ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-8898/07 от 19.05.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело №  А51-8898/2007

«19» мая 2008 г. 24-328

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи

Н. А. Галочкиной

при ведении протокола судебного заседания судьей Н. А. Галочкиной

рассмотрев в судебном заседании 13.05.08 дело по заявлению Пуховского муниципального предприятия Жилищно – коммунального хозяйства

к Администрации Анучинского муниципального района

3-и лица: ФГУ Комбинат «Арктика», ОАО «АМТСП»

об оспаривании распоряжений и о взыскании убытков

при участии в заседании:

от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность от 16.03.2007 б/н сроком действия до 16.03.2010), конкурсный управляющий ФИО2 (определение от 14.03.2007 №А51-660/2007 11-7)

от Администрации Анучинского муниципального района – и.о. начальника финансово – экономического управления ФИО3 (доверенность №127 от 29.01.2008 сроком действия до 31.12.2008), нач. правового отдела ФИО4 (доверенность №14 от 11.01.2008 сроком действия до 30.06.2008)

от ФГУ КОМБИНАТ «Арктика»: представитель не явился, извещен надлежащим образом

от ОАО «АМТСП»: представитель не явился, извещен надлежащим образом

Резолютивная часть решения объявлена 13.05.08г., изготовление решения в полном объеме отложено до 19.05.08г. в порядке ст. 176 АПК РФ.

Установил:   ФИО5 ЖКХ (далее по тексту заявитель) обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными распоряжений Администрации Анучинского муниципального района: № 20-р от 29.01.2003г., № 21-р от 29.01.2003г., № 45-р от 17.02.2003г., № 79-р от 26.03.2003г., № 263-р от 26.09.2003г., № 326-р от 26.11.2003г., № 27-р от 30.01.2004г., № 70-р от 27.02.2004г., №И 117-р от 30.03.2004г., № 195-р от 15.05.2004г., № 324-р от 29.09.2004г., № 358/1-р от 01.11.2004г., № 394-р от 30.11.2004г., № 396-р от 30.11.2004г., № 32-р от 08.02.2005г., № 55-р от 28.02.2005г., № 59-р от 01.03.2005г., № 113-р от 31.03.2005г., № 143-р от 28.04.2005г., № 172-р от 31.05.2005г., № 411-р от 30.11.2005г и взыскании с Администрации Анучинского муниципального района убытков в сумме 3 097 736 руб.

Третьи лица в суд не прибыли, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, в письменных ходатайствах заявили о рассмотрении спора в их отсутствие.

Заявление рассматривается в отсутствие третьих лиц в порядке ст. 156 АПК РФ.

Заявитель в заседании суда уточнил предмет требований – просит признать недействительными вышеназванные распоряжения ответчика в части, имеющей отношение к ФИО6 ЖКХ и взыскать с ответчика убытки в размере 3 097 736 руб.

Суд рассмотрел уточнение предмета требований и принял его в порядке ст. 49 АПК РФ.

Заявитель в заседании суда пояснил, что за период с 2003 по 2005 годы Администрация Анучинского муниципального района на основании распоряжений главы Анучинского муниципального района перечислила в бюджет 8 294 792, 32 руб. Эти средства поступили в администрацию Анучинского муниципального района из бюджета субъекта РФ – Администрации Приморского края как различного рода дотации для ФИО6 ЖКХ. Однако, суммы по вышеуказанным распоряжениям на счет заявителя не поступили, что по мнению ФИО6 ЖКХ нарушает его права и законные интересы. По этой причине заявитель считает распоряжения Администрации Анучинского муниципального района в части, имеющей отношение к ФИО6 ЖКХ, недействительными.

Кроме того, заявитель просит взыскать с ответчика 3 097 736 руб. убытков, поскольку деньги, выделенные губернатором Приморского края как различного вида дотации, перечислены ответчиком в бюджет без каких – либо законных оснований. Не получив вышеуказанные денежные средства заявитель полагает, что ему причинен реальный ущерб.

