АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-9383/2007 -219
15 октября 2007 года
Арбитражный суд Приморского края в составе: судья Кузюра Л.Л.,
рассмотрел в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу:<...>, каб. 304
дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Примор-ская теплосберегающая компания»
к Отделу Государственного пожарного надзора Михайловского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Приморскому краю
о признании незаконным и отмене постановления административного ор-гана от 08.08.2007 № 251 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу.
Протокол судебного заседания вёл судья Кузюра Л.Л.
При участии в заседании:
Общество с ограниченной ответственностью «Приморская теплосбере-гающая компания» - юрисконсульт ФИО1 (дов. от 18.01.2007 постоян-ная, со специальными полномочиями),
Отдел Государственного пожарного надзора Михайловского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Приморскому краю – дознаватель, государственный инспектор Управления госпожарнадзора по Приморскому краю ФИО2 (дов. от 08.06.2007 № 4092-2-3 постоянная, со специальными полномочиями)
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 07 сентября 2007 года. Изготовление мотивированного решения откладывалось в порядке ст.176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривается заявление Общества с ограниченной ответственностью
«Приморская теплосберегающая компания»(сокращённо «заявитель», «Об-щество» или «ООО «Приморская теплосберегающая компания») к Отделу Государственного пожарного надзора Михайловского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Приморскому краю (сокращенно «административный орган», или «Отдел Го-сударственного пожарного надзора Михайловского района) о признании не-законным и отмене постановления административного органа от 08.08.2007 № 251 «О назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу» в виде штрафа в сумме 10000 рублей 00 копеек.
Представитель Общества в судебном заседании полностью поддержал заявленные требования, изложенные в заявлении.
Заявитель считает, что Общество не может быть привлечено к администра-тивной ответственности, поскольку многоквартирный жилой дом, расположен-ный по адресу: <...>, не находился и не находится в управлении ООО «Приморская теплосберегающая компания» и соответственно Общество не несёт никаких обязательств перед собствен-никами жилья и третьими лицами по указанному дому.
Представитель административного органа в судебном заседании 07 сентяб-ря 2007 года признал заявленные требования Общества, пояснив, что заявитель был ошибочно привлечён к административной ответственности, представив в материалы дела письмо от 11.04.2007 № 236 главы Михайловского сельского поселения с информацией об управляющих компаниях, обслуживающих многоэтажные жилые дома на территории Михайловского сельского поселения.
Из материалов дела судом установлено следующее:
18 февраля 2004 года Межрайонной инспекцией Министерства Россий-ской Федерации по налогам и сборам № 9 по Приморскому краю внесена за-пись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании юриди-ческого лица Общества с ограниченной ответственностью «Приморская тепло-сберегающая компания» за основным государственным регистрационным номером 1042502151768, о чём Обществу выдано свидетельство серии 25 № 02234159.
С 22 июня 2007 года по 02 августа 2007 года государственными инспекто-рами Михайловского района по пожарному надзору ФИО3, ФИО4, ФИО5 на основании распоряжения исполняющего обязанности начальника Отдела Государственного пожарного надзора Михай-ловского района по пожарному надзору от 22.06.2007 № 92 было проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением обязательных тре-бо-ваний пожарной безопасности, в том числе по адресу: с. Михайловка, квартал
№ 1 дом 6.
02 августа 2007 года при проведении проверки государственным инспекто-ром Михайловского района по пожарному надзору ФИО5 было установлено, что окна подвального помещения не остеклены, двери чердачных помещений не закрыты на замки, на дверях чердачных и подвальных поме-щений отсутствует информация о месте хранения ключей, что нарушает п.44 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверж-дённых Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313.
03 августа 2007 года в присутствии генерального директора Общества ФИО6 был составлен протокол № 251 о наличии в действиях Общества признаков административного правонарушения по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Данным протоколом Общество извещалось о рассмотрении дела об административном правонарушении 08 августа 2007 года в 09 часов 30 минут по месту нахождения административного органа. Законный пред-ставитель Общества генеральный директор Общества отказался от подписи в данном протоколе и его получении, о чём сделана отметка в протоколе.
08 августа 2007 года по результатам рассмотрения материалов администра-тивного дела главным государственным инспектором Михайловского района по пожарному надзору ФИО7 в отсутствие законного представителя Общества было принято постановление № 251 о привлечении ООО «При-морская теплосберегающая компания» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения, в виде штрафа на сумму 10000 рублей 00 копеек.
