ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-9266/09 от 22.09.2009 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-9266/2009

29 сентября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2009 г. Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2009 г.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голоузовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кравцовой Г.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального государственного учреждения «Управление Тихоокеанского Флота»

к департаменту образования и науки Приморского края

о  признании незаконным решения департамента образования и науки Приморского края от 23.03.2009 г. № 2007-16/1441

при участии

от заявителя: представитель ФИО1 (дов. № 98 от 16.04.2009 г., паспорт <...>, выдан Ленинским РУВД г.Владивостока от 15.11.2002 г.), ФИО2 (уд. АА № 1087975 от 30.11.2004 г.)

от департамента образования и науки Приморского края: не явился, извещен

установил:

Федеральное государственное учреждение «Управление Тихоокеанско-го Флота» (далее по тексту – «заявитель», «Управление ТОФ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения департамента образования и науки Приморского края (далее по тексту – «Департамент») от 23.03.2009 г. № 2007-16/1441.

В обоснование требований Управление ТОФ указало, что профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии. Поясняет, что на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации № 358 от 05.09.2002 г. дополнительное профессиональное образование среднего медицинского персонала может осуществляться на отделениях (курсах) повышения квалификации среднего медицинского персонала военно-медицинских вузов и в учебно-методических отделах госпиталей видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, но только при наличии лицензии.

Дополнительно заявитель пояснил, что войсковая часть 26826 является военно-медицинским лечебным учреждением – структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации и не является самостоятельным юридическим лицом.

По мнению заявителя, обжалуемое решение затрагивает интересы Управления ТОФ и препятствует реализации его функций по подготовке специалистов медицинской службы в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации.

Департамент с заявленными требованиями не согласился, в письменном отзыве указал, что с заявлением о выдаче лицензии обратилась войсковая часть 26828, которая не является самостоятельным юридическим лицом, в то время как Закон «Об образовании» предусматривает возможность лицензирования деятельности юридических лиц.

Кроме того, Департамент считает, что при наличии приказа Министерства обороны Российской Федерации от 05.09.2002 № 358 подготовка среднего медицинского персонала медицинской службы Вооруженных Сил в системе дополнительного профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации может осуществляться без лицензирования.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Федеральное государственное учреждение «Управление Тихоокеанско-го флота» зарегистрировано в качестве юридического лица 24 ноября 2006 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока за основным государственным регистрационным номером 1032501343984, о чем выдано свидетельство 25 № 002757030.

Войсковая часть 26826 была зарегистрирована в качестве юридического лица 30.04.1955 г., регистрационный номер ОМУ/1/53065. 01 декабря 2002 г. Инспекцией ФНС по Ленинскому району г.Владивостока войсковой части присвоен основной государственный регистрационный номер 1022501296366.

22 ноября 2004 г. Инспекцией ФНС по Ленинскому району г.Владивостока в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о признании государственной регистрации организации - войсковой части 26826, не являющейся юридическим лицом, недействительной на основании решения регистрирующего органа.

Приказом начальника медицинской службы ТОФ № 24 от 06.02.2006 г. было утверждено новое Положение о войсковой части 26826, согласно которому данная часть является обособленным подразделение Управления ТОФ и входит в состав флота как отдельная войсковая часть

16 марта 2009 г. командир войсковой части 26826 обратился в Департамент с заявлением о лицензировании учебно-методического отдела Военно-морского клинического госпиталя ТОФ на право образовательной деятельности: профессиональной переподготовки и повышения квалификации среднего медицинского персонала.

Письмом Департамента от 23.03.2009 г. № 2007-16/1441 в принятии документов на рассмотрение было отказано со ссылкой на то, что соискатель лицензии не относится к организациям, лицензирование которых осуществляет лицензирующий орган, а также на противоречие пункту 3 статьи 21 Закона «Об образовании».

Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Управления ТОФ, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы сторон и представленные документы, проанализировав законность принятого Департаментом решения, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 статьи 21 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее по тексту – «Закон «Об образовании») профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

На основании пунктов 6, 7 статьи 33 Закона «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения) Министерством образования Российской Федерации, государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, наделенных в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями.

На сегодняшний день порядок выдачи лицензии на право осуществления образовательной деятельности установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277, которое вступило в силу с 01 июля 2009 г.

На момент рассмотрения Департаментом заявления войсковой части 26826 порядок выдачи лицензии регламентировался Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № 796 (далее по тексту – «Положение»).

Согласно пункту 1 Положения предусмотренный им порядок лицензирования распространяется на образовательную деятельность по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемую образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями, осуществляют лицензирование образовательной деятельности соискателей лицензий, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования (за исключением организаций, лицензирование деятельности которых отнесено настоящим Положением к компетенции Министерства образования Российской Федерации).

Данная норма императивна, возможность лицензирования образовательной деятельности иными органами государственной власти, в том числе и Министерством обороны Российской Федерации, не предусмотрена.

Пунктом 12 Положения предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган перечень документов, в том числе заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии (подпункт «а» пункта 12), копии устава и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом), при этом филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале, а организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении (подпункт «б» пункта 12); справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика (подпункт «в» пункта 12).

Таким образом, соискателем лицензии может быть только юридическое лицо, которое должно подтвердить свой правовой статус лицензирующему органу. Данные выводу полностью соответствуют пункту 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому только юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Из материалов дела судом установлено, что с заявлением о выдаче лицензии на право образовательной деятельности в Департамент обратилась именно войсковая часть 26826. Между тем данная войсковая часть утратила статус юридического лица в 2004 году, что подтверждается выпиской из Единого реестра юридических лиц, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц 25 № 02339138. Согласно положению о войсковой части 26826 в настоящее время она является обособленным подразделением Управления ТОФ, которое имеет статус самостоятельного юридического лица. Отсутствие у войсковой части статуса юридического лица подтверждено представителем заявителя в судебном заседании 10 августа 2009 г.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что с заявлением о лицензировании в Департамент должно было обратиться именно Управление ТОФ, а не войсковая часть 26826.

В ходе разбирательства дела представитель Управления ТОФ указывал, что войсковая часть 26826 обратилась с заявлением на получение от имени Управления ТОФ. Данный довод опровергается текстом самого заявления, а доказательства представления документов, предусмотренных пунктом 12 Положения, определяющих правовой статус Управления ТОФ как соискателя лицензии, в материалах дела отсутствуют. По информации Департамента все представленные с заявлением документы были возвращены войсковой части 26826, однако заявителем данные документы в адрес суда в нарушение правил статьи 65 АПК РФ не представлены.

Вместе с тем суд отклоняет доводы Департамента о возможности осуществления деятельности по профессиональной переподготовке и повышению квалификации среднего медицинского персонала без лицензии.

Приказом Минобороны РФ от 05 сентября 2002 г. № 358 предусмотрена возможность осуществления вышеуказанной деятельности на отделениях (курсах) повышения квалификации среднего медицинского персонала военно-медицинских вузов и в учебно-методических отделах госпиталей видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил. Данный приказ регулирует порядок такой подготовки. Однако согласно пункта 3 приказа организация данной подготовки должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть при наличии лицензии.

Рассматривая вопрос о нарушении прав и интересов Управления ТОФ обжалуемым решением Департамента, суд считает, что заявитель не лишен права на повторное обращение с заявлением о выдаче лицензии на право осуществления образовательной деятельности от имени юридического лица – Управления ТОФ в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

В силу статей 101 и 110 АПК РФ судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований федерального государственного учреждения «Управление Тихоокеанского Флота» о  признании незаконным решения департамента образования и науки Приморского края от 23.03.2009 г. № 2007-16/1441 отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья О.В. Голоузова