ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-9474/2021 от 23.11.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, д. 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-9474/2021

26 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2021 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2021 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Краснова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тищенко Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «База Владторгсервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 18.04.2005)

к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации  29.12.2012)

о признании незаконными предписаний № 01-5 от 23.04.2021 и № 01-111 от 08.10.2021,

при участии: от заявителя – не явились, извещены,

от инспекции – ФИО1,  доверенность от 29.07.2021, служебное удостоверение, диплом,

установил: общество с ограниченной ответственностью «База Владторгсервис» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о признании незаконными предписаний № 01-5 от 23.04.2021.

При рассмотрении дела заявитель уточнил требования, просил также признать недействительным предписание № 01-111 от 08.10.2021.

Поскольку оба предписания вынесены по реконструкции одного и того же объекта, в обоих предписаниях сформулированы одинаковые требования, подлежащие исполнению обществом, суд в порядке статьи  49 АПК РФ принял уточнение требований.

Надлежаще извещенное общество явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в нем письменным доказательствам.

Представитель инспекции возражал по заявленным требованиям, просил суд исключить из числа доказательств техпаспорт, представленный обществом.

Поскольку административным органом не сделано заявление о фальсификации доказательства в порядке статьи 161 АПК РФ, оснований для исключения техпаспорта из числа доказательств по делу суд не усматривает, в соответствии с частью 7 статьи 71 АПК РФ результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Из материалов дела следует и судом установлено, что на  основании распоряжения Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края  от 19.02.2021 № 81-п в отношении ООО «База Владторгсервис», являющегося собственником объекта капительного строительства «Здание культурно-просветительского назначения с временным проживанием людей» кадастровый номер 25:28:040009:6510, расположенного по адресу: <...>, проведена внеплановая документарная проверка с целью установления соблюдений градостроительного законодательства при реконструкции объекта.

Результаты проверки оформлены актом от 23.04.2021 № 01-81-п, из которого следует, что на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050033:170 по адресу: <...>, расположено четырехэтажное здание (один этаж подземный), в соответствии с выпиской из ЕГРН от 11.08.2020 №25/000/002/2020-247762 на данном земельном участке зарегистрировано нежилое здание «Пункт отстоя пассажирских поездов на ст. Седанка» площадью 1443,1 кв.м., этажность (этаж) 3 (в том числе 1 подземный), кадастровый номер объекта 25:28:040009:6510 (собственность от 14.09.2017 №25:28:040009:6510-25/001/2017-1).

Из анализа имеющихся документов, следует вывод о том, что проведена реконструкция здания «Пункт отстоя пассажирских поездов на ст. Седанка» путем надстройки четвертого этажа, а также изменение объемно-панировочных решений объекта. Разрешение на реконструкцию данного объекта администрацией г. Владивостока не выдавалось.

На объекте недвижимости имеется информационная вывеска «Здание культурно- просветительного назначения с временным проживаем людей». На момент осмотра здание эксплуатировалось как гостиница в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (акт осмотра объекта от 17.08.2020 № б/н составленный УГА г. Владивостока).

Инспекцией у собственника здания ООО «База Владторгсервис» запрошены документы, в частности, проектная документация на реконструкцию объекта капитального строительства с кадастровым номером 25:28:040009:6510; положительное заключение экспертизы проектной документации на реконструкцию объекта капитального строительства; исполнительная документация на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; договор подряда (генерального подряда); выписка из реестра членов саморегулируемой организации, подтверждающая сведения об уровне ответственности заказчика и лица, осуществляющего строительство; представить сведения о включении специалистов заказчика и лица, осуществляющего строительства, в национальный реестр специалистов.

Указанная документация в адрес инспекции не поступила, в связи с чем ИРСН и КДС Приморского края пришла к выводу о допущении обществом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 19.7 КоАП РФ.

По результатам проведенной проверки обществу выдано предписание № 01-05 от 23.04.2021 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта незавершенного строительства, которым в срок до 01.09.2021 на общество возложена обязанность представить в ИРСН и КДС Приморского края: документацию на реконструкцию объекта капитального строительства с кадастровым номером 25:28:040009:6510, отвечающую требованиям статьи 48 и предусмотренную частью 5 статьи 55.24 ГрК РФ, пункту 5.4 СП 48.13330.2011 «Организация строительства» (пункт 1); представить в адрес инспекции положительное заключение экспертизы проектной документации на реконструкцию объекта капитального строительства с кадастровым номером 25:28:040009:6510, в соответствии со статьей 49 ГрК РФ (пункт 2); не допускать эксплуатацию объекта «Здание культурно-просветительского назначения с временным проживанием людей» (кадастровый номер здания 25:28:040009:6510), расположенного по адресу: <...>, до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или акта разрешающего эксплуатацию здания, в случаях предусмотренных Федеральными законами, что является требованием статьи  55, части 2 статьи 55.24 ГрК РФ (пункт 3).

