ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-8986/08 от 10.10.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ 

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело №  А51-8986/2008 - 4-241

«10» октября 2008 г.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи   Нестеренко Л.П.

при ведении протокола судебного заседания    судьей Нестеренко Л.П.

рассмотрел    07 октября 2008 г. в судебном заседании

дело по заявлению   Общества с ограниченной ответственностью «Стройтэкс»

к   Администрации г. Владивостока

об   оспаривании ненормативного правового акта

при участии в заседании:   от заявителя – ФИО1 (доверенность от 10.09.2008 г.), ФИО2 (доверенность от 10.09.2008 г.), от ответчика – главный специалист 1 разряда правового управления ФИО3 (доверенность от 06.08.2008 № 1-3/4175), ФИО4 (доверенность от 22.08.2008 № 1-3/4659)

Общество с ограниченной ответственностью «Стройтэкс» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании пункта 4 постановления администрации г. Владивостока от 09.07.2008 № 53 «Об отмене некоторых постановлений главы администрации г. Владивостока».

В судебном заседании заявитель требование поддержал, указав в его обоснование, что с момента принятия постановления администрации г. Владивостока от 21.05.2008 № 337 у Общества возникли права по использованию принадлежащего ему земельного участка по адресу <...> в соответствии с измененным видом разрешенного использования: для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого комплекса с помещениями общественного назначения, а не для завершения строительства торгового центра, как было определено ранее. Утверждает, что оспариваемое постановление в части пункта 4 произвольно ограничивает субъективные права ООО «Стройтэкс» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель полагает, что постановление от 21.05.2008 № 337 было отменено безосновательно, поскольку земельный участок по ул. Русская, 58 расположен в зоне жилой и общественной застройки, возведение на нем жилого дома не противоречит градостроительному территориальному зонированию. Изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка, требуемое в соответствии с законом о введении действие Градостроительного кодекса РФ, не нарушает требований земельного и градостроительного законодательства.

По мнению заявителя, при принятии постановления от 21.05.2008 № 337 в полной мере была соблюдена процедура изменения разрешенного использования земельного участка, в установленном порядке проведены публичные слушания, результат которых имел рекомендательный характер и был учтен главой администрации при принятии указанного постановления.

Администрация г. Владивостока с требованиями заявителя не согласилась, указав на наличие у главы города права отменять правовые акты администрации.

По пояснениям ответчика, основаниями к отмене постановления от 21.05.2008 № 337 послужили нарушения, допущенные при назначении и проведении публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.

При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Стройтэкс» зарегистрировано в качестве юридического лица ИМНС России по Первореченскому району г. Владивостока 04.02.2003 г., о чем выдано свидетельство серии 25 № 01102378.

Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2806,00 кв.м для завершения строительства торгового центра, расположенный в г. Владивосток, ориентир в границах участка – объект незавершенного строительства по ул. Русская, 58-в, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.11.2007 серия 25-АА № 931591, выданным учреждением юстиции.

Объект незавершенного строительства, расположенный на указанном земельном участке, также является собственностью ООО «Стротэкс» согласно свидетельству от 12.11.2007 серия 25-АА № 931590.

21.03.2008 Общество обратилось в администрацию г. Владивостока с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка на другой вид – для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого комплекса с помещениями общественного назначения.

Постановлением администрации г. Владивостока от 21.05.2008 № 337 разрешенное использование земельного участка по адресу <...> «для завершения строительства торгового центра» было изменено на другой вид – «для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого комплекса с помещениями общественного назначения».

Однако впоследствии главой г. Владивостока было принято постановление от 09.07.2008 № 53 «Об отмене некоторых постановлений главы администрации города Владивостока», пунктом 4 которого отменено постановление от 21.05.2008 № 337.

Посчитав, что постановление главы г. Владивостока от 09.07.2008 № 53 в части пункта 4 нарушает права и законные интересы ООО «Стройтэкс» и не соответствует законодательству, заявитель оспорил его в арбитражном суде.

Изучив материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного требования ввиду следующего.

По целевому назначению земли подразделяются на самостоятельные категории, в том числе земли поселений. Правовой режим земель определяется по их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 85 Земельного кодекса РФ определено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые могут быть основными, условно разрешенными и вспомогательными.

Согласно части 3 данной статьи изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются их правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Однако разрешения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (части 4, 5 указанной статьи кодекса).

При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В городе Владивостоке не утверждены Правила землепользования и застройки, территориальное зонирование земель поселения не завершено, градостроительные регламенты не разработаны. Данное обстоятельство признают как ответчик, так и заявитель.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие этого кодекса решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением определенных случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка по ул. Русская, 58-в, принадлежащего ООО «Стройтэкс», могло быть произведено не иначе как в порядке, предусмотренном названными нормами права, в том числе с учетом результатов публичных слушаний, организуемых и проводимых с соблюдением соответствующих положений статьи 39 Градостроительного кодекса РФ и муниципальных правовых актов.

В период спорных правоотношений порядок проведения публичных слушаний в г. Владивостоке регулировался соответствующим Положением, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 21.07.2005 № 80.

Данное Положение предусматривало создание комиссии как коллегиального органа, сформированного на паритетных началах из депутатов Думы г. Владивостока и должностных лиц администрации г. Владивостока, осуществляющего организационные действия по подготовке и проведению публичных слушаний. Положением урегулированы вопросы инициирования, назначения, организации и проведения публичных слушаний, оформление их результатов.

Публичные слушания по спорному вопросу были проведены на основании постановления администрации г. Владивостока от 17.04.2008 № 191, которым была создана комиссия по проведению публичных слушаний, утвержден ее персональный состав и график проведения публичных слушаний с указанием места, даты и времени проведения слушаний, назначен орган, ответственный за ее проведение. Данное постановление было опубликовано в средствах массовой информации.