Ответчик исковые требования не признал, поскольку считает свои действия по списанию денежных средств законными, основанными на действующем Бюджетном кодексе РФ.

Согласно заключенных соглашений о взаимном сотрудничестве по обеспечению топливом объектов ЖКХ муниципального образования Анучинский район с департаментом по жилищно – коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации Приморского края, на основании теплотехнического баланса, куда входят котельные, находящиеся в ведении ФИО6 ЖКХ, в адрес администрации поставлялось топливо, которое по доверенности ФИО6 ЖКХ получалось ими. На основании распоряжений губернатора Приморского края за полученное топливо в адрес администрации района, департаментом финансов и КГУ «Приморское казначейство» были произведены взаимозачеты в счет денежных средств из фонда компенсаций и фонда финансовой поддержки краевого бюджета, на основании чего проведены взаимозачеты с предприятиями и учреждениями района, получающими данное топливо. Следовательно, настоящее заявление является необоснованным, действия администрации не могли причинить заявителю убытки.

Суд установил следующее.

ФИО5 ЖКХ зарегистрировано в качестве юридического лица 03.03.98г., о чем администрацией муниципального образования Анучинского района сделана запись за ОГРН <***> и выдано свидетельство № 02124713.

29.01.03 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края на основании распоряжения губернатора Приморского края от 27.02.03 № 27-р было издано распоряжение № 20-р «Об оплате за электрическую энергию», согласно которого Пуховскому ЖКХ в счет финансирования выделено 26000руб.

29.01.03 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 21-р о проведении взаимозачета, согласно которого принято решение о погашении задолженности за полученный уголь через администрацию МО Анучинский район в сумме 1428,11 руб., в том числе для ФИО6 ЖКХ 809,01 тыс. руб.; в счет дотации на погашение разницы в тарифах по теплофикации ФИО6 ЖКХ выделено 284,5 тыс. руб.; на погашение субсидий оказанных населению а декабрь 2002 года – 70,8 тыс. руб.

17.02.03 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 45-р о проведении взаимозачета по топливу, из буквального текста которого следует, что на основании распоряжения губернатора Приморского края от 05.02.03 № 41р «Об оплате за топливо», средства, направленные для оплаты за централизованную поставку угля поставленного в администрацию МО Анучинский район в счет фонда финансовой поддержки в сумме 523,37 тыс. руб. засчитать в счет погашения задолженности ФИО6 ЖКХ за полученный уголь через администрацию МО Анучинский район в сумме 250,62 тыс. руб.; на погашение оказанных населению субсидий за декабрь 2002 – январь 2003 годов в сумме 294,64 тыс. руб., в том числе Пуховского ЖКХ в размере 143,78 тыс. руб.; за оказанные услуги по отоплению бюджетных учреждений перед Пуховским ЖКХ в сумме 106,84 тыс. руб.

26.03.03 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 79-р о проведении взаимозачета, согласно которого на основании распоряжения губернатора Приморского края от 18.03.03 № 125-р «Об оплате за топливо», средства, направленные для оплаты за централизованную поставку топлива (нефтепродукты – 445,31 тыс. руб., уголь – 676,83 тыс. руб.), поставленного в администрацию МО Анучинский район в счет фонда финансовой поддержки в суме 719, 14 тыс. руб. и взаимных расчетов для компенсации расходов на предоставление населению субсидий по оплате жку в сумме 403 тыс. руб., засчитать в счет погашения задолженности за полученный уголь через администрацию МО Анучинский район в сумме 676,83 тыс. руб., в том числе ФИО6 ЖКХ в сумме 302,43тыс. руб., на погашение субсидий, оказанных населению за 1 квартал 2003 года ФИО6 ЖКХ в размере 229,0 тыс. руб.; за оказанные услуги по отоплению бюджетных учреждений Анучинская ЦРБ перед ФИО6 ЖКХ в сумме 73,43 тыс. руб.

