ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-8836/09 от 11.09.2009 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-8836/2009

17 сентября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2009 г. Полный текст решения изготовлен 17 сентября 2009 г.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голоузовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Арзамазовой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Научно-производственное объединение «Спецмост»

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе

о  признании незаконным и отмене приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 07.05.2009 № 20-09-272/пз-и об отказе обществу в регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций и обязании Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе произвести государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций общества в количестве 560 штук номинальной стоимостью 100 руб. каждая, распределенных среди учредителей общества

при участии

от заявителя: не явился, извещен

от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе: начальник юридического отдела ФИО1 (дов. № 37 от 11.12.2008 г., уд. 025 от 03.06.2005 г.)

установил:

Закрытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Спецмост» (далее по тексту – «заявитель», «общество», «эмитент») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 07.05.2009 № 20-09-272/пз-и об отказе обществу в регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций и обязании Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее по тексту – «регистрирующий орган», «Региональное отделение») произвести государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций общества в количестве 560 штук номинальной стоимостью 100 руб. каждая, распределенных среди учредителей общества.

Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 94065.

На основании статей 156, 200 АПК РФ заявление рассматривается судом в отсутствие представителя заявителя.

В обоснование требований общество указало, что им в регистрирующий орган был представлен полный комплект документов, необходимый для регистрации выпуска акций. Указывает на нарушение регистрирующим органом статьи 20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», поскольку, по мнению общества, обжалуемый отказ не мотивирован и не содержит информации о том, в чем именно состоит ложность либо недостоверность сведений относительно состава акционеров общества в представленных документах.

Кроме того, заявитель поясняет, что статья 89 Федерального закона «Об акционерных обществах» в редакции до 01.01.2002 г. не предусматривала хранение договора о создании общества, в связи с чем требование регистрирующего органа о предоставлении данного договора является незаконным. Требование Регионального отделения об обязательном указании в анкете эмитента сведений о коде акционера эмитента – ЗАО «НПК «Спецмост-Чукотка» считает неправомерным, так как данному акционеру код эмитента не присваивался.

По мнению заявителя, обжалуемое решение нарушает права общества в сфере экономической деятельности.

Региональное отделение не согласилось с заявленными требованиями, указало, что представленные обществом документы не содержали полной и достоверной информации, которая бы позволила осуществить государственную регистрацию выпуска акций общества. Пояснило, что представленные до и после приостановления эмиссии ценных бумаг документы содержали различные сведения о составе акционеров заявителя. Представленная в составе документации 11.06.2008 г. анкета эмитента содержала информацию о трех акционерах общества – физически лицах, а в представленной 28.04.2009 г. анкете эмитента в качестве акционеров были указаны 4 юридических лица.

Кроме того, в нарушение пункта 3.2.4. Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг обществом не была представлена копия договора о создании общества; в нарушение пункта 10 Приложения 2 к Стандартам – в пункте 10 анкеты эмитента не указаны сведения о коде эмитента – ЗАО «НПК «Спецмост-Чукотка».

По мнению регистрирующего органа, указанные обстоятельства препятствовали государственной регистрации выпуска акций, в связи с чем на основании абз. 3, 6 статьи 21 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» в регистрации выпуска акций отказано.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Спецмост» зарегистрировано в качестве юридического лица 10.10.1995 г. администрацией Кировского района г.Хабаровска, о чем 17.12.2002 г. ИМНС России по Кировскому район внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022701134818 и выдано свидетельство 27 № 000244696.

30.05.2008 г. Региональным отделением в адрес общества направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации № 415, в котором предписано в пятнадцатидневный срок представить в регистрирующий орган надлежащий комплект документов для государственной регистрации выпуска акций при создании акционерного общества в соответствии с требованиями Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н.

10.06.2008 г. общество обратилось в Региональное отделение с заявлением о государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 560 штук номинальной стоимостью 100 рублей каждая, размещенных путем распределения акций среди учредителей акционерного общества на основании решения общего собрания акционеров о создании ЗАО НПО «Спецмост» от 07.06.1995 г. Одновременно обществом представлен комплект документов для государственной регистрации выпуска акций, в том числе анкета эмитента от 09.06.2008 г., в которой указано общее количество акционеров эмитента – 4 физических лица, из которых не менее 2% акций владеют: ФИО2 – 71%, ФИО3 – 14,5%, ФИО4 – 14,5%.

28.04.2009 г. обществом в Региональное отделение представлен новый комплект документов для государственной регистрации выпуска акций, в том числе анкету эмитента от 15.04.2009 г., в которой указано общее количество акционеров эмитента – 4 юридических лица, из которых не менее 2% акций владеют: ЗАО «НПК «Спецмост-Чукотка» - 30%, ООО «НПК «Спецмост-Восток» - 30%, ООО «НПК «Спецмост-Колыма» - 30% и ООО «Спецмост-Проект» - 10%.

Приказом Регионального отделения от 07.05.2009 г. № 20-09-272/пз-и в государственной регистрации выпуска акций общества было отказано на основании абз. 3, 6 статьи 21 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Не согласившись с отказом, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы сторон и представленные документы, проанализировав законность отказа, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации выпуска предусмотрен Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н (далее по тексту – «Стандарты»).

Пунктом 3.2.4 Стандартов предусмотрено, что для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, в регистрирующий орган дополнительно представляется, в том числе копия договора о создании акционерного общества - эмитента в случае учреждения акционерного общества двумя и более лицами.

