ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-8817/2006 от 19.12.2006 АС Приморского края

                           АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

                                      Именем Российской Федерации                                                                                              

                                                     Р Е Ш Е Н И Е

г.Владивосток

  22  января 2007 г.                                                   Дело №А51-8817/2007 7-164

 Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2006 года.

 Полный текст решения изготовлен 22.01.2007 года.

Арбитражный суд

Приморского края

в составе:

Судьи                        А.Б.Бухбиндер

при ведении протокола судебного заседания судьей  А.Б. Бухбиндер

рассмотрев в судебном заседании дело по иску КГУП «Примтеплоэнерго» в лице филиала ФИО1

к Администрации Михайловского района приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю,

о взыскании 90 323, 59 рублей,

при участии:

от истца: начальник юридического отдела ФИО2, доверенность №36/06 от 26.12.2005г. (сроком до 31.12.2006г. со спецальными полномочиями), паспорт 05 02 №950735; бухгалтер ФИО3, доверенность №116/06 от 30.01.2006г. (со специальными полномочиями, сроком до 31.12.2006г.), паспорт 05 00 №193082,

от Администрации Михайловского муниципального района – главный специалист правового управления ФИО4, доверенность №302/5 от 07.02.2006г., специалист ФИО5, доверенность №1908/17,

от Департамента финансов Администрации Приморского края – консультант отдела правового обеспечения ФИО6, доверенность №24/01-06  от 05.08.2005г. (со специальными полномочиями на 3 года), удостоверение №164,

от МФ РФ – ведущий специалист юридического отдела ФИО7, доверенность №11/20-16 от 09.02.2006г. (со специальными полномочиями, сроком до 31.12.2006г.), служебное удостоверение №285.

установил:

Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» в лице филиала «ФИО1» обратилось в суд с иском о взыскании с Администрации Михайловского муниципального района Приморского края 90323 руб. 59 коп расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением в период с сентября 2003г. по декабрь 2005г. льгот по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, подпадающим под действие ФЗ РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

По ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков судом привлечены Департамент финансов Администрации Приморского края и Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.

Определением от 29.09.2006 дело назначено к судебному разбирательству.

В связи с неявкой истца, известившего суд посредством направления телефонограммы, зарегистрированной канцелярией арбитражного суда  18.12.2006 за №1207, о невозможности прибытия в судебное заседание из-за отсутствия автотранспорта, и заявлением ходатайства об отложении рассмотрения дела, в судебном заседании был объявлен перерыв в соответствии со ст. 163 АПК РФ, по окончании которого заседание продолжено.

Поддерживая требования в полном объеме, КГУП «Примтеплоэнерго» просило взыскать сумму иска с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

         Администрация Михайловского Муниципального района иск не признала, считая себя ненадлежащим ответчиком и ссылаясь на ст. 16 Федерального закона от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитированных жертв политических репрессий», определяющую, что расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, указала на образование задолженности перед истцом в результате недостаточности финансирования в рамках переданных муниципальному району на рассматриваемые цели из краевого бюджета средств, которые удовлетворяли бы потребность на компенсацию расходов предприятий, предоставляющих льготы данной категории граждан.  Финансирование расходов, по сведениям администрации, производилось за счет средств местного бюджета с последующим возмещением из средств Фонда компенсаций, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели, всего КГУП «Примтеплоэнерго» в 2003-2005гг. было перечислено 207684, 12 руб. Объемы осуществленного финансирования в 2003-2005 годах расходов на предоставление льгот данной категории граждан за счет средств, предусмотренных в местном бюджете в 2003 году – в размере 228 тыс. руб., в 2004 году – в размере 169 тыс. руб. и в 2005 году – в размере 157 тыс. руб., отражены в ежеквартальных отчетах, передаваемых Финансовым управлением администрации МО ФИО1 район в Департамент финансов Администрации Приморского края с целью последующего возмещения перечисленных на указанные цели денежных средств из средств Фонда компенсаций, предусмотренных в федеральном бюджете.

Департамент финансов Администрации Приморского края, отклоняя требования истца считает выполненным возложенные на него обязанности по передаче (распределению) в 2003- 2004 годах поступивших из федерального бюджета на реализацию ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» средств, а также по перечислению в 2005 году субвенций муниципальному образованию согласно постановлению Администрации приморского края от 04.02.2005 №28-па «О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий в полном объеме.

         Названные ответчики в своих отзывах на иск указали на то, что объем средств, переданных из краевого бюджета муниципальному району (из федерального бюджета в бюджет приморского края) на реализацию ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» не покрывает в полном объеме расходы муниципальных образований и предприятий, фактически предоставивших данную льготу.

