ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-8714/20 от 15.02.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-8714/2020

20 февраля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степковой Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточная железная дорога (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 23.09.2003)

к обществу с ограниченной ответственностью "ПРИМОРСКУГОЛЬ" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 01.08.2017)

о взыскании задолженности в размере 66 049,20 рублей

при участии в судебном заседании: от истца – ФИО1, паспорт, свидетельство о заключении брака, доверенность № ДВОСТНЮ-121/Д от 02.09.2020 до 19.09.2022, диплом №604-6 от 22.06.2007; от ответчика – ФИО2, паспорт, доверенность №ПРИМ-19/162 от 20.12.2019 до 31.12.2020, диплом №7865

установил: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточная железная дорога обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ПРИМОРСКУГОЛЬ" о взыскании задолженности в размере 66 049,20 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13.04.2020 по 22.05.2020 в размере 409,65 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.05.2020 до момента фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга.

Определением от 11.06.2020 суд принял исковое заявление к производству в порядке упрощенного производства.

Определением от 04.08.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств по делу.

Исковые требования обоснованы нарушением грузоотправителем формирования отправительского маршрута, в результате чего ОАО «РЖД» недополучило провозные платежи.

Ответчик в письменном отзыве на исковое заявление возразил против удовлетворения заявленных требований.

Из материалов дела судом установлено следующее.

Между ОАО «РЖД» (перевозчик)и АО «Приморскуголь» (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования РУ «Новошахтинское» АО «Приморскуголь», примыкающего к железнодорожной станции Новошахтинская № 283 от 11.12.2017, по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом № 13 к пути № 17 железнодорожной станции Новошахтинская, локомотивом владельца.

В соответствии с пунктом 7 договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика на железнодорожные выставочные пути №№ 4, 6, 8, 10, 12, 14 станции Новошахтинская.

Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.

С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве 58 вагонов. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на железнодорожные выставочные пути №№ 4, 6, 8,10,12 станции Новошахтинская (пункт 9 договора).

01.08.2017 АО «Приморскуголь» прекратило свою деятельность путем преобразования в ООО «Приморскуголь».

В соответствии со статьей 25 Устава железнодорожного транспорта, 13.10.2019 ООО «Приморскуголь» оформило к перевозке груз.

Согласно сведениям, внесенным в железнодорожные накладные №№ ЭС989150, ЭС989121, ЭС989161, ООО «Приморскуголь» в адрес АО «ДГК» осуществлялась перевозка груза «Уголь бурый» прямым отправительским маршрутом.

В соответствии с пунктом 2.1.2 Инструкции по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» № 2509р от 21.10.2015 прямые отправительские маршруты - это сформированные на одну железнодорожную станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей, получателей порожних вагонов (грузовые вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе отдельной группой).

В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 26.02.2015 № 32) при формировании отправительского маршрута, состоящего из ядра (основной части отправительского маршрута) и прицепной части маршрута, отдельными накладными оформляются как ядро маршрута, так и каждая группа вагонов, находящаяся в составе прицепной части маршрута.

Согласно железнодорожным накладным №№ ЭС989121, ЭС989161 вагоны являлись прицепной частью.

Вагоны, следовавшие по накладной № ЭС989150 - ядро маршрута.

Телеграммой ОАО «РЖД» № 65/ЦУПВП от 21.12.2016 установлено, что для отправительских маршрутов, сформированных на путях необщего пользования станции Новошахтинская назначением на станцию Гайдамак, предусмотреть выделение ядра 3600 тонн (перелом веса на станции Угольная).

Исходя из условий договора № 283 от 11.12.2017 при формировании маршрута на железнодорожном пути необщего пользования вагоны возвращаются на железнодорожные выставочные пути целыми составами установленного веса и длины, сформированными в соответствии с планом формирования поездов (пункт 10 договора).

Согласно пункту 11 договора № 283 от 11.12.2017 о готовности вагонов к сдаче на выставочные пути станции Новошахтинская приемосдатчик груза и багажа РУ «Новошахтинское» передает приемосдатчику груза и багажа станции Новошахтинская уведомление и натурный лист по телефону/факсу 3-79, с последующим письменным подтверждением формы ГУ-26.