26.11.03 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 326-р о проведении взаимозачета, согласно которого на основании распоряжения губернатора Приморского края от 13.11.03 № 569-р средства, направленные для оплаты за централизованную поставку топлива, направлены на погашение: задолженности ФИО6 ЖКХ за полученное дизельное топливо через администрацию МО Анучинский район в размере 1867,1 тыс. руб.; задолженности ФИО6 ЖКХ за полученный уголь через администрацию МО Анучинский район в сумме 581,6 тыс. руб. Вышеуказанным распоряжением произведены: 1. зачет финансирования расходов в сумме 1867,1 руб. ФИО6 ЖКХ за приобретенный мазут в счет финансирования по ФЗ «О ветеранах», дотаций на теплоснабжение; за предоставленные услуги по отоплению бюджетных учреждений, за предоставленные коммунальные услуги работникам бюджетных учреждений; 2. зачет финансирование расходов в сумме 581,6 тыс. руб. ФИО6 ЖКХ за приобретенный уголь в счет финансирования дотаций по водоснабжению и канализации, по теплоснабжению, компенсации расходов на предоставление субсидии населению по оплате жку, по теплоснабжению бюджетных учреждений, за предоставленные коммунальные услуги работникам бюджетных учреждений.

30.01.04 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 27-р о проведении взаимозачета за тепловую энергию, согласно которого на основании распоряжения губернатора Приморского края от 28.01.04 № 38-р средства, направленные для оплаты за централизованную поставку топлива в администрацию МО Анучинский район по взаимным расчетам для компенсации расходов на предоставление субсидий по оплате жку в сумме 1180,52 тыс. руб. направлены на погашение задолженности ФИО6 ЖКХ за полученный уголь через администрацию МО Анучинский район в сумме 1124,42 тыс. руб.

27.02.04 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 70-р об оплате за электрическую энергию, согласно которого на основании распоряжения губернатора Приморского края от 24.02.04 № 92-р средства, полученные от возврата бюджетной ссуда, заимствованной краевым бюджетом из муниципального образования Анучинский район, и не предусмотренные в расходах 2004 года, считаются дополнительным финансированием расходов в сумме 500,0 тыс. руб. Кроме того, распоряжением определено, что для оплаты задолженности перед ОАО «Дальэнерго» за потребленную электроэнергию учреждениям муниципального образования произвести зачет, в том числе по ФИО6 ЖКХ 95,0 тыс. руб.

30.03.04 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 117-р об оплате за электрическую энергию, согласно которого на основании распоряжения губернатора Приморского края от 24.03.04 № 152-р средства, полученные от возврата бюджетной ссуды, заимствованной краевым бюджетом из муниципального образования Анучинский район, и не предусмотренные в расходах 2004 года, поступили в виде дополнительного финансирования расходов в сумме 370,0 тыс. руб., из них 40,0 тыс. руб. направлено в счет погашения задолженности ФИО6 ЖКХ за полученное тепло от ГУ комбинат «Арктика».

15.05.04 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 195-р о проведении взаиморасчета по топливу, согласно которого на основании распоряжения губернатора Приморского края от 21.05.04 № 264-р средства, направленные для оплаты за централизованную поставку топлива в администрацию МО Анучинский район в счет дотации из краевого бюджета ФФП направлены на погашение задолженности ФИО6 ЖКХ за предоставленные услуги по переработке угля в размере 13,98 тыс. руб.; в счет дотации на погашение разницы в тарифах по теплофикации в сумме 13,98 тыс. руб.

29.09.04 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 324-р о проведении взаимозачета по топливу, согласно которого на основании распоряжения губернатора Приморского края от 21.09.04 № 518-р средства, направленные для оплаты за централизованную поставку топлива в администрацию МО Анучинский район в счет субвенций на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам на услуги жкх направлены на погашение задолженности ФИО6 ЖКХ в сумме 50,3 тыс. руб.