На основании распоряжения руководителя инспекции от 08.09.2021 № 277-п в отношении общества проведена проверка исполнения предписания № 01-05 от 23.04.2021.

Согласно акту проверки от 08.10.2021 № 01-277-п, на момент ее проведения предписание  № 01-5 от 23.04.2021 не исполнено.

По результатам проверки инспекция выдала ООО «База Владторгсервис» предписание от 08.10.2021 № 01-111 сроком исполнения до 17.01.2022, содержания, аналогичного предписанию № 01-05 от 23.04.2021.

Оспаривая факт реконструкции здания, не согласившись с выводами инспекции, считая предписания № 01-05 от 23.04.2021 и № 01-111 от 08.10.2021 незаконными, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения участников спора, суд счел требования ООО «База Владторгсервис» необоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Пунктами 1.1, 1.1.1 и 1.1.2 Положения об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 № 356-па, установлено, что инспекция является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений.

Аналогичное положение предусмотрено и подпунктом «г» пункта 24 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, согласно которому должностные лица органов государственного строительного надзора по результатам проведенных проверок составляют акты, на основании которых выдают предписания об устранении выявленных нарушений.

Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства считается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Согласно пункту 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

По правилам части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.

В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство (часть 2 статьи 51 ГрК РФ), ввод объекта в эксплуатацию - на основании разрешения уполномоченного органа, выдавшего разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 ГрК РФ).

В силу части 5 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Согласно части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ (часть 9 статьи 49 ГрК РФ).

Из части 15 статьи 48 ГрК РФ следует, что проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных ГрК РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

В данном случае ИРСН и КДС установлен факт реконструкции объекта капительного строительства здания «Пункт отстоя пассажирских поездов на ст. Седанка» площадью 1443,1 кв.м., этажность (этаж) 3 (в том числе 1 подземный), кадастровый номер объекта 25:28:040009:6510 в отсутствие документации, предусмотренной градостроительным законодательством, факт эксплуатации объекта без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что послужило основанием для выдачи предписаний.

Общество, возражая против требований инспекции указало, что здание построено в 1984 году до введения действия ГрК РФ, что не требует разрешения на его ввод в эксплуатацию; инспекцией не доказан факт проведения ООО «База Владторгсервис» реконструкции, считает оспариваемые предписания неисполнимыми.

Оценив письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно выписке из ЕГРН в отношении спорного объекта капительного строительства по состоянию на август 2020 года здание с  кадастровым номером 25:28:040009:6510 и инвентарным номером 056401:00:001430740:0016 «Пункт отстоя пассажирских поездов на ст. Седанка» по адресу ул. 15-я, 34 в г. Владивостоке площадью 1 443.1 кв. м с количеством этажей 3, в т.ч. 1 подвал, зарегистрировано в собственность за ООО «База Владторгсервис».

Аналогичные сведения отражены в выписке от 18.09.2017, полученной обществом после государственной регистрации права на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 30.08.2017.

Таким образом, на кадастровый учет поставлен, введен в гражданский оборот и зарегистрирован за ООО «База Владторгсервис» объект с наименованием «Пункт отстоя пассажирских поездов на ст. Седанка» по адресу ул. 15-я, 34 в г. Владивостоке с площадью 1 443.1 м, с количеством этажей 3, в т.ч. 1 подвал.

Обществом представлен в материалы дела технический паспорт по состоянию на 24.10.2016 на объект «Здание культурно-просветительского назначения с временным проживанием людей» по адресу ул. 15-я, 34 лит. А в г. Владивостоке, с инвентарным номером 16527, подвал 1-3 этаж, площадью 1 889.9 м, что существенно отличается от выше представленных сведений учета.

При этом на схеме расположения объекта недвижимости в техпаспорте указана отметка 2КНЖ, что читается как двухэтажное кирпичное нежилое.

Объект с наименованием «Пункт отстоя пассажирских поездов на ст. Седанка» не предполагает проживание граждан и сдачу помещений под длительное проживание, сдачу помещений в аренду.

Вместе с тем ИСРН и КДС по ПК выявлено, что по адресу ул. Пятнадцатая, 34 в г. Владивостоке осуществляется сдача меблированных квартир в аренду для проживания (сервис объявлений «Фарпост», объявление по состоянию на 09.07.2021) на условиях долгосрочной аренды.

Фототаблица, являющаяся приложением к акту осмотра объекта УГА г. Владивостока от 17.08.2020, отражающая состояние объекта в 2010, 2011, 2013 и 2020, очевидно подтверждает факт надстройки после 2013 года дополнительного этажа к зданию, что объясняет несоответствие площадей, указанных в публичном реестре при постановке объекта на кадастровый учет (10.04.2013) и в техническом паспорте 2016 года.

