ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-8592/08 от 19.11.2008 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

                Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток                                                                   №  А51-8592/2008

«26» ноября 2008 г.                                                                        23-212

          Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2008. Решение в полном объеме изготовлено 26 ноября 2008.

Арбитражный суд  Приморского края

________________________________________________________________

(Наименование суда)

в составе:  судьи             Т.В. Нинюк

                                                                                                (фамилия, инициалы)

при ведении протокола секретарем судебного заседания  В.С. Фоминой                                           

(казать лицо, которое вело протокол)

рассмотрел в судебном заседании дело по искуКГУП «Примтеплоэнерго» в интересах филиала «Спасского теплового района Хорольский»

к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Приморского края, Администрации Хорольского муниципального района, Финансовому  управлению администрации Хорольского муниципального района.

о взыскании  295 012 руб. 85 коп.

при участии:

от истца: ФИО1  доверенность от 21.12.2007 г. № 35/08;

от ответчиков:  Минфин –  ФИО2 доверенность  от 12.08.08                  №20-11-29/31;

Департамент финансов ПК – ФИО3, доверенность от                  27.02.2008 г. № 9 уд. № 2942;

Администрация Хорольского района – представитель не явился

Финуправление Администрации Хорольского района – представитель не явился

установил:  КГУП «Примтеплоэнерго» в интересах филиала «Спасский» Теплового района «Хорольский» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департамента финансов Приморского края, Администрации Хорольского муниципального района, Финансового  управления администрации Хорольского муниципального района295 012 руб. 85 коп. - компенсации льгот, предоставленных участковым уполномоченным в соответствии со ст. 30 ФЗ «О милиции» в период с  января 2006 по апрель 2007.

          Ответчики Администрация Хорольского муниципального района, Финансовое управление администрации Хорольского муниципального района извещены не явились, заявили письменное ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

  Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, суд проводит судебное разбирательство в отсутствие указанных лиц  по имеющимся материалам дела.

  В судебном заседании истец поддержал требования. Пояснил, что в 2006, 2007 г.г. за счет собственных средств предоставил скидку при оплате оказанных услуг участковым милиционерам, имеющим право на льготу в соответствии с ФЗ «О милиции». Понесенные в связи с этим расходы не компенсированы.Считает, что понесенные расходы должны быть взысканы из федерального бюджета.

Ответчик Минфин РФ требования не признал, указал, что ст. 30 ФЗ «О милиции» предусматривает льготы по предоставлению жилья, а не по коммунальным услугам. Финансирование участковых уполномоченных милиции осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований, а также за счет краевого бюджета.

Ответчик Департамент финансов ПК, требования не признал, считает, что компенсация расходов должна быть произведена из федерального бюджета, поскольку льгота установлена на федеральном уровне. Пояснил, что в краевой бюджет средств на компенсацию указанных льгот не поступало.

Ответчик Администрация Хорольского муниципального района в письменном отзыве указала, что является ненадлежащим ответчиком по делу.Пояснил, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по социальной защите населения. Денежных средств на предоставление льгот в соответствии с Законом о милиции из вышестоящих бюджетов не поступало. В соответствии с указанным законом на органы местного самоуправления возложена обязанность предоставить бесплатно жилое помещения, а не льготу по оплате коммунальных услуг.

Ответчик Финуправление Администрации Хорольского района поддерживает доводы Администрации.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет казны Российской Федерации по следующим основаниям.

          КГУП «Примтеплоэнерго» филиал «Спасский» Тепловой район «Хорольский» за счет собственных средств в период с  января 2006 по апрель 2007 оказывало услуги по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг льготной категории граждан (участковые милиционеры, проживающие в сельской местности).

Факт предоставления истцом льгот в спорный период доказан списками участковых уполномоченных милиции, пользующихся льготами по оплате коммунальных услуг,муниципальными контрактами на обеспечение потребителей муниципального образования услугами теплоснабжения от 22.06.2005 г., от 06.07.2006 г., заключенными с протоколами разногласий и протоколами согласования разногласий.

Стоимость потребленной тепловой энергии определена с применением ставок оплаты, установленных постановлениями главы муниципального образования Хорольский район от 24.12.2004 г. № 468, от 28.11.2005 г. № 428.

   Поскольку понесенные расходы не были компенсированы, истец обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательств не допускаются.

  Статьей 30 Федерального закона «О милиции» № 1026-1 от 18.04.1991 г. установлено, что участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами.

Согласно ст. 71 Конституции РФ вопросы обороны, безопасности и федеральной государственной службы находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

 В соответствии со ст. ст. 72, 76 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ» от 24.06.1999                  № 119-ФЗ, разделение полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.

   Кроме того, пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» № 126-ФЗ от 25.09.1997 г. предусмотрено, что увеличение расходов местных бюджетов, возникшее в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими указанные решения. Следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предоставлению бесплатного жилья и отопления участковому уполномоченному милиции, работающему в сельской местности, корреспондирует обязанность Российской Федерации компенсировать из федерального бюджета соответствующие расходы.

    Исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот как обязательство, возникшее в результате принятия федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

    Статья 26.3 указанного Федерального закона финансирование за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации расходов, связанных с предоставлением участковым уполномоченным милиции, работающим в сельской местности и поселках городского типа, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг к полномочиям субъекта Российской Федерации не относит.

   Таким образом, расходы истца в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 30 Федерального Закона «О милиции» подлежат компенсации из федерального бюджета.

В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы из федерального бюджета в бюджет субъекта Федерации в виде субвенций и субсидий.

Доказательств осуществления федеральным бюджетом в 2006, 2007 г.г. целевого финансирования на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот участковым уполномоченным милиционерам, работающим в сельской местности и поселках городского типа, по оплате коммунальных услуг в материалы дела ответчиками не представлено.

В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

          Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Поскольку органы государственной власти РФ исполнение федерального закона в части предоставления отдельным гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг не обеспечили,Администрации Приморского края, в свою очередь, не имела средств для удовлетворения потребности Администрации Хорольского муниципального района по компенсации расходов истца на предоставление льгот, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Российской Федерации.

В связи с чем, в удовлетворении требований, заявленных к Департаменту финансов Приморского края, Финансовому управлению Администрации Хорольского муниципального района, Администрации Хорольского муниципального района надлежит отказать.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на Министерство Финансов РФ.

Излишне уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета согласно п. 3 ст. 333.40 НК РФ.

  Руководствуясь ст.ст. 110, 156, 167-170  АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Взыскать с казны Российской Федерации в пользу КГУП «Примтеплоэнерго» 295 012 (двести девяносто пять тысяч двенадцать) рублей 85 копеек – расходы, связанные с предоставлением льгот участковым уполномоченным  проживающих в сельской местности.

Взыскать с Министерства финансов РФ в пользу КГУП «Примтеплоэнерго» 7 400 (семь тысяч четыреста) рублей 24 копейки  госпошлины по иску.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Хорольского муниципального района, Финансовому управлению Администрации Хорольского муниципального района, Департаменту финансов Приморского края отказать.

Возвратить КУГП «Примтеплоэнерго» (филиал «Спасский» тепловой район «Хорольский») из федерального бюджета госпошлину в сумме 3 446 рублей 76 копеек.

Выдать исполнительные листы, справку на возврат госпошлины в сумме 3 446 рублей 76 копеек после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                               Т.В. Нинюк