отношении которых установлены запретные зоны и запретные районы в Приморском крае, то, по мнению Департамента, в отношении границ указанных лесничеств не может быть установлено запретных зон для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил Российской Федерации.

Вместе с тем в границы установленных запретных зон вошли земельные участки, сведения о которых уже содержались в ГКН, на которых расположены объекты капитального строительства гражданского, производственного, социально-бытового и иного назначения, не относящиеся к военным объектам, а также находящиеся в краевой, муниципальной и частной собственности, в связи с чем, по мнению Департамента, регистрационный орган при внесении в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о запретных зонах Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации, должен был сопоставить сведения о границах военных объектах и границах запретных зон, чего не было сделано,

В связи с изложенным, полагает, что внесение сведений в ГКН о запретных зонах, включающих в себя земельные участки, на которых военные объекты отсутствуют, ответчиком были нарушены нормы, установленные указанным Положением.

По мнению заявителя, действия ответчика по внесению в ГКН сведений о запретных зонах Владивостокского и Партизанского лесничества Министерства обороны Российской Федерации привело к приостановлению дальнейшей реализации Федерального закона от 13.07.2015 №212-ФЗ, препятствуют развитию Приморского края, реализации крупных инвестиционных проектов, масштабному жилищному строительству, исполнению краевых и федеральных программ, а кроме того, нарушают права Департамента и как собственника земельных участков, и как уполномоченного органа по распоряжению земельными участками, находящимися в ведении Приморского края.

По тексту заявления Администрация города Владивостока в заявлении поддержала требования Департамента, указала, что в границах запретной зоны оказались находящиеся в собственности Владивостокского городского округа как объекты недвижимости (здания, строения, сооружения), так и земельные участки, в том числе занятые объектами недвижимости, а также земельные участки, расположенные на о.Русский, которые находятся в государственной собственности, необходимые для решения вопросов местного значения.

Учитывая изложенное, а также факт того, что в границах Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации находятся территории, застроенные объектами жилого фонда, социально-бытового, производственного и иного назначения, не являющиеся военными объектами, не вся территория указанного военного лесничества представляет собой военный объект.

В связи с изложенным, полагает, что при принятии решения о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах запретной зоны военного объекта ответчик должен был сопоставить сведения о границах военного объекта и границах его запретной зоны.

Администрация Шкотовского муниципального района Приморского края в полном объеме поддержала доводы Департамента, полагает, что действиями по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о запретных зонах Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации нарушены права Администрации Шкотовского муниципального района в сфере пользования и распоряжения земельными участками.

Представитель администрации Находкинского городского округа поддержал позицию заявителя.

Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю в материалы дела представил отзыв на заявление, в котором заявил возражения относительно требований Департамента, указал в соответствии с Приказами заместителя Министра обороны от 08.12.2015 №1197дсп, №1202дсп «Об установлении запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации», «Об установлении запретной зоны военного объекта - Партизанского лесничества Министерства обороны Российской Федерации» в орган кадастрового учета были представлены сведения о запретных зонах. Указанные сведения были внесены в Государственный кадастр недвижимости в соответствии с требованиям Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Учитывая изложенное, представитель ответчика полагает, что действия органа кадастрового учета по внесению сведений о границах с особыми условиями использования территории соответствуют требованиям действующего законодательства.

Представитель Управления Росреестра по Приморскому краю в письменном отзыве, представленном в материалы дела, поддержал позицию ответчика, сослался на положения статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6 Закона №252-ФЗ, в соответствии с которыми при поступлении до 01.01.2016 землеустроительной документации, составленной в отношении зон с особыми условиями использования территорий, в территориальный орган Росреестра для включения документации в Государственный фонд данных (далее - ГФД), такая документация подлежит включению в ГФД, в том числе и после вступления в силу Закона №252-ФЗ.

Землеустроительные дела по описанию границ объектов землеустройства (запретные зоны военных объектов) в отношении трех военных лесничеств, расположенных на территории Приморского края, для включения в Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства поступили как в Управление, так и в Филиал, в связи с чем на основании норм действующего законодательства Российской Федерации были внесены в государственный кадастр недвижимости.

Представитель Администрации Партизанского муниципального района Приморского края в письменном отзыве, представленном в материалы дела, поддержал в полном объеме позицию заявителя. Кроме того пояснил, что установление запретных зон препятствует органам местного самоуправления Партизанского муниципального района выделять в их границах земельные участки для строительства и ведения хозяйственной деятельности, что сокращает доходную часть бюджета и создает социальную напряженность среди населения района.