01.11.04 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 358/1-р об оплате за электрическую энергию, согласно которого на основании распоряжения губернатора Приморского края от 27.10.04 № 587-р средства, полученные в счет дотации из ФФП в сумме 350,0 тыс. руб. для оплаты за потребленную электроэнергию распределены для оплаты задолженности ФИО6 ЖКХ перед ГУ комбинатом «Авангард» в размере 43380,5 тыс. руб.

30.11.04 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 394-р об оплате за электрическую энергию, согласно которого на основании распоряжения губернатора Приморского края от 26.11.04 № 643-р денежные средства, полученные в счет дотации из ФФП, засчитаны в счет финансирования ФИО6 ЖКХ в сумме 27,0 тыс. руб.

30.11.04 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 396-р о проведении взаимозачета по топливу, согласно которого, на основании распоряжения губернатора Приморского края от 24.11.04 № 638-р «Об оплате за топливо», средства, направленные для оплаты за централизованную поставку топлива, поставленного в администрацию МО Анучинский район в счет ФФП, перечисляются в счет погашения задолженности ФИО6 ЖКХ за полученные нефтепродукты через администрацию МО Анучинский район в сумме 1947,08 тыс. руб.

08.02.05 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 32-р о проведении взаимозачета по топливу, согласно которого, на основании распоряжения губернатора Приморского края от 21.01.05 № 13-р «Об оплате за топливо», средства, направленные для оплаты за централизованную поставку топлива в сумме 1887,0 тыс. руб. в администрацию МО Анучинский район в счет субвенции на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, ветеранам на услуги жкх, направлены на погашение задолженности ФИО6 ЖКХ за полученный уголь через администрацию муниципального образования Анучинский район в размере 798256 руб. Кроме того, согласно вышеуказанного распоряжения, ФИО6 ЖКХ засчитано финансирование УОСЗН Анучинского района по закону «О ветеранах»за предоставленные услуги ЖКУ, за предоставленные субсидии населению в сумме 624 256 руб.

28.02.05 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 55-р о проведении взаимозачета по топливу, согласно которого, на основании распоряжения губернатора Приморского края от 07.02.05 № 49-р «Об оплате за топливо», средства, направленные для оплаты за централизованную поставку топлива в сумме 401,0 тыс. руб. в счет ФФП – 1,0 тыс. руб. и субвенции на жку в сумме 400,0 тыс. руб., направлены на погашение задолженности ФИО6 ЖКХ за полученный уголь через администрацию Анучинского района в сумме 400,0 тыс. руб. Кроме того, ФИО6 ЖКХ засчитано финансирование за предоставление субсидии населению по оплате жку в сумме 400,0 тыс. руб.

01.03.05 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 59-р «Об оплате за электрическую энергию», согласно которого, на основании распоряжения губернатора Приморского края от 25.02.05 № 97-р денежные средства, полученные в счет дотации из ФФП в сумме 650,0 тыс. руб. для оплаты ОАО «Дальэнерго» за потребленную электроэнергию учреждениям Анучинского муниципального района засчитаны в счет финансирования: 1. на погашение задолженности ФИО6 ЖКХ за потребленную электрическую энергию перед ОАО «Дальэнерго» в размере 74773 руб.; 2. администрации Анучинского муниципального района перед ФИО6 ЖКХ в сумме 45773,0 тыс. руб. за предоставленные услуги по благоустройству; 3. на погашение задолженности МЛПУ ЦРБ в сумме 29,0 тыс. руб. перед ФИО6 ЖКХ за предоставленные услуги по водоснабжению.

