ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-8964/08 от 17.10.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток   Дело № А51-8964/2008 1-283

21 октября 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 17.10.2008.

Полный текст решения изготовлен 21.10.2008.

Арбитражный суд Приморского края   в составе судьи   Зиньковой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федуриной И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   ООО «Мортранс»

к   главе города Владивостока

о   признании недействительным распоряжения № 70-р от 2 июля 2008 года

при участии:   от администрации – ФИО1 (доверенность №1-3/4660 от 22.08.2008); ФИО2, начальник правового управления (доверенность от 08.07.2008 №1-3/3291, сроком до 31.12.2008)

установил:   ООО «Мортранс» обратилось с заявлением о признании недействительным распоряжения главы города Владивостока № 70-р от 2 июля 2008 года «Об отмене распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 13.05.2008 № 894, распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 16.05.2008 № 962, распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 22.05.2008 № 1002».

Судебное разбирательство по делу было назначено на 15.10.08, но в связи с ходатайством общества об отложении рассмотрения дела в связи с выездом представителя общества – адвоката Рассомахиной О.В. в служебную командировку с 13.10.08 по 16.10.08 за пределы г.Владивостока, в судебном заседании объявлен перерыв до 17.10.08, о чем общество уведомлено судом телефонограммой № 203 от 15.10.08.

От ООО «Мортранс» 17.10.08 вновь поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, в связи с задержкой представителя в командировке, которое отклонено судом по следующим обстоятельствам: заявителем не приложены доказательства убытия адвоката в командировку и невозможности обеспечить участие в заседание иного представителя общества как к ходатайству от 15.10.08, так и от 17.10.08, кроме того, как следует из объяснительной представителя администрации г.Владивостока адвокат Рассомахина О.В. 14.10.08 находилась на рассмотрении дела в Приморском краевом суде, что вызывает сомнение в достоверности информации об убытии адвоката в командировку.

В связи с изложенным, суд в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассматривает дело в отсутствие ООО «Мортранс».

В судебном заседании 16.09.2008 заявитель уточнил заявленное требование, просит признать недействительным распоряжение главы города Владивостока № 70-р от 2 июля 2008 года «Об отмене распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 13.05.2008 № 894, распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 16.05.2008 № 962, распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 22.05.2008 № 1002» в части отмены распоряжения начальника УМИГА от 13.05.2008 № 894 (п.1.19, 1.22, 1.24, 1.50, 1.51, 1.53), а также в части отмены распоряжения начальника УМИГА от 16.05.2008 №962 (п. 1.57, 1.88, 1.89, 1.90, 1.91).

Уточнение принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

Заявитель поддержал уточненное требование, в обоснование указал на то, что оспариваемым распоряжением глава города Владивостока необоснованно отменил, возникшее у заявителя, в силу статьи 34 Земельного кодекса РФ, право на заключение договоров аренды земельных участков.

Кроме того, по мнению заявителя, при издании оспариваемого распоряжения глава города Владивостока превысил свои полномочия по возможности отмены муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, что является нарушением части 1 статьи 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Заявитель указал на то, что оспариваемым распоряжением нарушены права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку предоставленные распоряжениями УМИГА земельные участки предполагалось использовать для загородного отдыха сотрудников ООО «Мортранс», что предполагает извлечение прибыли, связанной с устройством платной парковки, кемпинга, мест общественного питания, услуг платного туалета и прочих услуг.

Ответчик отклонил заявленное требование, указал на то, что основанием для отмены распоряжений начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока явился тот факт, что принятые распоряжения от 13.05.2008 № 894, а также от 16.05.2008 №962 не были опубликованы в порядке, установленным статьей 34 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, были отменены как не соответствующие Земельному кодексу РФ.

Ответчик пояснил, что 14 мая 2008 года на официальном сайте администрации города Владивостока был размещен текст под заголовком «Список земельных участков по Владивостокском городском округе физическим и юридическим лицам в аренду для целей не связанных со строительством от 14.05.2008» и 16 мая 2008 года был размещен текст под заголовком «Список земельных участков во Владивостокском городском округе физическим и юридическим лицам в аренду для целей не связанных со строительством от 16.05.2008», что противоречит требованиям статьи 34 Земельного кодекса РФ, предусматривающим заблаговременное опубликование сведений о предоставлении земельных участков в средствах массовой информации, а размещение указанных текстов на сайте администрации города Владивостока не является опубликованием информации о земельных участках, как того требует статья 34 Земельного кодекса РФ.

