АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владивосток Дело №А51-9146\07 24-347
“07” декабря 2007г.
Арбитражный суд Приморского края
в составе судьи Н.А.Галочкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.Н.Костенко
рассмотрев 30.11.2007 в судебном заседании дело
по заявлению Администрации Приморского края
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Приморскому краю,
3-и лица: Департамент социальной защиты населения Администрации Приморского края,
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока.
об оспаривании бездействия, распоряжения от 18.05.2007 № 247-р и об обязании принять решение о безвозмездной передаче нежилых помещений в государственную собственность
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 30.11.2007.
Изготовление мотивированного решения откладывалось до 07.12.2007.
при участии в судебном заседании:
от заявителя : консультант отдела прав.обеспечения ФИО1.(доверенность от 12.05.2007 № 59/1-20-1895 сроком действия 1 год),
от ТУ ФАУФИ : начальник отдела прав.обеспечения ФИО2.(доверенность от 30.08.2007 № 03-9418 сроком действия 1 год),
от Департамента : зав.отделом ФИО3.(доверенность от 28.09.2007 № 0303/48884 сроком действия 1 год),
от ИФНС: начальник юр.отдела ФИО4.(доверенность от 16.04.2007 № 58 сроком действия 1 год), гл.специалист ФИО5.(доверенность от 10.09.2007 № 72 сроком действия 1 год),зам.начальника отдела ФИО6.(доверенность от 25.09.2007 № 48 сроком действия 1 год)
Департамент имущественных отношений обратился в суд с заявлением опризнании незаконным бездействия Территориального Управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ПК, выраженное в непринятии решения о безвозмездной передаче нежилых помещений общей площадью 395,7 кв.м., расположенных по ул. Русская, 19 в г. Владивостоке, в государственную собственность ПК, о признании недействительным распоряжения Территориального Управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ПК от 18.05.2007 № 247-р « О закреплении имущества на праве оперативного управления за Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Владивостока» в части закрепления на праве оперативного управления за ИФНС по Советскому району г.Владивостока нежилых помещений общей площадью 395,7 кв.м., расположенных по ул. Русская, 19 в г. Владивостоке, об обязании Территориального Управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ПК принять решение о безвозмездной передаче нежилых помещений общей площадью 395,7 кв.м., расположенных по ул. Русская, 19 в г. Владивостоке в государственную собственность ПК.
Заявитель в обоснование своих требований указывает, что согласно пункту 1 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статье 26.3 данного Федерального закона.
Департамент социальной защиты населения Администрации Приморского края 04.09.2006 г. обратился в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Приморскому краю с предложением о безвозмездной передаче в государственную собственность Приморского края нежилых помещений площадью 395,7 кв.м., расположенных по ул. Русская, 19 в г. Владивостоке.
Аналогичные обращения направлялись в ТУ ФАУФИ по ПК Администрацией Приморского края. Однако ответчик не принял решение о безвозмездной передаче спорных помещений в государственную собственность Приморского края.
Более того, распоряжением ТУ ФАУФИ от 18.05.2007 г. № 247-р здание по ул. Русская, 19 в г. Владивостоке (в том числе спорные помещения) было закреплено на праве оперативного управления за Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока.
Нежилые помещения площадью 395,7 кв.м., расположенные по адресу: <...> и предоставленные для размещения структур социальной защиты населения, в настоящее время используются Администрацией Приморского края в целях осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, в силу чего должны быть безвозмездно переданы в государственную собственность Приморского края.
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Приморскому краю возражает против заявленных требований, указывая, что необоснованным является требования заявителя об обязании Управления принять решение о передаче спорного имущества, так как в соответствии с пунктом 9 Положения о Территориальном управлении, утвержденного Приказом Росимущества от 01.02.2005 № 37, Территориальное управление осуществляет действия по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в государственную собственность субъектов по поручению Росимущества, но Росимущество не поручало Территориальному Управлению осуществлять передачу спорного имущества.
Надлежащие правоустанавливающие документы о закреплении спорных помещений за структурами социальной защиты у истца отсутствуют, поскольку Территориальное управление не предоставляло эти помещения данным структурам. Кроме того, заявителем пропущен срок на подачу заявления о признании бездействия органа государственной власти незаконным.
Департамент социальной защиты населения Приморского края поддерживает требования заявителя по тем же основаниям, указывая, что согласно абзацу 6-8 части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ не только полномочия, но и имущество, которое используется для целей социальной защиты (ст.26.11 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ) должно быть передано безвозмездно в собственность субъекта РФ. Непринятие ответчиком решения о безвозмездной передаче спорных помещений в государственную собственность ПК не позволяет продолжать осуществление полномочий по социальной защите населения на территории Советского района.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Владивостока возражает против заявленных требований, указывая, что законных оснований для занятия спорных помещений структурами социальной защиты населения не предоставлено.Спорные помещения были предоставлены им на основании постановлений администрации г.Владивостока, которая не наделена полномочиями по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Судом установлено, что в соответствии с постановлениями администрации г.Владивостока № 2051 от 17.10.2002 и № 1547 от 02.07.2003 Управление муниципальной собственности г.Владивостока сняло со своего баланса и передало на баланс администрации г.Владивостока помещения общей площадью 395, 7 кв.м в здании по ул.Русская, 19 для размещения структур управления социальной защиты населения.
