АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владивосток Дело № А51-9391/07 24-358
«06» ноября 2007 г.
Резолютивная часть от 30.10.2007
Полный текст решения изготовлен 06.11.2007
Арбитражный суд Приморского края
в составе: судьи Н.А. Галочкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.Н. Костенко
рассмотрел 30.10.2007 в судебном заседании дело
по заявлению ООО «Приморская теплосберегающая компания»
к Отделу государственного пожарного надзора Михайловского района
об оспаривании постановлений о назначении административного наказания
при участии в судебном заседании
от заявителя: юрисконсульт ФИО1 (доверенность от 18.01.2007 сроком действия 1 год)
от административного органа : дознаватель ФИО2 (доверенность №4092-2-3 от 08.06.2007 сроком действия до 31.12.2007
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Приморская теплосберегающая компания» (далее – Общество, ООО «ПТСК», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Отдела государственного пожарного надзора Михайловского района от 08.08.2007 №№245, 246, 247, 256 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу.
Определением от 28.09.2007г. дела № А51-9391/2007 24-358, №А51-9392/2007 24-357, №А51-9390/2007 24-355, №А51-9393/2007 24-356 объединены в одно производство в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с присвоением номера А51-9391/07 24-358.
Представитель ООО «Приморская теплосберегающая компания» в судебном заседании поддержал заявленное требование, в его обоснование указал на допущенные административным органом нарушения требований КоАП РФ при вынесении оспариваемых постановлений. В частности заявитель указал, что о дате, месте и времени составления протоколов об административном правонарушении и о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административный орган не известил заявителя, в связи с чем протоколы об административном правонарушении составлены и материалы дела об административном правонарушении рассмотрены в отсутствие представителя юридического лица без разъяснения прав, предусмотренных КоАП РФ, являющихся гарантией прав юридического лица на защиту. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, лишило заявителя гарантий, предоставленных законом лицу, которое привлекается к административной ответственности.
Административный орган заявление отклонил, полагая, что при вынесении оспариваемого постановления нарушений закона не допущено. В обоснование возражений пояснил, что протоколы об административном правонарушении составлены должностным лицом административного органа в присутствии законного представителя Общества – генерального директора ФИО3 После составления протокола ФИО3 был ознакомлен с протоколами, а также ему разъяснили права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.4 КоАП РФ, указана дата, время и место рассмотрения административного дела, предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и дать объяснения и замечания по содержанию протокола, однако законный представитель Общества отказался от ознакомления с протоколом, а также от его подписи и получения. О рассмотрении материалов дела об административном правонарушении заявитель был также извещен, так как секретарю общества были оставлены протоколы об административном правонарушении, в которых были указаны место и время рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
Из материалов дела судом установлено, что ООО «Приморская теплосберегающая компания» зарегистрировано в качестве юридического лица 18.02.2004, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1042502151768.
Обществу с ограниченной ответственностью «ПТСК» по акту приема-передачи жилых домов в управление согласно договоров на управление многоквартирными домами с 01.08.2007 в управление переданы жилые дома, находящиеся по адресу: <...>
02.08.2007 главным государственным инспектором ОГПН Михайловского района ФИО4, была проведена проверка вышеупомянутых домов ООО «ПТСК» на предмет соблюдения правил пожарной безопасности.
В ходе проверки проверяющим были установлены следующие нарушения п.44 ППБ 01-03:
- в помещениях жилого дома по адресу: с.Михайловка, квартал №3, д.11 окна подвального помещения не остеклены, на дверях чердачных и подвальных помещений отсутствует информация о месте хранения ключей;
- в помещениях жилого дома по адресу: с.Михайловка, квартал №3, д.10 окна подвального помещения не остеклены, на дверях чердачных и подвальных помещений отсутствует информация о месте хранения ключей, двери подвальных и чердачных помещений не закрыты на замки;
- в помещениях жилого дома по адресу: с.Михайловка, квартал №1, д.20 окна подвального помещения не остеклены, на дверях чердачных и подвальных помещений отсутствует информация о месте хранения ключей;
- в помещениях жилого дома по адресу: с.Михайловка, квартал №4, д.8 окна подвального помещения не остеклены, на дверях чердачных и подвальных помещений отсутствует информация о месте хранения ключей, дверь чердачного помещения не закрыта на замок.
По данному факту 03.08.2007 Главным государственным инспектором Михайловского района по пожарному надзору были составлены в отношении ООО «ПТСК» протоколы №№245, 246, 247, 256 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
08.08.2007 по результатам рассмотрения дел об административном правонарушении, главным государственным инспектором Михайловского района по пожарному надзору в отношении заявителя были вынесены постановления о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу №245, 246, 247, 256, в соответствии с которыми ООО «ПТСК» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и на Общество был наложен административный штраф в размере 40 000 руб. в совокупности (10 000 руб. по каждому).
Не согласившись с вынесенными постановлениями, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО «ПТСК» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив законность вынесенных постановлений в полном объеме, в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение требований пожарной безопасности выразилось в нарушении пункта 44 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №313 от 18.06.2003.
Заявитель по существу факты правонарушений не оспаривает.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
На основании статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, и в нем указываются место, время совершения и событие административного правонарушения. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Эти требования относятся не только к форме, но и содержанию протокола, поскольку позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав привлекаемого к ответственности лица.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий конкретное противоправное деяние и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.
Составление протокола без уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, и без его участия является грубым нарушением обязательной процедуры административного производства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.
Из протоколов об административном правонарушении следует, что при их составлении законный представитель Общества генеральный директор ФИО3 от объяснений, получения копий протоколов отказался, о чем в протоколах сделана соответствующая запись инспектором ОГПН ФИО4
Как указано в пункте 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Кроме того, согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется такое дело. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Рассмотрение дела без уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, и без его участия является грубым нарушением обязательной процедуры административного производства.
Административный орган пояснил, что протоколы об административном правонарушении, в которых были указаны дата и место рассмотрения материалов дела были оставлены в приемной секретарю. Других доказательств, подтверждающих извещение Общества о времени и месте рассмотрения материалов дела административный орган не представил.
Заявителем в материалы дела представлены объяснения секретаря Кинжаловой Н.К. и заместителя генерального директора ООО «ПТСК» ФИО5, которые пояснили, что 03.08.2007 протоколы об административном правонарушении в отношении ООО «ПТСК» административным органом не оставлялись.
Доказательств надлежащего уведомления ООО «ПТСК» о времени и месте рассмотрения административных дел административным органом не представлены, материалы дел об административном правонарушении рассмотрены в отсутствие представителя Общества. Указанное процессуальное нарушение является неустранимым.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Пунктом 17 постановления Пленума ВАС России от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу №№ 245, 246, 247, 256, вынесенных Отделом государственного пожарного надзора Михайловского района Приморского края 08.08.2007 подлежат удовлетворению в связи с существенными нарушениями установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности либо применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах оспариваемые постановления подлежат признанию незаконными и отмене в порядке части 2 статьи 211 АПК РФ.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными и отменить постановления о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности юридическому лицу №№ 245, 246, 247, 256, вынесенных Отделом государственного пожарного надзора Михайловского района Приморского края 08.08.2007 в отношении ООО «Приморская теплосберегающая компания».
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья Н.А. Галочкина