Истец в обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с натурным листом поезда по вине грузоотправителя ядро прямого маршрута (позиции в натурном листе (501-528, 534-541) смешано с прицепной частью (позиции 529-533, 542-552).

Пунктом 4.10 Инструкции по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» № 2509р от 21.10.2015, установлено, что погрузка отправительского маршрута считается необеспеченной по вине грузоотправителя, если состоялась передача маршрута перевозчику, ядро которого состоит из отдельностоящих групп вагонов, смешанных с прицепной частью маршрута.

Факт нарушения грузоотправителем формирования отправительского маршрута подтвержден актом общей формы № 1/220, подписанного грузоотправителем с разногласием.

Расчет платы за перевозку грузов осуществляется по правилам применения тарифов, изложенным в Разделе 2 Постановления ФЭК России от 17.06.2003 № 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2).

В результате нарушения грузоотправителем формирования отправительского маршрута ОАО «РЖД» недополучило провозные платежи.

Провозная плата за перевозку груза, указанного в накладных, составила 517 563,6 рублей (с НДС).

Поскольку фактически погрузка отправительского маршрута по вине грузоотправителя не обеспечена, то провозная плата по фактически перевезенному маршруту составила 583 612,80 рублей (без учета поправочного коэффициента 0,85).

Разница в тарифе составила 66 049,20 рублей.

Истцом в адрес ответчика направлена претензия № 4257/ДТЦФТО от 19.03.2020 с требованием об оплате разницы в провозных платежах.

Оставление ответчиком претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения истца и ответчика, суд считает заявленные требования неподлежащими удовлетворению в виду следующего.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 2 статьи 784 ГК РФ).

Статьей 785 ГК РФ определено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату; заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования регулируются Уставом железнодорожного транспорта (далее – УЖТ), который устанавливает права, обязанности и ответственность сторон данных отношений.

Из материалов дела судом установлено, что при приеме груза к перевозке истцом были подписаны квитанции о приеме грузов, присвоен номер отправительского маршрута - № 976918, а также сделаны отметки о том, что:

- по квитанции о приеме груза № ЭС989150 принято 36 вагонов, что составляет ядро отправительского маршрута;

- по квитанции о приеме груза № ЭС989161 принято 12 вагонов, что составляет прицепную часть отправительского маршрута;

- по квитанции о приеме груза № ЭС989121 принято 4 вагона, что составляет прицепную часть отправительского маршрута.

Наличие отметки в накладных «маршрут отправительский прямой», предусмотренной правилами перевозок отправительскими маршрутами, по спорным отправкам подтверждает соблюдение ответчиком условия о маршрутизации и принятие истцом груза к перевозке в виде прямых отправительских маршрутов.

На основании вышеизложенного, истцом были подписаны Квитанции о приеме груза №№ ЭС989150, ЭС989161, ЭС989121, присвоен номер отправительского маршрута (№ 976918) и сделаны отметки о принятии маршрута с указанием ядра и прицепной части, что в соответствии с Приказом МПС России от 29.03.1999 № 10Ц «Об утверждении Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте» является достаточным основанием для применения поправочных коэффициентов.

Однако в дальнейшем истцом составлен акт общей формы № 1/220 от 19.11.2019, согласно которому 13.10.2019 на станции Новошахтинская был оформлен отправительский маршрут № 976918 назначением на станцию Гайдамак, который сформирован на подъездном пути ООО «Приморскуголь» в нарушение п. 4.10 инструкции № 2509р от 21.10.2015; ядро в данном маршруте было смешано с прицепной частью.

Истец указал, что в результате нарушения грузоотправителем формирования отправительского маршрута ОАО «РЖД» недополучило провозные платежи.

Учитывая изначально согласованный истцом с ответчиком размер провозной платы по сформированному ответчиком отправительскому маршруту № 976918, что подтверждается Квитанциями о приеме груза к перевозке №№ ЭС989150, ЭС989161, ЭС989121, дальнейшее доначисление провозной платы произведено истцом неправомерно, поскольку ответчиком соблюдены условия применения поправочного коэффициента для прямых отправительских маршрутов.