31.03.05 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 113-р «Об оплате за электрическую энергию», согласно которого, на основании распоряжения губернатора Приморского края от 31.03.05 № 156-ра денежные средства, полученные в счет дотации из ФФП в сумме 300,0 тыс. руб. для оплаты ОАО «Дальэнерго» за потребленную электроэнергию учреждениям Анучинского муниципального района, засчитаны в счет финансирования: на погашение задолженности ФИО6 ЖКХ за потребленную электрическую энергию перед ОАО «Дальэнерго» в размере 36,0 тыс. руб.

28.04.05 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 143-р о проведении взаимозачета по топливу, согласно которого, на основании распоряжения губернатора Приморского края от 25.04.05 № 143-р «Об оплате за топливо», средства, направленные для оплаты за централизованную поставку топлива, поставленного в адрес администрации Анучинского муниципального района в счет ФФП в сумме 1569,9 тыс. руб., засчитаны в счет погашения задолженности ФИО6 ЖКХ за полученный уголь через администрацию Анучинского муниципального района в сумме 40716,0 руб.; в счет погашения задолженности перед ФИО6 ЖКХ за предоставленные услуги МЛПУ ЦРБ Анучинского района в размере 40716,0 руб.

31.05.05 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 172-р о проведении взаимозачета за электрическую энергию, согласно которого, на основании распоряжения губернатора Приморского края от 31.05.05 № 262-р денежные средства в сумме 174,0 тыс. руб., полученные для оплаты ЖКУ, засчитаны на финансирование предоставленных субсидий населению по оплате ЖКУ ФИО6 ЖКХ в сумме 624256руб.

30.11.05 главой муниципального образования Анучинский район Приморского края принято распоряжение № 411-р о проведении взаимозачета по топливу, согласно которого, на основании распоряжения губернатора Приморского края от 24.11.04 № 628-р «Об оплате за топливо», средства, направленные для оплаты за централизованную поставку топлива, поставленного в администрацию муниципального образования Анучинский район в счет дотации по обеспечению сбалансированности бюджетов, засчитаны в погашение задолженности ФИО6 ЖКХ за полученный уголь через администрацию Анучинского муниципального района в сумме 201,015 руб.

Не согласившись с вышеуказанными распоряжениями и проведенными на их основании взаимозачетами, заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействительными распоряжений и взыскании убытков в размере 3 097 736 руб.

Исследовав имеющиеся в деле документы, дополнительно представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд считает, что требования подлежат частичному удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

В ст. 410 Гражданского кодекса РФ определено, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

Согласно ст. 235 Бюджетного кодекса РФ (действующей в спорный период, в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет). Порядок проведения зачета денежных средств определяется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Для регулирования отношений по проведению зачетов встречных однородных требований между участниками бюджетных отношений постановлением губернатора Приморского края от 21.05.03 № 164 утвержден Порядок проведения зачета денежных средств (далее – Порядок).

В силу пунктов 5, 7 Порядкадля зачета достаточно заявления одной стороны. Департамент финансов Администрации Приморского края рассматривает поступившие заявления о проведении денежного зачета и принимает в одностороннем порядке решение о необходимости его проведения в следующих случаях:

при установлении встречных требований между участниками денежного зачета;

при наличии утвержденных краевым бюджетом источников финансирования данных расходов;

при невозможности использования других способов финансирования расходов краевого бюджета или других способов обеспечения обязательств по возврату бюджетных кредитов (бюджетных ссуд). Участниками денежного зачета являются Администрация Приморского края, департамент финансов Администрации Приморского края, муниципальные образования Приморского края, краевые государственные унитарные предприятия, юридические лица, имеющие задолженность перед краевым бюджетом по бюджетным кредитам и бюджетным ссудам, краевые бюджетные учреждения, иные получатели средств краевого бюджета и участники бюджетного процесса.

