ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-8446/15 от 13.05.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-8446/2015

18 мая 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена мая 2015 года .

Полный текст решения изготовлен мая 2015 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Турсуновой Ю.C. ,

при ведении протокола судебного заседания секретаре Каляновой В.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (ИНН 9063082 , ОГРН 2504058343 , дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 26.07.2004, адрес (место нахождения) – Приморский край, г. Владивосток, ул. Беломорская, 18)

к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства  Филичевой Наталье Сергеевне (ИНН 602788215 , ОГРН 307253606000012, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – 01.03.2007, адрес (место нахождения) – Приморский край, г. Владивосток, ул. Бестужева, 21А, кв.58)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии:  от заявителя – Храпова Н.Ю., по доверенности от 31.12.2014, от ответчика – Марковская М.М., по доверенности 25 АА 154554 от 17.02.2015.

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (далее – «заявитель», «Управление Роскомнадзора») обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Филичевой Натальи Сергеевны (далее «ответчик», «лицо, привлекаемое к ответственности») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель Управления на требованиях настаивал в полном объеме, указал на то, что поскольку предпринимательская деятельность ИП Филичевой Н.С. осуществляется с нарушением требований, установленных пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», подпунктом «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации 10.09.2007 № 575, оно обоснованно подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель лица, привлекаемого к ответственности, по требованиям не возражала, пояснила, что сбой в работе оборудования в указанный период времени произошел по техническим причинам, ИП Филичева Н.С. в кратчайшие сроки устранила указанную проблему, просила принять во внимание, что допущенное предпринимателем  правонарушение не носит существенного характера, в связи с чем   применить меру административного наказания в виде предупреждения.

Исследовав материалы дела в их совокупности и взаимной связи, суд установил следующее.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Филичева Наталья Сергеевна осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи на основании лицензии № 93468, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

В ходе проведения проверки Управлением установлено, что предприниматель в ходе осуществления указанной деятельности не соблюдает требования пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пункта 10  ст. 15.1 и пункта 3 статьи 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», подпункта «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации 10.09.2007 № 575, не соблюдает пункт 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией.

В целях оказания услуг связи оператор связи ИП Филичева Н.С. в соответствии с условиями лицензии и пункта 4 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2007 № 87, обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю: а) доступ к сети связи лицензиата; б) доступ к информационным системам информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; в) прием и передачу телематических электронных сообщений.

14.04.2015 ведущим специалистом – экспертом отдела надзора в сфере электросвязи Стрельниковым А.В., специалистом-экспертом   отдела надзора в сфере электросвязи Севастьяновым Д.Н. проведен мониторинг выполнения требований ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в категории «детская порнография, наркотические средства, экстремизм».

В ходе проведения проверки Управлением установлено, что на сети электросвязи ИП Филичевой Н.С., функционирующей на территории г. Владивосток, в период с 14 марта 2015 по 09 апреля 2015 имелся свободный     доступ к сайтам в сети Интернет включенным в «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационой сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в категории «детская порнография, наркотические средства, экстремизм».

ИП Филичевой Н.С., являясь оператором связи, не ограничила доступ к проконтролированным сайтам 14, 26, 28, 31 марта 2015 и 1, 2, 4, 7, 9 апреля 2015.

Указанные нарушения были зафиксированы в Протоколе мониторинга № ОНС/03-93468-25-028 от 14.04.2015 и повлекли нарушения пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пункта 10 статьи 15.1, пункта 3 статьи 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», подпункта «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации 10.09.2007 № 575, а также пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией. 

20.04.2014 по данному факту Управлением Роскомнадзора в отношении предпринимателя составлен протокол по делу об административном правонарушении № 744 и деяние ИП Филичевой Н.С.  было квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения.

Исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,  выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В целях оказания услуг связи оператор связи ИП Филичева Н.С. в соответствии с пунктом 4 условий лицензии обязан обеспечить предоставление абоненту и (или) пользователю:

а)       доступ к сети связи лицензиата;

б)      доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;

в)       прием и передачу телематических электронных сообщений.