Считая постановление административного органа от 08.08.2007 № 251 не-законным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, прове-рив законность и обоснованность оспариваемого постановления в порядке ч.3 ст.30.6 КоАП РФ и ч.ч.6, 7 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению в силу следующего:
В соответствие с ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правона-рушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компе-тенции соответствующего органа.
В силу п.1 ст.23.34 главы 23 КоАП РФ органы, осуществляющие госу-дарственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных
правонарушениях, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16, 20.4 настоящего Кодекса.
В части 2 указанной статьи поименованы лица, которые вправе рассматри-вать дела об административных правонарушениях и назначать администра-тивные наказания от имени органов, указанных в части 1 данной статьи КоАП РФ. Согласно перечня к указанным лицам относятся, в том числе, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители и государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.
При этом, Приказом Министерства Российской Федерации по делам граж-данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийного бедствия от 06.02.2006 № 68 утверждён Перечень должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопо-жарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с которым государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях.
В силу изложенного протокол об административном правонарушении от 03.08.2007 № 251, оформленный государственным инспектором Михайловс-кого района по пожарному надзору ФИО5, суд считает составлен-ным уполномоченным должностным лицом.
Согласно ст.1.1 КоАП РФ законодательство об административном право-нарушении состоит из настоящего Кодекса, который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных нака-заний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, а также принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области по-жарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномочен-ными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандар-
ты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Пунктом 44 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийного бедствия от 18.06.2003 № 313 установлено, что двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты.
Нарушение указанного требования образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в редакции, дейст-вовавшей на момент совершения административного правонарушения, соглас-но которой нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста до двухсот минималь-ных размеров оплаты труда или административное приостановление деятель-ности на срок до девяноста суток.
При проверке довода Общества о неверном определении административ-
ным органом субъекта административной ответственности по рассматрива-емому административному делу, суд установил следующее:
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопас-ности в соответствии с действующим законодательством несут собствен-ники имущества, а также и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться этим имуществом.
В силу п.п.10, 38 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед-ствий стихийного бедствия от 18.06.2003 № 313, собственники имущества, ли-ца, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безо-пасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государст-
венных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопас-ности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
В силу п.2, 3 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным ко-оперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст.162 ЖК РФ договор управления много-квартирным домом заключается в письменной форме путём составления одного документа, подписанного сторонами. По договору управления многоквартир-ным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управ-ления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребитель-ского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказы-вать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту обще-го имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собствен-никам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не ме-нее чем один год и не более чем пять лет (п. 5 ст. 162 ЖК РФ).
Из материалов дела (письмо от 11.04.2007 № 236 главы Михайловского сельского поселения с информацией об управляющих компаниях, обслужива-ющих многоэтажные жилые дома на территории Михайловского сельского поселения) судом установлено, что Обществом не заключался договор на управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, т.е. данный многоквартирный дом на обслуживании ООО «Приморская теплосберегающая компания» не находился. Данный факт признаётся административным органом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст.71
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к выводу о том, что поскольку ООО «Приморская теплосберегающая компания» не осуществляло управление многоквартирным домом, не имело никаких прав и не несло обязательств перед собственниками и третьими лицами по данному адресу (с. Михайловка, дом № 6 квартал № 1), то привлечение заявителя к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности по указанному адресу является необоснованным.
Согласно ч.2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании ре-шения административного органа о привлечении к административной ответст-венности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для при-влечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Принимая во внимание оценку всех исследованных обстоятельств в их совокупности, суд считает, что постановление административного органа от 08.08.2007 № 251 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу подлежит признанию незаконным и отмене.
В силу ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Фе-дерации заявление об оспаривании решения административного органа о при-влечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 210-211 Арби-
тражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление Общества с ограниченной ответственностью «Приморская теплосберегающая компания».
Признать незаконным и отменить постановление от 08.08.2007 № 251 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу, вынесенное главным государственным ин-спектором Михайловского района по пожарному надзору в отношении ООО «Приморская теплосберегающая компания», зарегистрированного Меж-районной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 9 по Приморскому краю 18.02.2004 (свидетельство серии 25 № 02234159), расположенного по адресу: <...>.
Решение вступает в силу по истечении десяти дней с момента его при-нятия, если не подана апелляционная жалоба.
Судья Л.Л. Кузюра