Однако, между ФИО6 ЖКХ и Администрацией Анучинского муниципального района отсутствовали договорные обязательства. В материалах дела имеются только договоры на оказание услуг № 3 от 01.01.05, № 1 от 01.06.03, заключенные ФИО6 ЖКХ и ГУК «Арктика»; договор на поставку жидкого топлива подписанный между ГУК «Арктика» и Администрацией Анучинского муниципального района, на поставку угля от 22.09.03, на переработку угля от 01.09.05, заключенные между ФИО6 ЖКХ и ОАО «АМТСП»., т.е. договоры заключены между истцом и третьим лицом и между ответчиком и третьим лицом. В том случае, если ФИО5 ЖКХ не исполнило договорные обязательства по оплате каких – либо услуг по договорам с третьими лицами, эти отношения возникли бы между третьим лицом и заявителем и разрешались бы в установленном законом порядке.

Денежные средства, направленные администрацией Анучинского муниципального района в счет погашения задолженности Пуховского МУП ЖКХ, поступили в адрес заявителя через казну муниципального образования в результате финансирования субъектом РФ на основании распоряжений губернатора Приморского края. Следовательно, без согласия получателя денежных средств – в данном случае Пуховского МУП ЖКХ, администрация МО Анучинского района не имела полномочий зачислять поступившие денежные средства в счет погашения каких – либо других неисполненных обязательств Пуховского МУП ЖКХ, поскольку перечисленные денежные средства имели целевое назначение, изменение которого возможно только с согласия получателя денежных средств.; зачет произведен администрацией Анучинского муниципального района по различным видам неисполненных обязательств, а не только по задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что изданием распоряжений главой администрации Анучинского муниципального района, которыми произведен зачет различного рода задолженностей Пуховского МУП ЖКХ перед кредиторами, тем самым нарушены имущественные права и законные интересы заявителя, следовательно, распоряжения администрации Анучинского муниципального района в части, имеющей отношение к ФИО6 ЖКХ: «Об оплате за электрическую энергию» № 20-р от 29.01.03, «О проведении взаимозачета по топливу» № 21-р от 29.01.03, «О проведении взаимозачета по топливу» № 45-р от 17.02.03, «О проведении взаимозачета по топливу» № 79-р от 26.03.03, «Об оплате за электрическую энергию» № 263-р от 26.09.03, «О проведении взаимозачета за поставленную тепловую энергию» № 326-р от 26.11.03, «О проведении взаимозачета за поставленную тепловую энергию» № 27-р от 30.01.04, «Об оплате за электрическую энергию» № 70-р от 27.02.04, «Об оплате за электрическую энергию» № 117-р от 30.03.04, «О проведении взаимозачета по топливу» № 195-р от 15.05.04, «О проведении взаимозачета по топливу» № 324-р от 29.09.04, «Об оплате за электрическую энергию» № 358/1-р от 01.11.04, «О проведении взаимозачета за электрическую энергию № 394-р от 30.11.04, «О проведении взаимозачета по топливу» № 396-р от 30.11.04, «О проведении взаимозачета по топливу» № 32-р от 08.02.05, «О проведении взаимозачета по топливу» № 55-р от 28.02.05, «Об оплате за электрическую энергию» № 59 от 28.02.05, «Об оплате за электрическую энергию» № 113-р от 31.03.05, «О проведении взаимозачета за электрическую энергию» № 172-р от 31.05.05, «О проведении взаимозачета по топливу» № 411-р от 30.11.05, являются недействительными.

  В части взыскания реального ущерба в сумме 3 097 736 руб. требования не подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с п. 10 совместного Постановления Пленумов ВС РФ № 6 и ВАС РФ № 8 от 01.07.96 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» при разрешении вопросов по возмещению убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь ввиду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Необходимость и предполагаемый размер реального ущерба должен быть подтвержден обоснованным расчетом, документами, свидетельствующими о наличии расходов, которые ФИО5 ЖКХ понесло или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Для взыскания убытков заявитель должен доказать факт нарушения обязательств, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков.