Представитель ООО «Морской порт «Суходол» в ходе судебного разбирательства поддержал позицию заявителя, пояснив при этом, что настоящим спором затрагиваются права и интересы общества в связи с тем, что в запретную территорию вошла территория, предназначенная под строительство специализированного грузового комплекса морского порта «Суходол» в с.Романовка. При этом режим запретной зоны подразумевает запрет или ограничение в хозяйственной и иной деятельности на ее территории, в том числе и капитальное строительство.

Представитель Администрации Ольгинского муниципального района Приморского края в письменных пояснениях, представленных в материалы дела, позицию заявителя поддержал в полном объеме.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании поддержал позицию регистрирующего органа, по заявленным требованиям возразил. Дополнительно пояснил, что, исходя из обоснования заявленных требований заявителем и соистцами фактически оспаривается сам факт установления запретной зоны, а не действия по внесению данных сведений в государственный реестр. Считает, что при внесении спорных сведений кадастровой палатой нарушений допущено не было. При этом доводы лиц, участвующих в деле, о нарушениях, выразившихся в несопоставлении сведений о запретных зонах с наличием сведений о находящихся в этой зоне объектов военного назначения считает несостоятельными, поскольку запретная зона не является земельным участком и сам факт наличия либо отсутствия капитальных объектов не является препятствием для ее установления.

Представителем Департамента в судебном заседании заявлено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу, в обоснование которого представитель пояснил, что Арбитражным судом г.Москвы в рамках дела №А40-134170/2016 принято к производству заявление Администрации городского округа ЗАТО города Фокино к Министерству обороны о признании недействительными приказов, в соответствии с которыми были установлены запретные зоны Владивостокского и Партизанского лесничеств. Считает, что обстоятельства, установленные в рамках указанного дела могут повлиять на рассмотрение настоящего дела.

Представители ответчика, Министерства обороны Российской Федерации по заявленному ходатайству возразили. Представитель Министерства обороны дополнительно пояснил, что в рамках настоящего спора рассматривается законность уже совершенных действий регистрирующего органа и даже в случае признания недействительными нормативных актов, послуживших основанием для установления запретных зон, данное обстоятельство не будет являться существенным для рассмотрения требований, заявленных в рамках настоящего дела.

Представители соистцов и третьих лиц, участвующих в настоящем судебном заседании, ходатайство о приостановлении производства по делу поддержали.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, суд не усматривает оснований для приостановления производства по настоящему делу в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.

Судом установлено, что в рамках дела №А40-134170/2016 Арбитражным судом города Москвы принято к производству заявление Администрации городского округа ЗАТО города Фокино к Министерству обороны о признании незаконными действий. При этом доказательств, свидетельствующих о том, что в рамках указанного дела рассматривается законность вынесения Приказов заместителя Министра обороны от 08.12.2015 №1197дсп «Об установлении запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации», №1202дсп «Об установлении запретной зоны военного объекта - Партизанского лесничества Министерства обороны Российской Федерации», а также иных документов, послуживших основанием для установления запретных зон Владивостокского и Партизанского лесничеств в материалы дела заявителем ходатайства не представлено.

Кроме того, суд также принимает во внимание и предмет настоящего спора, а именно: оспаривание действий по внесению сведений в Государственный кадастр недвижимости.

Исходя из имеющейся информации о предмете спора, заявленного в рамках дела №А40-134170/2016, составе лиц, являющихся участниками арбитражного процесса в указанном деле, суд не считает, что судебный акт по данному делу будет иметь преюдициальное значение для разрешения спора в рамках настоящего дела, в связи с чем, по мнению суда, безусловные основания для приостановления производства по делу №А51-8424/2016 до вступления в законную силу судебного акта по делу №А40-134170/2016 отсутствуют.

Из материалов дела судом установлено, что письмом от 01.03.2016 №02-1-19/190/1133 Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю уведомил Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края о том, что в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о запретных зонах военных объектов: Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации и Партизанское лесничество Министерства обороны Российской Федерации с присвоением учетных номеров 25.08.2.133 и 25.00.2.76 соответственно.

04.03.2016 Департамент обратился к ответчику с запросом №20/06/02-21/5743 о направлении документов, послуживших основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, а также сведений об объектах и границах объектов, в отношении которых установлены запретные районы.

Согласно письму ответчика Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю от 14.03.2016 №02-11-07/1285 сведения в ГКН внесены на основании карты (плана) запретной зоны военного объекта -Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации и карты (плана) запретной зоны военного объекта - Партизанское лесничество Министерства обороны Российской Федерации.

Посчитав, что действия ФБУ «Кадастровая палата» по Приморскому краю по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о запретных зонах Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителей, последние обратились в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).

Согласно пунктам 2, 3 статьи 1 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в частности описания местоположения границ таких зон или территорий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регулируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 №405 (далее – Положение №405).

Частью 1 статьи 15 Закона о кадастре на государственные органы и органы местного самоуправления возложена обязанность направлять в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 4).