Факт передачи истцу вагонов с грузом, сформированных в отправительском маршруте № 976918 в определенном порядке, подтверждается также Вагонными листами формы № 386-ВЦ (для маршрутной отправки).

Исходя из положений подпункта 1 пункта 6.1.1 «Об утверждении Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО «РЖД»», утвержденной Распоряжением ОАО «РЖД» от 01.03.2007 № 333р, на каждый погруженный вагон приемосдатчиком железнодорожной станции погрузки на основании данных транспортной железнодорожной накладной составляется вагонный лист.

Пунктом 3 параграфа 71 (Вагонный лист на маршрут (форма ГУ-386)) Инструкции по ведению станционной коммерческой деятельности предусмотрено, что в средней части вагонного листа указываются по порядку номера всех вагонов, включенных в маршрут.

Таким образом, вагонный лист поезда является первичным двусторонним документом, подтверждающим факт передачи вагонов в определенной последовательности.

В представленных вагонных листах по отправкам № ЭС989150, № ЭС989161, № ЭС989121 содержится указание на прямой отправительский маршрут № 976918; имеются также отметки о том, что груз погружен и закреплен правильно.

Согласно Инструкции по составлению натурного листа грузового поезда (утвержденной на 66-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 19.05.2017) сведения о каждом груженом и порожнем вагоне, перевозимом по полным перевозочным документам, переносятся в натурный лист из вагонного листа (пункт 3.1 Инструкции).

Натурный лист грузового поезда – основной технологический документ, используемый для организации процесса обработки вагонопотоков на станциях железных дорог (пункт 1.1).

Натурный лист составляется перевозчиком путем натурного списывания вагонов с фактического состава поезда.

После приема отправительского маршрута истец самостоятельно начинает формировать поезд и составляет натурный лист поезда.

Из вышеизложенного следует, что вагонный лист является доказательством передачи вагонов перевозчику в определенной последовательности.

Маршрут № 976918 был выставлен по натурному листу № 650 от 13.10.2019, в соответствии с планом организации отправительских, станционных и ступенчатых маршрутов на 2016/2017 года, а также с телеграммой № 65/ЦУПВП от 21.12.2016, которой предусмотрено выделение ядра 3 600 тонн. Маршрут был проверен перевозчиком и принят к перевозке на станции Новошахтинская без замечаний. Маршрут от станции отправления до станции назначения следовал на условиях маршрутной отправки, следовательно, соответствовал тарификации отправительских маршрутов.

Кроме того, на момент прибытия вагонов на станцию назначения, каких-либо нарушений выявлено не было, акт общей формы на момент прибытия вагонов не составлялся, перерасчет по добору тарифа не был произведен.

Таким образом, факт отправки вагонов отправительским маршрутом подтверждается Квитанциями о приеме груза к перевозке, вагонными листами и натурным листом № 650.

При приеме груза к перевозке перевозчиком подписаны квитанции о приеме груза, присвоен номер отправительского маршрута и сделаны отметки о принятии маршрута с указанием ядра и прицепной части, что соответствует требованиям Правил перевозок и является достаточным основанием для применения поправочных коэффициентов. Таким образом, все спорные перевозки осуществлялись отправительскими маршрутами. Указанные документы подписаны двумя сторонами и являются доказательством исполнения обязанности грузоотправителя по соблюдению условий формирования отправительских маршрутов.

Пунктом 3 параграфа 71 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности предусмотрено, что в средней части вагонного листа указываются по порядку номера всех вагонов, включенных в маршрут. Следовательно, вышеуказанными нормативными документами закреплено, что подписанный вагонный лист является доказательством передачи вагонов перевозчику в определенном порядке.

Квитанциями о приеме груза к перевозке и вагонными листами в совокупности устанавливается факт отправки вагонов отправительскими маршрутами.

На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд считает требование истца о взыскании с ответчика задолженности необоснованным и неподлежащим удовлетворению.

Поскольку судом отказано в удовлетворении требования о взыскании основного долга, следовательно, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению так же не подлежит.

На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату истцу из средств федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В иске отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 16 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению №2183860 от 27.05.2020.

Выдать справку на возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Чугаева И.С.