ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-8849/06 от 26.12.2006 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                    Дело № А51-8849/2006  24-288

Решение изготовлено в полном объеме                      «26» декабря 2006 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судей  Н.А. Галочкиной,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Н.А. Галочкиной,

рассмотрев в судебном заседании 19 декабря 2006 года заявление Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Муниципального образования г. Дальнегорск

к Администрации Дальнегорского городского округа

третье лицо – ООО «Юникс»

о признании недействительным постановления № 73 от 09.02.2006 года

при участии в заседании:

от заявителя ФИО1 (доверенность от 29.05.2006 года сроком действия до 12.04.2007 года)

от третьего лица - ю/к ФИО2 (доверенность № 7 от 24.04.2006 года сроком действия 3 года)

от ответчика –  не явился, извещен надлежащим образом

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Муниципального образования г. Дальнегорск (далее – «МУП ЖКХ МО г. Дальнегорска», «предприятие») обратилось в арбитражный суд  с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Дальнегорского городского округа от 09.02.2006 года № 73 «О реализации дебиторской задолженности МУП «ЖКХ МО г. Дальнегорск» (далее – «оспариваемое постановление»).

Представитель МУП ЖКХ МО г. Дальнегорск заявил ходатайство о восстановлении  срока для обращения в суд с заявлением, указывая, что узнал об оспариваемом постановлении в мае 2006 года и срок был пропущен в связи с частой сменой руководства.

       Рассмотрев заявленное Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства Муниципального образования г. Дальнегорск ходатайство, суд нашел возможным  признать причины пропуска срока для обращения в суд уважительными и на основании  п.4 ст.198 АПК РФ  удовлетворил ходатайство заявителя, восстановив срок на обращение в арбитражный суд  с заявлением об обжаловании ненормативного акта Администрации Дальнегорского городского округа.

        23.08.2006 судом по заявлению ООО «Юникс», последнее в порядке статьи 51 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ было привлечено к участию в деле  в качестве третьего лица без самостоятельных требований, поскольку суд посчитал, что принятое решение может затронуть права и законные интересы  данного общества, которое приобрело на основании проведенных торгов по продаже дебиторской задолженности права требования дебиторской задолженности предприятия к Министерству финансов РФ.

         ООО «Юникс» заявило ходатайство о вызове в качестве свидетеля бывшего председателя ликвидационной комиссии Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Муниципального образования г. Дальнегорск ФИО3, которое судом рассмотрено и отклонено в связи с отсутствием оснований, поскольку в материалах дела имеется  представленные заявителем из уголовного дела письменные пояснения данного лица.

В обоснование заявленных доводов МУП ЖКХ МО г. Дальнегорск указало, что оспариваемое постановление противоречит действующему законодательству Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 года № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. В связи с принятием решения о ликвидации данного предприятия был создана ликвидационная комиссия, которая согласно части 1 статьи 63 Гражданского Кодекса РФ  принимает меры к получению дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность подтверждена вступившими в законную силу решениями  суда, по которым выданы исполнительные листы, в связи с чем предприятие самостоятельно могло произвести взыскание данной дебиторской задолженности   и направить полученные денежные средства на погашение задолженности перед кредиторами.

При этом, заявитель, указал, что оспариваемое постановление в нарушение статьи 45 Устава Дальнегорского городского округа не было доведено до населения и организации. В книге регистрации управделами АМО администрации Дальнегорского городского округа  зарегистрировано только постановление № 73 от 10.02.2006 года «Об общественных приемных депутатов Думы Дальнегорского городского округа». Заявление председателя ликвидационной комиссии МУП ЖКХ МО г. Дальнегорск от 02.02.2006 года в журнале регистрации исходящей корреспонденции предприятия не значится.

Администрация Дальнегорского городского округа Приморского края, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания в судебное заседания, в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеется ее письменный отзыв на заявление, в котором указано, что  в администрации города отсутствует заявление председателя ликвидационной комиссии МУП ЖКХ МО г. Дальнегорск о реализации дебиторской задолженности от 02.02.2006 года и  оспариваемое постановление не зарегистрировано, в подтверждение чего представлена копия журнала регистрации постановлений  в администрации Дальнегорского городского округа. В судебном заседании  02.11.2006 управляющая делами – руководитель аппарата Администрации Дальнегорского городского округа  Зарецкая С.И., ознакомившись с подлинником постановления, представленного на обозрение ООО «Юникс», пояснила, что не сомневается в подлинности подписи главы администрации и в подлинности печати на оспариваемом постановлении.