Согласно части 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно - телекоммуникационной сети Интернет, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - ЕАИС).

Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила ведения ЕАИС).

Согласно пункта 3 Порядка получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее Порядок), утвержденного Роскомнадзором 21.02.2013, получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайте в сети «Интернет» zapret-info.gov.ru.

Авторизация для использования указанного web-сервиса осуществляется с применением квалифицированной электронной подписи, выданной любым удостоверяющим центром, из числа аккредитованных Минкомсвязи России.

В силу п. 13 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети Интернет.

По результатам мониторинга Единой информационной системы Роскомнадзора было установлено, что на сети электросвязи ИП Филичевой Н.С., функционирующей на территории г. Владивосток, в период с 14 марта 2015 по 09 апреля 2015 имелся свободный доступ к сайтам в сети Интернет включенным в «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационой сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На основании ч. 10 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15.3 Закона № 149-ФЗ после получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Таким образом, ИП Филичева Н.С., являясь оператором связи, не осуществляет ограничение доступа к информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в категории «детская порнография, наркотические средства, экстремизм», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», чем нарушает пункт 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»,пункт 10 статьи 15.1, пункт 3 статьи 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пп. «а» п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 и п. 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией №93468.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

На основании п. 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией №93468, оператор связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Таким образом, вывод Управления о нарушении предпринимателем требований пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пункта 10 статьи 15.1, пункта 3 статьи 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пп. «а» п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 и п. 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией №93468, признается судом обоснованным.

Доказательствами, подтверждающими совершение предпринимателем административного правонарушения, являются: протокол мониторинга от 14.04.2015 № ОНС/03-93468-25-028, а также протокол по делу об административном правонарушении в области связи от 20.04.2015 № 744. 

Поскольку объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), вышеперечисленные действия предпринимателя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд проверил соблюдение административным органом процессуальных норм законодательства об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении и не установил каких–либо грубых, неустранимых нарушений норм процессуального законодательства.

Полномочия должностного лица на составление протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ подтверждаются Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и её территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ № 70 от 04.05.2010.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Представитель лица, привлекаемого к ответственности, с правонарушением согласился, пояснил, что сбой в работе оборудования в указанный период времени произошел по техническим причинам, ИП Филичева Н.С. в кратчайшие сроки устранила указанную проблему, полагает, что допущенное предпринимателем  правонарушение не носит существенного характера, в связи с чем просит применить меру административного наказания в виде предупреждения.

Оценив конкретные обстоятельства совершения данного правонарушения, а также характер охраняемых законом общественных отношений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, а также о возможности применения административного наказания в виде предупреждения.

Судом установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства Филичева Наталья Сергеевна ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности за аналогичные, однородные правонарушения, которые были предметом рассмотрения Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-116/2015, что расценивается как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются как характер правонарушения, так и степень вины нарушителя.

Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, отягчающие и смягчающие обстоятельства, а также степень общественной опасности конкретного деяния, суд считает достаточным применить к правонарушителю административное наказание в пределах санкции, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере  3 000 руб.

Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

р е ш и л:

Привлечь Главу крестьянского (фермерского) хозяйства  Филичеву Наталью Сергеевну, 20 марта 1974 года рождения, место рождения: г. Владивосток, зарегистрированную ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока 01.03.2007 за ОГРН 307253606000012, ИНН 253602788215, адрес (место нахождения): г. Владивосток, ул. Бестужева, 21А, кв. 58, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 3 000 (Три тысячи) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию на расчётный счет № 40101810900000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю г. Владивосток, БИК 040507001, получателю - УФК по Приморскому краю (Управление Роскомнадзора по Приморскому краю), ИНН 2539063082, КПП 253901001, ОКТМО 05701000, код бюджетной классификации 09611690040046000140, назначение платежа - административный штраф по делу № А51-8446/2015.

Платежный документ об уплате штрафа в десятидневный срок представить арбитражному суду, вынесшему решение.

В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок и непредставления суду доказательств уплаты направить решение на принудительное исполнение.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд        Приморского края.

  Судья                                                                         Турсунова Ю.C.