Таким образом, документально подтверждено увеличение площади объекта путем реконструкции в форме строительства дополнительного этажа.

Сведения, указанные в техническом паспорте по состоянию на 13.03.2008 не подтверждают и не опровергают позицию ни одной из сторон спора, поскольку данный документ представлен в нечитаемом виде, исключающем восприятие информации из документа в целом. Суд не принимает данный документ как допустимое доказательство.

Работы по надстройки дополнительного этажа к зданию по смыслу статьи 1 ГрК РФ являются его реконструкцией, следовательно, применительно к регулированию, приведенному выше такая реконструкция должна иметь проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, на реконструкцию объекта должно быть оформлено разрешение на строительство, эксплуатация реконструированного здания допустима после получения ввода объекта в эксплуатацию.

Доводы общества о том, что здание построено в 1984 году и не требует разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, являются ошибочными, поскольку реконструкция произведена после вступления в силу Градостроительного кодекса РФ, требующего такой документ в отношении реконструированного здания.

Согласно пункту 2 статьи 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

В соответствии со статьей 464 ГК РФ, если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (пункт 2 статьи 456), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи.

В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.

Совокупное толкование положений гражданского и градостроительного законодательства позволяют заключить, что лицо, реконструирующее здание либо лицо, которое приобрело в собственность реконструированный объект, обязано владеть документацией, относящейся к реконструкции.

По обстоятельствам дела такая документация должна находиться в распоряжении текущего собственника здания ООО «База Владторгсервис», однако общество таковую надзорному органу не представило.

Спор между заявителем по делу и надзорным органом о тождественности понятий «количество этажей» и «этажность», выводы, изложенные в акте инструментального обследования по определению высоты подземной части здания, расположенного по адресу: <...> правового значения в данном случае не имеют, поскольку фотоматериалами подтверждена надстройка дополнительного этажа к зданию, а не работы по изменению высот подземного этажа.

При таких обстоятельствах позиция инспекции об обязательном нахождении в распоряжении собственника документации, перечисленной в актах проверки № 01-81-п от 23.04.2021, № 01-277-п от 08.10.2021, необходимой в целях эксплуатации объекта капительного строительства является верной, инспекция обосновано при проведении проверки потребовала собственника представить документы, перечисленные в пунктах 1-2 предписания, потребовала не допускать эксплуатацию объекта до получения разрешения на его ввод в эксплуатацию.

Данное законное требование обусловлено тем, что поскольку поэтапный государственный строительный надзор на спорном объекте не осуществлялся, то отсутствуют доказательства соответствия выполненных на этом объекте работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ вышеуказанным строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды.

Судом проверены и признаны необоснованными доводы общества о нарушении ИРСН и КДС Приморского края порядка проведения проверки.

В данном случае внеплановая проверка общества проведена на основании распоряжения руководителя инспекции от 19.02.2021 № 81-п, изданного по факту получения сведений о  реконструкции объекта, полученных в ходе земельного контроля, проведенного УГА Администрации г. Владивостока в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по ул. Пятнадцатая, 34 в г. Владивостоке, которым является находящийся в федеральной собственности земельный участок с кадастровым номером 25:28:050033:170, на котором расположено реконструированное здание, принадлежащее ООО «База Владторгсервис» (акт осмотра объекта от 17.08.2020, выписка из ЕГРН от 21.07.2020).

Пунктом 26 статьи 5 Устава г. Владивостока, принятого решением Думы г. Владивостока от 03.03.2005 № 49, установлено, что к вопросам местного значения города Владивостока относится, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах города Владивостока.

Согласно административному регламенту по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Владивостокского городского округа, утвержденному постановлением главы г. Владивостока от 20.12.2017 № 3083, УГА администрации г. Владивостока, является органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Владивостокского городского округа (пункт 1.2. Административного регламента).

В силу пункта 1.4 Административного регламента предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (физическими лицами) требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации, Приморского края и муниципальными правовыми актами Владивостокского городского округа, в отношении объектов земельных отношений.

Как установлено пунктом 5.1 Административного регламента, муниципальный земельный контроль осуществляется путем проведения проверки в установленном законом порядке.

Проверки в рамках муниципального земельного контроля осуществляются уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Владивостокского городского округа.

По результатам проведения проверок земельных участков составляются акты проверок соблюдения земельного законодательства (пункт 5.2 Административного регламента).

Постановлением Администрации Приморского края от 07.04.2015 № 104-па утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Приморского края.