Третье лицо возражает против заявленных требований МУП ЖКХ МОг. Дальнегорск, указывая, что статьей 45 Устава Дальнегорского городского округа установлена лишь обязанность доведения до сведения населения и организаций правовых актов главы города, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.  Правовые акты главы города, принятые в пределах  его полномочий, обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, расположенными на территории Дальнегорского городского округа. Отсутствие в книге регистрации управделами регистрации оспариваемого постановления свидетельствует лишь о ненадлежащем исполнении обязанностей администрации. 

Вместе с тем, ООО «Юникс» указало, что председателю ликвидационной комиссии  при подписании агентского договора от 15.02.2006 года был предоставлен полный пакет документов, подтверждающий право требования, а также документы, подтверждающие полномочия председателя ликвидационной комиссии, в том числе оспариваемое постановление. ООО «ЮК «Атлант»  после проведения торгов передало ООО «ЮНИКС» все документы, подтверждающие  права требования, а также оригинал оспариваемого постановления. Ссылка в оспариваемом постановлении на пункт 4 статьи 16 Федерального закона «О государственных и муниципальных  унитарных  предприятиях» является технической ошибкой, поскольку в статье 16 данного закона отсутствует часть 4.

При этом,  представитель третьего лица указал, что ликвидационная комиссия при проведении процедуры ликвидации не обязана дополнительно обращаться к собственнику  для получения согласия на разрешение о продаже имущества, так как собственник  находится в стадии ликвидации.  Согласно статье 45 Устава Дальнегорского городского округа принятые в пределах его полномочий акты обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, расположенными на территории Дальнегорского городского округа.  

При рассмотрении дела суд установил, что Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования г. Дальнегорск зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением Главы администрации муниципального образования города Дальнегорска Приморского края от 14.12.2001 года, о чем было выдано свидетельство № 875.

27 мая 2005 года Главой Дальнегорского городского округа Приморского края было вынесено постановление № 328  «О создании комиссии по ликвидации МУП ЖКХ муниципального образования г. Дальнегорск».

В результате работы ликвидационной комиссии установлено, что предприятие неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в полном объеме.

12 апреля 2006 года решением Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-8291/2005 9-120  МУП ЖКХ МО г. Дальнегорск было признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.

14 апреля 2006 года  Обществом с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Атлант» были проведены торги  по продаже дебиторской задолженности  Министерства финансов РФ, о чем  были составлены протоколы № 1 и № 2, согласно которым общество с ограниченной ответственностью «Юникс» приобрело права требования дебиторской задолженности МУП ЖКХ МО г. Дальнегорск к Министерству финансов Российской Федерации в размере 3958138,15 рублей, подтвержденное решением Арбитражного суда Приморского края от 22.09.2005 года № А51-6054/05 36-159 и дебиторской задолженности в сумме  3479769,84 рублей, взысканной  на основании решения Арбитражного суда Приморского края от 23.12.2004 года по делу № А51-16749/2004 36-164.

09 февраля 2006 года Администрацией Дальнегорского городского округа Приморского края принято постановление № 73 о реализации дебиторской задолженности МУП «ЖКХ МО г. Дальнегорск».

Не согласившись с оспариваемым постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению в  силу следующего.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

       Пункт 4 статьи 18 указанного закона предусматривает, что предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого  товарищества.

       Статьей 23 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ установлено, что  решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

       Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МУП ЖКХ МО г. Дальнегорск было признано решением Арбитражного суда Приморского края № А51-8291/2005 9-120  несостоятельным (банкротом)  и открыто конкурсное производство сроком на один год. В связи с неудовлетворительной производственно-хозяйственной деятельностью предприятия Глава Дальнегорского городского округа  Приморского края 27 мая 2005 года принял постановление № 328 о создании комиссии по ликвидации МУП ЖКХ муниципального образования г. Дальнегорск, председателем которой был назначен ФИО4  Администрация Дальнегорского городского округа Приморского края вынесла постановление от 09 февраля 2006 года № 73 «О реализации дебиторской задолженности МУП «ЖКХ МО г. Дальнегорск».

        Постановление  является нормативно-правовым актом, принимаемым в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед администрацией города и затрагивающих интересы и права граждан, предприятий, организаций и учреждений.

        В соответствии с пунктами 3.7, 3.10 Положения о порядке подготовки, составления и оформления распорядительных документов в администрации муниципального образования г. Дальнегорска, утвержденного Главой муниципального образования г. Дальнегорска от 30.04.2003 года,  подписанные распорядительные документы незамедлительно передаются в управление делами для регистрации и отправки в течение 2-х рабочих дней непосредственно исполнителям, указанным в листе согласования. Управление делами ежемесячно направляет копии постановлений в администрацию Приморского края и прокурору города.