Департамент социальной защиты населения Администрации Приморского края 04.09.2006 г. направил в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Приморскому краю обращение № 01/3699, содержащее просьбу о решении вопроса безвозмездной передаче в государственную собственность занимаемых нежилых помещений, расположенных по ул. Русская, 19 в г. Владивостоке и о рассмотрении возможности предоставления дополнительно кабинета 6а площадью 31,52 кв.м, который свободен и примыкает к занимаемым площадям.
25.09.2006 Администрация Приморского края письменно обратилась в адрес руководителя территориального управления Росимущества по ПК с заявлением о безвозмездной передаче в государственную собственность занимаемых площадей и о выделении дополнительного кабинета 6а площадью 31,52 кв.м, который в настоящее время пустует в здании федеральной собственности по адресу: ул.Русская, 19, где располагается отдел социальной защиты населения административно-территориального управления Советского района департамента социальной защиты населения Администрации.
05.04.2007 Администрация Приморского края вновь обратилась в адрес территориального управления Росимущества по Приморскому краю с заявлением № 11-13/1905 с просьбой об оказании помощи в предоставлении площадей из числа находящихся в федеральной собственности, в том числе расположенных по адресу <...> площадью 395,7 кв.м для размещения отдела и отделений социальной защиты населения.
31.10.2006 Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району (далее по тексту – инспекция) письменно № 01-03/7563 обратилась в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ПК с заявлением с просьбой об оказании помощи в решении вопроса в размещении инспекции для нормального ее функционирования. Инспекция проводила поиск и подбор помещений в Советском районе и по имеющейся информации здание по ул.Русская, 19 является федеральной собственностью, что упрощает порядок передачи здания в оперативное управление ИФНС РФ по Советскому району.
24.04.2007 инспекция повторно обратилась в адрес ответчика с заявлением о рассмотрении вопроса о передаче административного здания по ул.Русской, 19 в оперативное управление ИФНС РФ по Советскому району.
18.05.2007 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю было издано распоряжение № 247-р «О закреплении имущества на праве оперативного управления за Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Владивостока», в соответствии с которым за ИФНС РФ по Советскому району было закреплено на праве оперативного управления административное здание , расположенное по адресу : <...>, находящееся в казне Российской Федерации.
26.07.2007 Федеральной регистрационной службой Управления Федеральной регистрационной службы Приморского края зарегистрировано право оперативного управления на административное здание за ИФНС РФ по Советскому району г.Владивостока, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации серии 25-АА № 894308 от 26.07.2007.
Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, считает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организацию стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела судом установлено, что Департамент имущественных отношений Приморского края впервые обратился в адрес ТУ ФАУФИ по ПК с заявлением о решении вопроса о безвозмездной передаче в государственную собственность занимаемых отделом социальной защиты населения административно-территориального управления Советского района департамента социальной защиты населения Администрации Приморского края площадей в адрес ответчика 25.09.2006.
Территориальное управление ФАУФИ по ПК указывает о пропуске заявителем срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия
Заявитель указывает, что четких императивных сроков для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено. 11.07.2007 департамент социальной защиты населения Администрации ПК сообщил заявителю об издании Территориальным управлением распоряжения № 247-р о закреплении на праве оперативного управления за ИФНС РФ по Советскому району г.Владивостока административного здания, расположенного по ул.Русская, 19 в г.Владивостоке. Именно с этого периода департаменту социальной защиты населения Администрации ПК стало известно о нарушении его прав и законных интересов, в связи с чем заявитель полагает, что он обратился в пределах 3-х месячного срока, предусмотренного для обращения в суд с заявлением и ходатайства о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением не заявлял .
В соответствии с пунктом 11.5 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 Федеральный орган исполнительной власти в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан и организаций, поступивших в его адрес, принятых при личном приеме или направленных ему…По результатам рассмотрения обращения федеральный орган исполнительной власти принимает необходимые меры и направляет ответ в течение 30 дней с даты регистрации обращения, а также по просьбе направивших обращение государственных органов уведомляет их о принятом решении. При необходимости срок рассмотрения может продлеваться, но не более чем на 30 дней, о каждом продлении сообщается заявителю с указанием причин.
Таким образом, заявитель не получив в месячный срок с момента обращения какого-либо ответа от Территориального управления ФАУФИ по ПК на свое обращение, был вправе в срок до 25.01.2007 обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его бездействия, но обратился он 13.08.2007 года, т.е. по истечении 3-х месячного срока, предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ.
Пропуск срока для обращения в суд с заявлением является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, ТУ ФАУФИ по ПК указывает, что не располагает письмами Департамента социальной защиты населения Администрации ПК от 04.09.2006 № 01/3699, письмами Администрации ПК от 25.09.2006 № 11-28/5043 и от 05.04.2007 № 11-13/1905.