Заявитель представил в материалы дела заключение о результатах этих публичных слушаний от 14.05.2008 г., протокол публичных слушаний от той же даты, итоговый документ публичных слушаний.

Суд отклоняет довод ответчика о том, что результаты публичных слушаний не могли быть учтены главой администрации при издании постановления от 21.05.2008 № 337, который он основывает на том, что комиссия по проведению публичных слушаний не направляла протокол о результатах слушаний главе администрации и не вырабатывала рекомендации по итогам слушаний.

Так, в силу части 6 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.

ООО «Стройтэкс» приложило к заявлению копии заключения о результатах публичных слушаний, протокола публичных слушаний, итогового документа публичных слушаний от 14.05.2008 г., заверенные представителем Общества. О наличии протокола и итогового документа прямо указано в заключении комиссии от 14.05.2008 г., опубликованном в газете «Красное Знамя Приморья» от 15.05.2008 г.

Администрация не представила арбитражному суду какие-либо копии документов, не тождественные тем, которые представило Общество. В то же время заявлений о фальсификации доказательств, представленных заявителем, ответчик также не сделал.

Тот факт, что в Управлении муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока отсутствуют итоговый документ и протокол о результатах публичных слушаний и не зарегистрировано поступление документов главе администрации в реестрах входящей корреспонденции, сам по себе не свидетельствует об отсутствии этих документов как объектов материального мира, а может служить лишь основанием для выводов о нарушении правил делопроизводства при прохождении документов. Такие нарушения не могут быть положены в основу признания недействительным постановления администрации г. Владивостока, принятого с учетом данных документов.

Нарушение части 4 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ, на которое указывает ответчик, выразившееся в неуведомлении смежных землепользователей и правообладателей о проведении публичных слушаний по спорному вопросу, не имели места, поскольку земельные участки, сформированные в установленном порядке и имеющие общие границы с земельным участком по ул. Русская, 58-в, отсутствуют.

Вместе с тем, пунктом 4 статьи 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний в городе Владивостоке предусмотрена обязанность комиссии по проведению публичных слушаний не позднее 20 дней обеспечить публикацию (обнародование) в средствах массовой информации, на официальных сайтах Думы г. Владивостока, администрации г. Владивостока, а также на информационных стендах решения (постановления) о проведении публичных слушаний, порядке проведения публичных слушаний, темы и перечня вопросов публичных слушаний, проекта муниципального правового акта, подлежащего обсуждению.

Согласно пунктам 4, 7 решения Думы г. Владивостока от 16.08.2001 № 21 официальными периодическими изданиями, в которых публикуются муниципальные правовые акты, являются газеты «Владивосток», «Утро России», «Красное Знамя Приморья».

Ни в этих, ни в каких-либо иных средствах массовой информации сведения о порядке проведения публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка по ул. Русская, 58-в опубликованы не были. Тем самым заинтересованные лица, в том числе граждане, проживающие на территории г. Владивостока, оказались лишены возможности реального участия в обсуждении данного вопроса, тогда как согласно пункту 5 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия провозглашено как принцип градостроительного законодательства.

Кроме этого, как следует из преамбулы постановления администрации г. Владивостока от 21.05.2008 № 337, оно принято на основании рекомендаций комиссии по проведению публичных слушаний.

Документ, именуемый рекомендациями комиссии по проведению публичных слушаний, в материалы дела не представлен, имеется лишь заключение комиссии по проведению публичных слушаний от 14.05.2008 г., опубликованное в газете «Красное Знамя Приморья» от 15.05.2008 г. Однако эта комиссия не наделена полномочиями по выработке рекомендаций по вопросам об изменении вида разрешенного использования земельных участков.

В силу статьи 39 Градостроительного кодекса РФ, положения которой должны быть применены к спорным правоотношениям, заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в комиссию, которая на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении разрешения и направляет их главе местной администрации. На основании данных рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (части 8, 9 названной статьи).

Из смысла данной статьи и положений статьи 31 кодекса, предусматривающих создание в муниципальных образованиях комиссий по подготовке проекта правил землепользования и застройки, следует, что в кодексе речь идет именно об этой комиссии, а не каком-либо ином органе.

Персональный состав комиссии по разработке проекта Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и положение о ней утверждены распоряжением главы администрации г. Владивостока от 11.01.2007 № 04-р.

Названная комиссия в решении вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка по ул. Русская, 58-в участия не принимала, рекомендации по спорному вопросу не вырабатывала и не направляла их главе администрации для принятия постановления об изменении вида разрешенного использования либо об отказе в его изменении.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что постановление ответчика от 21.05.2008 № 337 было издано с нарушением нормативных правовых актов.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 48 указанного закона предусмотрено право органов и должностных лиц местного самоуправления отменять принятые ими муниципальные правовые акты. Соответствующее полномочие главы г. Владивостока как высшего должностного лица муниципального образования, возглавляющего администрацию г. Владивостока, следует также из статей 27, 28, 30 Устава г. Владивостока, принятого решением Думы г. Владивостока от 03.03.2005 № 49.

Таким образом, глава г. Владивостока, выявив несоответствие постановления администрации г. Владивостока от 21.05.2008 № 337 нормативным правовым актам, правомерно отменил данное постановление.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ установление арбитражным судом соответствия оспариваемого ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица закону или иному нормативному правовому акту влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Стройтэкс» в удовлетворении требования о признании недействительным постановления главы г. Владивостока от 09.07.2008 № 53 «Об отмене некоторых постановлений главы администрации г. Владивостока» в части пункта 4 в связи с его соответствием в оспариваемой части Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Приморского края в месячный срок.

Судья Нестеренко Л.П.