Ответчик указал, что распоряжения УМИГА были изданы с нарушением статьи 34 Земельного кодекса РФ, поэтому на основании полномочий, которые предоставлены главе города Владивостока Уставом города Владивостока, данные распоряжения были отменены.

Из материалов дела судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Мортранс» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.09.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока за ОГРН <***>.

18.04.2008 ООО «Мортранс» обратилось в администрацию города Владивостока с заявлениями (вход.№№ 4382Д, 4395Д, 4396Д, 4397Д, 4398Д, 4399Д, поступившими в управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры 23.04.2008) о предоставлении в аренду земельных участков: площадью 590 кв.м по ул.Междугородняя, 39, кадастровый номер 25:28:050016:0196 для кратковременного отдыха; площадью 432 кв.м по ул. Рыбацкая, 2а, кадастровый номер 25:28:050018:0475 для кратковременного отдыха путешественников; площадью 3495 кв.м по ул. Междугородняя, 39, кадастровый номер 25:28:050016:0200 для мероприятий на открытом воздухе; площадью 1576 кв.м по ул. Рыбацкая, 21, кадастровый номер 25:28:050016:0432 для пеших прогулок; площадью 10170 кв.м по ул. Рыбацкая, 56, кадастровый номер 25:28:050016:0208 для пеших прогулок и воскресного отдыха жителей; площадью 9053 кв.м по ул.Межугородняя, 17, кадастровый номер 25:28:050016:0209 для загородного отдыха жителей.

13.05.2008 ООО «Мортранс» обратилось в администрацию города Владивостока с заявлениями (вход.№№ 5464Д, 5465Д, 5466Д, 5467Д, 5468Д, поступившими в управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры 15.05.2008) о предоставлении в аренду земельных участков: площадью 770 кв.м по ул.Рыбацкая, 2а, кадастровый номер 25:28:050018:0486, для прогулок и оздоровительных мероприятий на открытом воздухе; площадью 828 кв.м по ул.Рыбацкая, 48а, кадастровый номер 25:28:050016:0206, для загородного отдыха гостей и жителей города; площадью 1015 кв.м по ул. Рыбацкая, 48а, кадастровый номер 25:28:050017:0431, для отдыха жителей города; площадью 9230 кв.м по ул. Междугородняя, 18, кадастровый номер 25:28:050016:0215, для оздоровительных прогулок и мероприятий на открытом воздухе; площадью 965 кв.м по ул.Рыбацкая, 21, кадастровый номер 25:28:050003:0443, для отдыха жителей микрорайона.

13.05.2008 управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока принято распоряжение № 894 «О предоставлении в аренду земельных участков в городе Владивостоке для временного размещения объектов и иных целей, не связанных со строительством», в пунктах 1.19, 1.22, 1.24, 1.50, 1.51, 1.53 которого, предусмотрено заключение с ООО «Мортранс» договоров аренды земельных участков, испрашиваемых на основании заявлений ООО «Мортранс» (вх.№№ 4399Д, 4398Д, 4397Д, 4396Д, 4395Д, 4382Д от 23.04.2008).

16.05.2008 управлением принято распоряжение № 962 «О предоставлении в аренду земельных участков в городе Владивостоке для временного размещения объектов и иных целей, не связанных со строительством» в пунктах 1.57, 1.88, 1.89, 1.90, 1.91 которого, предусмотрено заключение с ООО «Мортранс» договоров аренды земельных участков, испрашиваемых ООО «Мортранс» на основании заявлений (вх.№№ 5467 Д от 15.05.2008, 5468 Д от 13.05.2008, 5464 Д от 13.05.2008, 5465 Д от 13.05.2008, 5466 Д от 13.05.2008).

02.07.2008 главой города Владивостока принято распоряжение № 70-р «Об отмене распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 13.05.2008 № 894, распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 16.05.2008 № 962, распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 22.05.2008 № 1002».