Заявитель в свою очередь в подтверждение факта направления в адрес ТУ ФАУФИ вышеуказанных писем представил справку управления делопроизводства аппарата Администрации ПК от 28.11.2007 № 33/498, указывающую, что письма были зарегистрированы в отделе служебной корреспонденции и в тот же день переданы адресату через адресную ячейку, выделенную на основании письма ТУ Росимущества по ПК от 24.04.2005, которая находится в отделе. Но документального подтверждения (росписи сотрудников ответчика, свидетельствующая о получении данных писем) не представлено.
В силу абзацев 6-8 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случаях, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления,
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 184-ФЗ).
С 1 января 2005 года (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») функции, осуществляемые отделами социальной защиты, перешли к органам исполнительной власти Приморского края.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.
Постановлением Губернатора Приморского края от 08.04.2005 г. № 80-пг была утверждена дислокация отделений приема населения по социальным вопросам, управлению государственной службы и кадров было предписано провести организационно-штатные мероприятия по созданию департамента социальной защиты населения Администрации Приморского края.
Постановлением Администрации Приморского края от 06.06.2005 г. № 110-па управление социальной защиты населения Администрации Приморского края было преобразовано в департамент.
Согласно положению о Департаменте, утвержденному Постановлением Администрации Приморского края от 15.02.2007 г. № 38-па (ранее - постановлением от 02.11.2005 № 244-па), осуществление полномочий, указанных в подпункте 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ, возложено на данный орган государственной власти.
В силу пункта 1 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ в собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статье 26.3 данного Федерального закона.
Заявитель полагает, что нежилые помещения площадью 395,7 кв.м., расположенные по адресу: <...>, в настоящее время используются Администрацией Приморского края в целях осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, в силу чего должны быть безвозмездно переданы в государственную собственность Приморского края.
Согласно абзацам 15 и 16 части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, предложения о передаче имущества.
В соответствии с пунктом 5.3 Положения «О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 г. № 691, данный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (абзац 19 части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ). Данные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (абзац 21 части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ).
Как следует из материалов дела, структуры социальной защиты занимали спорные помещения без каких-либо законных оснований. Помещения были предоставлены органом местного самоуправления- администрацией г.Владивостока, но вступившим в законную силу 22.06.1998 года решением арбитражного суда Приморского края по делу №А51-11715/98 21-2 было установлено, что передача спорного здания в муниципальную собственность произведена неправомерно. Здание по адресу : ул.Русская, д.19 являлось партийным имуществом, Указом Президента РФ от 25.08.1991 года № 90 партийное имущество объявлено государственной собственностью и передано в пользование соответствующим органам исполнительной власти. Указом Президента РФ от 06.11.1991 № 169 партийное имущество передано в государственную собственность и введение органов государственного управления.
Таким образом, здание по ул.Русская, 19 является федеральной собственностью и право распоряжения им принадлежит Территориальному управлению, но администрация г.Владивостока, не наделенная полномочиями по управлению и распоряжению федеральным имуществом предоставила спорные помещения в 2002-2003 гг. структурам управления социальной защиты населения. В постановлениях администрации г.Владивостока № 2051 от 17.10.2002 и № 1547 от 02.07.2003 не идет речь о закреплении площадей за структурами управления социальной защиты, а лишь о снятии с баланса Управления муниципальной собственности г.Владивостока и передаче на баланс администрации г.Владивостока В связи с чем суд считает, что структуры управления социальной защиты населения незаконно занимают спорные помещения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № 37 от 01.02.2005 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю по поручению Росимущества осуществляет действия по приобретению в установленном порядке имущества в федеральную собственность и передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Судом установлено, что заявитель не обращался в адрес Росимущества с ходатайством о передаче спорного имущества и Росимущество не поручало Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю осуществлять его передачу.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю осуществляет полномочия в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Приморского края, и иного федерального имущества, расположенного на территории Приморского края, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Учитывая изложенное, суд полагает, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю в рамках предоставленных ему полномочий издало оспариваемое распоряжение о закреплении имущества на праве оперативного управления за Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Владивостока.
В соответствии со ст.201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных Департаментом имущественных отношений Приморского края нет, в связи с чем отказывает ему в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.104, 110, 167 -170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Департамента имущественных отношений Приморского края о признании незаконным бездействия Территориального Управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ПК, выраженное в непринятии решения о безвозмездной передаче нежилых помещений общей площадью 395,7 кв.м., расположенных по ул. Русская, 19 в г. Владивостоке, в государственную собственность ПК, о признании недействительным распоряжения Территориального Управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ПК от 18.05.2007 № 247-р « О закреплении имущества на праве оперативного управления за Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Владивостока» в части закрепления на праве оперативного управления за ИФНС по Советскому району г.Владивостока нежилых помещений общей площадью 395,7 кв.м., расположенных по ул. Русская, 19 в г. Владивостоке, об обязании Территориального Управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ПК принять решение о безвозмездной передаче нежилых помещений общей площадью 395,7 кв.м., расположенных по ул. Русская, 19 в г. Владивостоке в государственную собственность ПК отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья Н. А. Галочкина
.
.
.