Частями 5.2, 6 статьи 15 Закона о кадастре установлено, что обязательным приложением к решению органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, направляемому в орган кадастрового учета в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.

Частью 4 статьи 15 Закона о кадастре предусмотрено, что перечень и содержание документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета в случаях, установленных частями 1 - 3.2 настоящей статьи, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации (далее - порядок информационного взаимодействия).

Сведения об установлении зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Правилами направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, и требованиями к формату таких документов в электронной форме, утвержденных Постановлением Правительства от 03.02.2014 №71 (далее – Правила).

В пункте 4 названных Правил указано, что в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах.

Согласно пункту 18 Правил при информационном взаимодействии документы представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон о землеустройстве) установлено, что зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства. Местоположение границ объекта землеустройства согласно указанному закону определяется при проведении работ по землеустройству.

В силу статьи 20 Закона о землеустройстве в результате таких работ подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621. Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики. В нем должны содержаться сведения о документах, являющихся основанием для проведения землеустроительных работ, и сведения о документах, использованных при подготовке карты (плана) объекта землеустройства (наименование и реквизиты указанных документов).

Согласно письму Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю от 14.03.2016 №02-11-07/1285 запретные зоны военных объектов – Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации с особыми условиями использования территорий были поставлены на государственный учет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405, наосновании Приказов заместителя Министра обороны от 08.12.2015 №1197дсп «Об установлении запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации», №1202дсп «Об установлении запретной зоны военного объекта - Партизанского лесничества Министерства обороны Российской Федерации», Письма Департамента имущественных отношений МО РФ № 141/46966 от 25.12.2015 в отношении Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации; Письма Департамента имущественных отношений МО РФ №141/46972 от 25.12.2015 в отношении Партизанского лесничества Министерства обороны Российской Федерации; Карты (плана) запретной зоны военного объекта - Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации от 14.12.2015; Карты (плана) запретной зоны военного объекта - Партизанское лесничество Министерства обороны Российской Федерации от 16.12.2015; письма заместителя директора ФГБУ «ФКП Росреестра» №11-0476-КЛ от 10.02.2016.

Проанализировав положения вышеперечисленных нормативных правовых актов, исследовав собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю были представлены все необходимые, соответствующие действующему законодательству документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем орган кадастрового учета правомерно принял решение об осуществлении государственного кадастрового учета, поскольку при рассмотрении землеустроительной документации он обязан соблюдать требования, установленные действующим законодательством. Основания для отказа во внесении указанных сведений в государственный кадастр недвижимости у филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю отсутствовали.

При этом довод заявителя, соистцов и третьих лиц о нарушении ответчиком при совершении оспариваемых действий принципа сопоставимости кадастровых сведений, установленного статьей 4 Закона о кадастре, выразившихся во внесении указанных сведений без учета отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на данной территории объектов военного назначения, судом отклоняется как основанный на неверном толковании норм права.

Частью 1 статьи 4 Закона о кадастре предусмотрено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Вместе с тем, исходя из положений Закона о кадастре, обязанность сопоставления сведений, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости у регистрирующего органа возникает при изменении характеристик конкретного объекта недвижимости, таких как правообладатель объекта, его границы, целевое назначение. В рассматриваемом случае ответчиком внесены сведения о зонах особого использования, которые в свою очередь являются объектами землеустройства и само по себе внесение сведений о них не влечет за собой изменение уникальных характеристик объектов, расположенных на территории такой зоны.

Довод заявителя и соистцов о неправомерности установления запретных зон Владивостокского и Партизанского лесничество Министерства обороны Российской Федерации ввиду отсутствия сведений о соответствующих военных объектах судом также отклоняется как не имеющий отношения к предмету настоящего спора. В рамках настоящего спора рассматривается правомерность действий регистрирующего органа по внесению в государственный кадастр сведений об уже установленных границах запретных зон. При этом установлены данные зоны на основании нормативного правового акта государственного органа, который как на момент внесения спорных сведений, так и на момент рассмотрения настоящего дела является действующим и не признан несоответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о запретных зонах Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации.

Поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент и соистцы освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

В соответствии с частью 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Поскольку в удовлетворении требований по настоящему заявлению отказано, обеспечительные меры, принятые по настоящему делу определением от 30.05.2016 подлежат отмене.

Руководствуясь статьями 97, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований о признании незаконными действий Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Приморскому краю по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о запретных зонах Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации; обязании исключить указанные сведения, отказать.

Проверено на соответствие Федеральному закону от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Обеспечительные меры в виде приостановления действия сведений о запретных зонах Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации, принятые определением по настоящему делу от 30.05.2016 отменить.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Тихомирова Н.А.