При рассмотрении настоящего дела заявитель прежде всего не доказал размер убытков, не представил документы, подтверждающие причинно – следственную связь между изданными распоряжениями и возникшими убытками.

В подтверждение убытков заявитель ссылался только на распоряжения финансового органа администрации муниципального образования Анучинского района о проведении взаимозачетов, но вышеуказанные распоряжения подтверждают лишь проведение зачета, а не причинение заявителю реального ущерба в сумме 3 097 736 рублей.

В силу ст. 65 АПК РФ стороны арбитражного процесса обязаны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.

Однако, все доводы, озвученные представителями ФИО6 ЖКХ в заседании суда и изложенные в заявлении и в дополнении к заявлению, носят предположительный характер, не подтверждены документально.

Поскольку истцу при подаче заявления предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины до дня рассмотрения спора, требования заявителя удовлетворены судом в части признания недействительными распоряжений, в части взыскания убытков судом в иске отказано, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя и ответчика в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям.

В силу пункта 2 статьи 333.20, пункта 2 статьи 333.22 и пункта 3 статьи 333.23 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, арбитражные суды, а также Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины либо предоставить отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины.

Учитывая тот факт, что заявитель – ФИО5 ЖКХ решением арбитражного суда Приморского края от 14.03.07 №А51-660/2007 11-7 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, суд считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию с заявителя государственной пошлины до 13 494 руб.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании недействительным ненормативного правового акта подлежит уплате государственная пошлина в сумме 2000 рублей (при обжаловании одного распоряжения). Поскольку судом по настоящему делу признаны недействительными 21 распоряжение, следовательно, с Администрации Анучинского муниципального района в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 42 000 рублей.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными распоряжения Администрации Анучинского муниципального района в части, имеющей отношение к Пуховскому муниципальному предприятию Жилищно – коммунального хозяйства: «Об оплате за электрическую энергию» № 20-р от 29.01.03, «О проведении взаимозачета по топливу» № 21-р от 29.01.03, «О проведении взаимозачета по топливу» № 45-р от 17.02.03, «О проведении взаимозачета по топливу» № 79-р от 26.03.03, «Об оплате за электрическую энергию» № 263-р от 26.09.03, «О проведении взаимозачета за поставленную тепловую энергию» № 326-р от 26.11.03, «О проведении взаимозачета за поставленную тепловую энергию» № 27-р от 30.01.04, «Об оплате за электрическую энергию» № 70-р от 27.02.04, «Об оплате за электрическую энергию» № 117-р от 30.03.04, «О проведении взаимозачета по топливу» № 195-р от 15.05.04, «О проведении взаимозачета по топливу» № 324-р от 29.09.04, «Об оплате за электрическую энергию» № 358/1-р от 01.11.04, «О проведении взаимозачета за электрическую энергию № 394-р от 30.11.04, «О проведении взаимозачета по топливу» № 396-р от 30.11.04, «О проведении взаимозачета по топливу» № 32-р от 08.02.05, «О проведении взаимозачета по топливу» № 55-р от 28.02.05, «Об оплате за электрическую энергию» № 59 от 28.02.05, «Об оплате за электрическую энергию» № 113-р от 31.03.05, «О проведении взаимозачета за электрическую энергию» № 172-р от 31.05.05, «О проведении взаимозачета по топливу» № 411-р от 30.11.05 как несоответствующие действующему Гражданскому кодексу РФ и Бюджетному кодексу РФ.

В удовлетворении требований о взыскании с Администрации Анучинского муниципального района убытков в размере 3 097 736 рублей отказать.

В остальной части требований производство по делу прекратить.

Взыскать с Администрации Анучинского муниципального района в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 42 000 (Сорок две тысячи) рублей.

Взыскать с Пуховского муниципального предприятия Жилищно – коммунального хозяйства в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 13 494 (Тринадцать тысяч четыреста девяносто четыре) рубля.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья Н. А. Галочкина