ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-8906/15 от 19.08.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-8906/2015

26 августа 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена августа 2015 года .

Полный текст решения изготовлен августа 2015 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовым В.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КУТХ" (ИНН 3028524 , ОГРН 2543012172 )

к Администрации города Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока  (ИНН 4006975; 2536216076 , ОГРН 2501302955; 1092536003812 )

об оспаривании бездействия  

при участии: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 04.03.2015), ФИО2 (доверенность от 23.06.2015), ФИО3 (доверенность от 04.03.2015), от администрации – главный специалист 1 разряда правового управления ФИО4 (доверенность от 22.12.2014 № 1-3/4337), от УГА – она же (доверенность от 02.12.2014 № 27/1-1-4921) 

Общество с ограниченной ответственностью "КУТХ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г. Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока по обеспечению выбора и утверждению схемы расположения земельного участка площадью 2273 кв.м по адресу г. Владивосток, в районе ул. Станичная, 12, для строительства капитальных гаражей, допущенного в период с 23.01.2015 по 04.03.2015 (с учетом уточнения заявителем предмета спора, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

Общество на требованиях настаивает, ссылаясь на то, что ввиду уклонения ответчиков от совершения действий по выбору земельного участка Общество лишилось возможности получить акт о выборе земельного участка до истечения срока полномочий Управления и изменения законодательства, касающегося исключения процедуры предварительного согласования места размещения объекта с выбором земельного участка для строительства. Утверждает, что ответчики располагали всеми документами, необходимыми для выбора земельного участка.

В судебном заседании заявитель пояснил, что в настоящее время обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в предварительном согласовании места размещения объекта (дело № А51-8908/2015), в окончательном виде его права будут восстановлены решением по указанному делу.     

Представитель ответчиков требования не признал, указывая на то, что после обращения Департамента в УГА была проведена необходимая работа по выбору земельного участка, однако она не была завершена до 01.03.2015, после чего Управление утратило полномочия по обеспечению выбора земельных участков.

При рассмотрении дела суд установил, что 11.09.2014 Общество с ограниченной ответственностью «КУТХ» обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка  примерной площадью 2237 кв.м., расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Станичная, 12, для строительства капитальных гаражей       с предварительным согласованием  места размещения объекта.

Документы, направленные Департаментом в Управление градостроительства и  архитектуры администрации г. Владивостока для выбора земельного участка, письмом УГА от 24.12.2014 № 24245/20У были возвращены в связи с отсутствием схемы расположения земельного участка.

19.01.2015 Общество вновь обратилось в Департамент в аналогичным заявлением, к которому приложило в том числе обоснование примерного размера земельного участка и схему его расположения на кадастровом плане территории, и просило повторно обратиться в орган местного самоуправления за обеспечением выбора земельного участка.

Такое обращение было направлено на имя главы г. Владивостока 23.01.2015, в Администрацию оно поступило 03.02.2015.   

Письмом от 04.03.2015 № 2930/20у Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока сообщило ООО «КУТХ» о том, что с 01.03.2015 оно утратило полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, в связи с чем возвратило Обществу поданные им документы, за исключением содержащих сведения, подлежащие засекречиванию.

Общество посчитало, что ответчиками в период с 23.01.2015 по 04.03.2015 допущено незаконное бездействие по обеспечению выбора и утверждению схемы расположения земельного участка площадью 2273 кв.м по адресу г. Владивосток, в районе ул. Станичная, 12, для строительства капитальных гаражей, которое нарушило его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и оспорило его в арбитражном суде.

Суд, исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в части.

Так, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения, процедуру которого инициировало ООО «КУТХ» в 2014 году,  начиналось с выбора земельного участка, урегулированного статьей  31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период осуществления выбора спорного земельного участка в районе ул. Полетаева, 57 «б» в г. Владивостоке и принятия оспариваемого решения).

Данная статья конкретизировала, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться земельными участками, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в предусмотренных законом случаях (пункт 2). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны; к акту прилагаются утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).

Обеспечение выбора земельного участка, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора были отнесены к полномочиям Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока (пункты 4.16, 4.18 Положения об УГА, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 № 259).

Таким образом, выдача акта о выборе земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, осуществлялась органом местного самоуправления, а принятие решений о предварительном согласовании места размещения объекта и, в дальнейшем, о предоставлении выбранного земельного участка для строительства – Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края.

Пунктом 2.2 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги «Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденного постановлением Администрации г. Владивостока от 30.12.2010 № 1608, также было определено, что данная услуга предоставляется Администрацией г. Владивостока в лице Управления градостроительства и архитектуры.

Следовательно, именно Управление должно было обеспечить выбор  земельного участка по обращению Департамента, обусловленному поступлением заявления ООО «КУТХ».

Правовых оснований требовать совершения каких-либо действий по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка от Администрации у заявителя не имелось, в связи с чем отсутствуют основания и для признания незаконным ее бездействия.