Посчитав распоряжение №70-р от 02.07.2008 в части отмены распоряжения начальника УМИГА от 13.05.2008 № 894 (п.1.19, 1.22, 1.24, 1.50, 1.51, 1.53), а также в части отмены распоряжения начальника УМИГА от 16.05.2008 №962 (п. 1.57, 1.88, 1.89, 1.90, 1.91) незаконным и нарушающим права ООО «Мортранс» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ответчика, считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Представитель главы города Владивостока в ходе рассмотрения дела пояснил, что основанием для отмены распоряжений начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока явился тот факт, что принятые распоряжения от 13.05.2008 № 894, а также от 16.05.2008 №962 не были опубликованы в порядке, установленным статьей 34 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, были отменены как не соответствующие Земельному кодексу РФ.

Ответчик пояснил, что 14 мая 2008 года на официальном сайте администрации города Владивостока был размещен текст под заголовком «Список земельных участков по Владивостокском городском округе физическим и юридическим лицам в аренду для целей не связанных со строительством от 14.05.2008» и 16 мая 2008 года был размещен текст под заголовком «Список земельных участков во Владивостокском городском округе физическим и юридическим лицам в аренду для целей не связанных со строительством от 16.05.2008», что противоречит требованиям статьи 34 Земельного кодекса РФ.

Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Во исполнение требований абзаца 2 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации Думой города Владивостока утвержден муниципальный правовой акт от 08.02.2007 №73-МПА «Положение о предоставлении земельных участков на территории города Владивостока», которым предусмотрено, что администрация города Владивостока обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В соответствии с Положением об управлении муниципального имущества, градостроительства и архитектуры, утвержденным постановлением главы администрации города Владивостока от 30 августа 2005 года №965, управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры является структурным подразделением администрации города Владивостока и подчиняется главе администрации, его заместителю, курирующему вопросы деятельности управления.

Пунктом 4.28 Положения об Управлении муниципального имущества, градостроительства и архитектуры, утвержденного постановлением главы администрации от 30.08.2005 N 965 установлено право УМИГА осуществлять предоставление в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством, путем принятия распоряжения Управления.

Поскольку управление является структурным подразделением администрации г.Владивостока, уполномоченным на предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством, то на него распространяется Положение о предоставлении земельных участков на территории города Владивостока, следовательно, изданию распоряжений УМИГА о предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством, должна предшествовать публикация в печатных изданиях города Владивостока информации о предоставлении данных земельных участков.

Из материалов дела судом установлено, что сведения о предоставлении физическим и юридическим лицам земельных участков в аренду для целей не связанных со строительством были размещены управлением 14.05.2008 и 16.05.2008, т.е. уже после издания распоряжений от 13.05.2008 № 894 и от 16.05.2008 №962, на сайте администрации города Владивостока, а не опубликованы в средствах массовой информации заблаговременно, как это предусмотрено статьей 34 Земельного кодекса РФ и Положением о предоставлении земельных участков на территории города Владивостока.

Таким образом, при издании распоряжений от 13.05.2008 № 864 и от 16.05.2008 №962 управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока были нарушены требования статьи 34 Земельного кодекса РФ о заблаговременной публикации сведений о предоставлении земельных участков.

Издание распоряжений о предоставлении в аренду земельных участков для целей не связанных со строительством без соблюдения установленного порядка заблаговременного опубликования в средствах массовой информации сведений о предоставлении земельных участков, нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц, претендующих на выделение спорных земельных участков наравне с ООО «Мортранс», поскольку они были лишены права на обращение с заявлениями в администрацию города Владивостока о предоставлении данных земельных участков, после опубликования сведений в средствах массовой информации.

Таким образом, издание управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока распоряжений от 13.05.2008 № 864 и от 16.05.2008 №962 привело к ограничению конкуренции, связанной с правом других юридических и физических лиц, находящихся на территории города Владивостока,обратиться с заявлением о предоставлении спорных земельных участков для целей не связанных со строительством.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев.

Статья 20 этого же Закона устанавливает правило о предоставлении муниципальной помощи с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

При этом под муниципальной помощью понимается предоставление органами местного самоуправления преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, в том числе путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав (статья 4 названного Закона).