Из материалов дела судом установлено, что заявителем в регистрационный орган представлены документы, в том числе и анкета эмитента. Однако в нарушение пункта 3.2.4 Стандартов не представлена копия договора о создании акционерного общества б/н от 07.07.1995 г., который указан в решении о выпуске акций от 15.04.2009 г.

При этом суд не принимает во внимание ссылку заявителя на уничтожение договора о создании общества в связи с отсутствием в законодательстве требования о его хранении.

Согласно пункта 1 статьи 89 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано хранить решение о создании общества, а также иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации, в том числе и договор о создании акционерного общества, заключение которого предусмотрено статьей 98 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом отсутствие в законодательстве срока хранения данных документов указывает на необходимость их постоянного хранения.

Требование о постоянном хранении договора о создании общества также установлено постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. № 03-33/пс.

Кроме того, суд считает, что ссылка на договор о создании общества в решении о выпуске акций от 15.04.2009 г. подразумевает наличие данного договора у общества.

Согласно пункту 2.4.2 Стандартов обязательным для регистрации документом является анкета эмитента, которая должна быть составлена по форме согласно Приложению 2 (1) к настоящим Стандартам, и предусматривает указание о количестве акционеров (участников) эмитента.

Судом установлено, что при подаче документов в регистрирующий орган в июне 2008 г. заявитель указал в анкете эмитента, что в реестре акционеров общества зарегистрировано 4 физических лица. При этом в графе 10 указано распределение 100% акций только между тремя акционерами общества: ФИО2 – 71%, ФИО3 – 14,5%, ФИО4 – 14.5%.

При подаче документов в апреле 2009 г. заявитель указал в анкете эмитента, что в реестре акционеров общества зарегистрировано 4 юридических лица и в графе 10 указано на распределение акций между ними. Какие-либо документы, подтверждающие смену акционеров общества, заявителем в регистрирующий орган представлены не были.

Суд отклоняет доводы общества, касаемые ничтожности сделок по продаже акций общества, заключенных в июне 2004 г. между ЗАО «НПК «Спецмост-Чукотка», ООО «НПК «Спецмост-Восток», ООО «НПК «Спецмост-Колыма», ООО «Спецмостр-Проект» и физическими лицами.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 05 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» выпуски акций, размещенные до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Владельцами ценных бумаг, государственная регистрация выпуска которых осуществлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, признаются лица, которым ценные бумаги принадлежат на момент такой государственной регистрации. Сделки, на основании которых указанные лица приобрели ценные бумаги, не могут быть признаны недействительными в связи с отсутствием государственной регистрации (пункт 4 статьи 1 Федерального закона № 174-ФЗ).

Таким образом, совершенные до 28.12.2004 сделки с ценными бумагами при отсутствии государственной регистрации их выпуска являются действительными в силу прямого указания закона и, соответственно, влекут возникновение у приобретателей ценных бумаг всех вытекающих из обладания ими прав.

Таким образом, в апреле 2009 г. заявителем в регистрационный орган были недостоверные сведения об акционерах общества.

Согласно статье 21 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг являются:

нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;

несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;

несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;

внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Установив, что заявителем в регистрирующий орган необходимые документы были представлены не в полном объеме, анкета эмитента содержала недостоверные сведения об акционерах эмитента, суд приходит к выводу о законности и обоснованности приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 07.05.2009 № 20-09-272/пз-и об отказе обществу в регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций.

Вместе с тем суд не может согласиться с отказом регистрационного органа в части, касаемой неуказания кода эмитента акционера ЗАО «НПК «Спецмост-Чукотка» в анкете эмитента.

Согласно пункта 10 Приложения 2 (1) к Стандартам в анкету эмитента вносятся сведения об участниках (акционерах) эмитента, владеющих не менее чем 2 процентами уставного капитала или не менее чем 2 процентами обыкновенных акций эмитента. При этом для участников (акционеров) - юридических лиц, являющихся акционерными обществами обязательно указывается код эмитента (в случае присвоения такового регистрирующим органом).

Из материалов заявления следует, что кода эмитента ЗАО «НПК «Спецмост-Чукотка» не присваивался. Региональное отделение подтверждает данный факт, указывая, что ЗАО «НПК «Спецмост-Чукотка» неоднократно подавало документы в регистрирующий орган, однако в связи с имеющимися нарушениями данному обществу было отказано в государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

При таких обстоятельствах суд считает, что неуказание заявителем в анкете эмитента кода эмитента акционера - ЗАО «НПК «Спецмост-Чукотка» - не может служить основанием для отказа в регистрации выпуска акций, поскольку названный код эмитенту не был присвоен самим регистрирующим органом. Неуказание кода эмитента акционера в анкете эмитента соответствует фактическим обстоятельствам – отсутствию у эмитента такого кода.

Однако, принимая во внимание наличие иных оснований для отказа в государственной регистрации выпуска акций, незаконность отказа Регионального отделения в части, касаемой неуказания кода эмитента акционера ЗАО «НПК «Спецмост-Чукотка» в анкете эмитента, не влияет на результат рассмотрения заявления общества по существу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку статья 20 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» предусматривает возможность государственной регистрации выпуска акций только при наличии полного комплекта документов, а судом установлено неполнота и недостоверность сведений, представленных заявителем в регистрирующий орган, суд отказывает в удовлетворении требования об обязании Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе произвести государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций общества в количестве 560 штук номинальной стоимостью 100 руб. каждая, распределенных среди учредителей общества.

Согласно ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

В силу статей 101 и 110 АПК РФ судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований закрытого акционерного общества «Научно-производственное объединение «Спецмост» отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья О.В. Голоузова