        Судом установлено, что заявление председателя ликвидационной комиссии о реализации  дебиторской задолженности  МУП ЖКХ МО г. Дальнегорск от 02.02.2006 года в администрацию Дальнегорского городского округа Приморского края не поступало, заявителем представлено документальное подтверждение того, что такое заявление не регистрировалось у него и суду не представлен его текст никем из участников данного дела.  Кроме того, оспариваемое постановление  не было зарегистрировано  в журнале регистрации постановлений администрации г. Дальнегорска. В данном журнале  было зарегистрировано другое постановление  Главы Дальнегорского городского округа Приморского края  от 10.02.2006 года  № 73 «Об общественных приемных депутатов Думы Дальнегорского городского округа». Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела заверенной надлежащим образом копией журнала регистрации постановлений администрации г. Дальнегорска, пояснениями представителя Администрации города, который подтвердил подлинность  подписи Главы Дальнегорского городского округа Приморского края ФИО5 на оспариваемом постановлении.

         Таким образом,  при принятии оспариваемого постановления было допущено ряд нарушений норм действующего законодательства, в результате которых данное постановление невозможно признать законным.   Председатель ликвидационной комиссии был вправе обратиться к собственнику имущества (администрации Дальнегорского городского округа) с заявлением о реализации дебиторской задолженности МУП ЖКХ МО г. Дальнегорск, которое должно было быть оформлено в письменном виде и зарегистрировано в  книге регистрации администрации города, но данное заявление не было подано и зарегистрировано, что является нарушением обязательной процедуры регистрации в управлении делами администрации города.

        ООО «Юникс» считает, что заявление могло быть выражено и в устной форме. Но суд считает, что заявление о реализации дебиторской задолженности  не может быть заявлено в устной форме, поскольку является значимым для собственника имущества и влечет  серьезные последствии для предприятия, признанного банкротом.

       Согласно статье 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок  вступления в силу, а также порядок опубликования муниципальных актов определяется в Уставе муниципального образования.

       Статьей 45 Устава Дальнегорского городского округа установлена обязанность доведения до сведения населения и организаций правовых актов главы города, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

        Судом установлено, что Администрацией Дальнегорского городского округа не было направлено в адрес предприятия оспариваемого постановления. МУП ЖКХ МО г. Дальнегорск стало известно  о принятом постановлении только в мае 2006 года, когда по факту реализации дебиторской задолженности проводилась проверка Отделом ФСБ РФ по Управления по Приморскому краю в г. Дальнегорске.

Довод третьего лица о том, что оспариваемое постановление не затрагивает  права предприятия, в связи с чем обязанность доведения до  МУП ЖКХ МО г. Дальнегорск нормативно-правового акта  у администрации  Дальнегорского городского округа отсутствует, суд считает несостоятельным, поскольку постановление № 73 от 09.02.2006 года касается реализации дебиторской задолженности МУП ЖКХ МО г. Дальнегорска к Министерству финансов РФ. Предприятие могло  самостоятельно произвести взыскание данной дебиторской задолженности и направить полученные денежные средства на погашение задолженности перед кредиторами.

       Таким образом, ФЗ РФ «О государственных   и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает, что унитарное предприятие должно само принять решение о реализации своего имущества, и в определенных случаях  получить согласие собственника на распоряжение имуществом. Оспариваемое  постановление является по сути распоряжением собственника  имущества о реализации предприятием дебиторской задолженности, без предоставления права самому предприятию  распорядиться  имуществом и без обращения последнего к собственнику с заявлением о реализации дебиторской задолженности, что является нарушением стст.18,23 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

       Отсутствие  факта регистрации оспариваемого постановления  не означает факт отсутствия данного ненормативного акта.

        На основании изложенного, суд считает, что оспариваемое постановление Администрации Дальнегорского городского округа от 09.02.2006 года № 73 «О реализации дебиторской задолженности МУП ЖКХ МО г Дальнегорск» незаконно, поскольку принято с нарушением требований федерального закона, Устава Дальнегорского городского округа, нарушает  законные права и интересы заявителя по реализации дебиторской задолженности, в связи с чем требование предприятия – подлежит удовлетворению.

       Учитывая, что судом была предоставлена заявителю отсрочка  уплаты государственной пошлины, а также результат рассмотрения настоящего спора, государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного Процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным постановление Администрации Дальнегорского городского округа от 09.02.2006 года № 73 «О реализации дебиторской задолженности МУП «ЖКХ МО г. Дальнегорск» как нарушающее  ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

       Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья                                                                      Н.А. Галочкина