Таким образом, действия органа местного самоуправления по предоставлению ООО «Мортранс» в аренду земельных участков для целей не связанных со строительством, обладают признаками муниципальной помощи, однако, согласие антимонопольного органа на предоставление данной муниципальной помощи, управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока не получено.

В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 11 части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесен, в том числе, и контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Устава г.Владивостока глава города Владивостока является высшим должностным лицом города Владивостока, обладающим в соответствии с настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 17 части 1 статьи 28 Устава г.Владивостока предусмотрено, что глава города Владивостока в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края отменяет или приостанавливает действия приказов и распоряжений, принятых его заместителями и руководителями отраслевых и территориальных органов администрации города Владивостока, в случае, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Приморского края, настоящему Уставу, а также решениям Думы города Владивостока.

Таким образом, оспариваемое распоряжение издано главой города Владивостока в пределах полномочий, предоставленных статьей 6 Федерального закона от 28.08.1995 №154-ФЗ, на основании пункта 17 части 1 статьи 28 Устава города Владивостока, в связи с чем, довод заявителя о превышении главой города Владивостока полномочий при издании оспариваемого распоряжения, судом отклоняется.

Также судом отклоняется довод заявителя о том, что оспариваемым распоряжением глава города отменил, возникшее у заявителя в силу статьи 34 Земельного кодекса РФ, право на заключение договоров аренды земельных участков, поскольку права на земельный участок возникают с момента государственной регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Общество в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы дела доказательства, свидетельствующие о несоответствии оспариваемого распоряжения от 02.07.2008 № 70-р в части отмены распоряжений начальника УМИГА от 13.05.2008 №894 и от 16.05.2008 №962, требованиям закона или иного нормативного правового акта.

Кроме того, обществом не представлено доказательств нарушения оспариваемым распоряжением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель указал на то, что оспариваемым распоряжением нарушены права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку спорные земельные участки предполагалось использовать для загородного отдыха сотрудников ООО «Мортранс», что предполагает извлечение прибыли, связанной с устройством платной парковки, кемпинга, мест общественного питания, услуг платного туалета и прочих услуг.

Суд с указанным доводом ООО «Мортранс» не может согласиться, поскольку, как следует из распоряжений УМИГА от 13.05.2008 №894, от 16.05.2008 №962, земельные участки, предоставленные ООО «Мортранс» имеют иное целевое назначение, нежели организация загородного отдыха сотрудников ООО «Мортранс», а именно: под площадку для загородного отдыха жителей, под площадку для пеших прогулок, под место проведения мероприятий на открытом воздухе, под площадку для кратковременного отдыха путешественников, под площадку для кратковременного отдыха (пункты 1.19, 1.24, 1.50, 1.51,1.53 распоряжения от 13.05.2008 №894), при этом, из формулировки целевого назначения предоставленных земельных участков нельзя определить, каким образом ООО «Мортранс» будет извлекать прибыль от использования данных земельных участков.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного, суд отказывает ООО «Мортранс» в удовлетворении требования о признании недействительным распоряжения главы города Владивостока № 70-р от 2 июля 2008 года «Об отмене распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 13.05.2008 № 894, распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 16.05.2008 № 962, распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 22.05.2008 № 1002» в части отмены распоряжения начальника УМИГА от 13.05.2008 № 894 (п.1.19, 1.22, 1.24, 1.50, 1.51, 1.53), а также в части отмены распоряжения начальника УМИГА от 16.05.2008 №962 (п. 1.57, 1.88, 1.89, 1.90, 1.91) как не соответствующего Земельному кодексу РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать ООО «Мортранс» в удовлетворении требования о признании недействительным распоряжения главы города Владивостока № 70-р от 2 июля 2008 года «Об отмене распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 13.05.2008 № 894, распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 16.05.2008 № 962, распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 22.05.2008 № 1002» в части отмены распоряжения начальника УМИГА от 13.05.2008 № 894 (п.1.19, 1.22, 1.24, 1.50, 1.51, 1.53), а также в части отмены распоряжения начальника УМИГА от 16.05.2008 №962 (п. 1.57, 1.88, 1.89, 1.90, 1.91) как не соответствующего Земельному кодексу РФ.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение месяца с даты принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Зинькова Л.Н.