ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-942/10 от 05.03.2010 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-942/2010

15 марта 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 05.03.2010. Полный текст решения изготовлен 15.03.2010.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Нестеренко Л.П.

рассмотрел 5 марта 2010 в судебном заседании

дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Приморский Металло Экспорт»

к Владивостокской таможне

об оспаривании требования

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 11.01.2010 № 07-01), от ответчика – главный государственный таможенный инспектор правового отдела ФИО2 (доверенность от 05.02.2010 № 41)

Общество с ограниченной ответственностью «Приморский Металло Экспорт» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным требования Владивостокской таможни от 18.12.2009 по ГТД № 10702020/161209/0013707.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, полагая, что представил таможенному органу все необходимые документы, позволявшие сделать вывод о том, что спорный товар не является ни товаром военного назначения, ни товаром, в отношении которого осуществляется экспортный контроль, оснований для запроса заключения экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны не имелось. Полагает, что оспариваемое требование не соответствует статьям 131, 367 Таможенного кодекса РФ.

Ответчик требование не признал, указав, что дополнительные документы были запрошены у декларанта в целях соблюдения условия для выпуска товаров, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 149 Таможенного кодекса РФ, в рамках предоставленных таможенному органу полномочий.

При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Приморский Металло Экспорт» зарегистрировано в качестве юридического лица 09.02.2005 и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за Основным государственным регистрационным номером 1052504053502 согласно свидетельству серия 25 № 01817463.

16.12.2009 ООО «ПриМЭк» подало во Владивостокскую таможню временную грузовую таможенную декларацию № 10702020/161209/0013707с целью вывоза в Китай лома черных металлов несортированного, состоящего из углеродистой, легированной, некоррозионностойкой стали разделанной танковой брони в количестве 2 700 000 кг во исполнение внешнеторгового контракта.

18.12.2009 таможенный орган вручил декларанту требование о представлении технической документации, а также заключения экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны РФ, предусмотренное Указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062.

24.12.2009 товар в количестве 2 691 431 кг был погружен на судно, о чем имеется отметка в поручении на отгрузку экспортных товаров от 14.12.2009 № UMG001/10, оформлено приложение к погрузпоручению, выдан коносамент от 24.12.2009 № UMG001/10.

30.12.2009 товар был выпущен в заявленном таможенном режиме.

Общество посчитало, что требование от 18.12.2009 является незаконным и нарушило права и законные интересы Общества, в связи с чем оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требования заявителя ввиду следующего.

Согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

В силу статьи 60 кодекса таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных кодексом, - устного заявления или совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Статьей 149 Таможенного кодекса РФ установлены условия для выпуска товаров, а пунктом 1 статьи 152 кодекса предусмотрено, что таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 Кодекса.

Согласно статье 131 Таможенного кодекса РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в том числе разрешений, лицензий, сертификатов и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В силу пункта 3 статьи 367 кодекса при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.

Документы, которыми располагало ООО «ПриМЭк» на момент подачи временной ГТД, были представлены таможенному органу. В том числе имелся акт экспертизы от 14.12.2009 № 117, оформленный ЗАО «Дальневосточная экспертиза», о том, что подготовленный к погрузке на теплоход лом черных металлов является несортированным ломом из легированной, некоррозионностойкой стали различных категорий, групп, марок, состоящий из разделанной танковой брони, соответствует ГОСТ 2787-75 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия». Эксперт также указал, что данный товар не входит в перечень товаров, указанных в Приказе ГТК России от 28.12.2006 № 1378, не относится к товарам двойного назначения, не может быть использован для выполнения им прежних функций или приспособлен для других целей, кроме как для восстановления металла путем переплавки.

Из материалов дела следует, что выпуск спорного товара был произведен ответчиком после получения от декларанта заключения Министерства обороны РФ от 29.12.2009 № 236/4559з, которое он представил сопроводительным письмом от 30.12.2009. Заключение представлено во исполнение требования от 18.12.2009.

Как видно из текста оспариваемого требования от 18.12.2009, основанием для его направления послужило обнаружение таможенным органом того, что заявленные в графе 31 декларации сведения могут являться недействительными.

Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.

Порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти военно-технического сопровождения и контроля разработки, производства и поставок продукции военного назначения, предназначенной для передачи иностранным заказчикам при проведении внешнеторговых операций с иностранными государствами регламентирован Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.1999 № 1109. В частности, им предусмотрено, что военно-техническое сопровождение организуется Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти после утверждения экспортной комплектации образцов вооружения и военной техники, основных параметров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке (модернизации) образцов вооружения и военной техники либо иных экспортных характеристик продукции военного назначения на этапах согласования объема сведений военно-технического характера, передаваемых для ознакомления иностранным заказчикам; осуществления рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности; проведения переговоров с иностранными заказчиками; подготовки проектов решений Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации о проведении внешнеторговых операций с продукцией военного назначения; подготовки и подписания контрактных документов; исполнения обязательств по контрактным документам.

Общее руководство военно-техническим сопровождением и контролем разработки, производства и поставок продукции военного назначения осуществляется Министерством обороны Российской Федерации (пункты 3, 4).

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденного Указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации продукции военного назначения при осуществлении военно-технического сотрудничества производятся в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденного этим же Указом, предусмотрено, что в целях идентификации ввозимой и вывозимой продукции военного назначения при оформлении и выдаче лицензий, а также при ее таможенном оформлении применяется классификатор продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, Министерство обороны Российской Федерации по запросам федеральных органов исполнительной власти, российских и иностранных субъектов военно-технического сотрудничества, а также иных российских участников внешнеторговой деятельности обязано безвозмездно в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления запроса, выдать запрашивающим организациям (лицам) заключение об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу и (или) вывозу, к продукции военного назначения. Форма такого заключения и порядок его оформления определяются Министерством обороны Российской Федерации.

Это полномочие Министерства обороны РФ закреплено также в подпункте «г» пункта 1 Перечня федеральных органов исполнительной власти, утвержденного этим же Указом.

В Классификаторе продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, не указан такой товар, как лом черных металлов, образовавшийся в результате разделки брони тяжелой военной техники. Однако возможность запросить у декларанта дополнительные документы в подтверждение соблюдения установленных условий, запретов и ограничений при вывозе спорного товара прямо вытекает из Пункта 3 Положения о порядке лицензирования ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062.

Кроме того, заявитель не привел доказательств того, что вручение требования от 18.12.2009 о представлении дополнительных документов само по себе нарушило права и законные интересы ООО «ПриМЭк», и не указал, какие неблагоприятные последствия для Общества могло повлечь неисполнение требования.

Согласно пункту 4 статьи 367 Таможенного кодекса РФ запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено кодексом.

Доводы, касающиеся нарушения прав заявителя, свелись к тому, что до представления запрошенных документов был задержан выпуск товаров, что привело к простою судна, также были понесены расходы в связи с командировкой представителя в г. Москву. Однако в таком случае на права и законные интересы декларанта повлияло не требование от 18.12.2009 как таковое, а уклонение таможенного органа от выпуска товара до получения запрошенных документов. Это уклонение (бездействие) в рамках настоящего дела заявитель не оспаривает.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Приморский Металло Экспорт» в удовлетворении заявления о признании незаконным требования Владивостокской таможни от 18.12.2009 по ГТД № 10702020/161209/0013707, проверенного на соответствие Таможенному кодексу Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Приморского края в месячный срок.

Судья Нестеренко Л.П.