Порядок обеспечения выбора земельного участка Управлением был урегулирован названным Регламентом, утвержденного постановлением Администрации г. Владивостока от 30.12.2010 № 1608.

Пунктом 2.3 Регламента было предусмотрено, что результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка для строительства.

Согласно положениям Регламента специалист отдела планировки территории УГА в двухдневный срок осуществляет проверку наличия всех необходимых документов; схемы в части расположения границ земельного участка с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории; на соответствие функциональному и территориальному зонированию по генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119; производит предварительный анализ возможности размещения объекта недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке с точки зрения градостроительных норм.

При предоставлении неполной информации он должен был  направить заявителю запрос о предоставлении недостающих документов. 

При наличии всех необходимых документов, в случае если на топографической съемке указаны устаревшие данные об ограничениях (позднее одного года), заявление направляется в отдел градостроительного зонирования и территориального планирования и в отдел инженерных сетей для выполнения проверки градостроительных ограничений на сегодняшний день.

Далее документы возвращаются в отдел планировки территории для принятия решения о дальнейшей работе с данным заявлением либо направлении промежуточного ответа о необходимости устранения замечаний, либо возврате пакета документов заявителю.

После этого специалист отдела должен был направить запросы в согласующие организации на предмет согласования возможности размещения объекта недвижимости, запрос информации о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (ОАО "Водоканал", МУПВ "ВПЭС", управление охраны окружающей среды и природопользования администрации г. Владивостока, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю и др.).

Если возможность размещения объекта недвижимости проходит все необходимые согласования, то в двухнедельный срок оформляется Акт о выборе земельного участка по форме, утвержденной распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 27.05.2010 № 1589, который затем согласовывается в структурных подразделениях уполномоченного органа.

Затем в бумажном и электронном виде схема расположения земельного участка передается в отдел обеспечения ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности уполномоченного органа для внесения границ испрашиваемого земельного участка в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, после чего изготавливается проект распоряжения о выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Подготовленный проект распоряжения подлежит согласованию в структурных подразделениях уполномоченного органа в порядке, установленном разделом IV Положения, утвержденного распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 22.03.2010 N 769 (пункты 3.14 - 3.25).

Срок предоставления услуги установлен – в течение 30 календарных дней (пункт 2.4), причем этот срок являлся максимальным, как прямо оговорено пунктом 2.10 Регламента.

Представитель ответчиков утверждает, что работа по вопросу выбора земельного участка в районе ул. Станичная, 12 в г. Владивостоке по заявлению ООО «КУТХ» частично была проведена, однако и пояснения ответчиков в этой части, и представленные ими доказательства касаются действий, совершенных при рассмотрении предыдущего обращения Департамента, которое было окончено возвратом документов согласно письму УГА от 24.12.2014 № 24245/20у.

Доказательств совершения каких-либо действий, направленных на проверку документов, представленных ООО «КУТХ», и проведение процедур согласования с заинтересованными организациями возможности размещения объекта на выбираемом земельном участке, после получения обращения Департамента от 23.01.2015 № 20/03/02-13/1684 (то есть после 03.02.2015), ответчики в материалы дела не представили.

В судебном заседании, начатом 12.08.2015, по ходатайству представителя ответчиком был объявлен перерыв до 19.08.2015 для представления доказательств, однако после перерыва Управление представило письмо УГА от 13.08.2015 № 27/2-1-2807 в адрес правового управления, из которого следует, что каких-либо иных документов, подтверждающих совершение действий по выбору земельного участка, не имеется.  

Таким образом, в период с 03.02.2015 по 04.03.2015 УГА администрации г. Владивостока допустило не соответствующее закону бездействие, уклонившись от совершения каких-либо действий, направленных на обеспечение выбора земельного участка по заявлению ООО «КУТХ».

Это бездействие нарушило права и законные интересы Общества, так как не позволило ему получить результат услуги по выбору земельного участка в период до утраты Управлением полномочий по обеспечению выбора земельного участка и утверждению схем расположения земельных участков в связи с изменением законодательства о порядке предоставления земельных участков для строительства.          

Ввиду изложенного требование заявителя, заявленное к УГА администрации г. Владивостока, подлежит удовлетворению, а понесенные Обществом расходы – взысканию с данного ответчика.

Излишне уплаченная государственная пошлина возвращается из федерального бюджета в силу статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока по обеспечению выбора земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2273 кв.м, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Станичная, 12, для строительства капитальных гаражей, проверенное на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.

В признании незаконным бездействия Администрации г. Владивостока отказать.

Взыскать с Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в пользу Общества с ограниченной ответственностью «КУТХ» 3000 руб. (Три тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «КУТХ» из федерального бюджета 1000 руб. (Одну тысячу рублей) государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 24.04.2015 № 11864165 на общую сумму 4000 руб., находящемуся в материалах дела.

Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.  

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья                                                         Нестеренко Л.П.