Министерство Финансов РФ, не соглашаясь с требованиями истца, также считает себя ненадлежащим ответчиком, и указывает на обязанность субъекта РФ предусматривать в краевом бюджете 2005 года средства на реализацию льгот, установленных Законом РФ от 18.10.1991 №1761-1 (в ред. От 09.02.2003) для их передачи нижестоящим бюджетам; в 2003 и 2004 годах в порядке межбюджетных отношений из федерального бюджета за счет средств Фонда компенсации на реализацию Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» Приморскому краю выделено 13060000 рублей и 21777000 рублей (соответственно).

          На основании представленных администрацией Михайловского муниципального района сведений и документов о поступлении и распределении денежных средств, поступивших муниципальному образованию в 2003 году в пределах переданной из федерального бюджета компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, подпадающим под действие ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий», представитель  УФК по Приморскому краю заявил о неправомерном  перечислении МО на собственные нужды суммы 24700 рублей, поступившей на реализацию данного закона, поскольку такое распоряжение денежными средствами не соответствует их целевому характеру и не подтверждено соответствующими документами, свидетельствующими о  наличии у ответчика  расходов за счет собственных средств местного бюджета.

          Заслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд установил следующее:

          01.01.2002г. КГУП «Примтеплоэнерго» в лице филиала ФИО1 и  Администрация Михайловского района заключили договор №17 на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот населению по оплате коммунальных услуг в соответствии с ФЗ « О реабилитации жертв политических репрессий», и за счет собственных средств в период с сентября 2003 года по декабрь 2005 года предоставило льготу, в виде 50-процентной скидки  по оплате коммунальных услуг (электроэнергии) населению муниципального образования ФИО1 район, подпадающему под действие указанного федерального закона. Сумма расходов, связанных с предоставлением льготы по оплате коммунальных услуг составила 90323, 59 руб. Настоящий договор был заключен сроком до 31.12.2002г., с условием ежегодной пролонгации.

   КГУП «Примтеплоэнерго» в лице Михайловского филиала принятые на себя обязательства выполнило, предоставив гражданам в период с сентября 2003 года по декабрь 2005 года за счет собственных средств указанные выше льготы.

          Невозмещение истцу Администрацией Муниципального образования ФИО1 район образовавшихся в связи с этим расходов послужило основанием  для предъявления настоящего иска.

          Оценив доводы  лиц, участвующих в деле, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в сумме 65 623,59 рублей за счет  Казны Российской Федерации  в лице Министерства Финансов РФ, и в сумме 24 700 рублей за счет Администрации Михайловского муниципального района по следующим основаниям:    

          В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательств не допускается.

          В силу  ст. ст.16, 1069 ГК РФ  вред, причиненный гражданину  или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит  возмещению. Вред возмещается  за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

          Согласно пункту «ж» статьи 16 ФЗ «О реабилитации  жертв политических репрессий» реабилитированные лица и совместно  с ними проживающие члены их семей имеют право  на снижение  размеров  оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах  норм,  предусмотренных законодательством.

          В соответствии с частью 2 статьи 17 указанного закона порядок  выплаты денежных  компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот устанавливается  специальными  положениями, утверждаемыми Правительством РФ.

          В силу пункта 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 №419     (посл. изм. на  13.07.2004), расходы, связанные с предоставлением льгот, производятся за  счет  средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением  произведенных расходов из федерального бюджета. Однако, механизм возмещения организациям расходов, связанных  с предоставление льгот, вышеуказанным постановлением Правительства  не  определен.

          Согласно ст.ст.72, 76 Конституции  РФ, ст. 9 ФЗ «О принципах  и порядке   разграничения предметов ведения и полномочий между органами  государственной власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ» от 24.06.1999 №119-ФЗ разделение полномочий  РФ и её субъектов РФ в области  социальной защиты производится по уровню органа  государственной  власти,  принявшего соответствующее законодательное решение. Обязательства  по социальной защите населения, установленные федеральными законами, являются  реализацией полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться  из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

          Статьей 3.1 Постановления Правительства РФ от 30.07.1998 №862 «О концепции  реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001» и разделом 4 Постановления Правительства РФ от 15.08.2001 №584 «О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период  до 2005» предусмотрено, что  на нижестоящие бюджеты может быть  возложена ответственность за невыполнение  федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов,  только в пределах переданной федеральным  бюджетом компенсации таких расходов.

          В соответствии  со ст. 130 БК РФ финансовые средства,  необходимые  для осуществления  полномочий  РФ, не относящихся к предмету ведения субъекта РФ, передаваемые  из бюджета РФ,  предусматриваются  в нем как отдельный вид расходов бюджета и учитываются отдельно  по каждому виду расходов.

          Из указанного следует, что  средства компенсаций на осуществление  государственных полномочий, переданных  субъекту Федерации, должны быть  профинансированы  из федерального бюджета  в бюджет  субъекта целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.       

  Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 № 536 установлено Министерство финансов РФ.

 Постановлением Правительства РФ № 584 от 15.08.2001 «О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года» предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

         Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в бюджет Приморского края в 2003г. целевым назначением поступили субвенции из федерального Фонда компенсаций для реализации ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» 13060 тыс. рублей, в 2004г. – 21777 тыс. рублей, в 2005г. – 27835 тыс. рублей. Данные суммы полностью были распределены Департаментом финансов администрации Приморского края по муниципальным образованиям Приморского края, при этом Михайловскому муниципальному району в 2003г. было направлено 252,7 тыс. рублей, в 2004г. – 107 тыс. рублей, в 2005г. – 157 тыс. рублей. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела отчетами о фактически понесенных местными бюджетами расходах, справками о фактическом финансировании, решениями муниципального образования «Об утверждении бюджета финансирования».

 В соответствии  с законом Приморского края «О краевом бюджете на 2003 год» бюджету муниципального образования ФИО1 район было выделено 252,7 тыс. рублей на возмещение расходов по предоставлению льгот жертвам политических репрессий.

 При этом, в соответствии с действующим законодательством, такое возмещение производится на основании документального подтверждения расходов.

 Однако, Администрацией Михайловского муниципального района расходы на реализацию ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий», документально обоснованы не были. В бюджете МО ФИО1 район не были заложены денежные средства на реализацию вышеуказанного федерального закона. Учитывая изложенное, перечисление суммы 24 700 рублей, поступившей из федерального бюджета и направленной на собственные нужды МО является неправомерным и не соответствует целевому характеру данных денежных средств. Муниципальным образованием не подтвержден факт несения расходов за счет средств местного бюджета, следовательно, сумма 24 700 рублей не подлежала компенсации Муниципальному образованию и подлежала распределению между поставщиками услуг льготной категории граждан.

         Принимая во внимание допущенное Администрацией Михайловского муниципального района нецелевого расходования бюджетных средств, переданных для компенсации льгот за 2003 год, сумма 24 700 рублей подлежит отнесению на данного ответчика.

  С учетом того, что объем переданных из федерального бюджета денежных средств не покрыл фактическую потребность в них на местах, и поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Михайловского района, поэтому суд считает правомерной ответственность за  понесенные истцом убытки в оставшейся сумме 65623,59 рублей (90323,59 рублей -24700 рублей) за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Факт предоставления льгот подтвержден  пофамильными списками лиц, которым были предоставлены льготы по оплате, сводными расчетами по предоставленным льготам, счетами-фактурами, актами-сверок, счетами-квитанциями об оплате, и иными документами.

На основании изложенного заявленные истцом требования  удовлетворяются судом   в  сумме 90323,59 рублей.

          Расходы по госпошлине на сумму удовлетворенных требований подлежат отнесению на Министерство Финансов РФ, и на Администрацию Михайловского муниципального района, но  в силу положений статьи 105 АПК РФ, п.1 ч.1 ст.333.37 НК РФ  взыскание государственной пошлины с данных ответчиков не производится.

Руководствуясь ст. ст. 105, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                               Р Е Ш И Л :

Взыскать с Казны Российской Федерации  в лице Министерства Финансов РФ  в пользу Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго в лице филиала «ФИО1» 65 623 (шестьдесят пять тысяч шестьсот двадцать три) рубля  59 копейки убытков.

          Взыскать с Администрации Михайловского муниципального района приморского края  в пользу Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго в лице филиала «ФИО1» 24 700 (двадцать четыре тысячи семьсот) рублей убытков.

          Департамент финансов администрации Приморского края  от ответственности освободить.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

          Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья                                                                                  А.Б.Бухбиндер

Арбитражный суд
                                                        Приморского края

                                        РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ

г.Владивосток

22 января 2007 г.                                                     Дело №А51-8817/2006-7-164

Арбитражный суд

Приморского края

в составе:

Судьи                        А.Б.Бухбиндер

рассмотрев в судебном заседании дело по КГУП «Примтеплоэнерго» в лице филиала «ФИО1»

к Администрации Михайловского района, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю,

о взыскании 90 323, 59 рублей,

                  Руководствуясь ст. ст. 105, 110, п.2 ст.150, ст.151,  167-171 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                               Р Е Ш И Л :

Взыскать с Казны РФ в лице Министерства Финансов РФ  в пользу Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго в лице филиала «ФИО1» 65 623 (шестьдесят пять тысяч шестьсот двадцать три) рубля  59 копейки убытков.

          Взыскать с Администрации Михайловского муниципального района приморского края  в пользу Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго в лице филиала «ФИО1» 24 700 (двадцать четыре тысячи семьсот) рублей убытков.

          Департамент финансов администрации Приморского края  от ответственности освободить.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

         Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья                                                                                          А.Б.Бухбиндер