В соответствии с пунктом 3.2.2 Административного регламента инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (утв. приказом ИРСН и КДС Приморского края от 02.07.2019 № 22) поступление в инспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о фактах нарушений требований Федерального закона № 214-ФЗ, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа, является основанием для проведения внеплановой проверки.

В соответствии с пунктом 3.2.10 Административного регламента предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах субъектов проверки, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, установленных Федеральным законом № 214-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнением предписаний и постановлений инспекции. В процессе проведения документарной проверки уполномоченными должностными лицами инспекции в первую очередь рассматриваются документы субъектов проверки, имеющиеся в распоряжении инспекции, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих субъектов проверки государственного контроля (надзора).

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении инспекции, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение субъектом проверки обязательных требований, указанных в абзаце 2 настоящего пункта, уполномоченное должностное лицо инспекции направляет в адрес субъекта проверки мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения руководителя инспекции, заместителя руководителя инспекции о проведении документарной проверки.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса субъект проверки обязан направить в инспекцию указанные в запросе документы.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица субъекта проверки. Субъект проверки вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в инспекцию, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных субъектом проверки документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у инспекции документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется субъекту проверки с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Субъект проверки, представляющий в инспекцию пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, указанных в абзаце 8 настоящего пункта, вправе представить дополнительно в инспекцию документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

При проведении документарной проверки инспекция не вправе требовать у субъекта проверки сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены инспекцией от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Уполномоченное должностное лицо инспекции, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем, иным должностным лицом или уполномоченным представителем субъекта проверки пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений инспекция установит признаки нарушения обязательных требований, указанных в абзаце 2 настоящего пункта, должностные лица инспекции вправе провести выездную проверку. При проведении выездной проверки запрещается требовать от субъектов проверки представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки.

По результатам проверки уполномоченными должностными лицами инспекции, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России № 141.

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников субъекта проверки, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, указанных в абзаце 1 настоящего пункта, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта проверки под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта проверки, а также в случае отказа субъекта проверки дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле инспекции. При наличии согласия субъекта проверки на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта проверки. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным субъектом проверки (пункт 3.2.12Административного регламента).

В случае, если в результате проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных Федеральным законом № 214-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, инспекция направляет предписание об устранении нарушений требований Федерального закона № 214-ФЗ, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, и устанавливает сроки устранения этих нарушений (пункт 3.2.14 Административного регламента).

В материалы дела представлены акт осмотра объекта от 17.08.2020, распоряжения ИРСН и КДС Приморского края от 19.02.2021 № 81-п и от 08.09.2021 № 277-п о проведении внеплановых проверок в отношении общества «База Владторгсервис», уведомление о проведении документарной проверки от 19.02.2021 № 52/657, полученное обществом почтовым отправлением по месту государственной регистрации (690039, <...>); результаты проверок оформлены актами от 23.04.2021 № 01-81-п, от 08.10.2021 № 01-277-п, обществу по факту выявления нарушений выданы предписания от 23.04.2021 № 01-5, от 08.10.2021 № 01-111.

Действия инспекции соответствуют положениям статьи 54 ГрК РФ, Положению об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, (утв.  постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 № 356-па), Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54), Административному регламенту (утв. приказом ИРСН и КДС Приморского края от 02.07.2019 ; 22).

Проведенные проверки соответствуют положениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», нарушений, указанных в статье 20 данного закона, влекущих недействительность результатов проверки, судом не установлено, заявителем такие не названы.

Поскольку инспекцией при  проведении контрольных мероприятий выявлены нарушения обществом градостроительных норм, административный орган обосновано выдал предписания № 01-5 от 23.04.2021 и № 01-111 от 08.10.2021.

Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Таким образом, требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

При этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 КоАП РФ.

Оценив содержание оспариваемых предписаний, суд установил, что изложенные в них требования содержат четкие формулировки, основанные на требованиях градостроительного законодательства, исключают двусмысленность в отношении действий, которые общество обязано совершить, в предписаниях отсутствует неопределенность.

При таких обстоятельствах, поскольку в настоящем судебном заседании не нашли подтверждения обстоятельства, названные в статьях 198 и 200 АПК РФ, суд отказывает ООО «База Владторгсервис» в удовлетворении его требования.

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по результатам рассмотрения спора относятся на заявителя по делу.

Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 6 000 руб. (платежное поручение № 229 от 11.10.2021) на основании статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                       р е ш и л:                          

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «База Владторгсервис» о признании незаконными предписаний Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края № 01-5 от 23.04.2021 и № 01-111 от 08.10.2021, вынесенных в отношении общества с ограниченной ответственностью «База Владторгсервис», отказать в виду их соответствия Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «База Владторгсервис» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению № 229 от 11.10.2021 на сумму 6 000 рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                            Краснов В.В.